Некоммерческие поступления в НКО. Добровольные взносы и пожертвования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоммерческие поступления в НКО. Добровольные взносы и пожертвования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.

Какие ошибки может совершить бухгалтер НКО в 2022 г

  1. Некоммерческая организация безвозмездно передаёт подакцизный товар, но не платит НДС. Это является нарушением ФЗ РФ № 135-ФЗ от 11.081995. Этот федеральный закон применяется, если НКО передаёт товары или выполняет работы на благотворительной основе. Кажется, всё подходит, но подакцизных товаров закон не касается. Они облагаются налогом по общим правилам.
  2. Физические лица, не являющиеся сотрудниками НКО, получили пожертвования, с которых не отчислили НДФЛ. В налоговом кодексе (ст. 217) указывается на то, что такие выплаты не облагаются налогами. Но при этом также отмечается, что источником выплат должно быть государство, а никак не НКО. В ряде случаев налогом могут не облагаться деньги, направленные в качестве помощи семье сотрудника, в том числе единовременная помощь (до 2 000 рублей) и подарки (до 2 000 рублей). Налоги рассматриваемой категории не платят организации, включённые в официальные перечни, разработанные Правительством РФ. Но все остальные организации НДФЛ отчислить обязаны.
  3. НКО не задумывается о правильном бухучёте, у бухгалтера нет отчёта за квартал, полугодие и девять месяцев, при этом организация не работает по упрощёнке. Это также является ошибкой. В упрощённом составе разрешается отчитываться только бюджетным и общественным организациям при условии, что они не занимаются деятельностью, приносящей материальную выгоду, не реализуют товары и услуги.

Эти ошибки считаются самыми распространёнными, помимо элементарной путаницы с проводками и счетами.

Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.

Особенности передачи ресурсов по гранту – безвозмездность и целевой характер субсидии.

Проекты, получившие грант, имеют общественную значимость.

При помощи грантов поддерживаются социальные инициативы, благотворительные фонды, проекты в области науки, обучения.

Система распределения грантов помогает некоммерческим ассоциациям, которые не финансируются государством. Это развивает экономику.

Составление заявки для получения гранта

У фондов есть установленные формы заявлений для получения гранта, которые могут отличаться.

Заявление для получения гранта должно содержать:

  1. Введение. Предоставьте информацию о некоммерческой организации и главных направлениях работы. Укажите должностные лица НКО.
  2. Обоснование. Раскройте цели, на которые некоммерческая организация хочет получить грант. Опишите необходимость и значимость реализации проекта.
  3. Описание. Составляется план мероприятий, расписываются действия для осуществления проекта. Описание проекта должно отвечать на возможные вопросы грантодателя. Озаглавить проект нужно кратко и ёмко, отражая суть. Выделить, что цели и задачи проекта совпадают с приоритетным направлением работы фонда. В плане мероприятий отметить проблему, на решение которой направляется проект, и способы решения. Пошагово расписать действия, которые будут осуществляться после получения гранта.
  4. Смета расходов. Расчет бюджета для реализации проекта. В смете заявитель обосновывает необходимость в ресурсах и средствах, описывает долю расходов, которую готов взять на себя или получит из других источников. Расписывает статьи расходов: на приобретение оборудования и материалов, на транспорт и аренду помещения, на услуги типографии и связи, на обслуживание банка и прочее. Учитывается фонд оплаты труда сотрудников, командировочные и прочие административные расходы. Закладываются поправка на инфляцию и налоговые отчисления от ФОТ.
  5. Заключение – краткое описание и выводы, чем полезен проект некоммерческой организации.

После оформления заявки перечитайте и проверьте информацию на соответствие рекомендациям грантодателя, а затем отправляйте в фонд.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Поскольку операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), у передающей стороны (грантодателя) не возникает объекта обложения НДС.

У учреждения-грантополучателя денежные средства (гранты) не учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат обложению НДС, если:

  • они не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), так как пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ гласит, что налоговая база по НДС увеличивается только на суммы, полученные налогоплательщиком за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
  • они получены в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), которые в соответствии со ст. 149 НК РФ освобождены от обложения НДС;
  • они получены некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности (Письмо N ШТ-15-3/1078@).

В данном Письме ФНС заостряет внимание на том, что вопрос применения льготного режима обложения НДС должен рассматриваться в отношении каждой конкретной ситуации и решаться в зависимости от обстоятельств, возникших у налогоплательщика в процессе осуществления им экономической либо иной хозяйственной деятельности.

