Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер, электроскутер, мопед, питбайк, мотоцикл?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Какой вид транспорта называется скутером?
Нередко скутер приравнивают к мопеду или к обычному мотоциклу. Действие неверно. Фактически скутер находится где-то посередине. От мопеда транспортное средство отличается конструктивным происхождением. Если речь идет о скутере, то это облегченная модификация мотороллера. Вышеуказанное транспортное средство в свою очередь является разновидностью полноценного мотоцикла.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
В ПДД отсутствует официальное определение скутера. Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие. В 2020 году они варьируются от категории М до А.
Как правильно выбрать автошколу
К выбору учебного заведения нужно отнестись с ответственностью. Иначе водитель рискует зря потратить свое время и деньги. Идеальным вариантом будет уже проверенная автошкола, обладающая лицензией на выдачу удостоверения категории М.
При выборе нужно обращать внимание на следующие факторы:
- Цена обучения. Она не должна быть очень высокой, но также не стоит обращать внимание и на очень низкие стоимости. Содержать автошколу недешево, поэтому если они предлагают обучение по заниженной цене, то качество обучения явно будет таким же низким.
- В каком состоянии находится автопарк школы и транспортная площадка. В наличии должны быть все необходимые виды транспортных средств, которые находятся в надлежащем состоянии. Учебная площадка должна быть оснащена необходимыми реквизитами для обучения.
- Документация. Автошкола должна обладать лицензией на обучение водителей категории М, срок которой еще не истекает. Учебная программа должна полностью соответствовать требованиям ГИБДД.
Особенности получения водительского удостоверения
Поскольку управление мопедом не является сложным, в законе предусмотрена возможность садиться за руль водителям, получившим права на другую категорию. Например, если есть категория В, C. Все права, выдаваемые после 2014 года, содержат соответствующую пометку о новой категории М. Пройдя обучение на легковой автомобиль и сдав все необходимые экзамены, водитель автоматически получает право управления мопедом, хотя никаких дополнительных экзаменов он сдавал. Имея категорию В, можно спокойно садиться за руль мопеда. Об этом гласит галочка напротив категории М в полученном водительском удостоверении.
Стоит помнить, что управлять можно только мопедами – транспортными средствами, объем которых не превышает 50 кубов. Для легких мотоциклов и обычных мотоциклов предусмотрены самостоятельные категории. В случае нарушения водителю грозит серьезная административная ответственность. На сегодняшний день категория В также открывает возможность управлять трициклами.
Постановка мопеда на учет
На сегодняшний день нет требования к обязательной государственной регистрации мопедов с объемом до 50 кубов. По этой же причине государственные регистрационные знаки не выдаются.
Однако для всех остальных транспортных средств с более высокой мощностью, регистрация обязательна, также, как и использование номеров. Поставить мотоцикл на учет можно на совершеннолетнее лицо, которому мотоцикл принадлежит на основании право устанавливающего документа.
Таким образом, до недавнего времени любое лицо, достигшее возраста 14 лет, могло управлять мопедом, даже не получая на это какого-либо разрешения. Из-за этого на дороге оказывалось большое количество неопытных водителей, которые не знали самых базовых правил дорожного движения. Это приводило к огромному количеству аварий с различным исходом. Так как водитель мопеда находится без какой-либо защиты (кроме шлема), для него авария часто заканчивалась крайне тяжелыми последствиями. На сегодняшний день действуют правила 2014 года по которым для управления скутером обязательно предварительно сдать экзамен и получить водительское удостоверение.
ВАЖНО !!! Обучиться на права для мопеда может любое лицо, достигшее возраста 16 лет. Для этого достаточно подходить по состоянию здоровья. Обучение проводится по ускоренной программе, а его стоимость находится в пределе 10-15 тысяч рублей.
Для водителей, уже имеющих водительское удостоверение другой категории (если оно было получено после 2014 года) предусмотрена возможность садиться за руль без дополнительного обучения и сдачи экзаменов.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
Требования для получения водительского удостоверения
В 2020 году список может меняться в зависимости от категории необходимого водительского удостоверения на скутер. Перечень требований отражен в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством.
Дополнительно потребуется пройти профессиональное обучение. Категорию М и А1 можно получить с 16 лет. Для прав категории А нужно достичь совершеннолетия. Перечень медицинских противопоказаний к управлению скутером в 2020 году закреплен в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года. Основными из них считаются:
- наличие психических расстройств или расстройств поведения;
- болезни нервной системы и заболевания глаза и его придаточного аппарата;
- отсутствие конечностей или их деформация;
- снижение слуха ниже разрешённого уровня.
Правила езды на мопеде
При эксплуатации мопеда или скутера категории М действуют следующие правила:
- Всегда возить при себе водительское удостоверение.
- Управлять транспортным средством могут граждане, достигшие возраста 16 лет.
- При задержании нарушителя в состоянии алкогольного опьянения его лишат прав.
- Передвижение мопедов и скутеров должно осуществляться по правому краю проезжей части или по велодорожке.
- Разрешено передвигаться по обочине, не мешая пешеходам.
- Разрешен обгон трамваев и троллейбусов.
- В светлое время дня нужно включать фары ближнего света.
Также запрещены следующие действия:
- При управлении держать руль только одной рукой.
- Ездить без шлема или с не застегнутым.
- Перевозить детей младше 7 лет без спец. оборудования.
- Переезжать дороги по пешеходному переходу.
- Возить крупные предметы, которые выступают за пределы скутера.
- Выполнять разворот или левый поворот через трамвайные пути.
- Участвовать в буксировке.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Права на скутер и мопед в зависимости от объема двигателя
Так как и «мопед», и «мотоцикл» относятся к механическим транспортным средствам, то их водитель, согласно п. 2.1.1 ПДД РФ, должен иметь при себе и предъявить по требованию сотрудника ГИБДД водительское удостоверение, подтверждающие право на управление ими. Соответственно, вне зависимости от объема двигателя мопеда или мотоцикла у водителя должны быть права.
Соотношение категорий транспорта и водительских категорий, обозначаемых большими латинскими буквами (А, В, С, D) расписано в п. 1 ст. 25 ФЗ «О безопасности…» от 10.12.1995 № 196.
Для управления мопедом (при объеме двигателя до 50 см3 и скорости до 50 км/ч) необходимо иметь права категории «М», для управления мотоциклом (при объеме двигателя более 50 см3 либо скорости свыше 50 км/ч) категории «А». Существует еще категория «А1», о которой мы уже упоминали и подробнее расскажем ниже.
Необходимые документы
Чтобы получить права на мопед, необходимо подготовить бумаги, предусмотренные законодательством. Если водитель достиг 18 лет и имеет удостоверение категории В или С, проходить специальное обучение на категорию М или А ему не нужно. Однако при движении удостоверение с категорией М должно быть при себе. Оно предъявляется в случае запроса от сотрудника ГИБДД.
Чтобы получить права на скутер до 50 см³, необходимо предоставить:
- заявление по образцу и на бланке ГИБДД;
- личный документ (паспорт);
- информация из психиатрического и наркологического диспансеров;
- фотография 3х4;
- медицинское заключение по установленной форме;
- бланк об оплате пошлины за экзамен.
Как пройти экзамен на получение прав?
Экзамен на удостоверение категории «M» состоит из 2 частей: теоретической и практической. Экзаменатор не должен быть моложе 25 лет, у него должны быть права категории «M» или выше.
Первая часть включает в себя прохождение теста на компьютере. Если она будет успешно пройдена, кандидату необходимо будет подготовиться к сдаче практики, которая осуществляется на площадке и в городе. Отправляться на экзамены можно лишь после прохождения соответствующего обучения в автошколе. Даже если вы уже сами подготовились и у вас есть знания, просто так пройти экзамены не получится.
Если вам не удалось пройти экзамен, можно подготовиться и явиться на пересдачу спустя неделю. Если вы провалите экзамен дважды, до пересдачи вы будете допущены лишь через месяц.
Процедура получения прав на двухколесные ТС достаточно простая. Она не отнимает большое количество времени. Поэтому если вы обожаете мопеды и планируете приобретение этих ТС, вам стоит подумать о том, как получить права на мопед. Конечно, можно управлять ТС где-нибудь далеко за городом, где нет инспекторов ГИБДД. Но если вы решитесь ездить по городским дорогам или по загородной автомагистрали, вам все же понадобится водительское удостоверение.