Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, указанных в БК, не является исчерпывающим. Помимо Кодекса они могут содержаться в федеральных законах. Нарушение бюджетного законодательства является основанием для привлечения виновного к административной ответственности при наличии признаков административных правонарушений, содержащихся в ст. ст. 7.29, 15.14, 15.15, 15.16, 19.7 КоАП РФ. Нарушение бюджетного законодательства при наличии состава преступления является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. ст. 285.1, 285.2 УК.

Невыполнение требований представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Исходя из положений ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Напомним, что порядок составления и направления представлений регламентируется:

  • для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями Бюджетного кодекса;

  • для органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями федеральных законов от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Нецелевое использование бюджетных средств

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств — использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Бюджетное финансирование носит строго целевой характер. Формами бюджетного финансирования могут быть дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств получателями бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Под получателями бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам; оплату товаров работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Нарушения, связанные с кредитованием из бюджета

Еще одна группа нарушений бюджетного законодательства включает нарушения, связанные с предоставлением средств бюджетов на возвратной основе, т.е. с бюджетным кредитованием.

Нарушения возможны, во-первых, со стороны получателя кредита при его использовании и возврате и, во-вторых, со стороны государственных органов и должностных лиц, предоставляющих кредит.

БК РФ предусмотрены в качестве нарушений бюджетного законодательства невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ), и неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ).

При предоставлении бюджетных средств отношения сторон переходят границы бюджетного процесса, так как получатель кредита — это не участник бюджетных правоотношений (ст. ст. 6, 76, 77 БК РФ). Кроме того, отношения сторон при предоставлении бюджетного кредита оформляются путем заключения гражданско-правового договора. Видимо, по этой причине в списке оснований для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства в ст. 283 БК РФ невозврат кредитов и неперечисление платы за кредит отсутствуют.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, являются одними из немногих видов нарушений бюджетного законодательства, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность.

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

По ст. 285.1 УК РФ при нецелевом расходовании выделенных бюджетом средств форма наказания зависит от суммы потраченных не по назначению денег:

  1. При расходе крупной суммы штраф назначается от 100 до 300 тыс. рублей. Альтернативные варианты – штраф в сумме заработка за 1 или 2 года, привлечение к принудительным работам в течение 1-2 лет, арест до 6 месяцев, дополненный лишением права претендовать на отдельные должности.
  2. СПРАВОЧНО! Крупный размер финансового нарушения — от 1,5 млн. рублей, особо крупный размер правонарушения – если размер ущерба достиг отметки 7,5 млн. рублей.

  3. При расходе особо крупной суммы штраф достигает размера 200-500 тыс. рублей, вместо него может быть назначена сумма, равная зарплате за период до 3 лет. Альтернативные варианты – принудительные работы на протяжении 5 лет или лишение свободы сроком до 5 лет.

Аналогичные размеры штрафов предусматривает ст. 285.2 в отношении нецелевого расхода средств, выделяемых негосударственным внебюджетным фондам.

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

1. Что является нарушением бюджетного законодательства

Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;

5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;

6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:

1) нецелевое использование бюджетных средств;

2) неправомерное использование бюджетных средств;

3) неэффективное использование бюджетных средств;

4) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);

5) нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);

6) невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);

7) нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);

8) нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств

К неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/24851).

Федеральное казначейство определяет неправомерное использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств с нарушением (Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19.12.2017):

· бюджетного законодательства РФ и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств);

· законодательства РФ, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении бюджета по расходам;

· документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, и государственных (муниципальных) контрактов).

Неправомерным использованием бюджетных средств, исходя из практики контролирующих органов, признается:

· расходование средств субсидии на госзадание на цели, не связанные с выполнением государственного задания (Представление Счетной палаты РФ от 30.09.2016 N ПР 09-230/09-02);

· оплата невыполненных работ (неоказанных услуг) (Представление Счетной палаты РФ от 17.12.2015 N ПР 09-264/09-04);

· не перечисление в доход бюджета бюджетных средств, а использование на текущие расходы (Представление Счетной палаты РФ от 29.12.2014 N ПР 14-370/14-03);

БП можно охарактеризовать и в виде юридического факта, влекущего возникновение правоохранительных отношений. По сути, БП имеют сложный юридический состав, который анализируется в одной и той же последовательности: «объект — объективная сторона — субъективная сторона — субъект». Поскольку субъективная сторона в БП всегда наличествует, но не влияет на факт наступления и меру БПО, то анализируются только объект, объективная сторона и субъект нарушения.