Единый социальный налог

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

При этом следует учитывать, что в налоговую базу в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в ФСС, не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Таким образом, при предоставлении грантов на основании договоров гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг), заключаемых с физическими лицами — грантополучателями, сумма гранта в части вознаграждения физическому лицу за выполненные работы (оказанные услуги) подлежит обложению ЕСН только в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

В том случае, если получатель гранта при выполнении работ (оказании услуг) произведет по договору затраты, подтвержденные документально, то сумма гранта, возмещающая такие расходы, не облагается ЕСН на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.
Читайте также:  Особенности выплаты материальной помощи к отпуску

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Общие понятия налогообложения грантов

Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

Признак Подробное описание
Характеристика гранта Передача средств производится безвозмездно и без возврата
Ограниченный перечень грантодателей Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства
Виды исследовательских направлений Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

В некоммерческой организации поступления могут приходить на общие уставные цели. Но кроме этого могут быть целевые поступления в рамках уставной деятельности. Пожертвования, которые люди платят на определенные цели или на определенное мероприятие.

Например, на лечение конкретного ребенка или на проведение указанного спортивного мероприятия. У таких выделенных мероприятий существует своя смета, и поступления на них можно расходовать строго согласно смете. У этого требования есть бухгалтерское следствие.

Целевое мероприятие выделяется на отдельные субсчета, например, в Обычном 1С Предприятии 8.3:

  • 86-2-1 «Помощь Ване»
  • 20-1-1 «Помощь Ване»
  • 26-1-1 «Помощь Ване»

Или на этих счетах создается субконто «Помощь Ване», если мероприятий много и используется 1С ВДГБ для некоммерческих организаций.

Получается, что расходы распределяются не только между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Идет выделение расходов и распределение внутри некоммерческой деятельности по отдельным мероприятиям.

Его в свою очередь можно опубликовать на сайте или предоставить спонсору, подтвердив целевое и успешное использование предоставленных средств.

Бухгалтерский учёт в НКО, занимающихся предпринимательством в 2022 г

Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:

  • распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
  • отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.

Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.

Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.

Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.

Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:

  • приказы на распределение финансов;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
  • иные документы.

Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.

В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:

  • основная общественная работа – счёт 86;
  • предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
  • продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.

В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.

Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.

Выручка НКО. Какой предпринимательской деятельностью может заниматься НКО?

Главная ошибка, определить разрешенные виды деятельности по ОКВЭД в ЕГРЮЛ. Это правило касается коммерческих организаций. Некоммерческим организациям тоже присваивается ОКВЭД в ЕГРЮЛ и листе статистики, как основной вид деятельности, но для НКО именно устав регламентирует виды деятельности, которыми она может заниматься. В разделе устава «Цели и предмет деятельности» описаны направления некоммерческой и коммерческой деятельности. Сложность заключается в том, что это не ОКВЭДы. При регистрации, юрист описывает направления деятельности в рамках законодательства, после чего они проходят правовую экспертизу в МИНЮСТЕ. Все подряд туда не запишешь

Если попроще, важно понять главный принцип, звучит он примерно так:»Некоммерческая организация вправе заниматься деятельностью приносящей доход, в рамках своей уставной деятельности, с целью пополнения имущества организации и проведения некоммерческих мероприятий»Приведу простые примеры:

  • АНО ведет деятельность в области спорта и проводит спортивные мероприятия. Также она проводит платные занятия в области спорта. С прибыли от которых проводит бесплатные занятия.
  • Общественная организация защищает законные права граждан. Также она оказывает платные консультации в области права. С прибыли от которых проводит бесплатные семинары и форумы по защите прав граждан.
  • Ассоциация работает в области медицины. Также она оказывает платные исследовательские услуги. Прибыль от которых позволяет купить дорогостоящее оборудование для проведения собственных исследований.
Читайте также:  Возможно ли в течении 14 дней вернуть в магазин лако красочные материалы?

Как видно, даже коммерческая деятельность в НКО, несет в себе социально-ориентированное направление.Важно! Часто возникает желание притянуть «за уши» к НКО чисто коммерческое направление как: строительство, транспортные услуги, агентские услуги, производство, финансовые услуги и.т.д. С целью оптимизации налогов

Во-первых, такой устав не пройдет правовую экспертизу МИНЮСТа. Во-вторых, даже если создать какой-то обтекаемый устав подразумевающий такое направление, МИНЮСТ в рамках деятельности проанализирует состав расчетного счета, заблокирует расчетные счета с деньгами и потом ликвидирует НКО. И чем больше будет выражено нарушение, тем больше вероятность негативных последствий. В общем, не надо так делать.Но если очень хочется, можно поступить по другому. НКО не запрещено делать вложения. Из чего следует:

  • Некоммерческая организация имеет право размещать свободные средства, например открыть депозит в банке. Полученные проценты будут доходом НКО.
  • Передать имущество НКО управляющей компании. Она в свою очередь, как коммерческая организация, использует его в коммерческом поле. Предоставляя НКО доход от использования имущества, за вычетом своих услуг.
  • НКО может стать учредителем коммерческой организации, произвести вклад в уставной капитал и получать дивиденды.

Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре

Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.

Условие Коммерческая организация Бюджетное учреждение НКО
Назначение гранта Согласно установленному перечню направлений проектов Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре
Форма сметы Составляется по статьям В статьях сметы указывается КБК Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности
План счетов Коммерческий Бюджетный Коммерческий
Период расходования средств 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу Соответствует коммерческому
учету

Бухгалтерские проводки при получении денежных средств по гранту

Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января. Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:Дебет 76 Кредит 86– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).Дебет 51 Кредит 76– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;Дебет 08 Кредит 60– 4 720 000 руб.

– отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;Дебет 01 Кредит 08– 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;Дебет 86 Кредит 98-2– 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

Ежемесячно с февраля по декабрь:Дебет 98-2 Кредит 91-1– 429 091 руб. (4 720 000 руб.

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ГРАНТОВ

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.

1. По налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается стороны, получающей денежные средства (грантополучателей), то необходимо учитывать, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, в том случае если денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные средства не учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у стороны, их получающей.

Также на основании статьи 154 Кодекса не подлежат налогообложению денежные средства, полученные налогоплательщиками в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), которые в соответствии со статьей 149 Кодекса освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, не подлежат налогообложению денежные средства (гранты), получаемые некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности.

В то же время обращаем внимание на то, что вопрос применения льготного режима налогообложения по налогу на добавленную стоимость рассматривается в отношении каждой конкретной ситуации и решается в зависимости от обстоятельств, возникших у налогоплательщика в процессе осуществления им экономической либо иной хозяйственной деятельности.

2. По налогу на прибыль организаций.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Данной главой Кодекса льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам, в том числе организациям-грантодателям, не предусмотрены.

В то же время для организаций-грантополучателей предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средства в виде полученных грантов.

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 главы 25 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами в целях главы 25 Кодекса признаются денежные средства или иное имущество, в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям.

Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов».

Таким образом, в целях налогообложения прибыли имущество, полученное от коммерческих организаций (российских и иностранных) и иностранных физических лиц, не является грантом для целей налогообложения.

Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Грантополучатель в обязательном порядке предоставляет отчет о расходовании средств грантодателю.

Если полученный организацией грант не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий и нет иных оснований для отнесения его к целевому финансированию (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса) или к целевым поступлениям (пункт 2 статьи 251 Кодекса), он учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании пункта 8 статьи 250 Кодекса.

3. По налогу на доходы физических лиц.

Федеральным законом от 23.03.2007 N 38-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 6 статьи 217 Кодекса, которыми с 1 января 2008 г. исключены из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации не только международными и иностранными организациями, но также и российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Льготы ЖКХ для инвалидов: какие бывают и как оформить

В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по составлению и утверждению перечня российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — Перечень).

При определении условий, при которых российская организация может претендовать на включение в Перечень, следует исходить из того, что российская организация должна обязательно иметь статус некоммерческой организации, гранты должны предоставляться на осуществление конкретных программ в области науки, образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. Вместе с тем данные программы должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации в области образования, искусства, культуры, науки, охраны окружающей среды, а также международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.

При представлении грантодателем документов для рассмотрения вопроса о включении организации в вышеназванный Перечень в этих документах должны найти отражение следующие данные:

— полное официальное наименование организации;

— вид организации (по учредительным документам);

— когда и кем образована данная организация и какие цели и задачи она преследует (по уставу);

— для какой цели выплачиваются гранты;

— данные о величине грантов;

— список получателей грантов за последние три года (при большом количестве получателей — количество выданных грантов);

— программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации.

Некоторые гранты не облагаются НДФЛ

Минфин в письме разъяснил порядок обложения НДФЛ доходов в виде грантов, оплаты отпуска, пособий по временной нетрудоспособности, среднего заработка, сохраняемого на период командировки, компенсации за неиспользованный отпуск.

Статьей 217 НК установлен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 217 НК освобождаются от НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.

Российский научный фонд включен в такой перечень.

Таким образом, доходы физлиц — грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с Российским научным фондом, освобождаются от НДФЛ. Доходы физлиц, не являющихся грантополучателями, подлежат налогообложению в установленном порядке. Оснований для освобождения от НДФЛ сумм оплаты отпуска, пособий по временной нетрудоспособности, среднего заработка, сохраняемого при направлении сотрудника организации в командировку, компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, в статье 217 НК не содержится.

В связи с этим указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников.

Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш по заполнению кадровых документов со .

Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (). «». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Как зарегистрировать НКО

Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».

Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.

Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».

Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.

Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.

В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:

Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.

По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.

Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.

Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.

Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *