Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 229.2 ТК РФ. Порядок проведения расследования несчастных случаев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.
Ответственность за непроведение РНС
Случившийся факт | Ответственность |
---|---|
При сокрытии НС и не уведомлении в установленные сроки компетентных органов (ГИТ, ФСС и др.) | На основании ст.15.34 КоАП РФ грозит штраф для:
НС подлежит расследованию. |
При установлении факта бездействия ответственных лиц на нарушения требований охраны труда | На основании ст.143 Уголовного кодекса РФ:
1) при причинении тяжкого вреда здоровью работника грозят:
2) при возникновении НС со смертельным исходом:
3) при НС со смертельным исходом 2 и более лиц:
|
При каких обстоятельствах, производственный случай считается несчастным
- в рабочее время на территории работодателя либо в ином месте исполнения трудовых обязанностей, включая регламентированный перерывы, момент ухода за производственным инструментарием и одеждой, выполнения других действий перед началом и по окончании работы, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка, а также при осуществлении сверхурочных мероприятий, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- по пути к месту выполнения работы и обратно на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае его использования в производственных (служебных) целях на основании распоряжения работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- по пути к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);
- при работе вахтовым методом в период междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
- при осуществлении иных правомерных действий, совершенных в рамках трудовых отношений либо в интересах работодателя.
Расследование также охватывает несчастные случаи, произошедшие с лицами, которые были задействованы в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению катастроф, аварий и иных чрезвычайных обстоятельств либо в осуществлении работ по ликвидации их последствий.
Организация комиссий по расследованию
Выявление причин несчастного случая с одним пострадавшим начинается с создания комиссии, состоящей из нечетного количества членов: от трех и более человек. Возглавляет комиссию уполномоченный представитель либо сам работодатель, приказом которого утверждается состав комиссии, включающий в себя:
- специалиста по охране труда и ответственное лицо, назначенное специальным распоряжением (за исключением профильного руководителя и лиц, которые несут ответственность за безопасность труда на объекте, где произошел несчастный случай);
- представителей работодателя;
- представителей профсоюзов.
Специалист по охране труда может быть задействован на основе договора в расследовании несчастного случая на производстве работодателя, в котором также участвуют сам работодатель или его представитель и доверенное лицо пострадавшего. Правом на личное участие в расследовании обладает каждый работник или его уполномоченный представитель.
Происшествие, случившееся с исполнителем, направленным к другому работодателю для участия в его производственной деятельности или выполнявшим работу по совместительству, расследуется комиссией, созданной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В ее состав входит представитель работодателя, направившего это лицо. Его отсутствие или несвоевременное прибытие не дает оснований изменять сроки расследования.
Групповой несчастный случай на производстве, также как тяжелый и с летальным исходом предусматривает введение в состав комиссии:
- государственного инспектора по охране труда;
- представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления;
- представителей территориальной профсоюзной организации.
Состав комиссии, сформированный и утвержденный работодателем, возглавляет государственный инспектор по охране труда.
Групповой несчастный случай на производстве с числом погибших 5 и более человек, предполагает расширение состава комиссии, возглавляемой главным государственным инспектором труда соответствующей госинспекции или его заместителем, за счет полномочного представителя федерального органа исполнительной власти по госнадзору и контролю в сфере промышленной безопасности.
Несчастные случаи, являющиеся следствием катастроф, аварий и иных повреждений транспортного средства, расследуется комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем. Она обязательно учитывает материалы расследования, которое было проведено федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору, органами дознания, следствия и собственником транспортного средства.
Сроки проведения расследования устанавливаются ст. 229.1 ТК РФ:
- если вред здоровью оценивается как легкий, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней;
- если пострадавший получил тяжелые повреждения или погиб на расследование отводится 15 дней;
- если о несчастном случае работодатель не был своевременно поставлен в известность, или утрата трудоспособности наступила не сразу, расследование проводится в течение месяца после подачи пострадавшим заявления;
- если обстоятельства требуют дополнительной проверки или медицинского заключения, сроки увеличиваются по решению председателя комиссии, но не более чем на 15 дней.
