Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контролируемые сделки в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок
Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:
-
для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);
-
для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.
Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3
Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.
При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)
По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.
Статьей 129.4 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках в установленный срок, а также за указание недостоверных сведений в уведомлении. В частности, с нарушителя может быть взыскан штраф в размере 5000 руб. Что же является предметом нарушения? Например, если в уведомлении указаны данные не обо всех контролируемых сделках либо в отношении нескольких сделок представлены недостоверные сведения, последует ли в этом случае ответственность за каждую допущенную ошибку либо мера ответственности за данное нарушение не может превышать 5000 руб.?
Спешим успокоить налогоплательщиков. Так как в соответствии с требованиями налогового законодательства в налоговый орган за прошедший календарный год должно представляться лишь одно уведомление, в котором отражаются все совершенные налогоплательщиком в календарном году контролируемые сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ, ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок применяется в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями (Письмо Минфина России от 15.10.2012 N 03-01-18/7-142). Иными словами, размер штрафа не зависит от количества контролируемых сделок, информация о которых не включена в уведомление или недостоверна.
Далее поговорим об отдельных вопросах, возникающих у налогоплательщиков при заполнении названной налоговой формы.
Какая цена сделок в иностранной валюте между взаимозависимыми лицами должна указываться налогоплательщиком в уведомлении: с учетом или без учета курсовых разниц? Курсовой разницей признается разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или на отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода (п. 3 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ).
Утверждено Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
При осуществлении внешнеторговых сделок по отгрузке товаров, заключаемых в иностранной валюте, следует пересчитывать стоимость реализованных товаров на дату, которая используется при отражении операции в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 9 ПБУ 3/2006 обязательства, выраженные в валюте, признаются в рублевой оценке по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте (Письмо ФНС России от 22.01.2013 N ОА-4-13/611@). Таким образом, в уведомлении указывается цена исходя из курса на дату признания дохода и формирования дебиторской задолженности. Возникающие курсовые разницы в состав доходов по сделке не включаются, а отражаются в составе прочих доходов (прочих расходов) организации.
Статья 105.16. Налогового кодекса РФ. Уведомление о контролируемых сделках
1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса.
Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?
Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.
К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:
- за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
- ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
- ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
- стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
- объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
- объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.
Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.
Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.
Особенности уведомления о контролируемых сделках
Уведомление о контролируемых сделках представляет собой важный налоговый и правовой документ, содержащиеся сведения в котором направлены на обеспечение максимального контроля процедур налогообложения юридических лиц.
Установленная форма заполнения документа и обязательные сведения, которые должны содержаться в нем, являются важнейшими нюансами и не допускают каких-либо нарушений.
Любая проверка поданного документа сможет выявить даже мельчайшие нарушения, именно поэтому подготовка уведомления в допустимый срок играет большую роль.
К основным особенностям уведомления и заполнения данного документа можно отнести часто возникающие вопросы по поводу группировки однородных контролируемых сделок. Контролируемые сделки представляют собой отдельные операции, к примеру, поставку определенных товаров покупателю.
Следовательно, крупная компания может заключить достаточно большое количество подобных сделок за один календарный год. Именно для этого предусмотрена возможность объединения и группировки однородных сделок, для более простого и быстрого заполнения необходимой документации, а также для верного заполнения уведомления.
Форма заполнения уведомления предусматривает, что в однородные могут быть объединены те сделки, предметом которых являются идентичные товары, работы, либо услуги. При этом действующее требование предусматривает, что данные сделки должны быть проведены в примерно идентичных или близких по значению финансовых, либо коммерческих условиях.
Обстоятельства для признания сделки контролируемой
Положения действующего налогового законодательства РФ устанавливают определенные условия, ответственность и обстоятельства, при которых конкретная правовая сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой.