Подобно тому, как определяется объект правонарушения в прочих отраслях права, объектом БП являются общественные отношения, связанные с составлением проекта бюджета, его утверждением, выполнением и контролем за таковым.

Объективная сторона характеризуется активными действиями или бездействием, в результате которых ставится под угрозу объект БП, или ему наносится реальный ущерб. Обязательным признаком объективной стороны многих БП является наличие причинной связи между деянием (действием либо бездействием) и противоправным результатом. С другой стороны, на научном уровне существует дискуссия относительно того все ли составы БП характеризуются наличием подобной причинно-следственной связи. Например, есть оправданные случаи (об этом упоминалось выше) и безвиновного деяния, когда наступление противоправного результата не было обусловлено действием или бездействием субъекта БП, который все же привлекается к ответственности.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

Замечание 2 Согласно ст.306.1 БК РФ, к числу БП относятся вообще любые нарушения бюджетного законодательства и нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения. Эта же статься содержит список и вполне конкретно определенных БП, таких как нарушение контрактных условий, условий и порядка предоставления кредитов и т.д. Но наличие такого пространного определения БП заставляет штудировать целый законодательный пласт, выбирая нужные по теме нормы, для того, чтобы понять, относится ли конкретное деяние к БП.

Субъектом БП является, в первую очередь, юридическое лицо как участник бюджетного процесса (например, государственный орган или орган местного самоуправления). Физическое лицо тоже может быть субъектом БП, если оно же является должностным лицом, наделенным полномочиями для участия в бюджетном процессе. К числу субъектов БП законом прямо отнесены:

  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (в т.ч. местная госадминистрация);
  • финансовый орган;
  • администратор бюджетных средств;
  • государственный (или муниципальный заказчик).

Характерно, что когда речь идет об «органе» то имеются в виду органы государственной власти и местного самоуправления, полномочия которых, в отличие от полномочий прочих субъектов, распространяются на неограниченно большой круг лиц, т.е. выходят за пределы внутренней структуры и иерархии. Если, к примеру, предприятия наделены правоприменительными полномочиями только в своем трудовом коллективе, то орган властиимеет право осуществлять правоприменение по значительно большему кругу лиц, не связанных с этим органом трудовыми или служебными отношениями.

Сложно разобраться самому?

Классификация БП происходит по разным критериям. Например, в зависимости от стадии бюджетного процесса, БП делятся на совершаемые во время:

  • Составления проекта бюджета. Например, его несвоевременное предоставление;
  • Рассмотрения и утверждения бюджета. Например, выход за лимит дефицита бюджета, нарушение предела государственного или муниципального долга, а также расходов по их обслуживанию;
  • Исполнения бюджета. Сюда попадает большинство БП: собственно неисполнение бюджета, нецелевое расходование бюджетных средств, несоответствие бюджетных росписей законам и решениям бюджета, открытие бюджетного счета в кредитной организации при одновременной доступности такого же счета в государственном банке и множество других составов, которые здесь не имеет смысла приводить полностью;
  • Контроля за исполнением бюджета. Сюда может быть отнесено нарушение сроков предоставления либо утверждения отчета об исполнении бюджетных программ.
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

Уголовный кодекс республики казахстан на 2021 год

К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства. В бюджетном кодексе РФ предпринята попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства.

Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.

Бюджетный кодекс РФ содержит такое понятие, как нарушение бюджетного законодательства, под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В ст. 283 БК РФ дается подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения:

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пеней (ст. 282 БК РФ).

Правом применения указанных мер наделены федеральные органы исполнительной власти (ст. 284 БК РФ). В частности, руководители органов исполнительной власти и их территориальных органов имеют право:

  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
  • списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:

  • принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
  • выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • привлекают к административной ответственности.

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 БК РФ.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

[3]

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 БК РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово—бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, исполь—зо ванных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 БК РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 БК РФ).

