Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны Европы с самыми высокими налогами для частных лиц и предпринимателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2019 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.
Налогообложение физических лиц
Диапазон, евро в год | Процент | Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро) |
---|---|---|
до 9 964 | необлагаемый минимум | |
от 9 964,01 до 27 519 | 14 | (27519–9964) * 14 % = 2457,70 |
от 27519,01 до 73 779 | 30 | (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70 |
от 73 779,01 до 156 244 | 41 | (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35 |
свыше 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45 % + 50 146,35 |
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
На территории Французской Республики действует свыше 200 типов налоговых сборов местного и федерального уровня. Список налогов ежегодно редактируется после определения объема государственных доходов на будущий экономический год. Это позволяет контролировать приход и оперативно восполнять дефицит в социальных сферах.
Российский гражданин обязан платить французские налоги в том случае, если он длительно проживает на территории страны и имеет статус налогового резидента. В этом случае он освобождается от уплаты налогов в России. Налог на прибыль выплачивается и нерезидентами, если денежные средства были получены на территории Франции.
Опытные менеджеры «Единого Визового Центра» всегда помогут вам найти ответ на дополнительно возникшие вопросы. Свяжитесь с нами любым удобным способом!
Минимальная зарплата во Франции
По данным французского правительства, официальная минимальная зарплата во Франции в 2023 году (с 1 января) составляет 1 709,28 евро в месяц до уплаты налогов. После обязательных налоговых и социальных отчислений в распоряжении местного работника остается 1 353,07 евро. Почасовая ставка равняется 11,27 евро. Годовой доход французского специалиста, занятого полный рабочий день, не может быть менее 20 511 евро или 15 762 евро после уплаты налогов. Отметим, что сегодня рабочая неделя во Франции длится 35 часов.
Право на получение минимальной зарплаты во Франции гарантируется каждому работнику в независимости от национальности, расы, пола и других факторов. Это положение фиксируется в коллективном договоре. Даже если трудовой контракт предусматривает меньшую сумму работодатель обязан выплатить разницу. Ставка минимальной оплаты труда во Франции пересматривается ежегодно по состоянию на 1 января. Кроме того, правительство может принять решение об увеличении этого показателя в любое время.
Особенности французских налогов
- Несмотря на схожесть законов во многих странах ЕС, налоговая система Франции существенно отличается от иных западноевропейских государств. Французский бюджет по большей части состоит именно из налогов.
- Во Французской Республике социальный налог составляет почти половину от поступающих в бюджет налогов. К примеру: в государствах ЕС социальный налог составляет 1/3 от всех.
- За последние 30 лет во Франции наблюдается сильная децентрализация налоговых поступлений. У муниципальной администрации с каждым годом появляется все больше возможностей для распределения средств, полученных с налогов на их территории.
- Косвенные, или потребительские пошлины по сумме доходов в бюджет намного больше прямых налогов. Именно во Французской Республике был создан распространившийся по всему миру НДС.
- Приоритет ресурсов является основой французского бюджета. Сначала правительство утверждает доходную часть бюджета, а потом на нее собирают налоги и, проанализировав уже числящиеся в бюджете средства, распределяют доходы.
- Унификация во Франции проходит по требованиям Европейского союза. Сборы должны оплачивать все. Вместо отказа от налоговых льгот государство уменьшает ставки.
Характеристика системы налогообложения во Франции
На сегодняшний день перечень всех взимаемых налогов содержит более двухсот позиций. Вся фискальная система по принципу действия во многом похожа на системы других стран Европы, но ряд особенностей все же сохраняется:
- в среднем граждане выплачивают около 40 % дохода в различные социальные фонды (жители других стран Европы платят около 30 % дохода в среднем);
- для всей системы характерно доминирование косвенных налогов, именно во Франции впервые появился налог на добавленную стоимость (1954 год);
- в данный период времени наблюдается снижение ставок налогов для физических лиц, но при этом постепенно отменяются и льготы по налогообложению;
- постепенная децентрализация системы.
Условно все виды взиманий можно разделить на три категории:
- косвенные налоги (налоги на потребление);
- налоги на получаемый доход;
- налоги на собственность.
Среднестатистического жителя более всего касаются налоги на доходы физических лиц, НДС, налоги на собственность и некоторые другие.
Налоговая система Германии
Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства
Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства
О контроле налогообложения в России читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»
Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.
Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».
Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:
- налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
- имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
- налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.
Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.
Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:
- Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
- Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
- И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.
Минимальная зарплата во Франции
По сведениям французского правительства, официальная минимальная зарплата во Франции в 2023 году составляет 1 709,28 евро в месяц или 20 511,36 евро в год (при условии 12 выплат). В сравнении с прошлым годом ставка повышена на 106,18 евро в месяц (6%). В связи с тем, что инфляция во Франции по итогам года практически отсутствовала, покупательская способность местных работников немного увеличилась.
Примечание. Почасовая ставка минимальной оплаты труда во Франции в 2023 году равняется 11,27 евро в час. Рабочая неделя в стране длится 35 часов.
За последние 5 лет минимальная зарплата во Франции увеличилась на 210,78 евро – с 1 498,5 евро в 2018 году, до 1 709,28 евро в 2023.
Ставка подоходного налога во Франции по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Эммануэль Макрон | 14.05.2017 — | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 0.00% |
Франсуа Олланд | 15.05.2012 — 14.05.2017 | 50.3000 | 50.2000 | 50.3000 | 50.2000 | -0.20% |
Николя Саркози | 16.05.2007 — 15.05.2012 | 45.4000 | 46.6000 | 46.6000 | 45.4000 | 2.64% |
Жак Ширак | 17.05.1995 — 16.05.2007 | 59.1000 | 45.4000 | 59.6000 | 45.4000 | -23.18% |
Востребованные профессии во Франции в 2023 году
Во Францию активно ждут высококвалифицированных инженеров, программистов и строителей. Есть вакансии по таким специальностям, как мясник, плотник, оператор машин и специалист в сфере туризма.
Чтобы остаться во Франции не только в качестве туриста, а полноценно переехать, нужно приложить немало усилий, а также иметь основания на преодоление всех формальностей с оформлением гражданства. По мере успеха в этом деле вы сможете получить следующие возможности:
- Ведение собственного дела и развитие уже готового бизнеса;
- Доступность обучения, наличие медицинской страховки, лояльность местных банков на выдачу кредитов на доступных условиях;
- Низкая стоимость средств передвижения;
- Доступность покупки и аренды недвижимости;
- Свободное передвижение по территории стран, входящих в Евросоюз.
Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:
Ставка, % | Вид товара или услуги |
19,6 | Стандартная, на все товары, услуги |
22 | Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию |
7 | Сокращенная, на товары культурного назначения |
5,5 | Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья) |
Налоговые льготы и вычеты
Вычеты и льготы предусмотрены во всех бюджетных отчислениях и имеют специфику в зависимости от вида налогообложения.
При определении подоходного сбора база уменьшается на сумму:
- расходов для выполнения профессиональных обязанностей;
- на приобретение или строительство дома/квартиры;
- лекарственных препаратов;
- на медицинское и социальное страхование;
- охранную сигнализацию;
- благотворительность;
- финансовую помощь отдельно живущим родителям.
Совершеннолетние, но нетрудоспособные члены семьи, а также совершеннолетний ребенок-военнослужащий дают право на возврат фиксированной суммы или учитываются как семейная единица.
Предприятия имеют льготы по платежу на профит в следующих случаях:
- 100% на сумму списания ускоренной амортизации;
- 19% на выручку от реализации активов старше 2-х лет, если она направлена на обновление фондов;
- 25% на расходы по подготовке кадров;
- 0% первые 2 года после начала деятельности;
- 25% на 3 год;
- 50% на 4 год;
- 75% на 5 год.
Не облагается профит, направленный в резервные фонды от будущих убытков.
Особенности французской системы налогообложения
Основой системы налогового регулирования в стране считается Налоговый кодекс (), однако ежегодно налоговое законодательство Франции уточняется или дополняется исходя из складывающей ситуации и нужд государственного бюджета.
Столь частые корректировки, хоть и создают проблемы рядовым налогоплательщикам, все же позволяют соблюсти главный принцип: вся расходная часть госбюджета строится только на основе доходной и не может ее превышать. Такой подход позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия.
Налоговая система во Франции имеет еще одну особенность. Прямые налоги приносят в казну только треть всех поступлений. Большая часть сборов поступает в казну за счет сбора косвенных фискальных платежей и акцизов, а также поступлений в фонды соцстрахования на разные случаи: пенсионное обеспечение, поддержка на период болезни или безработицы и прочие. Доходная часть бюджета страны на 90 % состоит из налоговых поступлений.
Взносы на соцстрахование
Из суммы, обещанной наемному сотруднику в трудовом контракте, удерживается не только подоходный налог, но еще и социальные взносы:
- обобщенный взнос – La contribution sociale généralisée (CSG);
- вклад на погашение социального долга – la contribution au remboursement de la dette sociale (CRDS);
- дополнительный вклад солидарности – La contribution additionnelle de solidarité pour l’autonomie (Casa).
Мигрантам, приехавшим из стран СНГ, зачастую непривычно, что под налогообложение подпадает не только зарплата, а еще пенсии и пособия по инвалидности.
Вид взноса | Обобщенный взнос, CSG, % | Погашение социального долга, CRDS, % |
Зарплата (если годовой доход меньше 162 096 евро, то облагаемая база составит 98,25 % от начисленной суммы) | 9.2 | 0.5 |
Стипендии | освобождены | освобождены |
Пенсии трудовые, в том числе досрочные (в зависимости от годового размера выплат) | 3,8–9,2 | 0.5 |
Военные пенсии по инвалидности, выплаты по вдовству и рента, назначенная жертвам несчастных случаев на производстве | ||
Пособие по безработице (если оно превышают уровень МРОТ во Франции – SMIC) и инвалидности выше установленного минимума (11 128 евро за 2021 год) | 6.8 | 0.5 |
Дополнительные 0,3 % от заработанной суммы – взнос на солидарность (Casa) – предназначены для повышения уровня обеспечения нетрудоспособного и пожилого населения.
На формирование будущих пенсий, не считая добровольных выплат в негосударственные фонды страхования, установлен еще один налог во Франции на зарплату, обязательства по которому разделили между работником (6,9 % от заработка) и его нанимателем (8,55 % за счет предприятия).