Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый и старый! Классификатор основных средств (ОКОФ) 2020-2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Амортизационные группы
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.2 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно | — |
Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица
В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.
Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.
Группа |
СПИ (лет) |
Действующий ОКОФ |
Класс авто |
Третья |
3-5 |
310.29.10.2 |
Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется. |
Четвертая |
5-7 |
310.29.10.24 |
Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен. |
Пятая |
7-10 |
310.29.10.24 |
Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л. |
Порядок применения новой редакции Классификатора ОС
Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.
К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.
Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.
Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.
Выбираем способ амортизации
Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.
Подгруппировки
Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.
- 310.29.10.51 — Автокраны
- 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
- 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
- 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
Амортизационные группы
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автокатафалки |
Пятая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно | автомобили-тягачи седельные |
Срок амортизации легкового автомобиля
Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу — выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.
Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.
Вид автомобиля |
ОКОФ ОК 013-2014 |
Амортизационная группа |
Срок полезного использования |
---|---|---|---|
Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно |
Третья |
Свыше 3 лет до 5 лет включительно |
|
Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3,5 л |
Пятая |
Свыше 7 лет до 10 лет включительно |
|
Легковой с дизельным двигателем |
Амортизационная группа легкового автомобиля
Согласно Классификации легковые автомобили отнесены к третьей амортизационной группе (код 15 3410010). Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно. Большинство легковых автомобилей относятся именно к этой группе. Исключение составляют:
— автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по Классификации 15 3410114). Они включены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;
— автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3, 5 л) и высшего класса (коды по Классификации 15 3410130 — 15 3410141). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.
Амортизационная группа тягач седельный
Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз.
2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету. Бухгалтеры пользуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01. 01. 02 № 1 (далее — Классификация), чтобы определить, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль.
В 2021 году действует новая редакция этого документа, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 07. 07. 16 № 640. В новой редакции указаны новые коды ОКОФ, которые применяются с 2021 года и продолжают действовать в 2021 году. (Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008). )
Важно! С 2021 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07. 07. 16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2021 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).
Амортизационная группа транспортных средств
Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.
Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.
Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.
Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов
Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.
Вид транспортного средства | Срок полезного использовани яПостановление Правительства от 01.01.2002 № 1 | Амортизационная груп-п апп. 1, 3 ст. 258 НК РФ | |
Автобус | Длиной не более 7,5 м | Свыше 3 лет до 5 лет включительно | 3-я |
Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м включительно | 4-я | ||
Особо большие длиной свыше 16,5 м до 24 м включительно | Свыше 7 лет до 10 лет включительно | 5-я | |
Автомобиль грузовой | Грузовик грузоподъемностью до 0,5 т | Свыше 3 лет до 5 лет включительно | 3-я |
и общего назначения | Грузовики общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т | Свыше 7 лет до 10 лет включительно | 5-я |
Тягачи седельные | |||
Иные автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) | Свыше 5 лет до 7 лет включительно | 4-я |
При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2- 4 паспорта транспортного средства (ПТС)Письма Минфина от 19.03.2010 № 03-05-05-04/05 , от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1 .
- В — включение в классификатор записей с новыми кодами
- А — аннулирование записей в классификаторе
- И — изменение записей классификатора без изменения кодов
- ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер | Документ (основание для изменения) | Введение в действие | Действия |
---|---|---|---|
9/2022 | Приказ Росстандарта от 03.10.2022 №1037-ст | 01.11.2022 | В |
8/2022 | Приказ Росстандарта от 30.08.2022 №835-ст | 01.10.2022 | В А И |
7/2022 | Приказ Росстандарта от 21.06.2022 №488-ст | 01.08.2022 | В А И |
6/2021 | Приказ Росстандарта от 10.09.2021 №943-ст | 01.11.2021 | И |
5/2018 | Приказ Росстандарта от 08.05.2018 №225-ст | 01.07.2018 | В |
4/2017 | Приказ Росстандарта от 13.10.2017 №1422-ст | 01.12.2017 | В |
3/2017 | Приказ Росстандарта от 04.07.2017 №631-ст | 01.08.2017 | В А И |
2/2016 | Приказ Росстандарта от 28.09.2016 №1234-ст | 01.10.2016 | ИР |
1/2015 | Приказ Росстандарта от 25.12.2015 №2202-ст | 01.03.2016 | В А И ИР |
Дата актуализации классификатора: 09.11.2022.
Амортизационные группы основных средств-2019: таблица
Классификатор основных средств по амортизационным группам-2019 выглядит следующим образом:
Номер амортизационной группы | Срок полезного использования ОС | Пример ОС, относящихся к группе амортизации |
Первая группа | От 1 года до 2 лет включительно | Машины и оборудование общего назначения |
Вторая группа | Свыше 2 лет до 3 лет включительно | Насосы для перекачки жидкостей |
Третья группа | Свыше 3 лет до 5 лет включительно | Радиоэлектронные средства связи |
Четвертая группа | Свыше 5 лет до 7 лет включительно | Ограды (заборы) и ограждения железобетонные |
Пятая группа | Свыше 7 лет до 10 лет включительно | Сооружения лесной промышленности |
Шестая группа | Свыше 10 лет до 15 лет включительно | Скважина водозаборная |
Седьмая группа | Свыше 15 лет до 20 лет включительно | Канализация |
Восьмая группа | Свыше 20 лет до 25 лет включительно | Конденсатопровод и продуктопровод магистральные |
Девятая группа | Свыше 25 лет до 30 лет включительно | Здания (кроме жилых) |
Десятая группа | Свыше 30 лет | Жилые здания и сооружения |
Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года
Коды из ОКОФ используются всеми предприятиями независимо от формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями в следующих случаях:
- Внесение данных для целей бухгалтерского учета.
При документальной регистрации каждого объекта оформляется учетный документ, в котором должен быть определен код ОКОФ.
2. Заполнение форм отчетности в органы статистики.
Формами статистической отчетности по основным фондам предусмотрен обязательный реквизит – код ОКОФ.
3. Определение группы амортизации.
Выбирая коды ОКОФ для своего имущества, предприятие решает вопрос о сроке полезного использования, который определяется в месяцах. От правильного выбора зависит сумма амортизации и амортизационной премии для расчета налогов.
4. Отчеты для налоговой инспекции.
Для заполнения Декларации по налогу на имущество обязателен раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости», в котором необходима информация о кодах ОКОФ по объектам недвижимого имущества.
5. Льготы по налогам.
Существуют законодательно утвержденные Перечни, в которых перечислены коды освобождаемого от налогов имущества. По этим данным предприятия анализируют свои объекты и принимают решение о минимизации налога.
Все объекты, которые есть у предприятия и соответствуют понятиям «основные средства» и «нематериальные активы».
Примеры основных средств — здания, оборудование, автомобили, дороги, площадки, трансформаторные станции, спецтехника и т.п. Обязательный критерий таких объектов – срок службы более года и стоимость более 40000 руб.
Нематериальные активы — в основном это программное обеспечение, результаты интеллектуальной деятельности.
Для классификации принимается объект в комплексе, то есть со всеми приспособлениями и принадлежностями, которые в него входят и вместе с ним работают. Обычно они имеют общее управление или общий фундамент.
Не подходят под классификацию:
- предметы, которые служат менее года;
- специальный инструмент и приспособления (для серийного производства);
- спецодежда, форменная одежда и обувь, выдаваемая работникам;
- молодняк животных, птица, кролики, семьи пчел и т.п.;
- временные сооружения, возводимые при строительстве;
- многолетние насаждения и посадочный материал;
- бензомоторные пилы, сучкорезы и т.п;
- временные лесные сооружения;
- предметы, которые выдаются напрокат (независимо от их стоимости).
Также не соответствует понятию «основные фонды» имущество, которое является готовой продукцией, то есть то, что предприятие собирается продать, либо из чего планирует строить.
Код содержит в себе 12 знаков. Каждому виду основного фонда присвоен уникальный код и специальное название.
Первые три цифры означают раздел, например:
- Жилые здания — код 100;
- Нежилые здания – код 200;
- Сооружения – код 220;
- Машины и оборудование- код 300;
- Системы вооружения- код — 400;
- Научные системы и разработки – код 710, и т.п.
Всего 22 группы, их принцип- классифицировать объекты по видам и назначению.
Остальные цифры кода детализируют объект по подразделу, классу, подклассу и виду.
Например, объекту «Ограды металлические» соответствует код 220.25.11.23.133, что означает группу «Сооружения».
ОКОФ выглядит как очень длинная таблица, в которой нужно найти подходящий код.
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.
В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.
Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.
Группа |
СПИ (лет) |
Действующий ОКОФ |
Класс авто |
Третья |
3-5 |
310.29.10.2 |
Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется. |
Четвертая |
5-7 |
310.29.10.24 |
Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен. |
Пятая |
7-10 |
310.29.10.24 |
Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л. |
До 01.01.17 г. большая часть легкового транспорта также относилась к 3 группе, поэтому особых изменений в этом плане для бухгалтеров не произошло. При установлении класса авто рекомендуется руководствоваться международной градацией (6 классов – мини A, малый B, низший средний C, средний D, верхний средний E, высший F).
Обратите внимание! Амортизационная группа автокрана определяется в зависимости от типа указанного оборудования. Так, краны стрелковые грузоподъемные относят ко 2 группе; краны-штабелеры к 5 группе; грузоподъемные – к 7 группе. Поскольку именно для автомобильных кранов амортизационная группа не утверждена, необходимо устанавливать срок полезного использования согласно техническому назначению подобного транспорта.