ВЗЫСКАНИЯ, ШТРАФЫ КБК
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 116, 118, п. 2 ст. 119, ст. 119.1, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, ст. 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК РФ 182 1 16 03010 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 НК РФ 182 1 16 03020 02 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ 182 1 16 03030 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт 182 1 16 06000 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций 182 1 16 31000 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также законодательства РФ и в области экспортного контроля 182 1 16 05000 01 0000 140

Внесены изменения в ст. 15.15.6 КоАП РФ, регламентирующую санкции за нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований несли административную ответственность в виде штрафа (в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.), если они не предоставляли, задерживали, фальсифицировали бюджетную отчетность или иные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Согласно новым нормам аналогичные штрафы будут применяться также за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Кто отвечает за протоколы об административных правонарушениях

Полномочия по составлению протоколов.

На основании п. 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. При выявлении нарушений в ходе контрольных мероприятий протоколы также вправе составлять и должностные лица Федерального казначейства, а в отношении должностных лиц муниципального казенного учреждения – должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих муниципальный финансовый контроль и муниципальных контрольно-счетных органов.

Полномочия по рассмотрению дел об административной ответственности.

Согласно статьям 23.7 и 23.7.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.4 – 15.15.16, рассматривают федеральный орган исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральное казначейство.

Читайте также:  Больше расходов и своя тайна: что дает статус адвоката

Северо-Западный Федеральный округ

Статья 283 «Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» БК РФ содержит 22 абзаца, в которых перечислено около 30 видов бюджетных правонарушений. В данной статье указано на возможность иных оснований в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Благодаря развитой инфраструктуре Финансовый университет на время учебы станет вашим вторым домом! Комфортабельные современные учебные корпуса Финансового университета удобно расположены рядом со станциями метро Москвы. В каждом корпусе работают уютные столовые, кафе и кофейни.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерально­го казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находя­щихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

Обновление знаний и совершенствование навыков федеральных государственных гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач, касающихся ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соот­ветствующие бюджета, осуществляется по решению арбитражного суда.

Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее –Порядок № 98н), установлены сроки представления в органы Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702).

Факт совершения преступления вызывает определенную реакцию. Она выражается в применении тех или иных наказаний.

— приостановление предоставления межбюджетных трансфертов;

Целевое использование бюджетных средств всегда определяется в соответствии с целью выделения таких средств и выводится из кода бюджетной (экономической) классификации, по которой доведены те или иные лимиты ассигнований и объемы финансирования.

При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства.

В целях реализации этого положения в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» введены ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов».

Бюджетное законодательство РФ развивается в последнее время стремительными темпами. В связи с этим расширяются и многие институты, касающиеся регулирования его норм. В частности, усилилась ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Примеры судебных решений

Рассмотрим в качестве примеров несколько судебных разбирательств, предметом которых стало наложение штрафа на должностных лиц автономного учреждения, а иногда и на само АУ.

Первый случай – привлечение к административной ответственности руководителя учреждения за невыполнение госзадания (нарушение, выявленное в 2015 году, квалифицировано по ст. 15.15.5 КоАП РФ). Должностное лицо было оштрафовано на 30 000 руб., не согласилось с решением административного органа и обратилось в суд. Однако суды трех инстанций посчитали наложенное наказание законным. Обстоятельства дела изложены в Постановлении ВС РФ от 13.02.2017 № 18‑АД17-2.

Учреждение получило госзадание на 2014 год, в которое в том числе была включена услуга по обеспечению специализированными продуктами детского питания детей первых шести месяцев жизни из малоимущих семей, а также установлены объемы оказания обозначенной услуги. В силу соглашения о предоставлении субсидии госзадание считалось выполненным, если фактический объем оказанных услуг составляет не менее 85 % планового. Вместе с тем в отчете о выполнении задания указывалось, что названная услуга предоставлена в объеме 11,3 %. Административный орган, выявив невыполнение госзадания в данной части, расценил это как нарушение условий предоставления субсидии (ст. 15.15.5 КоАП РФ).

Доводы должностного лица учреждения (выполнение задания в указанной части было поставлено в зависимость от внешних факторов) остались без внимания, поскольку судьи установили, что руководитель АУ, будучи осведомленным о неисполнении показателей задания по упомянутой услуге, в IV квартале 2014 года не обращался к учредителю для корректировки задания. То есть мер по предотвращению нарушения должностное лицо не приняло.

