Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.
Так, в самостоятельные статьи выделены такие нарушения, как несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление работникам средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, непроведение СОУТ, сокрытие несчастных случаев и т.д.
Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчетности в Росстат.
При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьей. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.
По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:
- для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей),
- для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
- для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
- для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн рублей).
Досрочное помилование
Если все негативные факторы, за которые деятельность приостанавливалась, устранены, ИП может обратиться к судье с ходатайством о досрочной отмене приостановки (п. 3 ст. 32.12 КоАП РФ). Оно рассматривается судьей в течение пяти дней с даты получения обращения. В этот период судьи запросят у контролеров, выявивших правонарушение и оформивших протокол, заключение. Проверяющий оценит, действительно ли нарушения устранены. Его заключение составляется в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушений.
В случае если судья решит, что опасности продолжения деятельности больше нет, он примет решение о ее досрочном возобновлении. Дата, начиная с которой бизнесмен сможет снова работать в прежнем режиме, указывается в судебном постановлении.
Комментарий к ст. 3.12 КоАП
1. Новая мера административной ответственности — административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей — введена в действие 12 августа 2005 года, с 1 января 2007 года вступила в действие новая редакция на основании ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ, а с 10 августа 2007 г. были расширены области, за совершение административного правонарушения в которых применяется административное приостановление деятельности, а именно добавились области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.
2. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.
Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок — 5 дней — входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.
3. Именно суд вправе досрочно прекратить исполнение назначенного наказания о применении административного приостановления деятельности.
Организация или предприниматель могут обжаловать в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. Срок обжалования — 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня момента ее поступления (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).
В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности, это положение внесено Законом N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.
Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.
Первое обстоятельство — это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.
Второе обстоятельство — за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.
И третье обстоятельство — тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.
Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.
Для этого нужно написать в суд ходатайство. И к нему приложить документы, подтверждающие, что устранены все нарушения, за которые деятельность была приостановлена (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).
4. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (п. 1 ст. 32.12 КоАП РФ), и он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п. При этом судебному приставу-исполнителю запрещено совершать такие действия, которые бы навсегда парализовали производство и функционирование организации (ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ), то есть повлекли бы необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Необходимо отметить, что приостановление деятельности хозяйствующего субъекта не является совершенно новым в российском законодательстве, и ранее возможность приостановления деятельности организаций за те или иные нарушения была установлена в различных законах, регулирующих особенности хозяйственной деятельности в отдельных отраслях. Например, возможность приостановления определенной деятельности организаций соответствующими государственными органами и отдельными должностными лицами была предусмотрена, например:
— в отношении организаций при выполнении требований пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»);
— при нарушении организацией законодательства о рекламе (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля 2007 г.));
— в отношении образовательных учреждений при нарушении ими законодательства РФ в области образования или своего устава (п. 6 ст. 37 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании»).
Эти и некоторые другие положения законов, дающие полномочия различным государственным органам приостанавливать деятельность организаций (целиком или какой-то отдельный вид деятельности), указанным Законом отменены.
5. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при наличии состава следующих правонарушений, в частности:
— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
— пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ);
— нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);
— нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ);
— нарушение требований нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ);
— нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 НК РФ);
— нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 НК РФ);
— нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);
— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);
— нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
Порядок административного приостановления деятельности
Предпосылкой можно считать, к примеру, ситуацию, когда деятельность организации/производства провоцирует возникновение угрозы жизни человека, его здоровью. При возникновении эпидемической ситуации, загрязнения окружающей среды и т.д. то, или иное учреждение рискует получить наказание со стороны исполнительной власти.
Каждый предприниматель должен знать действующее законодательство в области проведения процедуры административного приостановления деятельности. Это поможет избежать вынесения незаконного решения должностным лицом, действия которого могут выходить за рамки дозволенного.
Указанная процедура устанавливается в случаях, которые предусмотрены нормами особой части КоАП РФ. Применяется, когда менее строгие санкции являются недостаточными.
Сама процедура осуществляется в следующем порядке:
- составление протокола об административном правонарушении;
- вынесение постановления об АПД;
- исполнение постановления приставами
В случаях, если при проверке организации надзорным органом будет выявлен факт нарушения норм действующего законодательства, то последствием может стать наказание в виде приостановления деятельности.
Срок административного приостановления деятельности
Законодательство предусматривает административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Конечно, такое решение можно обжаловать, либо подкорректировав деятельность организации, подать прошение об изменении постановления. В противном случае, по истечении 90-та суток, решение суда аннулируется, и наказание теряет свою силу. Организация может продолжать свою работу в привычном режиме.
Если возникли проблемы с собственным бизнесом и грозит такая неприятность, как административное приостановление деятельности организации, дело запустили настолько, что постановление суда вошло в свою действующую силу – это далеко не тот повод, когда следует отчаиваться. Устранив причины, те обстоятельства, которые побудили судебное разбирательство, организация может смело продолжать свою деятельность.
Что должно быть отражено в постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом?
В постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом, в котором видом наказания является приостановление деятельности должно быть указано следующее:
1) должен быть мотивирован тот факт, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания;
2) должны быть указаны те обстоятельства, которые по мнению суда создают угрозу причинения вреда;
3) если применялась мера о временном приостановлении деятельности, то суду следует отразить это обстоятельство в постановлении (в том числе время фактического прекращения деятельности, которое указано в протоколе о временном запрете деятельности);
4) в постановлении должны быть отражены конкретные мероприятия, которые необходимы для обеспечения исполнения (прекращение эксплуатации конкретных агрегатов, объектов, зданий и т.д., от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям). Важно отметить, что такие действия как наложение пломб, опечатывание помещений и т.д. не детализируются, так как подобные решения принимаются судебными приставами-исполнителями.
Досрочное прекращение административного приостановления деятельности
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 3.12, ч. 3, 4 ст. 32.12 КоАП РФ, лицо, устранившее допущенные нарушения, может обратиться к судье с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности. Такое ходатайство также может быть подано Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, назначаемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их органами государственной власти и должностными лицами, в компетенцию которого входит в том числе рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Назначение административного наказания
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Вынесение постановления об административном приостановлении деятельности
Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей районного суда. Законодателем предусмотрено, что при нарушении промышленной безопасности постановление может вынести должностное лицо. Такая мера является исключительной и применяется только, если с помощью других не будут достигнуты положительные результаты.
Судебное заседание проходит по правилам, предусмотренным ст. 29.7 КоАП. В случае отсутствия правонарушителя, дело все равно может быть рассмотрено без него. Если по определенным обстоятельствам нельзя рассмотреть в отсутствии, то дело откладывается.
В случаях, когда административный протокол составлен не надлежащим лицом, либо отсутствуют достаточные доказательства, судья отказывает.
Исполнение постановления судебными приставами
Постановление об административном приостановлении деятельности должно быть исполнено судебным приставом сразу же после его вынесения, путем выезда на территорию организации. Действующим законодательством не устанавливается для такого вида наказания срок на добровольное исполнение.
Пристав опечатывает помещения, места, где хранится продукция, накладывает пломбы, а также совершает другие действия, направленные на исполнение решения. Важно знать, что запрещено совершать действия, которые могут повлечь за собой необратимые последствия для производственного процесса и сохранности объектов жизнедеятельности. Данная процедура проводится при обязательном присутствии двух понятых.
По окончанию проведения всех процедур, должностным лицом составляется акт о совершении исполнительных действий.
В период действия наказания судебный пристав проверяет выполнение требований исполнительного документа путем выходов по адресу хозяйствующего субъекта.
Комментарии к ст. 3.3 КОАП РФ
1. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.
2. Остальные административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 настоящего Кодекса, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.
3. Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.
4. В санкциях некоторых статей Особенной части Кодекса указываются наказания, которые могут (например, ст. ст. 8.17 — 8.20, 8.37, 8.39) или должны (например, ст. ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована как альтернативная (например, «штраф с конфискацией… или без таковой»), дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.
Если же санкция применяемой статьи Особенной части Кодекса не содержит альтернативы, то судья, рассматривающий дело, обязан наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержаться от его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностью нарушителя, правоприменитель уже не может.
5. Комментируемая статья содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний.
При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 4.4).
6. Если законодатель сочтет нужным в последующем ввести новый вид административного наказания, то одновременно ему необходимо решить, будет ли это наказание применяться только как основное, или возможно его применение и как основного, и как дополнительного административного наказания.
Приостановление деятельности как вид административного наказания
Если ведение бизнеса может нанести существенный вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, создать условия для возникновения стихийных бедствий, эпидемий и подобных ситуаций, государством незамедлительно принимаются ограничительные меры. Основания для их введения предусмотрены статьей 3.12. КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности накладывается судебным органом и заключается в запрете, вынесенном в отношении ИП или юридического лица (его структурного подразделения) на осуществление профессиональных функций. При этом приставы должны указать на нарушения, которые необходимо устранить.
Возможно и наложение временного запрета на осуществление деятельности (которое производится до вынесения решения суда) в случае выявления опасности возникновения техногенной катастрофы или эпидемии, а также нарушении правил привлечения иностранных граждан к работе. Этот период времени учитывается при расчете основного срока ограничений.
Однако использование приостановления деятельности в качестве административного наказания считается крайней мерой и применяется лишь при отсутствии возможности наложения менее строгих санкций. Определение степени опасности нарушений производится судьей на основании экспертных оценок МЧС, ФМС, Роспотребнадзора и других (инициирующих разбирательство) служб.
Порядок исполнения административного приостановления деятельности
Основанием для разбирательства является обращение в суд надзорной службы, выявившей нарушение. Чаще всего они осуществляют проверку в связи с жалобой клиента, сотрудника предприятия или конкурирующей с ним организации. В течение суток после вынесения соответствующего решения суда приставы приступают к реализации процедуры наложения ограничений.
При административном приостановлении деятельности производится опечатывание дверей и окон организации, пломбируется техника и кассовые аппараты. Но приставы не имеют право портить опечатываемый инвентарь, осуществлять действия, которые могут привести к порче товаров (например выключать холодильники с продукцией). В то же время, нельзя ограничивать им доступ на предприятие, а также препятствовать их деятельности. В противном случае они имеют право прибегнуть к помощи полиции.
Административное приостановление деятельности производится с участием представителей всех сторон разбирательства. Приставы получают доступ в опечатываемое помещение только при согласовании своих действий с ответчиком. Он, в свою очередь, устраняет нарушения под надзором судебных представителей, и лишь они могут зафиксировать возникновение оснований для снятия ограничений.
Комментарий к Ст. 32.12 КоАП РФ
1. Комментируемая статья объединяет нормы, регулирующие различные юридические процедуры, связанные с реализацией постановления федерального районного судьи об административном приостановлении деятельности — новом виде административного наказания, установленном Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ упомянутое наказание заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (см. комментарий к ст. 3.12 КоАП РФ).
Исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности возложено на судебного пристава-исполнителя, которому судья направил соответствующее постановление. Судья обязан направить немедленно свое постановление судебному приставу-исполнителю, а последний обязан немедленно приступить к процедуре исполнения (ч. 1 данной статьи).
2. В ч. 2 комментируемой статьи определяются конкретные способы исполнения соответствующего постановления (наложение пломб, опечатывание мест хранения товаров и иных материальных объектов, касс, иные мероприятия). При этом подчеркнуто, что необходимые меры по исполнению административного приостановления деятельности должны быть предусмотрены в постановлении по делу об административном правонарушении.
При принятии постановления и направлении его для немедленного исполнения судья должен учесть предусмотренное в ч. 2 комментируемой статьи требование о недопустимости применения мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса (например, в химической и сталелитейной промышленности, процессе переработки нефти и газа и т.п.), а также для функционирования и сохранения объектов жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, энергообеспечение и др.). Аналогичные требования, по-видимому, должен учитывать и судебный пристав-исполнитель.
На наш взгляд, при решении таких сложных вопросов особое значение имеет деятельность компетентных должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор за функционированием особо опасных производственных объектов и производств, за соблюдением санитарных, карантинных и ветеринарных правил, строительных норм и правил и ряда других правил, направленных на обеспечение безопасности в различных сферах хозяйственной жизни в целях охраны жизни и здоровья людей.
Согласно ст. 27.16 КоАП РФ передаче дела на рассмотрение судьи должен предшествовать временный запрет деятельности конкретного объекта, применяемый соответствующим органом (должностным лицом), осуществляющим надзорно-контрольную деятельность.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет по сути дела возможность досрочного прекращения исполнения постановления об административном приостановлении деятельности путем вынесения судьей нового постановления в процессе рассмотрения ходатайства заинтересованного лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
Речь идет о возбуждении дела по данному ходатайству и оценке в ходе нового судебного разбирательства по правилам гл. 29 КоАП РФ доказательств, свидетельствующих о том, что виновным лицом устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления о приостановлении деятельности конкретного объекта.
При рассмотрении ходатайства судья обязан запросить заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении по конкретному составу (например, по ст. 6.5 КоАП РФ — о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде; по ст. 8.3 КоАП РФ — о нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; по ст. 9.4 КоАП РФ — о нарушении требований нормативных документов в области строительства). Заключение представляется в письменном виде и оценивается судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.
Согласно ч. 3 комментируемой статьи ходатайство рассматривается судьей в пятидневный срок со дня его поступления.
В судебное заседание вызывается индивидуальный предприниматель или законный представитель юридического лица, от имени которого поступило ходатайство о прекращении исполнения постановления об административном приостановлении деятельности. Эти лица вправе давать объяснения и представлять документы. В данной статье не указано, что эти лица должны явиться в суд, однако судья в праве потребовать их присутствия и истребовать необходимые для рассмотрения дела документы.
4. Часть 4 комментируемой статьи определяет виды постановлений, выносимые судьей по итогам рассмотрения ходатайства и исследования представленных документов: о прекращении (досрочном) исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности либо об отказе в удовлетворении ходатайства. При этом в постановлении должны быть соблюдены требования ст. 29.10 КоАП РФ, а также указана дата возобновления соответствующей деятельности.
Приостановление деятельности — как административное наказание
Остановка работы — проблема предпринимателя. От выплат поставщикам, арендодателю, налогов и взносов за персонал не освобождают.
Увольнять работников нельзя. Но по зарплате есть небольшие послабления.
Когда бизнес поставили на стоп из-за опасных рабочих мест, работодатель обязан платить средний заработок по ст. 220 ТК РФ. На это время работника можно перевести на другую работу. Например, администратору выдачи заказов в интернет-магазине поручить приём звонков клиентов. О переводе издают приказ.
При нарушении санитарных, пожарных и других правил принимают приказ о простое. Во время простоя сотрудники не работают, но получают две трети среднего заработка. Так сказано в ст. 157 ТК РФ. Или можно перевести на другую работу, но со средним заработком.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
- Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
- Наступает за административное правонарушение;
- Опирается на государственное принуждение;
- Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
- Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
- сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
- фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.
Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.
Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей
Если правонарушителем является частное или должностное лицо, им не назначается санкция в виде приостановления деятельности. Поэтому в каждой статье КоАП РФ содержится перечень альтернативных видов наказания, которые будет выбирать суд или иное уполномоченное лицо. По правилам ст. 3.12 КоАП РФ, приостановление деятельности назначается для следующих категорий субъектов:
- физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей – этот факт подтверждается сведениями ЕГРИП;
- юридические лица, их филиалы, представительства, структурные подразделения, отдельные производственные участки.
Помимо полной приостановки деятельности допускается установление указанной санкции в отношении отдельных видов работ и услуг, оборудования, приборов, агрегатов и т.д. Например, если опасность для жизни и здоровья граждан создает только один производственный объект крупного предприятия, не имеет смысла полностью останавливать работу юридического лица. В судебном постановлении будет указано, на какие именно подразделения и объекты распространяется действие санкции.
Административное приостановление деятельности — это наказание за нарушение закона по ст. 3.12 КоАП РФ.
Предпринимателю запрещают работать в конкретном помещении, оказывать услуги или торговать на срок до трёх месяцев. Тут же говорят, какие нарушения надо устранить.
Например, пиццерию закрывают из-за шумной вентиляции не по санпину. Значит, предприниматель должен решить вопрос с уровнем шума.
Бизнес ставят на стоп по решению суда. В суд обращаются Роспотребнадзор, МЧС или миграционная служба после внеплановой проверки — зависит от нарушения. Проверяют по жалобе клиента, работника или конкурента. Остановка деятельности в малом бизнесе — всегда результат чьей-то жалобы.
После решения суда к предпринимателю в течение суток приходят приставы. Они опечатывают двери и окна, накладывают пломбы на кассы, холодильники, печи. Если в помещение не пускают, приставы зовут полицию.
В случае выявлении нарушения законодательства, сотрудником контролирующего органа сразу оформляется административный протокол о правонарушении. Если требуется выяснить дополнительную информацию, то составляется в течение 2 суток с момента выявления проступка.
Порядок оформления предусмотрен ст. 28.2. КоАП РФ. Уполномоченный представитель организации, в отношении которой оформляется документ, должен быть обязательно с ним ознакомлен. Руководство компании вправе давать разъяснения и замечания. Они оформляются в письменном виде и прилагаются к протоколу.
В протоколе обязательно должен быть указан причиненный вред или наличие угрозы причинения, а также факты, подтверждающие это. При их отсутствии, приостановить деятельность фирмы нельзя.
- Сам документ подписывается инспектором и представителем хозяйствующего субъекта. Копию вручают на руки под роспись.
- При оформлении протокола может быть введен временный запрет на осуществление деятельности до рассмотрения дела в суде.
- После составления административного документа должностное лицо подготавливает все материалы для направления дела в суд.
За многие нарушения закон предлагает два наказания: штраф или приостановление деятельности. Наказание выбирает суд.
Часто предпринимателю дешевле перетерпеть остановку бизнеса, чем заплатить штраф.
Например, за найм иностранцев в Москве без разрешения на работу юрлицу грозит штраф до 1 000 000 ₽ или приостановление деятельности по ст. 18.15 КоАП РФ.
Статья 3.3 КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания
- Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
- За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.