Основным обстоятельством, при соблюдении которого признание сделки контролируемой становится возможным, является критерий о том, что полученные результаты и методы хотя бы одной стороны данных правоотношений должны оказать влияние и определенные последствия на общую систему налогообложения. То есть, хотя бы одна из сторон, либо сразу обе, должны учесть доходы или расходы. Результатом данного действия становится увеличение, либо уменьшение текущей налоговой базы.
Помимо этого, важный критерий также заключается и в самих лицах, принимающих участие в данной сделке, которые являются взаимозависимыми. Данные лица должны полностью отвечать и соответствовать требованиям, установленным ст.105 НК РФ.
Помимо взаимозависимых лиц, существует и иные обстоятельства для того, чтобы признание тех или иных сделок контролируемыми было правомерным. Сюда относятся и обстоятельства самой сделки, особенности и предмета и стоимости, в также выполнение иных требований, которые были предусмотрены для данной процедуры.
Контролируемые сделки для целей налогообложения. Критерии для признания сделки контролируемой. Отчетность и ответственность за неуплату налога
Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).
Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).
Цель введения понятия «контролируемые сделки» — контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки. Таким образом исключается возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие).
Пример:
Фирма «Астра» производит товары, себестоимость которых равна 1000 рублей. Рыночная цена продукта – 2000 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (2000 — 1000) = 1000 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
Для снижения налоговой нагрузки Фирма «Астра» может реализовать подконтрольной структуре «Прима» в оффшорном государстве товар по 1001 рублю, которая в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
Критерии контролируемых сделок разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. Теперь В соответствии с НК РФ за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – 2000 рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 1000 руб., а не 1 руб., задекларированный «хитрым» налогоплательщиком. Таким образом государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
Для целей налогообложения сделки признаются контролируемыми, если соответствуют следующим критериям:
№ п/п |
Контролируемые сделки |
Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой |
Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой |
1 |
Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация |
При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: |
|
1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает определенный размер; |
1 млрд рублей. |
||
2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах; |
60 млн рублей |
||
3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы; |
100 млн. руб. |
||
4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам; |
60 млн рублей |
||
5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны |
60 млн рублей |
||
6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям: одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ; любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ |
60 млн рублей |
||
7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ |
60 млн рублей |
||
8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.145.1 части второй НК РФ |
60 млн рублей |
Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках
Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:
1. По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году (Письмо Минфина от 25 января 2013 г. N 03-01-18/1-14).
2. Уведомление заполняется либо на компьютере, либо от руки чернилами черного/синего/фиолетового цвета.
3. Все поля уведомления заполняются слева направо.
4. Текстовые поля уведомления заполняются заглавными печатными буквами.
5. В уведомление нельзя вносить какие-либо исправления при помощи корректирующего или аналогичного средства.
6. Двусторонняя печать уведомления не допускается.
7. Страницы уведомления имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа. Страницы нумеруются следующим образом: первая – «00001», вторая – «00002» и т.д.
8. Если у вас нет какого-либо показателя, то в отведенных для его указания знакоместах ставятся прочерки. Также прочерки ставятся, если знакомест больше, чем указываемой информации. К примеру, поле ИНН содержит 12 знакомест, а так как ИНН организации состоит лишь из 10 цифр, то в уведомлении этот номер указывается так: «7714123456—«. Правда, если форму вы заполняете на компьютере, то прочерки в пустых знакоместах можно и не ставить.
9. Стоимостные показатели отражаются в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, более 50 коп. – округляются до полного рубля).
10. Если уведомление заполняется обычным физлицом (не ИП), то на титульном листе оно может не указывать свой ИНН.
11. Несмотря на то, что в Порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках (утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@) говорится о том, что подпись руководителя организации заверяется печатью, оттиск круглой печати ставится только при ее наличии, т. е. он вовсе необязателен.
12. На титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, укажите свой вид деятельности по ОКВЭД2 (Письмо ФНС от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@).
Какие сделки считаются контролируемыми
ФНС значительно сократила число подконтрольных сделок, по которым теперь нужно отчитываться (письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-3-13/7363@ от 25.10.18). Теперь контролируемой сделкой будет считаться только та, которая совершена на территории России и по сумме превышает один миллиард рублей. До 2019 года был установлен другой порог по сумме сделки – 60 миллионов рублей (для участников специальных налоговых режимов был иной критерий – 100 миллионов рублей) Поэтому инспекторы оказались буквально завалены работой по проверке таких сделок. В настоящее время часть сделок, осуществленных на территории нашей страны, не будут признаваться контролируемыми, хотя еще в прошлом году ФНС занималась их проверкой.
Также и по сделкам с иностранными контрагентами – теперь действует денежный порог в 60 миллионов рублей.
Давайте посмотрим подробнее, какие критерии контролируемых сделок действуют с 1 января 2019 года.
Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках: подготовка
Прежде чем заполнить форму уведомления о контролируемых сделках, необходимо подготовить документацию. ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным.
Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:
- Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового Кодекса).
- Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
- Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
- Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам. На этом этапе следует проанализировать взаимозависимые стороны сделок и их описание.
- Учитывая результаты предыдущих пунктов, следует определить объем доходной части по сделкам для целей налогообложения.
- Проведение экономического анализа и документирования. Необходимо сопоставить доходы по сделкам с рыночными ценами и определить рентабельность экономических отношений.
Документы могут потребоваться по любой контролируемой сделке, поэтому следует подготовить их заблаговременно. Обязательно необходимо отслеживать актуальность и достоверность данных.
Однотипные сделки: каковы их критерии?
В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.
Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).
Какие же критерии следует рассматривать как объективные?
Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.
Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:
- цены за единицу товара или услуги,
- количество поставленных товаров и услуг,
- место заключения сделки или отправки товара.
Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.
Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.
Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:
- отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
- поставлены по одному договору.
Форма документа и правила заполнения
Составляя этот документ, желательно принимать во внимание все требования глав 14.2 и 14.3 НК РФ. Действующий в настоящий момент порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках предусматривает соблюдение изложенных ниже правил:
- По итогам прошедшего календарного года составляют всего одно уведомление и в нём отражают сведения обо всех сделках, подлежащих контролю.
- Заполнять бланк можно как на компьютере, так и вручную. В этом случае необходимо использовать синие/фиолетовые/чёрные чернила.
- Все поля уведомления нужно заполнять слева направо.
- Текстовые поля прописываются заглавными печатными буквами.
- Номера телефонов указывают, начиная с символа «+» или цифры 8 без пробелов.
- Подчистки, исправления, использование корректирующих средств недопустимо.
- Бланк распечатывают только на одной стороне листа.
- Если какой-либо показатель отсутствует, то в данном поле необходимо проставить прочерки.
- В уведомлении используют только единицы измерения, прямо поименованные в классификаторе ОКЕИ.
- Все стоимостные показатели налогоплательщик обязан выражать в полных рублях. Числа округляют по правилам математики до ближайшего целого числа: суммы менее 50 копеек при этом не учитывают, а более 50 копеек – округляют до целого рубля. Данное требование становится существенным при большом количестве контролируемых сделок.
- Если в первичных документах количественное значение указано дробным числом, при заполнении уведомления его округляют по приведённым выше правилам.
- Если контролируемая сделка проводилась в иностранной валюте, в документе её необходимо отражать в российских рублях. Причём, для пересчёта используют кросс-курс, действовавший на дату отражения операции в бухучёте.
Многие бухгалтеры интересуются, как следует нумеровать уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения этого документа показывает, что его страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. В специально отведённых для этого клетках проставляют цифры «00001», «00002» и далее по порядку.
Обратите внимание: если уведомление заполняет физлицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, ИНН можно не проставлять. Тогда необходимо заполнить персональные данные. На титульном лице следует указать сведения об удостоверяющем личность документе, дату и место рождения, гражданство.