Второй пример – штрафы за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, наложенные и на должностное лицо, и на автономное учреждение (постановления Московского городского суда от 11.05.2017 № 4а-1652/2017 и № 4а-1653/2017). Суд поддержал решение административного органа: в силу ст. 15.15.4 КоАП РФ должностное лицо правомерно оштрафовано на 10 000 руб., а АУ – на 1 658 819,6 руб. (2 % суммы полученной бюджетной инвестиции). Выводы суда таковы. Автономное образовательное учреждение высшего образования неудовлетворительно осуществляло переданные учредителем полномочия государственного заказчика по строительству общежития, не соблюдая условия соглашения о передаче полномочий госзаказчика (в частности, не согласовывало свои действия с профильным департаментом органа-учредителя). Учреждение не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. А должностное лицо (заместитель проректора по экономике, хозяйству и строительству) ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, закрепленные в трудовом договоре и должностной инструкции.

Наконец, третий случай касается несоблюдения условий предоставления субсидий (а точнее, субсидии на иные цели). Штраф в размере 30 000 руб. тоже был выставлен должностному лицу – директору автономного учреждения культуры (см. Решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7‑12751/2016). Директор учреждения принял решение оплатить подрядчику услуги до фактического исполнения договора в полном объеме, что стало нарушением одного из условий выделения целевой субсидии (соглашение о ее предоставлении предусматривало, что платежи по договору, производимые за счет данных средств, осуществляются по факту оказания услуг на основании акта их сдачи-приемки). Указанное деяние и образует состав административного правонарушения, установленного п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Классификация бюджетных правонарушений

Классификация БП происходит по разным критериям. Например, в зависимости от стадии бюджетного процесса, БП делятся на совершаемые во время:

  • Составления проекта бюджета. Например, его несвоевременное предоставление;
  • Рассмотрения и утверждения бюджета. Например, выход за лимит дефицита бюджета, нарушение предела государственного или муниципального долга, а также расходов по их обслуживанию;
  • Исполнения бюджета. Сюда попадает большинство БП: собственно неисполнение бюджета, нецелевое расходование бюджетных средств, несоответствие бюджетных росписей законам и решениям бюджета, открытие бюджетного счета в кредитной организации при одновременной доступности такого же счета в государственном банке и множество других составов, которые здесь не имеет смысла приводить полностью;
  • Контроля за исполнением бюджета. Сюда может быть отнесено нарушение сроков предоставления либо утверждения отчета об исполнении бюджетных программ.

Характеризуя статус регионов РФ в сфере ответственности за нарушения финансового законодательства, следует отметить ряд обстоятельств, а именно:

  • Субъекты не могут устанавливать наказание за преступления в финансовой сфере. Это касается в том числе административной ответственности за неправомерные деяния. Установление наказания находится в компетенции уполномоченных на это федеральных органов власти.
  • Нарушение норм бюджетного законодательства регионов страны может выступать в качестве объективной стороны преступления в финансовой сфере. Оно будет основанием для применения соответствующих мер принуждения.
  • Субъекты РФ в лице структур, исполняющих региональные бюджеты, могут привлекать преступников к финансово-правовой ответственности за совершение неправомерных деяний в порядке, который регламентирован в БК.
  • Региональные органы могут возбуждать соответствующие дела по факту злоупотребления положением посредством составления соответствующего протокола.
  • Субъекты РФ могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за те или иные нарушения в финансовой сфере.
  • Органы власти регионов, уполномоченные на исполнение финансовых планов, могут понести наказания за злоупотребления. Это также касается и должностных лиц указанных структур. За нарушения в данном случае наступает административная ответственность.

КОАП нарушение бюджетного законодательства

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций тоже введено в КоАП РФ Федеральным законом № 118‑ФЗ – эта норма имеет отношение к тем автономным учреждениям, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Цель санкции, установленной п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ, в том, чтобы заказчики не затягивали с началом реализации бюджетных инвестиций. По мнению законодателей, штрафы за подобные деяния нужны для усиления исполнительской дисциплины получателей бюджетных средств (в том числе бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, которым переданы полномочия госзаказчика).

Как и за невыполнение задания, ответственность здесь преду­смотрена только для должностных лиц. Но штрафы за несоблюдение порядка осуществления бюджетных инвестиций выше, нежели те, что установлены за нарушение условий их предоставления (20 000 – 50 000 руб. вместо 10 000 – 30 000 руб.). Иными словами, наказание за затягивание сроков реализации бюджетных инвестиций будет строже, чем за проступки, совершенные в процессе их реализации.

В свою очередь, ответственность за несоблюдение условий предоставления бюджетных ассигнований (бюджетных инвестиций и субсидий) остались прежними. При этом действие норм ст. 15.15.5 КоАП РФ распространяется на все виды субсидий –на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на иные цели, на выполнение задания (в части, не касающейся недостижения его показателей).

Процедура привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.4, 15.15.5 и 15.15.5‑1 КоАП РФ одинакова. Нарушения, как правило, обнаруживаются в ходе выездной проверки учреждения. Выявлять их и составлять соответствующие протоколы могут:

  • должностные лица Федерального казначейства, в том числе руководители (их заместители) его территориальных органов (ст. 23.7, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный финансовый контроль (п. 7 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • инспектора Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
Читайте также:  Условия и правила заключения договора социального найма жилого помещения

В то же время рассмотрение дел об административных правонарушениях по названным выше статьям отнесено к компетенции:

  • Федерального казначейства и его территориальных органов (ст. 23.7 КоАП РФ);

  • органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий) (ст. 23.7.1 КоАП РФ);

  • судов – если дело о таком нарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Из всего сказанного следует, что в части использования средств, выделенных из бюджета, автономные учреждения подвергаются двум видам контроля – со стороны административных органов и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя. Яркий пример тому – случай невыполнения государственного (муниципального) задания. В отношении учреждения, допустившего подобный проступок, станут применяться два способа финансового воздействия: возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением показателей задания (инициирует орган-учредитель), и административный штраф (выставляет контролирующий орган).

Аналогичным образом складывается ситуация и в отношении соблюдения условий предоставления субсидий. Как пояснил Минфин в Письме от 28.04.2016 № 02‑10‑06/24775, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются. Необходимость возврата субсидий при нарушении условий их предоставления направлена прежде всего на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления средств из бюджета и обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Обязанность вернуть субсидию нацелена на восстановление права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, и такая обязанность ответственностью не является. Ответственность же наступает на основании ст. 15.15.5 КоАП РФ – за противоправные действия (бездействие) виновного лица.

В теории права традиционно выделяют 5 видов ответственности:

  • Уголовную.
  • Административную.
  • Материальную.
  • Дисциплинарную.
  • Гражданскую.

Материальная ответственность наступает при причинении работником вреда предприятию. Дисциплинарное наказание может использоваться при невыполнении внутреннего производственного распорядка. В связи с этим отношения в рамках финансовой сферы не охраняются данными нормами.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства определяется в качестве обязанности субъекта, который нарушил бюджетное законодательство, претерпеть лишения властного характера со стороны государства, что отражается использованием санкций в его адрес.

Замечание 1

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) порядка формирования и рассмотрения проектов бюджетов, как и ненадлежащее утверждение бюджетов, исполнение и контроль исполнения бюджетов, которые устанавливает БК РФ, представляет собой нарушение бюджетного законодательства нашего государства. Подобные действия могут повлечь использование мер принуждения для нарушителей (ст. 281 Бюджетного Кодекса РФ).

В число оснований бюджетной ответственности в праве включено бюджетное правонарушение. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ предусмотрена статьей 283 БК РФ. Она включает список оснований, которые предполагают использование мер принуждения за нарушенное бюджетное законодательство. Это может быть неисполнение законов (решений) о бюджете; нецелевое применение средств бюджета; отказ перечислять бюджетные средства в адрес получателей этих средств; не в полной мере перечисленные бюджетные средства их получателям; несвоевременный перевод средств бюджета в адрес получателей; несвоевременное зачисление данных средств на счета получателей; несвоевременное предоставление сведений и отчетов, которые связаны с исполнением бюджета.

В соответствии с характером и степенью вреда для общества в адрес лиц, которые нарушили бюджетное законодательство, могут использоваться несколько мер (статья 282 БК РФ).

  1. Предупреждение, касающееся ненадлежащего исполнения бюджетного процесса, используемое в случае непредставления или несвоевременного представления одного из отчетов и прочих сведений, которые требуются для составления проекта бюджета, его исполнения и контроля; несвоевременного доведения уведомлений о бюджетном ассигновании и лимите обязательств до получателя бюджетных средств; несоответствия бюджетной росписи и расходов, которые утверждены бюджетом; отсутствия соответствия между уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимите обязательств бюджетной росписи; финансирования издержек сверх утвержденного лимита; предоставления бюджетного кредита с нарушением соответствующего порядка; предоставления гарантий со стороны государства или муниципалитета с нарушением установленного порядка; проведения закупок государством или муниципалитетом с нарушением установленного порядка; нарушения запрета на размещение средств бюджета на одном из банковских депозитов или их передачи в доверительное управление; несвоевременных платежей по подтвержденным обязательствам бюджета.

КоАП РФ отдельно рассматривает предупреждение как основное административное наказание.

  1. Блокировка расходов в качестве меры предусматривает невозможность применения выделенных бюджетных средств (используется на любой стадии исполнения бюджета).

Если взять во внимание постановление Правительства РФ, принятое в апреле 2004 года (№ 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»), то Минфином России осуществляется блокирование расходов и отменяется блокировка расходов федерального бюджета, а также используются прочие санкции, которые предусмотрены бюджетным законодательством государства.

  1. Изъятие средств бюджета в качестве предупредительной меры. Она предусмотрена за нецелевое применение средств бюджета; несоблюдение обязательного зачисления бюджетных доходов; финансирование расхода, который превысил лимиты бюджетных обязательств; нарушенный запрет по размещению средств бюджета на банковском депозите (передачу средств в доверительное управление); предоставление инвестиций из бюджета с нарушением определенного порядка; предоставление кредитов бюджета с нарушением соответствующих условий; невозврат (несвоевременный возврат) средств бюджета, которые были получены на возвратной основе; отсутствие соответствия между уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.
  2. Приостановка операций на счетах кредитной организации. Эта мера состоит в том, что уполномоченный орган имеет право приостановить любую текущую операцию организации (учреждения), которая использует денежные средства из федерального бюджета.
  3. Взыскание штрафа, которое осуществляется по законодательству об административных правонарушениях. Мера состоит в том, что происходит взимание с лиц, которые допустили нарушение бюджетного законодательства, денежной суммы в качестве наказания за допущенные нарушения.
  4. Взыскание начисленных пени. В число мер принуждения, которые применяются в отношении нарушителей бюджетного законодательства, относится в этом случае правовая конструкция «взыскание начисленных пени».

Пеня в качестве меры принуждения используется в бюджетном праве в дополнение к основным мерам наказания. Ее могут применить за невозврат (несвоевременный возврат) средств бюджета, которые были получены на возвратной основе, несвоевременное перечисление или полное неперечисление процентов за использование бюджетных средств и др.

К другим мерам, которые рассматривает статья 282 БК РФ, относятся меры принуждения, которые предусматривает законодательство о бюджете.

В общем регулирование процесса привлечения к финансовой ответственности происходит на подзаконном уровне. В число нормативных актов входят приказы Минфина России.

Замечание 2

Административная ответственность может наступать за соответствующие нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки одного из административных правонарушений.

КоАП РФ закрепляет несколько составов нарушений в бюджетном законодательстве: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушенные сроки возврата средств, получение которых обусловлено возвратной основой; нарушенные сроки оплаты за использование бюджетных средств.

Функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере осуществляются Росфиннадзором, который занимается рассмотрением дел об административных правонарушениях. Это касается любых получателей средств федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов.

Замечание 3

Иногда наступает уголовная ответственность, которая предусмотрена за определенные нарушения бюджетного законодательства. УК РФ призван устанавливать ответственность, наступающую за нецелевое применение средств из бюджета, внебюджетных фондов государства.

В число мер уголовной ответственности в этой сфере необходимо включить все нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки преступлений. Может быть наложен арест, штраф, лишение свободы определенных лиц, лишение права занимать определенную должность, вести соответствующую деятельность.

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *