Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ закрепление автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По своей структуре настоящую официальную бумагу можно условно разделить на четыре составных блока: реквизиты, обозначение участников процедуры, утверждение технического состояния автомобиля, подписи. Следует уделить должное внимание каждому из них.
Почему надо составлять приказ?
Оформленный в соответствии со всеми требованиями приказ о закреплении автомобиля за сотрудником используется для таких целей:
повышение уровня ответственности рабочего персонала;
обеспечение должного уровня техобслуживания транспортных средств;
если в процессе эксплуатации машина получит повреждения – у руководства организации будет правовое основание для взыскания материального ущерба с сотрудника.
При составлении приказа следует учитывать, что один водитель может нести ответственность максимум за 3 транспортных средства. А один автомобиль можно закрепить не более чем за 4 сотрудниками. Если за одной машиной закрепляется несколько человек, в приказе можно зафиксировать порядок эксплуатации транспортного средства ими. Обязательно надо проверить, есть ли у работников требуемая категория водительских прав.
На что ориентироваться при передаче транспортного средства водителю
В организациях, которые практикуют закрепление того или иного автомобиля за водителем обычно существует четкий порядок приема-передачи транспортного средства от одного ответственного лица другому. Он учитывает все этапы этой процедуры, начиная от создания соответствующего приказа руководителем предприятия, включая осмотр машины, письменную фиксацию ее состояния и заканчивая формированием специального акта.
Следует отметить, что в компаниях, в которых грамотно организована процедура закрепления автомобиля за водителями, перед передачей транспортного средство какому-либо работнику, с ним проводится подробный вводный и первичный инструктаж.
Более того, водитель обязан пройти стажировку, и только после этого ему будет доверена отдельная машина.
Таким образом, ответственность за сохранность в процессе эксплуатации автомобиля возлагается на определенное лицо. Обычно автомобиль закрепляется за водителем, инженером или техническим служащим.
Для того, чтобы прикрепить одного или нескольких человек к определенным транспортным средствам, руководителю требуется издать приказ о закреплении за водителем автомобиля.
Согласно статье 1079 ГК РФ, автомобиль является не просто дорогостоящим имуществом на балансе предприятия, но и представляет собой источник повышенной опасности.
Поэтому обязанность по возмещению вреда, если таковой был причинен третьим лицам, возлагается на организацию, либо гражданина, который обладает транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, на правах хозяйственного ведения или на основании доверенности.
Таким образом, приказ о закреплении за водителем автомобиля необходим с точки зрения ответственности за использование транспортного средства, представляющего повышенную опасность для окружающих.
Образец приказа закрепления второго автомобиля за водителями
Образец приказа закрепления второго автомобиля за водителями
- наименование предприятия;
- название и номер документа – с коротким обозначением сути;
- место (населенный пункт) и дату его составления;
- обоснование для создания распоряжения (тут можно сослаться на необходимость обеспечения надлежащей эксплуатации автомобиля);
Далее пишется основная часть, в которой указывается:
- марка (модель) и государственный номер транспортного средства;
- должность и ФИО сотрудника, за которым оно закрепляется;
- человек, на которого в случае отсутствия на рабочем месте коллеги, ответственного за автомобиль, перейдет эта функция;
- лицо, отвечающее за исполнение приказа;
- все приложения к документу (среди них обязательно должен быть акт осмотра технического состояния автомобиля).
При необходимости текст можно дополнить и другой информацией – исходя из обстоятельств.
Так, шапка такого документа должна содержать реквизиты организации, наименование и номер приказа, а также дату его составления.
Как правильно заполнить?
Предприятие вправе утвердить свой бланк акта приема-передачи и закрепления транспортного средства за водителем. Его применение возможно при отражении в учетной политике.
Документ можно составлять при помощи компьютера или заполнять от руки. По количеству экземпляров – один для хранения у работодателя. Но допускается сделать копию, заверив ее по правилам делопроизводства.
Чем подробнее будут прописаны характеристики и состояние авто на момент передачи, тем меньше рисков возникновения разногласий с водителем по наложению ответственности за причиненный ущерб.
