Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.
Камеральная налоговая проверка при банкротстве
Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие. При такой проверки анализируется имеющаяся в распоряжении ФНС документация по налогоплательщику и при необходимости делается запрос
Шанс на решение об отмене камеральной проверки возрастает при соблюдении следующих условий:
- юрлицо ответственно подходило к вопросу сдачи отчетности и сдавала ее в положенные сроки;
- у компании отсутствовали дебиторы и кредиторы;
- юрлицо сдавало нулевые балансы;
- у общества единственный учредитель;
- несостоятельная организация не вела деятельность последние три года.
Кому грозит банкротство по инициативе налоговой: условия
Налоговая может подать в суд заявление о банкротстве должника, как если он является физическим лицом (в том числе ИП), так если и юридическим.
Чтобы суд признал обращение правомерным и обоснованным, просрочка должна быть больше 3 месяцев, а сумма долга должна составлять:
- в случае с физическим лицом и ИП — более 500 000 рублей;
- в случае с юридическим лицом — более 300 000 рублей.
Право подачи заявления о банкротстве должника возникает у налоговой не ранее чем через 30 с даты возбуждения приставом исполнительного производства.
Момент подачи заявления о банкротстве налоговой может быть отложен по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, должник оспаривает действия или бездействие сотрудников ИФНС.
Вначале необходимо определиться с понятием и признаками банкротства. В этом нам поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1. Так, несостоятельность (банкротство) – это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам перед контрагентами, работниками, бюджетом. Данный факт должен быть признан арбитражным судом.
Суд, прежде чем признать юридическое лицо банкротом, выясняет обстоятельства дела и наличие возможности у компании погасить долги, чтобы воспрепятствовать фиктивному банкротству. Как правило, это происходит в период временного наблюдения, которое вводится по решению суда на основании поданного кредитором или руководителем юридического лица заявления о банкротстве.
Неспособность погасить долги не возникает просто так. Этому предшествуют различные обстоятельства. Определить признаки банкротства также помогает Закон о банкротстве. В частности, признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (то есть просрочка платежа более чем на 3 месяца).
Однако в условиях, когда неплатежи являются одной из форм кредитования бизнеса, просрочки допускают и финансово состоятельные компании, не являющиеся банкротами. Поэтому и Закон о банкротстве, и судебная практика обращают внимание на такие признаки, как недостаточность имущества и неплатежеспособность.
Под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств над стоимостью имущества (активов) должника, а под неплатежеспособностью – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.
Получается, чтобы сказать, является юридическое лицо банкротом или нет, важно определить причины просрочки платежей свыше 3 месяцев – это бизнес-решение, позиция или объективная невозможность погасить долг.
В 2017 г. Верховный суд РФ ввел именно такой термин – «объективное банкротство», то есть момент, «в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов» (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
Работа с арбитражным управляющим
Работа с арбитражным управляющим – это в первую очередь добросовестные действия по передаче ему сведений и документов, необходимых для оценки финансово-хозяйственной деятельности компании, на основании которых он должен сделать вывод: банкрот компания или нет, носит ли банкротство умышленный характер или нет.
Выполнить это необходимо при введении процедуры наблюдения не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего. К тому же руководитель должника должен ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
Следует помнить, что при введении наблюдения полномочия органов управления юридического лица существенно ограничиваются. Фактически можно платить зарплату работникам, налоги в бюджет и совершать сделки, стоимость которых не более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения. Все остальные действия нужно согласовывать с арбитражным управляющим.
При введении процедуры конкурсного производства полномочия всех органов управления прекращаются. Руководителем должника становится арбитражный управляющий, который вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ, и ему должны быть переданы бухгалтерская и иная документация должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.
Во вторую очередь необходимо занимать активную позицию по вопросу взаимодействия с арбитражным управляющим на любой стадии банкротства: согласовывать действия, фиксировать обращения, соблюдать сроки, требовать разъяснений и обжаловать незаконные действия.
Назначение арбитражного управляющего не означает, что должник остается с ним один на один. Деятельность управляющего контролируется:
- саморегулированной организацией, в которой он состоит;
- судом, который назначил его управлять данной процедурой банкротства;
- Росреестром.
Какие факторы создают риск проведения налоговой проверки при банкротстве?
Несмотря на вышесказанное, важно отметить, что ФНС далеко не всегда проводит ревизию в случае возбуждения дела о несостоятельности организации.
При этом, есть определенные сигналы, на которые сотрудники фискального органа обращают внимание, принимая решение о проведении проверки.
Наиболее существенные обстоятельства, которые могут послужить основанием для проведения проверки выглядят следующим образом:
- Банкротство проводится по процедуре ликвидируемого должника;
- Компания имеет большое количество контрагентов технического характера в отсутствие к тому экономически обоснованных мотивов;
- Отчетность должника, которая сдавалась в период до возбуждения дела о банкротстве, содержит информацию об убытках компании при отсутствии сведений о существенной прибыли;
- Должник часто нарушал требования сотрудников ФНС о представлении документов или устранении нарушений;
- Выплаты по заработной плате сотрудникам должника ниже, чем средние показатели по отрасли, в которой организация осуществляла свою деятельность.
Что делать, если налоговая подала на банкротство
Если ФНС инициирует процедуру, первое, что важно — это знать свои права и обязанности. Важно это и еще до того, как заявление о банкротстве будет подано в суд — до этого момента лицо вправе просить у ФНС отсрочку или рассрочку платежей, которые могут спасти его ситуацию и не допустить банкротства. Для этого должнику следует подать заявление с таким требованием в ИФНС, обосновав свою просьбу, например, финансовыми сложностями.
Если процесс уже запущен, одной из задач должника является подача отзыва в суд. Такой документ является «ответом» должника на заявление о банкротстве, которое было подано в суд со стороны ФНС.
В отзыве должник указывает свои возражения, если они у него имеются — например, при расхождении данных об исполнительных производствах, возбужденных в отношении него, сведения о счетах, доходах и общей сумме задолженности. Кроме того, к отзыву должник должен сделать и направить опись своего имущества.
Без выезда на предприятие
Проверка по банкротству проводится с привлечением специалистов и свидетелей. Свидетельствующие документы предъявляют по запросу контрагенты организации.
Камеральная налоговая проверка (КНП) осуществляется на территории ФНС. В таком случае исследованию подвергаются документация, поданная в инспекцию. По надобности делается запрос для сверки или уточнения данных.
КНП не является обязательной процедурой и при соблюдение ряда условий может быть отменена:
если не было нарушений в отчетных документах;
отсутствовали кредиторские и дебиторские долги;
своевременно сдавались нулевые балансы;
у фирмы один учредитель;
банкротящаяся организация не функционировала и не приносила прибыль последние три года.
Вероятность выездной налоговой проверки у банкрота
Банкротство – великолепный инструмент решения сложнейших проблем бизнеса, в частности, отличный способ избавления от предстоящей налоговой проверки.
Конечно, формально введение «банкротных» процедур (наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, конкурсного производства) не препятствует проведению налоговой проверки и привлечению предприятия к ответственности за налоговые правонарушения. Однако на практике подача в суд заявления о несостоятельности кардинально отбивает желание у налогового органа проводить выездную налоговую проверку. Этому есть ряд причин:
1. Низкая вероятность взыскания средств.
У налогового органа нет цели начислить налоги, цель – начислить и взыскать. А после начала налоговой проверки вероятность взыскать налоговые платежи крайне мала (уровень удовлетворения требований третьей очереди при банкротстве – около 3,5%).
2. Невозможность оказать влияние на процедуру банкротства.
Налоговая проверка длится не менее двух месяцев (на практике зачастую гораздо дольше), на подготовку возражений по акту, рассмотрение этих возражений и подготовку решения по результатам налоговой проверки уходит еще около двух месяцев, на обжалование решения в вышестоящем налоговом органе – еще два месяца. Итого с момента начала налоговой проверки до вступления решения по результатам налоговой проверки в силу проходит не менее шести месяцев, чаще – гораздо больше.
Между тем для участия в первом собрании кредиторов (а соответственно, для выбора конкурсного управляющего и для принятия решений по другим судьбоносным вопросам) заявление о включении в реестр требований кредиторов нужно подать в течение месяца с момента первой публикации о банкротстве, и подавать такое заявление нужно после вступления решения налогового органа в силу.
Если налоговая проверка начинается после начала процедуры банкротства – налоговый орган не успевает подать заявление в отведенный для участия в первом собрании кредиторов срок, и, как следствие, не может влиять на принятие важнейших решений в процессе банкротства предприятия.
3. Требования налогового органа не попадают в реестр кредиторов.
В связи с длительными сроками вступления в силу решения о привлечении к ответственности (см. предыдущий пункт) в большинстве случаев налоговый орган лишается возможности заявить требования по уплате обязательных платежей для включения их в реестр требований кредиторов должника (реестр кредиторов закрывается примерно через семь месяцев с начала процедуры банкротства предприятия).
Какие виды банкротства существуют
«Банкротство» — термин многозначный различают несколько видов финансовой настоятельности юридического лица:
- Временное или условное банкротство. Это ситуация, когда банковские счета юридического лица пусты, но общий денежный эквивалент имеющихся материальных активов, имущества, произведенной продукции, дебиторских задолженностей превышает размер просроченных долговых обязательств. В таких случаях могут быть предприняты установленные законом меры, чтобы «спасти» компанию, столкнувшуюся с финансовыми трудностями. После определенных процедур она возобновляет работу в нормальном режиме.
- Реальное банкротство. Название говорит само за себя. У предприятия или организации нет не только денег на счетах, но и имущества, продажа которого позволила бы погасить долги. Нормальное функционирование компании попросту невозможно. В таких случаях все имеющиеся активы реализуются в пользу кредиторов, а юридическое лицо ликвидируется.
- Ложное банкротство. Обман кредиторов и предоставление им ложных сведений о тяжелом финансовом положении компании. Таким способом руководство юридического лица пытается убедить кредиторов в том, что нуждается в предоставлении «кредитных каникул», снижении процента по займам или получении иных льгот. Это уголовно наказуемое деяние.
- Умышленное банкротство. В этом случае собственники и руководители юридического лица осознано доводят его до банкротства, чтобы получить личную выгоду. Например, завладеть активами или денежными средствами (выведя их в оффшоры). Подобные действия также подпадают под статью УК РФ.
Для чего банкротство должника нужно кредитору?
Согласно ФЗ №127 судебные издержки оплачивает тот, кто инициировал процесс банкротства. Кредиторы обычно подают заявление о банкротстве своего должника, если юридическое лицо функционирует более-менее нормально и имеет активы, позволяющие после продажи, полностью погасить долг.
В этих случаях они стремятся не затягивать с подачей заявления, понимая, что с каждым днем потенциальный банкрот все глубже проваливается «в долговую яму». Хотя бы потому, что долги по зарплате работников растут, причем именно трудовой коллектив имеет больше всех прав на удовлетворение своих требований. А значит, с каждым днем шансы кредитора вернуть свои деньги уменьшаются.
Кроме того, в соответствии с положениями закона, кредитор имеет преимущественное право выбрать временного финансового управляющего. Управляющий, действующий в интересах кредитора, увеличивает вероятность того, что долг будет возвращен. Если не весь, то хотя бы большая его часть.
Варианты решений суда
Поданное в арбитражный суд заявление о несостоятельности юрилица регистрируется. Затем суд начинает его рассмотрение и изучение. Текст самого иска изучается на предмет его соответствие всем юридическим требованиям. Приложенные документы — на релевантность и соответствие реальному положению вещей. Чтобы полнее оценить финансовую ситуацию банкрота, суд рассылает запросы во всевозможные компетенции инстанции.
Суду необходимо понять – какие меры, предусмотренные в законе, целесообразно применить в отношении банкрота. Задача эта кропотливая и требующая немало времени. Как правило, оно занимает у суда около двух месяцев. После того, как вся необходимая информация собрана и проанализирована, судья принимает одно из четырех решений:
Отклонить иск, не найдя в деле оснований для банкротства. Дело закрывается.
Приостановить дело о банкротстве, в случае, если за прошедшее время стороны договорились и заключили мировое соглашение. В этом случае дело не закрывается. Оно будет возобновлено, если должник нарушит условия мирового соглашения.
Принять решение о реструктуризации долга и санации компании. Так поступают в том случае, если есть предпосылки к тому, чтобы компания расплатилась с долгами род руководством временного управляющего. То есть, перестала быть неплатежеспособной и вернулась к нормальному функционированию.
Сразу запустить конкурсное производство под руководством арбитражного управляющего. Это означает, что все ликвидные активы предприятия будут реализованы. Вырученные средства пойдут на погашение долгов. Остаток долгов будет списан. Юридическое лицо ликвидировано.
Налоговая проверка при банкротстве
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. 5. Ликвидация нулевого ООО без налоговой проверки Проверяемый период – три предшествующих проверке года. Далее инспектирующими проводятся следующие мероприятия: инвентаризация, изъятие документации, в присутствии понятых осматриваются все помещения, составляется справка, где полностью описывается проведенная проверка и ее сроки.
Вся полученная документация подвергается анализу в течение 2-х месяцев. После того, как проверка завершилась, оформляется акт, где детально прописываются все нарушения или указывается, что таковые отсутствуют.
Необходимо отметить, что процедура банкротства не вечная и рано или поздно, но суд вынесет определение о завершении конкурсного производства, из которого будет следовать, что:- требования кредиторов (в том числе и налогового органа), в виду недостаточности конкурсной массы будут считаться погашенными;- определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.Ликвидация должника, как вы помните — это основание, в соответствии со статьей 59 НК РФ, для признания налоговых обязательств безнадежных ко взысканию, с последующим исключением из лицевых счетов. И вот теперь, дорогой читатель, мы подходим к самому главному, и, в некотором смысле, весьма забавному моменту.
Без выезда на предприятие
Проверка по банкротству проводится с привлечением специалистов и свидетелей. Свидетельствующие документы предъявляют по запросу контрагенты организации.
Камеральная налоговая проверка (КНП) осуществляется на территории ФНС. В таком случае исследованию подвергаются документация, поданная в инспекцию. При необходимости делается запрос для сверки или уточнения данных.
КНП не является обязательной процедурой и при соблюдение ряда условий может быть отменена, если:
- не было нарушений в отчетных документах;
- отсутствовали кредиторские и дебиторские долги;
- своевременно сдавались нулевые балансы;
- у фирмы один учредитель;
- банкротящаяся организация не функционировала и не приносила прибыль последние три года.
Взыскание в судебном порядке при пропуске сроков на внесудебное (бесспорное) взыскание недоимки
При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговые органы обязаны соблюдать определенные сроки (п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только в судебном порядке.
При пропуске срока на вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика заявление может быть подано в суд не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, решения о взыскании налога за счет иного имущества должника – не позднее двух лет после истечения срока его исполнения.
Срок на обращение в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть судом восстановлен. Для этого налоговый орган должен обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ст. 117 АПК РФ). Если ходатайство не подано либо в его удовлетворении отказано, то требования налогового органа о взыскании налога удовлетворены не будут (п. 60 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. №57).
Отказ в восстановлении срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки (постановление ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2014 г. №Ф06-3042/13 по делу №А65-12941/2013).
Таким образом, реализуя свои права, налоговые органы обязаны соблюдать сроки:
- выставления требований об уплате налога,
- взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках,
- взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика.
Для подтверждения наличия у должника задолженности по обязательным платежам, а также соблюдения процедуры и сроков принудительного досудебного взыскания налоговый орган должен представить в суд следующие документы:
- все требования, направленные в адрес должника;
- все решения о привлечении должника к налоговой ответственности;
- решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика (по реестровым платежам – вынесенные до даты введения первой процедуры банкротства);
- выставленные и направленные в банки инкассовые поручения (с подтверждением их отправки в банки);
- решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (по реестровым платежам – вынесенные до даты введения первой процедуры банкротства, по текущим – вынесенные до даты введения конкурсного производства);
- доказательства обращения налогового органа в суд в случае пропуска срока на вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика и (или) пропуска срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика до введения первой процедуры банкротства;
- доказательства предъявления судебным приставам-исполнителям к исполнению постановлений налогового органа о взыскании, которые были вынесены на основании решений о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика;
- все декларации (расчеты), на основании которых налоговым органом был определен размер недоимки;
- карточки расчетов с бюджетом;
- расчет пеней по налогам и страховым взносам;
- подтверждение направления (вручения) налогоплательщику требований и решений.
***
К сожалению, ввиду того, что разрешение вопроса, рассмотренного в настоящей статье, затрагивает интересы бюджета РФ, процесс доказывания несоблюдения налоговым органом процедуры взыскания задолженности по обязательным платежам является довольно затруднительным. Суды зачастую поверхностно подходят к исследованию доказательств соблюдения налоговым органом порядка взыскания налоговой задолженности с юридических лиц. В частности, они принимают в качестве доказательств подтверждения выгрузки документов, не подписанные руководством налогового органа, игнорируют нарушение налоговиками установленных НК РФ сроков, отсутствие подтверждения отправки документов должнику и т.п.