Действия работника и работодателя при несчастных случаях
При наступлении несчастного случая на производстве сотруднику организации необходимо сразу же сообщить непосредственному руководителю о происшествии согласно статье 214 Трудового Кодекса РФ.
Форма такого сообщения законодательно не утверждена.
Порядок действий работника при получении производственной травмы организация имеет право прописать во внутренних локальных актах предприятия. Например, таким документом может быть инструкция для работника по охране труда.
Работодатель при получении работником производственной травмы должен предпринять следующие меры:
-
Организовать пострадавшему работнику предприятия оказание первой медицинской помощи. Для оказания первой медицинской помощи работодатель должен иметь в организации медицинский пост с аптечкой.
-
Осуществить в случае необходимости доставку пострадавшего сотрудника организации в медицинское учреждение. Перевезти пострадавшего работника в больницу или домой следует на транспорте организации или за ее счет согласно требованиям с части 2 статьи 223 Трудового Кодекса РФ.
-
Если возникла чрезвычайная или аварийная ситуация, то следует предпринять все меры, чтобы предотвратить ее развитие. Для этого следует вызвать специальные службы для ликвидации чрезвычайной или аварийной ситуации (например, МЧС) и вывести всех работников из опасной зоны.
-
Сохранить по мере возможности окружающую обстановку такой же, какой она была в момент происшествия. Если это сделать невозможно, то необходимо провести фиксацию места происшествия. Для этих целей можно сфотографировать или снять на видео, или нарисовать схему места происшествия. Такая фиксация места происшествия понадобится в ходе расследования несчастного случая.
-
Уведомить о происшествии специальные структуры.
Что признают несчастным случаем на производстве
Согласно действующему порядку расследования несчастных случаев на производстве на 2017 год проверке и анализу подлежит каждое имевшее место в компании происшествие, имеющее в себе признаки несчастного случая. При этом порядок расследования несчастного случая на производстве обязывает предприятие-работодателя неуклонно следовать нормам законодательства.
По общему правилу событие приравнивают к несчастному случаю, если в результате него работником получены:
- травмы разного характера;
- ожоговые поражения;
- обморожение;
- поражение электрическим током;
- другой вред здоровью.
Законодательно установленный порядок расследования и учета несчастных случаев предполагает изучение обстоятельств получения как легких телесных повреждений, так и тяжелых травм. В том числе – несовместимых с жизнью. Причём поиск причин происшествия с летальным исходом происходит с участием расширенного состава соответствующей комиссии.
Несчастные случаи могут происходить не только на рабочем месте, но и дома или на улице. Поэтому чтобы происшествие было квалифицировано как производственная травма, порядок расследования несчастного случая должен выявить один из признаков (ст. 227 ТК РФ):
- событие имело место в течение рабочего дня (смены) пострадавшего сотрудника;
- травма получена при следовании в пункт назначения по служебному заданию, в период командировки, при возвращении из рабочей поездки;
- происшествие случилось при пользовании служебным транспортом для проезда к месту работы или в обратном направлении;
- травма получена при отдыхе между сменами на вахте и др.
Вопросам безопасности и охране труда в российском законодательстве посвящено множество нормативных актов. Среди них – положение о порядке расследования несчастных случаев (НС) в отдельных отраслях и организациях, которое утверждено Минтрудом РФ (Постановление от 24.12.2002 № 73). Но так как каждое предприятие имеет свою структуру, а для расследования несчастного случая руководителю необходимо определиться в короткий срок, кто будет проводить расследование, как, кого и когда оповещать о происшествии. Закрепляя данные обязанности за различными должностями в «Положении», работодатель заранее принимает решение и определяет обязанности каждого сотрудника. Это позволит в критический момент не поддаваться панике, а действовать четко и по инструкции.
Положение устанавливает обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях.