Таким образом, передаточный акт защищает обе стороны:
- работник получает под ответственность транспортное средство, зная о его недостатках и изъянах на момент передачи;
- работодатель получает гарантию, что с даты подписания документа ответственность за сохранность автомобиля закреплена за конкретным сотрудником.
Когда требуется в организации передаточный акт?
Передаточный акт или акт закрепления авто за ответственным лицом составляется в ситуациях:
- В компании нет штатных единиц водителей, но есть транспортные средства. Организация вправе предоставить право пользования служебным автомобилем любому штатному работнику.
- Предприятие желает закрепить автомобиль и меру ответственности за его сохранность за конкретным водителем.
Право пользования транспортным средством предоставляется на основании правильно составленной документации:
- приказа о допуске к управлению ТС;
- акта приема-передачи автомобиля;
- доверенности на управление;
- путевых листов;
- внесения изменений в трудовой договор.
Особенности оформления бланка
Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец.
Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу. Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.
Писать текст документа можно от руки или набирать на компьютере (в первом случае следует обращать внимание на то, чтобы в бланке не было никаких ошибок и исправлений).
Составляя приказ, неизменно требуется учесть только один важный критерий – он должен быть заверен оригинальной подписью директора предприятия (связано это с тем, что все приказы всегда пишутся от его имени) или работника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя, а также всеми сотрудниками, которые в нем указаны.
Удостоверять бланк приказа печатью не обязательно, т.к. необходимость в этом есть только в том случае, если норма по штампованию локальных бумаг организации с помощью различного рода клише закреплена в ее учетной политике.
Приказ формируется всегда в одном подлинном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные ответственным сотрудником копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительных документов фирмы.
Информация, содержащаяся в акте
Что обязательно в нем должно содержаться?
- Как и в предыдущем случае, это двухсторонний документ
, который
подписывается обеими сторонами по сделке; -
Подробные сведения о продавце и покупателе,
с указанием паспортных данных и места регистрации; -
Скрупулезное описание самого транспортного средства
, с подробными описаниями номеров всех важных деталей, кузова, двигателя, цвета и года выпуска. Если покупается подержанный автомобиль, то пробег тоже следует указать; - Если продавец ответственный человек, и дорожит своей репутацией, то он честно должен указать на недостатки авто в акте передачи.
Например, тормозная колодка стерта, а колеса имеют протертый протектор. Если таких данных нет, то новый владелец может предъявить ему судебные претензии, что его заранее не предупредили о скрытых дефектах, а этот факт можно отнести к нарушению договорных обязательств, если это отдельно не обговорено договором купли-продажи; -
У каждого автомобиля есть свой пакет документации
, который подлежит передаче при смене владельца – следует подробно описать все, что будет передано: технический паспорт и регистрационное свидетельство, сервисные документы и их номера; - Если предполагается передача дополнительного оборудования или автомобильных аксессуаров, то следует их подробно описать и включить в акт.
Если покупатель согласен с техническим состоянием, описанное в договоре, то стороны подписывают документ. Если есть какие-либо замечания, несоответствия, то и их вносят обязательно.
Приказ о закреплении транспортного средства за водителем: образец 2021 года
Приказ о закреплении транспортного средства за водителем — это необходимый распорядительный документ, определяющий перечень работников, за которыми закреплен конкретный автомобиль. Разберемся, за чем нужен такой приказ о закреплении автомобиля за владельцем в 2021 году, и как правильно его составить.
В статье есть . Распоряжение руководителя о закреплении автомобиля за конкретным работником обычно требуется в крупных компаниях.
Например, в организации, занимающейся транспортными перевозками. Такие фирмы имеют солидный автомобильный парк. Приказ о закреплении обозначает ответственного работника, который имеет прямой доступ к транспортной единице.
Но и для небольшой фирмы, в собственности которой числится всего один автомобиль, такой приказ нужен. Зачем? Транспортное средство — это объект повышенной опасности. Следовательно, за его техническим состоянием и исправностью должны следить конкретные лица.
