Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Намеренное ухудшение жилищных условий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:
(В соответствии с пунктом 4 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280)
а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:
- не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
- имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:
(В соответствии с пунктом 4 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280)
а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:
- не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
- имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
Что не считается намеренным ухудшением
Любые из перечисленных действий не могут быть признаны намеренным нарушением действующего законодательства, если человек уже зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Иные действия, которые не признают намеренными нарушениями:
- несовершеннолетний ребенок регистрируется по адресу места жительства одного из родителей;
- прописывается по стандартной процедуре близкие родственники (родители, супруги);
- новых жильцов регистрируют временно;
- расторгается договор аренды с последующем возвратом жилья собственнику;
- в ходе судебного разбирательства покупка (иная сделка с оформлением нового владельца недвижимости) признана недействительной.
Также без лишних споров и неблагоприятных последствий можно отказаться от имущества, которое передается в дар. В данном случае не считается, что условия ухудшили намеренно.
Хотя в российском законодательстве прямо не установлен список признаков НУЖУ, анализ некоторых норм позволяет выделить главные критерии отнесения деяния к умышленному созданию неудовлетворительной среды для проживания. В число обязательных характеристик неправомерного поступка можно включить следующие:
- цель жильца – получить право стать на специальный учет, предусмотренный для нуждающихся граждан;
- в момент совершения лицо еще не внесено в очередь на бесплатное жилье;
- существование прямого умысла относительно незаконной выгоды в виде получения помещения в безвозмездное пользование;
- результатом принятых мер может стать наделение особым статусом субъекта, который нуждается в поддержке в решении квартирного вопроса.
Эти четыре основных пункта выделены в Постатейном комментарии ЖК, выданном 2005 года под общей редакцией Н.М. Коршунова. Однако гораздо большее практическое значение имеют выводы уполномоченных судебных инстанций, в частности Конституционного суда и Верховного суда РФ.
Законодательная регламентация
Главным нормативно-правовым документом считается Жилищный кодекс РФ. Непосредственно в таком акте рассматривается следующее юридическое понятие — «умышленное ухудшение уровня условий проживания».
Что касается военнослужащих категорий граждан, данному понятию отводится исключительное значение, поскольку всяческое их деяние может быть детерминировано как умышленное, результатом чего может стать исключение из очереди на получение недвижимости сроком до пяти лет.
Правительственное Постановление №1054 регламентирует правила и нормы учета военных, которые претендуют на получение жилого помещения.
III. Ухудшение жилищных условий (в том числе отказ от приватизации, наследства или другие)
В удовлетворении исковых требований Рябоконь И.А. о признании незаконным решения Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве от , признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать. установила:
Рябоконь И.А. обратился в суд с иском об оспаривании отказа Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от года, мотивируя тем, что с года он с супругой зарегистрирован и проживает по адресу: , на основании договора безвозмездного пользования квартирой общей площадью кв.м., где они занимают комнату кв.м.
, в связи с чем на истца и его члена семьи приходится менее кв.м. Ранее истец с супругой проживали в квартире общей площадью кв.м. по адресу: , принадлежащей на праве собственности их сыну ФИО. Членами семьи сына истец и его супруга не являются, так как сын ведет раздельное хозяйство, создал свою семью и пользуется всей квартирой.
В связи с конфликтными отношениями с сыном, истец с супругой были вынуждены выехать из указанного жилого помещения и пользоваться иным жильем на основании договора безвозмездного пользования. Иного жилья истец и его супруга не имеют, неправомерных действий, влекущих ухудшение жилищных условий, истцом не совершалось. В судебном заседании истец и его представитель Артюхова Г.В.
доводы иска поддержали. Представитель ответчика, по доверенности Колмакова Т.Н., против удовлетворения заявленных требований возражала, считая отказ в постановке на учет законным и обоснованным. Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит Рябоконь И.А. по доводам апелляционной жалобы. В заседание судебной коллегии Рябоконь И.А. и его представитель адвокат Артюхова Г.В.
явились, доводы жалобы поддержали. Представитель ответчика ГУ МВД России по г.Москве, по доверенности Пигорев О.И. явился, против удовлетворения жалобы возражал, с решением суда согласен.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст.
4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичные положения закреплены в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что истец Рябоконь И.А. имеет стаж службы в органах внутренних дел года месяцев дня. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ему не представлялась. Рябоконь И.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО, имеет сына ФИО года рождения.
До года истец вместе с семьей, состоящей из супруги и сына, проживал и был зарегистрирован в отдельной двухкомнатной квартире по адресу: . Указанная квартира была предоставлена семье истца на основании ордера от г. и с года принадлежит на праве собственности сыну истца, на основании договора передачи квартиры в собственность, в порядке приватизации.
С года истец с супругой проживает по договору безвозмездного пользования в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью кв.м. по адресу: , где еще проживают 4 человека, которые не являются членами семьи истца.
года истец обратился в Комиссию ГУ МВД РФ по г.Москве с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании Комиссии ГУ МВД России по г.Москве года отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты Рябоконь И.А. с семьей в составе 2-х человек (он, жена) в соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Рябоконь И.А.
Что можно квалифицировать как умышленное ухудшение условий
Не все деяния квалифицируются, как умышленное изменение в худшую сторону жилищных условий. В частности, к таковым можно отнести следующие действия:
- регистрация ребенка у одного из его родителей, что вытекает из ст. 20 ГК РФ, которая предполагает то, что несовершеннолетний обязан иметь прописку по адресу проживания его отца или матери. Появление новорожденного в семье не может являться злонамеренным ухудшением;
- регистрация в помещении нового члена семьи в связи с замужеством или же прочих родственников, например, родителей собственника;
- временная постановка на учет по собственному адресу, как родственников, так и третьих лиц;
- отказ одаряемого от подарка, которым является жилплощадь, или же отказ непосредственно дарителя от исполнения, заключенного им договора дарения;
- признание сделки не соответствующей законодательству судебным решением;
- аннулирование рентного соглашения и возврат объекта недвижимости.
Так как подобные действия не являются умышленным ухудшением условий проживания, то гражданин при наличии соответствующих оснований, перечень которых приведен в ст. 51 ЖК РФ, может встать в жилищную очередь и получить причитающиеся ему квадратные метры.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — обращайтесь к специалистам через онлайн-форму.
В каких случаях исключают из очереди на жилье
В надежде на более просторную квартиру семья может продать свое жилье и купить крошечную комнатушку. Или переписать ее на родителей, а себе снять квартиру. Но такие действия подпадают под статью 53 Жилищного кодекса РФ, регламентирующую ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий. Так называют любые сделки, результатом которых стал дефицит площади: продажа, передача в безвозмездное пользование, дарение, обмен. Также запрещен перевод квартиры в нежилое помещение, фиктивный развод, подселение на свою площадь родственников (за исключением ситуаций, когда им действительно больше негде жить).
Если семью поймали на умышленном ухудшении жилищных условий, ей придется подождать пять лет, прежде чем подать новую заявку, которую жилищная комиссия может удовлетворить.
Государственное регулирование
При решении вопросов о правомерности признания нуждающимся в улучшении жилья военнослужащим после его развода необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:
- Жилищным кодексом РФ (ЖК РФ).
- Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998.
- Постановлением правительства РФ «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» № 512 от 29.06.2011.
- Приказом Министра обороны РФ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» № 1280 от 30.09.2010.
Способы определения умысла при расторжении брака
Определить умысел при расторжении брака военнослужащим довольно сложно.
Ведь важно не только определить умысел в действиях, но и собрать документальные доказательства такого умысла.
При этом необходимо выяснить, например, такие особенности расторжения брака военнослужащим:
- кто являлся инициатором развода,
- как происходило расторжение брака,
- имеются ли у военнослужащего несовершенные дети, либо другие иждивенцы,
- в какой срок после развода военнослужащий обратился за признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная практика по ст. 53 ЖК РФ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 226-ФЗ
«О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О статусе военнослужащих»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
-
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 04.06.2018 N 134-ФЗ
«О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета»
Не могут трактоваться как умышленные следующие действия граждан в отношении своего жилья:
- прописка несовершеннолетних детей у родителей;
- законная прописка близких родственников;
- временная регистрация любых жильцов;
- отказ от квартиры одариваемого или отказ от соблюдения условий дарственной дарителем;
- признание судом сделки с недвижимостью незаконной;
- расторжение договора ренты с возвратом жилья по решению получателя.
Отказ от приватизации и отказ от наследства также не будут признаваться намеренными действиями по ухудшению жилищного положения гражданина.
Наследство в этом случае рассматривается как дар. Гражданин вправе добровольно принимать решение о принятии наследства или приватизации социального жилья. Его решение никак не повлияет на жилищный статус.
Отказ от наследства будет окончательным, в дальнейшем восстановить пропущенный срок и получить наследство спустя много лет уже не получится. Передумать в этом случае гражданин уже не сможет, отказ будет оформляться документально.
Право на постановку на учёт в качестве нуждающегося могут получить по закону только те граждане, кто признан органами социальной защиты малоимущим.
Для приобретения статуса малоимущего в расчёт берётся средний заработок гражданина за предыдущие три месяца в определённой семье.
Органы социальной защиты для оформления статуса малоимущего гражданина проводят следующие расчеты:
- суммарный доход за три месяца делится на 3 для определения среднего заработка в месяц;
- полученный показатель делится на количество членов семьи;
- окончательная сумма сравнивается в прожиточным минимумом, утвержденным на территории субъекта страны.
Для постановки на учёт нуждающаяся семья должна предоставить определённый набор документов и написать заявление. Граждане, получившие инвалидность, и семьи с детьми-инвалидами имеют привилегированное право постановки на учёт в качестве нуждающихся.
Некоторые из инвалидов имеют право даже получить дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма.
Законодательство не содержит конкретного определения явления. Имеется лишь статья 53 Жилищного кодекса РФ, где описываются последствия намеренного ухудшения гражданами условий проживания. Однако особенности правонарушения могут устанавливать местные органы самоуправления.
Под правонарушение попадают:
- любые коммерческие действия, связанные с переездом в жилье меньшего размера,
- фиктивный развод, совершенный с целью получить дополнительное жилье,
- перевод квартиры из жилого фонда в нежилой,
- принудительное переселение жильцов в менее благоустроенные дома из-за намеренного нарушения правил.
При этом местное законодательство нередко устанавливает, какое нарушение является умышленным, а какое нет. Судебная инстанция тщательно изучает каждую ситуацию и выносит решение.
Муниципальные органы устанавливают признаки, на основе которых правонарушения можно считать умышленными. В каждом регионе список отличается, однако он имеет общие моменты.
Нарушение будет считаться умышленным, если:
- Гражданин желает быть признанным нуждающимся после того, как лично ухудшил условия проживания.
- Имеются свидетели, способные подтвердить умышленность действий.
- В момент совершения неправомерных действий, влекущих за собой ухудшения жилья, гражданин не числился нуждающимся в специальных органах.
Если человек уже числился в списке тех, кто претендует на получение социального жилья, то даже намеренное ухудшение состояния площади не будет считаться правонарушением.
Жилищное право уделяет особое внимание несовершеннолетним как лицам, неспособным самостоятельно принимать решения и нуждающимся в попечителе. За сохранность и комфорт гражданина, не достигшего 18 лет, отвечают официальные представители — родители или опекуны.
Вселение и регистрация несовершеннолетнего не будет считаться правонарушением даже при условии, если количество квадратных метров меньше установленной нормы.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ даже после развода бывшие супруги не имеют права запретить ребенку пользоваться жильем, даже если по брачному договору квартира перешла партнеру, с которым несовершеннолетний не остался.
Особенности получения квартиры молодой семьей регламентированы Постановлением Правительства № 466 от 26.05.2016 года. В этом же законодательном акте описаны причины улучшения жилищных условий для новоиспеченной ячейки общества.
Действия молодых семей, направленных на ухудшение собственных условий проживания, законодательно не отличаются от стандартного набора. Впрочем, некоторые регионы могут дополнять или изменять эти особенности.
Для Москвы следующие действия считаются правонарушением:
- изменение порядка эксплуатации жилья посредством совершения сделок,
- изменение состава семьи,
- вселение в ограниченную площадь сторонних граждан,
- выделение доли помещения,
- отчуждение всего жилья или его доли в пользу родственников.
Как и в остальных случаях, если при совершении указанных действий молодая семья уже находилась в списках нуждающихся, то они не будут считаться нарушителями.
Самый распространенный пример намеренного ухудшения ЖУ — это обмен одной жилплощади на другую, размер которой значительно меньше требуемого законодательством. Как правило, он проводится между близкими родственниками или друзьями.
Если семья из 3 человек сменит 2-комнатную квартиру площадью 50 м² на «однушку», то по закону граждане имеют право подать заявление на улучшение жилищных условий. Но если выяснится, что действия были совершены преднамеренно, то государство откажет в проведении процедуры.
Доказать факт нарушения довольно просто: достаточно изучить историю владения собственностью. Это можно сделать через Росреестр, потому что там регистрируются все операции с недвижимостью.
Федеральное и местное законодательство допускают случаи ухудшения ЖУ, которые не будут считаться противоправными. Чаще всего это связано с несовершеннолетними или близкими родственниками, однако муниципалитет может ввести и свои правила.
Что не считается злоумышленными действиями:
- в жилую площадь прописываются несовершеннолетние граждане по месту жительства любого из супругов,
- вселяются муж, жена или иные близкие родственники, но при условии соблюдения норм законодательства,
- проводятся операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя,
- отказ одаряемого от получения нового жилья,
- ситуации, при которых судебные инстанции признают сделку по недвижимости недействительной.
Подобные особенности действуют для лиц всех социальных категорий.
Согласно положениям комментируемой статьи граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий.
Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий
Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.
Способы улучшения ЖУ за счет государства:
- Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
- Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
- Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
- Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.
Как правило, программа по улучшению ЖУ действует для всех льготников. Чтобы уточнить эту информацию, необходимо обратиться в местную администрацию.
Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.
Пример №1:
- военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он стоял на учете в нужде по улучшению ЖУ,
- в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами,
- перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек,
- сам же мужчина снимал более просторную квартиру.
В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.
Пример №2:
- верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся,
- перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни,
- она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом,
- после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.
Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.
Главным нормативно-правовым документом считается Жилищный кодекс РФ. Непосредственно в таком акте рассматривается следующее юридическое понятие — «умышленное ухудшение уровня условий проживания».
Что касается военнослужащих категорий граждан, данному понятию отводится исключительное значение, поскольку всяческое их деяние может быть детерминировано как умышленное, результатом чего может стать исключение из очереди на получение недвижимости сроком до пяти лет.
Правительственное Постановление №1054 регламентирует правила и нормы учета военных, которые претендуют на получение жилого помещения.
В федеральных законодательных актах отсутствует формулировка данного понятия.
В то же время в региональных нормативно-правовых актах описаны конкретные характеристики относительно того, что можно рассматривать как специальное и намеренное ухудшение жилищных условий:
Расторжение брака либо свадьба | и в первом, и во втором случаях отмечаются значительные перемены в условиях проживания |
Осуществление законных процедур | сопряженных с долями в праве собственности — изменение, выдел |
Принудительное выселение | в частности, если семья военнослужащих арендовала жилплощадь с хорошими условиями, однако при этом не выполняла обязательств, существующих перед арендодателем (не острожное отношение к вещам, имуществу, задолженности по ЖКУ, шумное поведение и прочее) |
Заключение сделок | из-за которых изменяется владелец либо же новое жилое помещение имеет меньшую квадратуру (обмен, купля-продажа) |
Расширение состава семьи | в частности, в случае переезда детей от предыдущих браков либо родителей преклонного возраста |
Заселение | жилого помещения прочими лицами |
В соответствии с Жилищным кодексом РФ допустимо регистрировать новорожденных малышей по месту жительства его родителей, не принимая во внимание действующие положения о численности квадратных метров жилплощади, которая должна припадать на одну особу в семье.
Если очередь военнослужащего на получение собственной квартиры приближается, сумма комиссии предусматривает наличие маленького ребенка в его семье.
О кредите нуждающимся в улучшении жилищных условий смотрите в статье: кредит на улучшение жилищных условий.
Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.
Способы улучшения ЖУ за счет государства:
- Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
- Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
- Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
- Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.
Намеренное ухудшение жилья молодой семьей
Намеренное ухудшение жилищных условий молодой семьи считаются таковым, если до совершения этих действий каждый член семьи имел условия проживания выше нормы.
К умышленным действиям относятся:
- Из-за совершения определенных сделок изменения правил пользования жильем;
- Обмен жилой площади;
- Принудительное выселение вследствие невыполнения условий договора о пользовании квартирой;
- Изменение состава семьи, к примеру, расторжение брака;
- Вселение в квартиру прочих лиц на постоянной основе;
- Выдел доли;
- Отчуждение жилого помещения или его части, в котором живет семья.
Самый распространенный пример намеренного ухудшения ЖУ — это обмен одной жилплощади на другую, размер которой значительно меньше требуемого законодательством. Как правило, он проводится между близкими родственниками или друзьями.
Если семья из 3 человек сменит 2-комнатную квартиру площадью 50 м² на «однушку», то по закону граждане имеют право подать заявление на улучшение жилищных условий. Но если выяснится, что действия были совершены преднамеренно, то государство откажет в проведении процедуры.
Доказать факт нарушения довольно просто: достаточно изучить историю владения собственностью. Это можно сделать через Росреестр, потому что там регистрируются все операции с недвижимостью.