Положение о расследовании и учете несчастных случаев – это рекомендуемый для всех работодателей документ внутреннего пользования. Он описывает принципы формирования комиссии, регулирует порядок изучения ЧП в конкретной компании, вводит иные предусмотренные законом процедуры. Ориентироваться при его разработке и утверждении необходимо на федеральные нормы и правила.
Когда вы будете разрабатывать положение о несчастном случае на производстве для своей организации, ориентироваться надо именно на этот документ федерального уровня.
Что записать в положении для конкретной организации Сотруднику, который займется разработкой положения для своей компании, следует изучить положение по расследованию несчастных случаев на производстве, предложенное чиновниками.
В нем уже содержится структура, которая ляжет в основу локального нормативного акта компании.
В случае, если в порядке расследования несчастного случая на производстве было установлено, что пострадавший грубо нарушил безопасность трудового процесса, что привело его к возникновению или последующему росту вреда здоровью, комиссия определяет его виновность, исчисляя ее в процентах в соответствии с определенными юридическими актами.
При этом степень вины пострадавшего не может превышать отметку в 25%, а денежные выплаты из страховых средств уменьшаются пропорционально росту этого числа.
Порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве устанавливает то, каким образом определяется вина пострадавшего. Делается это в соответствии со следующим:
- Ознакомление им под официальную роспись со всеми положениями предприятия, описывающими требования по охране и безопасности трудового производства; проведение с ним инструктирующих занятий и работ, вследствие которых пострадавший стал ознакомлен со всеми правилами, нарушение которых потенциально провоцирует несчастный случай во время осуществления своих рабочих задач.
- Наличие у пострадавшего всех необходимых в работе средств индивидуальной защиты, знание им всех правил пользования ими (что можно легко подтвердить протоколами инструктажей или графиками посещения специальных обучающих занятий, которые проходили все сотрудники перед фактическим вступлением в должность).
- Правильность самих этих инструктажей и перечня правил, регулирующих безопасность в сфере производства (ошибку мог допустить не сам пострадавший, а тот, кто дал ему ошибочную информацию, которой он и следовал).
- Компетенция руководящих лиц, которые проводили эти инструктажи и обучающие занятия.
Какие случаи расследуются
Полный список приводится в ст. 227 ТК РФ. В общем, сюда относятся все инциденты, случившиеся с персоналом либо с теми, кто задействован в производственной деятельности: практикантами, стажёрами. К слову, речь идёт как об исполнении прямых обязанностей, так и о выполнении поручений руководителя.
Расследоваться должны происшествия, из-за которых работник умер или стал нетрудоспособным (получил травму, перелом) и вынужден был перейти на другую должность на постоянной основе или временно (на неделю, на месяц).
Во внимание берутся события, произошедшие как в рабочее время, так и в обеденный перерыв, при выполнении сверхурочных работ. Другие случаи: происшествия на пути к месту работы на автотранспорте, спецтранспорте компании (личном транспорте, если сотрудник на нём работает), общественном (когда речь идёт о служебной поездке).
Особенности оформления и регистрации несчастных случаев
Каждый акт по форме H-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной Министерством труда Российской Федерации.
Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме H-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.
Материалы расследования групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, со смертельным исходом вместе с актом по форме H-1 и актом их расследования в 3-х дневный срок после оформления должны быть направлены работодателем впрокуратуру по месту, где произошел несчастный случай, в государственную инспекцию по труду субъекта Российской Федерации, а также органы государственного надзора, если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных этим органам.
Акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве с возможным инвалидным исходом и копия акта по форме H-1 направляются работодателем в Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда Российской Федерации.
Глава 2. Правовое регулирование расследования несчастных случаев на производстве.
Основным законодательным актом, регулирующим порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве является Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти вопросы регламентируется ст. ст. 227—231 гл. 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» ТК РФ.
Несмотря на то, что количество статей не велико, но все они очень объемные и емкие. Особо отметим, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесен ряд изменений в эти статьи. Так, большинство статей вообще изложены в новой редакции (ст. 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ). Некоторые положения вынесены в новые статьи (ст. 228.1, 229.1, 229.2, 229.3, 230.1 ТК РФ).
Более подробно Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний регламентирован в Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 967 от 15.12.2000 г., которое действует в части, не противоречащей ТК РФ.
Ранее данная сфера правоотношений регулировалась Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве». Но в соответствии со ст. 229 ТК РФ оно признано утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. № 5 «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве».
Постановлением от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» в соответствии со ст. 229 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве» Министерство труда и социального развития РФ утвердило формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Это Положение устанавливает с учетом ст. 227—231 ТК РФ и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей – физических лиц с различными категориями работников (граждан).
Кроме того, существуют положения, регламентирующие расследование несчастных случаев на конкретных видах производств с учетом их специфики. Так, Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденное постановлением Госгортехнадзора № 40 от 08 июня 1999 г., устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.
Приказ Госгортехнадзора РФ от 28 января 2003 г. № 11 устанавливает правила расследования несчастных случаев, происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов в организациях, поднадзорных Госгортехнадзору России[2].
Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.
Минздрав РФ приказом от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» утвердил инструкцию о порядке применения названного Положения и формы документов, применяемых при расследовании и учете профессиональных заболеваний.[3]
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ устанавливает ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный закон определяет также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).
В целях реализации вступившего в силу ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказом Фонда социального страхования от 13 января 2000 г. № 6 «О переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 4 декабря 2000 г.) утверждены Порядок регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ и Временный порядок назначения и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.
Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ. Кроме того, необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 года № 78 «О федеральной инспекции труда».
Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом, в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:
1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обратим внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, определяется с учетом требований ст. 8 Федерального закона № 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.
Статья 357 Трудового кодекса РФ и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда перечисляют основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Отметим, что инспектор обязан предъявить служебное удостоверение при проведении проверки. Кроме того, согласно предыдущей редакции Кодекса такие посещения могли осуществляется беспрепятственно, а не в порядке, установленном законом, что, несомненно нарушало права работодателей и могло привести к произволу проверяющих.
Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Все запрашиваемые сведения предоставляются бесплатно.
Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.
Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания. Предписания могут содержать следующие рекомендации: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Напомним, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» государственные инспекторы труда были лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Право применять административное приостановление деятельности организаций предоставлено судьям.
Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Два пункта статьи в новой редакции Кодекса признаны утратившими силу. Теперь инспекторы не вправе выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.
В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
Алгоритм действий работодателя при несчастном случае
Шаг 1. Организовать первую помощь и доставку пострадавшего в больницу (ст. 228 ТК РФ), а также обеспечить безопасность других людей, по возможности, не трогая место происшествия.
Шаг 2. Определить, нужно ли расследование.
Работодатель организует его, если одновременно выполняются два условия:
- НС произошел с тем, кто участвует в производственной деятельности — работником, практикантом и другими лицами, которые указаны в ст. 227 ТК РФ;
- травма получена при выполнении трудовых обязанностей, служебного поручения или других действий в интересах работодателя.
Как несчастные случаи расследуются отравления, ожоги, укусы насекомых, удары молнией, поражение электротоком, травмы при авариях и другие происшествия по ч. 3 ст. 227 ТК РФ. При этом они должны быть связаны с трудовыми отношениями или действиями в интересах компании, в том числе при ликвидации последствий ЧС.
Например, работник получил тепловой удар у себя на даче в выходной день. Это бытовая травма, которую работодатель не учитывает. Но если сотрудник травмировался в выходной день и при этом он был в командировке, работодатель обязан начать расследование.
Квалифицировать несчастный случай как связанный с производством или нет будет созданная комиссия. Суды широко трактуют «действия в интересах работодателя» и часто встают на сторону пострадавшего.
Например, ФСС не хотела признавать страховым случаем травму в ДТП на личном автомобиле в рабочее время, хотя комиссия признала этот НС как связанный с производством, поскольку работник ехал по поручению руководителя. Суд пришел к выводу, что травма получена в рабочее время и обусловлена трудовыми отношениями либо действиями в интересах работодателя (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11775/10).
Обращаем внимание, что для микротравм действует свой порядок расследования и учета (Приказ Минтруда от 15.09.2021 № 632н).
Шаг 3. В течение суток сообщить о несчастном случае во все заинтересованные инстанции.
Во-первых, нужно известить ФСС (с 1 января 2023 года — Фонд пенсионного и социального страхования), если пострадавший — это застрахованное лицо (пп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Форма сообщения утверждена приказом ФСС РФ от 24.08.2000 № 157.
Во-вторых, при групповом НС — два и более человека, — тяжелом НС или в случае смерти пострадавшего необходимо известить ГИТ, прокуратуру, профсоюз и др. (ст. 228.1 ТК РФ). Форма извещения приведена в приложении № 2 к приказу Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н.
Работодатель обязан в течение трех дней сообщить в ГИТ и надзорный орган по своей сфере деятельности о переходе несчастного случая в категорию тяжелого или в категорию НС, который привел к смерти пострадавшего, если эти события случились позже травмирования (ст. 228.1 ТК РФ).
С 1 сентября 2022 года применяются классификаторы несчастных случаев для расследования по приложению № 3 к приказу Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н. Их используют при оформлении всех документов по НС.
Шаг 4. Приказом образовать комиссию по расследованию несчастного случая с нечетным количеством членов.
Требования к составу такой комиссии приведены в ст. 229 ТК РФ и разделе II положения, утвержденного приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н. Унифицированной формы приказа нет — работодатели используют свои бланки по внутренним правилам делопроизводства.
При этом необходимо учитывать особенности создания комиссии при несчастном случае с дистанционным работником. Так, она формируется у работодателя, если место его регистрации и место происшествия находятся в одном регионе. Но если сотрудник получил травму на территории другого субъекта РФ, то председателем комиссии будет назначен главный государственный инспектор труда субъекта РФ по месту регистрации компании. По решению Роструда к расследованию может быть привлечен руководитель ГИТ или государственный инспектор региона, где произошел несчастный случай.
С 1 сентября 2022 разрешено заменять членов комиссии после утверждения ее состава (п. 23 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н).
Шаг 5. Провести комиссионное расследование.
Срок расследования может составлять (ст. 229.1 ТК РФ):
- 3 дня — при легких повреждениях здоровья;
- 15 дней — при тяжелых и смертельных НС.
Председатель комиссии может продлить срок еще на 15 дней, чтобы получить медицинские заключения. Если расследование не успевают завершить в отведенное время из-за необходимости рассмотрения обстоятельств в суде, органах дознания, органах следствия, проведения экспертиз, то его продлевают по согласованию с этими организациями либо с учетом их решений.
Если пострадавший вовремя не сообщил руководителю о получении травмы или нетрудоспособность наступила позже, то расследование несчастного случая начинают по заявлению пострадавшего либо его представителя. Срок рассмотрения обстоятельств и причин такого происшествия — месяц с момента получения заявления.
Действия комиссии по расследованию описаны в ст. 229.2 ТК РФ и разделе III положения, утвержденного приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н.
Шаг 6. Документально оформить результаты по НС, который привел к потере трудоспособности не меньше чем на сутки или к смерти пострадавшего, а также вызвал необходимость перевода пострадавшего на другую работу (ст. 230 ТК РФ).
Акт о несчастном случае на производстве составляет комиссия. При групповом НС формы заполняются отдельно на каждого пострадавшего. Бланки документов приведены в приложении № 2 к приказу Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н.
Вид документа |
Когда заполнять |
Примечание |
Сколько экземпляров составлять |
Акт Н-1 |
В общем случае при производственной травме |
— |
Составляется в двух экземплярах:
Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то оформляется третий экземпляр — для ФСС. Это нужно, чтобы назначить страховые выплаты |
Акт Н-1ПС |
Сотрудник — спортсмен пострадал во время тренировки или спортивного соревнования |
— |
Составляется в двух экземплярах:
Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то оформляется третий акт — для ФСС. Это нужно, чтобы назначить страховые выплаты |
Акт Н-1ЧС |
Лица пострадали в результате чрезвычайной ситуации на производстве |
— |
Составляется в двух экземплярах:
Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то оформляется третий акт — для ФСС. Это нужно, чтобы назначить страховые выплаты |
Форма № 5 |
Легкий несчастный случай, который не связан с производством (п. 30 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н) |
Бланк Н-1 не заполняется |
Составляется в двух экземплярах:
|
Групповой, тяжелый, смертельный НС, при этом не важно, связан он с производством или нет (п. 30 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н) |
Акт по форме заполняется по каждому такому НС |
Составляется в трех экземплярах:
|
|
Форма № 6 |
НС произошел в труднодоступном месте — например, в море или на буровых платформах, — сотрудники погибли |
Копия формы направляется в ГИТ |
Составляется в трех экземплярах:
|
Форма № 7 |
|
Составляет инспектор ГИТ после признания сотрудника умершим (ст. 45 ГК РФ). Он признает такой НС как связанный или не связанный с производством (п. 18 Положения, утв. Приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н) |
— |
Обращаем внимание, что при НС с командированным сотрудником или студентом на практике компания, на территории которой произошел несчастный случай, направляет копию акта и материалов расследования по месту работы или учебы пострадавшего.
3.1. Расследование несчастных случаев, происшедших на предприятии или у работодателя — физического лица, проводится в соответствии с общим порядком и в сроки, установленные Трудовым Кодексом РФ, с учетом требований данного раздела настоящей инструкции. В зависимости от обстоятельств происшествия и характера повреждений здоровья пострадавших:
- расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится в течение трех дней;
- расследование иных несчастных случаев проводится в течение 15 дней. Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая. В состав комиссии включается специалист по технике безопасности и охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением)работодателя, представители работодателя.
При возникновении обстоятельств, объективно препятствующих завершению в установленные сроки расследования несчастного случая, а также при необходимости дополнительного получения соответствующих медицинских и иных документов и заключений, установленные сроки расследования несчастного случая могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.
В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств группового несчастного случая с тяжелыми последствиями, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, в том числе с проведением соответствующих медицинских, технических и иных экспертиз, решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа.
3.2. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются в установленном порядке по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования.
3.3. В ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, с составлением протокола по форме 2, предусмотренного приложением №2 настоящей инструкции, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая с составлением протокола по форме 3,предусмотренного приложением №3 настоящей инструкции, и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими на предприятии локальными нормативными актами и организационно – распорядительными документами (коллективными договорами, уставами, и т.д.),в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности — объяснения от пострадавшего по существу происшествия.
При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.
Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с результатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.
3.4. Примерный перечень документов, формируемых в ходе расследования несчастного случая (в дальнейшем — материалы расследования),установлен требованиями Трудового Кодекса РФ.
Конкретный объем материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.
Перечень и объем материалов расследования групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств, определяется председателем комиссии с учетом имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства.
Основные необходимые документы, которые должны быть при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве или несчастного случая на производстве со смертельным исходом:
- приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, а при необходимости –фото–и видеоматериалы места происшествия;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему с одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу);
- другие документы по усмотрению комиссии.
5.1. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом — в течение месяца по завершению расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 7, предусмотренной приложением N7 к настоящей инструкции. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).
5.2. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли на предприятиях, подконтрольных территориальным органам федерального надзора),а о страховых случаях — в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).
5.3. Если при осуществлении надзорно — контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.
В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости, с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика).
По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
5.4. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.
5.5. В случае ликвидации в соответствии с действующим законодательством организации или прекращения работодателем — физическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных случаях на производстве, оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его отсутствии — соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда.
5.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве, возлагается на работодателя (его представителя).
Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, указанных в п.3.3. настоящей инструкции, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев.
5.7. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) предприятиях осуществляется в соответствии со статьей 353 Трудового Кодекса РФ.
Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется органами федеральной инспекции труда.