Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ПАО обязано публиковать финансовую отчетность по МСФО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон № 435-ФЗ от 30.12.2021 внес изменения в пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Если ранее были две обязанности по подаче на Федресурс сообщения о финансовой отчетности и отдельно о проведении ее аудита, то в рамках консолидации законодательства, согласно информационному письму Минфина РФ от 13.01.2022, от этого отказались.
Раскрытие информации аудиторскими организациями
Обязанность по раскрытию аудиторскими организациями информации о своей деятельности установлена в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данная обязанность распространяется на все аудиторские организации, в том числе дочерние, и организации с участием иностранных и международных компаний.
В целях исполнения указанной обязанности каждая аудиторская организация обязана иметь интернет-сайт, на котором должна раскрывать и регулярно обновлять (актуализировать) сведения о своей деятельности. Форма раскрытия сведений законодательством не регламентирована. Аудиторская организация вправе определять форму раскрытия информации о своей деятельности самостоятельно. Главное условие – информация должна раскрываться в том минимальном объеме и в те сроки, которые установлены Минфином.
При раскрытии информации организации обязаны соблюдать аудиторскую тайну, под которой понимаются любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками при оказании аудиторских услуг. Не являются аудиторской тайной и могут быть раскрыты на сайте аудиторской организации следующие сведения (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ):
- разглашенные либо самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия;
- о заключении договоров оказания аудиторских услуг;
- о величине оплаты аудиторских услуг.
Общие данные об аудиторской организации
В данном блоке сведений компания публикует о себе следующие сведения:
- полное и сокращенное наименование, включая организационно-правовую форму;
- адрес в пределах места нахождения;
- номер телефона;
- адрес электронной почты;
- дата внесения в реестр СРО (последняя дата внесения сведений в реестр);
- дата внесения в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям (в случае внесения сведений);
- дата внесения в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (в случае внесения сведений);
- описание системы вознаграждения руководства аудиторской организации, руководителей аудита, в том числе факторов, влияющих на размер их вознаграждений;
- информация о структуре аудиторской организации с указанием всех ее органов управления и их основных функций, а также Ф.И.О. членов коллегиального исполнительного органа аудиторской организации (с указанием тех из них, кто является независимым членом, и лица, исполняющего обязанности руководителя).
Данные сведения должны быть опубликованы не позднее 10 рабочих дней со дня внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО. Также здесь должны раскрываться:
- численность работающих по основному месту работы и по совместительству аудиторов, доля таких аудиторов в общей численности аудиторов, работающих в аудиторской организации по трудовому договору;
- численность аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, выданный СРО.
Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Для каких предприятий проводится обязательный бухгалтерский аудит? Как проверить?
Перечень предприятий, подлежащих неизбежному ежегодному аудиту, утвержден действующим ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307 (ст.5), прочими нормативно-правовыми актами.
Кто подлежит обязательному аудиту бухгалтерской отчетности:
- акционерные общества;
- кредитные компании, в частности, микрофинансовые фирмы;
- страховщики;
- члены торгов на различных биржах;
- приватные пенсионные фонды (НПФ);
- организаторы азартных игр;
- все компании вне зависимости от организационно-правовой формы, которые по результатам отчетного периода получили прибыль от реализации свыше 400 миллионов рублей;
- фирмы, балансовая стоимость всех активов у которых превышает по итогу года 60 миллионов рублей;
- компании, формирующие консолидированную бухгалтерскую отчетность (исключение – муниципальные и федеральные органы власти) и т.д.
Если у Вас есть сомнения в необходимости обязательного аудита, то можете ознакомиться с подробным списком Минфина. Он обязательно 1 раз в год публикует на официальной странице в интернете список случаев, которые обязуют собственника бизнеса проводить обязательный аудит на своем предприятии.
Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф?
Если речь об аудиторском заключении по отчетности за 2018 год, крайний срок подачи которого — 31.12.2019, то от ИФНС штрафа за него не будет.
До 2020 года требования подавать аудиторское заключение налоговикам в законодательстве нет (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). К документам, на основании которых рассчитываются налоги, заключение аудиторов также не относится. Значит, штрафовать вас за его непредставление контролеры не вправе (постановление АС Поволжского округа от 25.07.2016 № Ф06-10616/2016).
А вот кто может оштрафовать за несдачу заключения за 2018 год, так это Росстат. Фирмы, подлежащие обязательному аудиту, должны сдавать его в статистику либо вместе с бухотчетностью, либо отдельно от нее не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Такие сроки установлены ст. 18 закона «О бухучете». Штраф за непредставление документа налагается по ст. 19.7 КоАП РФ в размере:
- 3000–5000 руб. на организацию;
- 300–500 руб. на должностное лицо.
С 2020 года порядок изменится. Бухотчетность будет представляться только в ИФНС, а с ней и заключение аудиторов (сроки сдачи, кстати, останутся прежними). Вот тогда у налоговой появится право штрафовать за его неподачу. Штраф будет по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб.
Когда стоит проходить аудит, даже если он не обязателен?
Можно провести аудит самостоятельно, даже если он не предусмотрен законом, в следующих случаях:
-
Желание выяснить, нет ли каких-либо нарушений или «уязвимых мест» в оформлении отчётности и общей хозяйственной деятельности организации. Подобный взгляд со стороны может стать толчком к пересмотру привычных бизнес-процессов, чтобы оптимизировать их и привести в соответствие с внутренними регламентами и нормами законодательства.
-
Увольнение главного бухгалтера. Аудиторское заключение поможет новому специалисту быстрее сориентироваться в финансовой деятельности компании, а также подстрахует на случай, если уволившийся бухгалтер выполнял свою работу с ошибками.
-
Привлечение средств инвесторов. Если фирма намерена сотрудничать с инвесторами, то наличие аудиторского заключения поможет последним принять решение, стоит ли вкладывать капитал в конкретное предприятие.
Где нужно разместить аудиторское заключение в 2021 году?
Закон устанавливает обязанность по сдаче аудита в налоговую и размещению документа в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектах экономической деятельности (Федресурс). В налоговую инспекцию подавать его необходимо в течение 10 рабочих дней после выдачи аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, грядущего после отчетного. Делать публикацию в реестре аудируемое лицо должно в течение 3 рабочих дней после даты подписания документа.
Обязанность по размещению сообщения об аудите в Федресурсе устанавливается частью 6 статьи 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности». Для ее исполнения (самостоятельно) требуется совершить следующие действия:
- Приобрести КЭП с расширением, позволяющим совершать публикации в реестре, и специализированное ПО для ее функционирования;
- Установить компоненты на рабочий компьютер с соблюдением технических требований, полный перечень которых представлен в виде PDF-файла на официальном сайте реестре;
- Войти в личный кабинет и пополнить его счет на сумму госпошлины;
- Дождаться зачисления оплаты;
- Составить текст сообщения и опубликовать его.
Такой метод часто сталкивает заказчиков аудита сразу с двумя проблемами: невозможность уложиться в отведенные законом сроки для совершения публикации и вероятность допущения ошибок при составлении текста публикации. Обе оплошности могут быть наказаны административной ответственностью, устанавливаемой ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ и предполагающей штраф в размере от 5.000 до 50.000 рублей или дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.
С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?
Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.
Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:
- кто проводил аудит;
- какая отчетность была проверена и период;
- заключение аудитора и основания;
- иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.
Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.
Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:
- за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
- за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
- за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.
Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита
Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.
Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.
Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.
И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!
Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:
- в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
- бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
- суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
- можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.
Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?
Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.
Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.
Как самостоятельно разместить аудиторское заключение?
Процедура размещения на федресурсе аудиторского отчета состоит из нескольких этапов:
- Вход в личный кабинет на сайте Единого федерального реестра.
- Выбрать во всплывшем окне пункт «Сертификат ключа ЭЦП» (подтверждение подлинности сообщения для размещения).
- Нажать кнопку «Создать сообщение».
- Заполнить данными онлайн-форму (по правилам, указанным выше).
- Нажать поочередно «Сохранить сообщение», а затем «К подписи».
- Выбрать «Подписать».
- Публикуемое заключение будет автоматически сформировано системой и заверено ЦП.
- Уплатить государственный налог, перейдя по кнопке «Перейти к счету».
- Программа автоматически сгенерирует счет. Он появится на экране монитора в виде платежной ведомости, где нужно указать источник списания.
- Если все этапы пройдены без ошибок, система опубликует аудиторский годовой отчет или другие сведения. При наличии неточностей в размещении пользователю будет отказано. Причины отказа — проблемы с ЦП, неуплата госпошлины, сбой в системе.
Где нужно разместить аудиторское заключение в 2021 году?
- Аудит как источник информации для аудиторского заключения
- Субъекты, проводящие аудит, и требования к аудиторскому заключению
- Основные виды и примеры аудиторских заключений
- Реквизиты аудиторского заключения: подпись и дата
- Порядок и сроки предоставления аудиторского заключения в уполномоченные органы
- За непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность
- Формы и образцы аудиторского заключения
Аудиторское заключение (АЗ) – это документ, выдаваемый аудиторской организацией (аудитором) по итогам проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (аудита). Более подробно понятие раскрыто в статье 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее по тексту – Закон об аудиторской деятельности). Что представляет собой АЗ сегодня и куда его направить после получения, рассмотрим в статье.
Аудиторское заключение – это результат аудита. Выделяют два основных вида аудита:
-
обязательный;
Описан в статье 6 Закона об аудиторской деятельности. Перечень случаев, когда он требуется, раскрыт в Информационном сообщении Минфина России от 20.01.2021 N ИС-аудит-39. Полный список отчетов, подлежащих аудиту, и субъектов аудиторской деятельности есть на сайте Минфина РФ. Всего в РФ 75 случаев, подпадающих под данную норму.
Важно отметить, что упомянутое Сообщение не является нормативным документом и носит информационный характер. Однако включает весь спектр случаев, когда субъекту необходимо представить аудиторское заключение.
-
инициативный;
Его проводят по запросу, например, банка, инвестора, партнера или собственной инициативе для заседания совета директоров, подведения итогов года. Задача такого аудита проста: проверить достоверность финансовой и/или бухгалтерской отчетности, полноту отраженных операций, установление соответствия (а возможно, и несоответствия) ее правовым нормам, учетной политике компании.
Важность такого аудита в том, что аудиторы помогают не только выявить ошибки, но и исправить их. Это весьма ценно в ситуации налоговых проверок и необходимости предоставлять аудиторское заключение в ИФНС.
В обоих случаях цель одна – получить независимое мнение третьего лица, обладающего специальными знаниями.
Чаще всего аудиторские заключения готовятся со ссылкой на МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» и МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении». МСА – это международные стандарты аудита.
Данные акты выделяют итоговые аудиторские документы с выражением модифицированного и немодифицированного мнения (говоря понятным языком: существенные недостатки в отчетности выявлены или не выявлены). Однако до аудита годовой отчетности важно вести мониторинг документооборота и проводить аудит промежуточной отчетности в течение года.
Важными, непростыми и, по мнению автора, первичными задачами организации, передающей отчетность на аудит, являются:
- правильный выбор специалистов;
- промежуточный, выборочный аудит. Его качество и регулярность.
Последний направлен на проверку ведения документации с выдачей рекомендаций по устранению ошибок (при наличии) и подготовки промежуточных аудиторских заключений. Проводится и готовится промежуточно до подготовки и подписания основного обязательного аудиторского заключения по итогам отчетного периода.
Вкупе два указанных выше фактора позволят получить положительные аудиторские заключения с немодифицированным мнением.
Вернемся к примерам.
Немодифицированное или «положительное» мнение к аудиторскому заключению. Выносится, когда отчетность и отраженная в отчетности финансовая, бухгалтерская, хозяйственная деятельность полностью соответствуют всем нормам и правилам без оговорок и дополнений.
Модифициованное. Выносится, когда есть существенные искажения отчетности, ошибки, или невозможно получить доказательственную базу для подготовки аудиторского заключения в полном объеме.
Три типа модифицированного мнения (по МСА 705) к аудиторскому заключению:
-
Мнение с оговоркой
Выносится, когда
- несмотря на достаточность предоставленных доказательств, имеющиеся искажения в документах, отчётности являются существенными;
- невозможно получить все необходимые доказательства для обоснования своей позиции (мнения) и имеющиеся искажения документов, отчетности являются существенными, но не решающими.
-
Отрицательное
Когда не смотря на достаточный объем доказательственной базы, имеющиеся искажения документов, отчетности являются не только существенными, но и всеобъемлющими.
-
Отказ от выражения мнения
Данный вид модифицированного мнения можно назвать «крайним» для аудиторского заключения. Выносится отказ при существенных искажениях документов, отчетности либо невозможности получения доказательств. При этом неопределенность и искажения документов и отчетности, несоответствия имеют всеобъемлющий характер.
Требования к аудиторским заключениям с модифицированным и немодифицированным мнением отражены в МСА 700 и 705 соответственно.
Дата – один из важных реквизитов аудиторского заключения. Именно она позволяет определить факторы, условия и данные, которые имели место и значение в период подготовки аудиторского заключения. Дата также важна с точки зрения определения актуальности нормативных актов, подлежащих применению в тот или иной период.
Аудиторское заключение составляется в письменном виде с обязательной нумерацией, прошивкой страниц, скрепленных печатью и подписью аудитора.
Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден
Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия подразумевает независимый контроль, который направлен на оценку результатов финансовой деятельности. Проверку проводят на основании отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения ошибок и неточностей учета.
Ключевые цели аудита:
- Сопоставление данных бухотчетности и фактического имущественного положения компании для выявления полноты отражения информации и ее достоверности.
- Контроль за соблюдением действующего законодательства (налогового, бюджетного, трудового, гражданского, бухгалтерского).
- Проверка законности, рациональности и целесообразности использования имущественных и финансовых активов экономического субъекта.
- Выявление неиспользуемых, скрытых резервов, которые существенно улучшают финансовое положение компании.
Напомним, что провести аудит бухгалтерской отчетности вправе только лицензированные аудиторы или компании со специальной лицензией, сведения о которых есть в реестре аудиторов и аудиторских организаций (ст. 3, 4 307-ФЗ).
Деятельность аудиторов регулируется ГК РФ, НК РФ, ФЗ № 307 от 24.12.2008 и иными нормативно-правовыми актами, приказами и распоряжениями.
Повышенные критерии обязательного аудита в 2021 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.
Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.
Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.
Обязанность ИП и юридических лиц (начиная с 1 октября 2016 года) вносить аудиторские заключения в Единый федеральный реестр установлена ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» (часть 6, статья 5). Временные рамки и правила публикации оговорены в ФЗ № 129 (статья 7.1) «О госрегистрации юр. лиц и ИП». Передача актуальной информации в реестр обязательна. За невыполнение законодательных требований предусматривается административная ответственность (подача недостоверных сведений, отказ от публикации данных). Санкции описаны статьей 14.25 КоАП РФ (часть 6-8).
Важно! Федресурс — информационный портал, накапливающий общедоступные и актуальные сведения для отслеживания деятельности компаний. Поэтому к публикации не подлежат результаты заключений, которые содержать государственную или коммерческую тайну (защищенную законом). Субъекты экономической деятельности РФ, которые освобождаются от размещения сообщений на информационном портале, указаны в статье 7 (пункт 2) ФЗ № 129.
- защищает права кредиторов;
- повышает информационную открытость;
- способствует прозрачности ведения бизнеса (деятельности компаний);
- позволяет выполнить быструю проверку контрагентов;
- провести полную оценку рисков при сотрудничестве с конкретной организацией.
Важно! К публикации на федеральном ресурсе подготавливаются сообщения по результатам аудиторской годовой проверки.
Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2021 году
Да. При этом все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны проходить процедуру обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37). Каждое акционерное общество должно ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы. Федеральные законы, которые регламентируют данное правило:
- АО обязаны привлекать для проведения аудита независимую аудиторскую организацию в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В этом же Федеральном законе регулируется, что утверждение аудиторской организации происходит путем общего собрания акционеров, а решение по размеру оплаты аудиторских услуг принимается советом директоров АО (п. 2 ст. 86);
- кроме того, АО подлежат проведению обязательного аудита согласно п. 5 ст. 67.1 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
- ч. 1 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. с 01.01.2021) требует проведение обязательного аудита отчетности в случаях, установленных федеральными законами.
На основании финансового (бухгалтерского) аудита аудиторское заключение для акционерного общества составляет и выдает именно аудиторская организация, а не частный аудитор. При этом аудиторская компания может предоставлять услуги АО только в том случае, если она имеет членство в СРО. С 2020 года Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) — это единственная СРО аудиторов, которой удалось выполнить требования законодательства. А значит, аудиторская компания, проводящая проверку АО, должна быть членом этой СРО.
Аудит и обязательный аудит
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.