Простые граждане несут самостоятельную ответственность за соблюдение норм и требований по эксплуатации и обслуживанию своих авто. В организациях же такие обязанности возлагаются на ответственных специалистов.
По сути, приказ о закреплении ТС за работником — это назначение ответственного лица, который будет нести материальный ущерб, если автомобиль будет неисправен, или получит какие-то повреждения. Руководитель может обозначить не одного работника, а целую группу лиц.
Например, техника, механика и водителя. К тому же, водителей, имеющих допуск к одной машине, может быть несколько. Например, если в организации установлен сменный график работы.
Если в распорядительном документе указываются сразу несколько ответственных работников, то необходимо определить границы ответственности. К примеру, нужно обозначить, что механик отвечает за исправность и бесперебойную работу механизмов и оборудования автомобиля.
Техник ответственен за технические показатели машины.
А водитель уже отвечает за соблюдение правил и требований по эксплуатации, а также обязуется соблюдать правила дорожного движения.
Унифицированной формы приказа о закреплении транспорта за водителем в 2021 году не предусмотрено.
Данный акт относится к первичной документации, и является важнейшим учетным документом. При этом он не является самостоятельным, а служит приложением к какому-либо договору: купли-продажи, сервисного обслуживания, аренды, лизинга и т.д.
Некоторые владельцы автомобилей не понимают роли акта (которая действительно очень значительна), считая, что для завершения сделки достаточно подписать договор. Это в корне ошибочное мнение. Дело в том, что сам по себе договор, по сути, является лишь намерением о производстве каких-либо действий в отношении автомобиля и в любой момент времени может быть расторгнут, а вот фактическим свидетельством перехода транспортного средства от одного лица к другому служит соответствующий акт приема-передачи. После его подписания оспорить или разорвать договор будет уже не так-то просто и то – только в судебной инстанции.
Помимо вышеозначенного, не надо забывать и о том, что на основе данного акта происходит списание транспортного средства с баланса одной организации и прием его к учету в другой.
Резюмируя сказанное, подведем итог: с юридической точки зрения документ является подтверждением того, что автомобиль перешел от бывшего собственника к новому владельцу (т.е. в отсутствие этого акта передача может быть признана несостоявшейся). При наличии необоснованных претензий или разногласий по договору именно этот документ может стать частью доказательной базы, причем как для одной стороны договорных отношений, так и для другой.
Когда требуется в организации передаточный акт?
Передаточный акт или акт закрепления авто за ответственным лицом составляется в ситуациях:
- В компании нет штатных единиц водителей, но есть транспортные средства. Организация вправе предоставить право пользования служебным автомобилем любому штатному работнику.
- Предприятие желает закрепить автомобиль и меру ответственности за его сохранность за конкретным водителем.
Право пользования транспортным средством предоставляется на основании правильно составленной документации:
- приказа о допуске к управлению ТС;
- акта приема-передачи автомобиля;
- доверенности на управление;
- путевых листов;
- внесения изменений в трудовой договор.
1. Положение о порядке закрепления (передачи) транспортных средств за водителями автомобилей (далее — Положение) предназначено для определения единого порядка закрепления (передачи) транспортных средств, находящихся на балансе общества с ограниченной ответственностью «ХХХХХХ» (далее — ООО «ХХХХХХ»), обеспечения их сохранности и надлежащего технического состояния.
2. Закрепление (передача) транспортного средства транспортных средств ООО «ХХХХХХ» производится в следующих случаях:
при вводе транспортного средства в эксплуатацию;
при смене водителя, ответственного за сохранность и техническое состояние транспортного средства.
3. Закрепление (передача) транспортного средства за водителем производится на основании приказа директора ООО «ХХХХХХ» или уполномоченного им должностного лица и оформляется актом закрепления (передачи) транспортного средства по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Временное закрепление водителей оформляется приказом директора ООО «ХХХХХХ», при этом акт закрепления (передачи) транспортного средства не составляется.
Закрепление (передача) транспортных средств производится только за штатными водителями ООО «ХХХХХХ».
4. Способ закрепления транспортного средства за водителем (водителями) зависит от метода организации их работы.
В ООО «ХХХХХХ» могут применяться следующие методы организации работы водителей:
5. Организация работы водителей бригадным методом предусматривает закрепление определенного количества транспортных средств за бригадой и работу членов бригады на всех транспортных средствах. Вся бригада в целом и каждый водитель в отдельности несут ответственность за техническое состояние и сохранность всех закрепленных за бригадой транспортных средств.
6. Организация работы методом индивидуального закрепления транспортных средств предусматривает ответственность водителей за сохранность и техническое состояние только тех транспортных средств, которые закреплены за ними.
7. Выбор метода организации работы водителей осуществляется в зависимости от условий и объема работы водителей.
8. Акт закрепления (передачи) транспортного средства составляется во всех случаях закрепления транспортного средства в трех экземплярах, утверждается заместителем директора по хозяйственной работе, подписывается водителями, передавшими и принявшими транспортное средство. Один экземпляр хранится у заместителя директора по хозяйственной работе, второй и третий — выдаются водителям.
9. При закреплении транспортного средства за двумя и более лицами акт закрепления (передачи) транспортного средства оформляется на каждого водителя.
10. Водитель перед подписанием акта о закреплении (передаче) транспортного средства обязан проверить закрепляемое за ним транспортное средство, убедиться в его исправности, укомплектованности инструментом, специальным оборудованием (если установлено), наличии положенных документов, проверить правильность записей о номерах шасси (кузова, корпуса), двигателя и регистрационного знака, правильность других записей в техническом паспорте, техническом талоне, эксплуатационной карте, карточке учета работы автомобильной шины и в карточке учета работы аккумуляторной батареи.
С момента подписания акта о закреплении (передаче) транспортного средства водитель несет в установленном порядке ответственность за сохранность закрепленного за ним транспортного средства.
11. За одним водителем может быть закреплено не более трех транспортных средств.
12. На время отсутствия постоянно закрепленных за транспортными средствами водителей допускается временное закрепление других водителей на срок не более месяца.
Доплаты сотруднику, пользующемуся служебным транспортом
Если работник одновременно с основной деятельностью работает водителем, ему необходимо доплачивать. Основание – ст. 57 и ч. 3 ст. 68 ТК РФ. Необходимая информация должна содержаться в трудовом договоре или должностной инструкции.
Если работник одновременно со своими служебными обязанностями, прописанными в трудовом договоре, выполняет обязанности водителя, не указанные в документе, это называется совмещением должностей. За это работнику также положена доплата. Основание – ч. 1-2 ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ.
Если работник с получением автомобиля не получает новых трудовых функций (не начинает перевозить грузы или людей), то в этом случае совмещения должностей не возникает. Дополнительные выплаты сотруднику не положены, а сам факт предоставления транспорта может расцениваться как поощрение или дополнительная мотивация.
сообщаем следующее: Порядок использования оформляется трудовым договором и локальными актами организации.
Для предоставления автомобиля необходимо:
— закрепить соответствующее положение в трудовом договоре (должностной инструкции);
— издать приказ о передаче автомобиля сотруднику;
— оформить акт приема-передачи.
Дополнительно право на автомобиль можно прописать в трудовом договоре и локальном акте.
Если поездки осуществляются по рабочим вопросам, то необходимо оформлять путевой лист и исполнять все требования Закона № 116-ФЗ, в том числе проходить предрейсовый осмотр.
Подробно об этом см. материалы в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
1. Статья: Что делать, если вы поручаете сотруднику управлять служебным автомобилем?
«Любой сотрудник может управлять служебным автомобилем, если у него на руках есть:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о госрегистрации транспортного средства;
- полис ОСАГО;
- приказ о передаче в пользование служебного автомобиля*.
Об этом говорится в п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ и в п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
I. Что делать, если вы поручаете сотруднику управлять автомобилем?
1. Оформите доверенность на право управления служебным автомобилем.
2. Добавьте в должностную инструкцию сотрудника или его трудовой договор (допсоглашение) пункт о возможности использования служебного автомобиля (в разделе «Права» или «Обязанности»).*
Пример
Пропишите в должностной инструкции, что по роду своей деятельности работник эпизодически может использовать служебный транспорт для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Проведите инструктаж на рабочем месте для водителей, ознакомьте с инструкцией по охране труда для водителей.
4. Включите фамилию сотрудника в полис ОСАГО.
5. Проводите предрейсовый медосмотр сотрудника, управляющего автомобилем.
За отсутствие предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Также организацию может наказать и трудовая инспекция (ст. 5.27КоАП РФ).
Путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Водитель в установленных случаях обязан иметь его при себе и по требованию сотрудников ГИБДД передавать для проверки (п. 2.1.1 ПДД).
6. Оформите путевой лист.
При проверке документов на дорогах общего пользования сотрудники ГИБДД, как правило, требуют предъявления водителем путевого листа при передвижении на служебном транспорте.
В нормативных актах требования к оформлению путевых листов предъявляются не только к автотранспортным предприятиям, но и к любым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим автотранспорт.
Дополнительно к теме
О путевых листах
Сотрудники ГИБДД проверяют документы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, и порядка их заполнения. Они руководствуются требованиями:
• Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав);
• Правил дорожного движения РФ (далее — ПДД);
• приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ № 152).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 2 Приказа № 152). То есть в нормативном акте речь идет не только об автотранспортных предприятиях, но и о любых юр. лицах и ИП, эксплуатирующих автотранспорт. Сотрудники ГИБДД считают обязательным соблюдение положений данного документа юр. лицами и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили. И судебная практика это подтверждает (см., например, определение ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529).
Запрещается перевозить пассажиров, багаж, грузы автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч. 2 ст. 6 Устава). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство (п. 9 Приказа № 152).
То есть согласно требованиям приведенных выше документов, если ни грузы, ни пассажиры, ни багаж автотранспортным средством не перевозятся, то и путевой лист может не оформляться.
На основании сказанного считаем, что при совершении служебных поездок лица, допущенные к управлению автотранспортом, должны быть обязательно обеспечены путевыми листами в случае перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Как правильно поступать, чтобы избежать штрафов? Оформляейте путевые листы во всех случаях, чтобы избежать ненужных разногласий и разбирательств с ГИБДД.
Это несложно, тем более, потому что путевой лист может быть оформлен на срок до 1 месяца (п. 10 Приказа № 152).
II. Надо ли доплачивать сотруднику, управляющему служебным автомобилем?
Предоставление служебного автомобиля может рассматриваться и как один из видов социальных гарантий работнику.
Доплачивать сотруднику надо, если он выполняет работу водителя — перевозит грузы или людей. Изучите трудовой договор работника или должностную инструкцию, если она является частью этого договора (ст. 57 и ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Если работник, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, выполняет дополнительно обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата (ч. 1–2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).
Если работник не возит грузы или людей, а только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей. Поскольку предоставление автомобиля не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает). А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику не положена.
Обратите внимание
Даже если работник возит какие-то грузы (например, торговый представитель — образцы) и в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат (письма Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897 и Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1).
Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда, например:
• в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция;
• работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение);
• работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94 являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя;
• положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела».
2. Ситуация: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд
«Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые – только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы*.
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовыемедосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Обязательные предрейсовые медосмотры организация должна проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителейтранспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).
В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.
Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. Как организовать предрейсовые медосмотры сотрудников».
3. Ситуация: Как оформить путевые листы для документального подтверждения израсходованных ГСМ
«Организация может использовать:
- унифицированные формы;
- самостоятельно разработанные путевые листы. Например: упрощенная форма путевого листа легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля с повременной или сдельной оплатой.
Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице. Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано*.
Руководитель лично управляет служебным автомобилем: обязательны ли путевые листы и предрейсовые медицинские осмотры
Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.
Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет.