Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в ПДД. Как изменились правила дорожного движения с 1 марта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за проезд или разворот на островке безопасности останется прежним и составит 500 рублей. А вот штраф за остановку на островке безопасности будет неодинаковым для разных регионов России. В соответствии со статьей 12.19. КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Однако для городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга штраф вырастает до 2500 рублей. Кроме того, местное законодательство позволяет эвакуировать неправильно припаркованные автомобили на штрафстоянки.
Направляющие островки
С 1 марта 2023 года в текст правил дорожного движения вводится новое понятие «Направляющий островок»:
«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
Напомню, что ранее в тексте ПДД использовался только термин «островок безопасности», который обозначает элементы благоустройства, предназначенные для остановки пешеходов, пересекающих проезжую часть.
В отличие от островков безопасности новые направляющие островки подобную функцию не выполняют. Они служат для того, чтобы сделать слияние или разделение транспортных потоков более удобным.
Думаю, ни для кого не секрет, что направляющие островки встречаются на российских дорогах уже в течение многих лет, так что сам по себе данный термин ничего нового не вводит. Однако, ниже пойдет речь о связанных ограничениях, которые, действительно, являются новыми.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Обновленный пункт 9.12 говорит о том, что если направляющий островок находится в центре проезжей части, то водитель должен объезжать его справа, если иной порядок движения не предписан дорожными знаками или дорожной разметкой.
12.4. Остановка запрещается:
…
на островках направляющих и островках безопасности.
Какой штраф за пересечение и езду по островку безопасности (направляющему островку) в 2021 году
Дорожные службы часто рисуют на асфальте городских магистралей особые зоны, куда запрещен въезд транспорта. Что же произойдет, если автомобиль там все-таки окажется?
Островок безопасности очень соблазнителен для водителей. На нем можно разместиться на время, если не знаешь, куда ехать, и постоять немного, пока не найдешь по электронным картам правильный путь.
На островках безопасности часто встают сломавшиеся машины или просто те водители, которые не могут найти места для парковок. Некоторые стоят там даже в том случае, если на обеих сторонах улицы размещены знаки 3.27 «Остановка запрещена» в виде креста на белом фоне.
Разрешено ли так часто занимать островок безопасности? Разобраться в вопросе помогает член Ассоциации юристов России, партнер юридической Асия Мухамедшина.
Статья по теме Пробка у зебры. Смогут ли камеры адекватно штрафовать за непропуск пешехода
Где можно, а где нельзя парковаться во дворе жилого дома?
Предусмотрена ли ответственность для водителя при наезде только одним колесом во время выполнения обгона – да, предусмотрена в ПДД. Камеры автоматической фиксации (а именно они помогают запечатлеть 90% нарушений) настроены таким образом, что считают за нарушение любое пересечение сплошной линии.
Часто в таких местах находятся камеры фиксации нарушений, штрафующие водителей за поворот из средних рядов. В таком случае применяется штраф по статье 12.16 КоАП РФ за нарушение требований разметки. Стоянка на островке безопасности и в этом случае не возбраняется, правда, за проезд на него придется заплатить 500 рублей штрафа.
Работала корректором в издательстве, специализирующемся на периодических изданиях экономической тематики, писала статьи для профильных журналов по кадровому делопроизводству. С 2021 года работает в «Рамблере».
Как оказалось, ситуации с проездом по «островкам» могут подпадать под разные статьи КоАП. Кроме того, оказалось, что многие автомобилисты до сих пор уверены, что на таких островках можно безнаказанно останавливаться, когда, например, заблудился в дороге.
Требования к островку безопасности по ГОСТу
Еще немного нормативов. Согласно ГОСТ Р 52766-2007 существуют следующие нормы:
- Поток автотранспорта в местах установления островков составляет не менее 400 ед./ч.
- Ширина проезжей части от края островка до ближайшей обочины проезжей части – не менее 7,5 м.
- Островок не может быть меньше, чем ширина пешеходного перехода, а его минимальная длина – 1,5 м.
Есть свои требования к разметке и у ГОСТ Р 51256 – 2021:
- Линия 1.1 «Сплошная» . Это белая непрерывная линия шириной 0,10 или 0,15 м.
- Разметка 1.16.1 «Внутренняя разметка островка». Белые наклонные сплошные полосы параллельные друг другу. Ширина каждой полосы (а) – 0,40 м. Расстояние между полосами (с) – 1,2 м. Угол наклона оси данных полос относительно оси сплошной (α) равен 45˚.
Штрафы за неправильный проезд
В Кодексе административных правонарушений РФ островки безопасности не упоминаются, как и нарушения за их проезд. Однако это не значит, что вас не оштрафуют, если вы проедете этот участок дороги неправильно. Следует учитывать, что островки безопасности с горизонтальной разметкой (1.16.1 – 1.16.3):
- не являются проезжей частью и допускают только нахождение и движение пешеходов;
- обычно ограничены по периметру сплошной линией, которую пересекать нельзя даже случайно.
Заехать или остановиться на островке автомобиль может только при непредвиденной аварийной поломке, резком ухудшении состояния водителя или при угрозе ДТП. В прочих случаях вы будете оштрафованы:
- за наезд на сплошную разделительную линию во время движения — в размере 500 рублей (1.12.6 КоАП);
- за разворот на разметке, которая является частью пешеходного перехода – в размере 500 рублей;
- за наезд на разметку при повороте или развороте – в размере 1000-1500 рублей (2.12.16 КоАП);
- за остановку или стоянку на разметке, которая не предназначена для движения и остановки, или на расстоянии менее 10 метров от пешеходного перехода – в размере 1000 рублей (3.12.19 КоАП) или 1500-3000 рублей (4-5.12.16).
Нарушение |
Штраф |
Наезд на разметку при движении вперед |
500 рублей за несоблюдение требований разметки |
Поворот или разворот на разметке |
500 рублей за наезд на разметку пешеходного перехода |
Поворот или разворот на разметке вне пешеходного перехода |
1000 (видеокамеры) или 1500 (автоинспектор) рублей за пересечение сплошной разделительной линии |
Остановку или стоянку на разметке |
1000 рублей за заезд на разметку, не предназначенную для стоянки, либо 1500 рублей за стоянку на разметке пешеходного перехода (3000 рублей в Москве и СПб) |
Важно! Из-за невнятного отражения правил проезда островков безопасности в ПДД и КоАП, между водителями и ГИБДД постоянно возникают разногласия в трактовке предполагаемых нарушений. Поэтому, при получении такого штрафа, вы можете попробовать его обжаловать в вышестоящем подразделении Госавтоинспекции или мировом суде.
Нарушение правил остановки и стоянки
Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.
Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.
Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.
Поправки должны будут дополнить пункт 12.4 ПДД «Остановка запрещается». Теперь запрет на движение по островку безопасности, обозначенном разметкой 1.16.1-1.16.3 будет стоять в одном ряду с запретом на остановку на трамвайных путях, пешеходных переходах и полосах для велосипедистов.
По заявлению Минтранса задача данного нововведения – обеспечить безопасное дорожное движение на пешеходных переходах и пересечениях. Также подобные изменения гарантируют видимость транспортных средств путем исключения остановки или стоянки на направляющих островках. Так как разметка 1.16.1-1.16.3 обозначает направляющие островки в местах, где транспортные потоки разделяются или сливаются, штрафы за наезд на островок безопасности в 2021 году должны снизить количество аварийных ситуаций на дороге.
Помимо этого, в приложении предусмотрен пункт, который запрещает пересекать разметку 1.1. В случае несоблюдения водителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 12.16 КоАП.
Требования к островку безопасности по ГОСТу
Еще немного нормативов. Согласно ГОСТ Р 52766-2007 существуют следующие нормы:
- Поток автотранспорта в местах установления островков составляет не менее 400 ед./ч.
- Ширина проезжей части от края островка до ближайшей обочины проезжей части – не менее 7,5 м.
- Островок не может быть меньше, чем ширина пешеходного перехода, а его минимальная длина – 1,5 м.
Есть свои требования к разметке и у ГОСТ Р 51256 – 2021:
- Линия 1.1 «Сплошная» . Это белая непрерывная линия шириной 0,10 или 0,15 м.
- Разметка 1.16.1 «Внутренняя разметка островка». Белые наклонные сплошные полосы параллельные друг другу. Ширина каждой полосы (а) – 0,40 м. Расстояние между полосами (с) – 1,2 м. Угол наклона оси данных полос относительно оси сплошной (α) равен 45˚.
Каждый участник дорожного движения обязан знать, согласно ПДД, что островок безопасности — это такой участок, который предназначен для пешеходов. Кроме того, он разделяет транспортные потоки, по которым автомобили перемещаются в противоположных направлениях.
Островки безопасности наносятся в виде разметки на дороги. Если пешеход по каким-либо причинам не успел пересечь проезжую часть, он может спокойно дождаться на данном участке благоприятной ситуации для беспрепятственного перехода.
В России островки безопасности встречаются не так часто. Иная ситуация обстоит в европейских странах. Там подобной разметки настолько много, что водители поневоле начинают вести себя более дисциплинированно и соблюдать правила дорожного движения.
Предусмотренные штрафы за нарушения
Тщательно изучая ограничения в правилах, сталкиваешься с наблюдением, что прямого запрета на выполнение такого манёвра нет. Поэтому инспектор ДПС имеет право оформить постановление о штрафе на базе того, что водитель проигнорировал требования разметки. Именно от вида нарушения напрямую и зависит сумма санкций:
- наезд на островок указан в ч. 1 ст.12.16 КоАП подразумевает стандартный административный штраф в 500 руб.;
- стоянка в границах упомянутой разметки попадает под действие ст. 12.19 КоАП, где объём наказания составляет ровно 1 тыс. руб.;
- неправильная парковка далее правого ряда от края проезжей части обсуждается в ч. 3.2 ст. 12.19 КоАП и чревата штрафом в 1,5 тыс. руб.
Вдобавок стоит помнить: когда данная локация оформлена с использованием жёлтых линий, то из-за запрещённой стоянки автомобиль вовсе может быть эвакуирован. Только при отсутствии в зоне «островка безопасности» знака 3.27, хозяина транспорта не оштрафуют. Хотя даже в такой ситуации стоять в рассматриваемой зоне можно относительно недолго, а самому автолюбителю нельзя отходить далеко.
Островок безопасности на дороге – фрагмент разделительной полосы, по которому проходит разметка перехода, где пешеход может дождаться наступления возможности перейти дорогу.
Островок безопасности (ОБ) нужен в том случае, когда участок дороги с плотным движением не регулируется, либо дорожное полотно слишком широкое, чтобы пересечь его за время разрешающего сигнала светофора.
Такая область разметки может выделяться:
- бортовым камнем, когда сам участок выступает над поверхностью дорожного полотна, что обеспечивает дополнительную защищенность пешеходов;
- дорожной разметкой белого цвета, когда участок находится на одном уровне с дорогой.
В качестве элемента защиты также может выступать направляющий островок – треугольник безопасности на дороге, разделяющий потоки транспорта. Такой вид разметки может использоваться:
- в зонах пешеходных переходов;
- на участках дорог, где разделяются автомобильные потоки.
Предназначение сплошной линии состоит в том, что она разделяет транспортные потоки, движущиеся в разных направлениях и обозначает границы полос движения в местах повышенной опасности. Это значит, что любые маневры на этом островке категорически запрещены и приравниваются к выезду на встречную полосу движения.
В рамках данного островка разрешается движение только для пешеходов, а о том, что это категорически запрещено водителям ничего не сказано. Следовательно, островок безопасности нельзя считать проезжей частью. В правилах прописано требование, что движение автотранспортных средств возможно только по отведенным для этого полосам и нет запрета для осуществления движения по этому островку.
Если водитель движется в зоне размещения островка безопасности со стороны сплошной линии, то пересекать данную зону запрещено. Это касается разметок 1.16.1 – 1.16.3 белого цвета, которые:
- разделяют транспортные потоки противоположного направления;
- разделяют транспортные потоки одного направления;
- обозначают место слияния транспортных потоков.
Какой штраф за пересечение островка безопасности в 2022 году
Дорожные службы часто рисуют на асфальте городских магистралей особые зоны, куда запрещен въезд транспорта. Что же произойдет, если автомобиль там все-таки окажется?
Островок безопасности очень соблазнителен для водителей. На нем можно разместиться на время, если не знаешь, куда ехать, и постоять немного, пока не найдешь по электронным картам правильный путь. На островках безопасности часто встают сломавшиеся машины или просто те водители, которые не могут найти места для парковок. Некоторые стоят там даже в том случае, если на обеих сторонах улицы размещены знаки 3.27 «Остановка запрещена» в виде креста на белом фоне. Разрешено ли так часто занимать островок безопасности? Разобраться в вопросе помогает член Ассоциации юристов России, партнер юридической Асия Мухамедшина.
Статья по теме Пробка у зебры. Смогут ли камеры адекватно штрафовать за непропуск пешехода
Прежде всего, островки безопасности предназначены для разделения дороги на две части. Кроме того, они являются участками, на которых могут находиться пешеходы сколь угодно длительное время. Людям, пересекающим проезжую часть, нет необходимости контролировать транспортный поток со всех сторон.
На участках, где нет соответствующей разметки, чаще всего случаются ДТП с участием пешеходов. Это обусловлено тем, что люди не всегда правильно оценивают дорожную ситуацию и стремятся как можно скорее пересечь опасные для жизни зоны. Наличие же островков позволяет перейти половину проезжей части, остановиться и осмотреться, а затем продолжить движение, если это безопасно.
Это две основные функции разметки. Кроме того, островок безопасности на дороге в некоторых случаях вынуждает водителей снизить скорость. Иногда разметка наносится с целью сужения полосы движения. На таких участках нередко формируются искусственные неровности. Кроме того, дорожные рабочие могут установить и светофоры. Таким образом, водитель, подъезжающий к опасному участку, поневоле снижает скорость. Повышение бдительности человека, находящегося за рулем транспортного средства, значительно уменьшает риск возникновения ДТП.