Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии Банка России: когда операцию физического лица заблокируют». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.
Что такое чёрные списки мониторинга?
К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.
Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:
- демонстрация нацистской символики в общественном месте;
- распространение информации и материалов, признанных экстремистскими;
- призывы к экстремистским действиям как в публичных местах, так и посредством интернета;
- побуждение к вражде или восстанию;
- оскорбление и нарушение прав вероисповеданий.
Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.
Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.
Что означает финмониторинг операций для клиента
Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.
В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).
Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).
Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.
Что делать в случае блокировки счета
Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.
Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.
В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.
Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.
Меры, которые должны принимать банки при выявлении соответствующих критериям банковских счетов
При выявлении банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц, соответствующих приведенным критериям, рекомендуется предпринять следующие меры.
Во-первых, банкам следует обратить повышенное внимание на операции таких клиентов – физических лиц.
Во-вторых, банки должны рассматривать соответствующие операции на предмет наличия подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В случае наличия таких подозрений им следует реализовать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. То есть банки при возникновении вопросов к совершаемым операциям должны их заблокировать.
В-третьих, в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на указанных основаниях банк должен рассмотреть вопрос о реализации предусмотренного п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.
При принятии решений по сомнительным операциям физических лиц банки могут руководствоваться в отношении таких клиентов рекомендациями, содержащимися в Письме ЦБ РФ от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)». В этом документе банкам советуют включать в договоры пункт о праве кредитной организации после предварительного предупреждения отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций. При этом кредитным организациям следует принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.
И еще один момент, на который хотелось бы обратить особое внимание. Банк России призывает проводить названные выше мероприятия по оперативному выявлению сомнительных операций с учетом рекомендаций, изложенных в его следующих информационных письмах:
-
от 30.05.2019 № ИН-06-59/46 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых»;
-
от 19.12.2019 № ИН-014-12/94 «Об использовании физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», своих текущих банковских счетов для получения денежных средств в виде профессиональных доходов».
Операции, подлежащие обязательному контролю
Согласно положениям Федерального закона № 115-ФЗ, банки обязаны контролировать все операции на суммы, равные или превышающие 600 тыс. рублей или эквивалентные им в иностранной валюте:
- Расходные и приходные операции с наличными, не обусловленные характером хозяйственной деятельности (включая снятие по Cash-картам).
- Приходно-расходные операции, если хотя бы один из участников сделки находится, зарегистрирован или проживает на территории или в государстве, не выполняющем рекомендаций ФАТФ, либо банк, в котором открыт счет одного из участников, находится на этой территории (государстве)
- Операции с наличными по вкладам на предъявителя или третье лицо. Переводы за границу в адрес анонимных владельцев или получение переводов от них.
- Движения по счету юр. лица в течение трех месяцев со дня его регистрации, или если это первое движение по счету.
- Лизинговые операции.
- Операции с драгметаллами и камнями (ломом, ювелирными изделиями).
- Предоставление займов юр. лицами, не являющимися кредитными организациями.
- Сделки с недвижимостью на суммы, равные или превышающие 3 млн рублей либо экввалентные им в иностранной валюте.
- Приходно-расходные операции по счетам некоммерческих организаций, когда одна из сторон — иностранная компания, гражданин или лицо без гражданства, а сумма равна или превышает 100 тыс. рублей или эквивалентна ей в валюте.
- Операции, связанные с поставками продукции по оборонному заказу, если сумма равна или превышает 600 тыс. рублей или эквивалентна ей в иностранной валюте. При повторных операциях контролируются суммы свыше 50 млн рублей и эквивалентные им в иностранной валюте.
- Операции, одна из сторон которых включена в перечень причастных к экстремистской или террористической деятельности.
Какие сделки Росфинмониторинг считает подозрительными
В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
В частности, к подозрительным относятся:
- сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
- операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
- операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
- существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
- неоправданно поспешно совершаемые операции;
- сделки, объектом которых являются предметы искусства;
- немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
- операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
- совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
- сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
- многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
- осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.
Закрепление бенефициаров
Одним из нововведений является совершенствование процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных владельцев и ужесточение требований к выявлению СПФМ таких владельцев своих клиентов.
В Кодексе законов об административных правонарушениях устанавливается, что юридические лица будут нести ответственность за непредоставление государственному регистратору в установленные сроки сведений о конечном владельце.
Также согласно закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», юридические лица обязаны поддерживать информацию о конечных бенефициарах и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие эти изменения.
Что означает риск-ориентированный подход
С прошлого года действует обновленная система мониторинга. Ранее оценка была основана на 17 критериях и внутренних банковских проверках данных об участнике финансовой операции. Сегодня таких критериев четыре, но теперь обязателен и анализ по 73 параметрам в рамках риск-ориентированного подхода.
Это комплексная система рисковых индикаторов, которые определяют похожесть операции на нелегальную деятельность. Среди параметров обязательно проверяется:
- уровень доходов;
- финансовое состояние;
- социальный статус;
- вид, частота и объем операции;
- участники сделок;
- источники финансов;
- географическая принадлежность к местам, определенных законом как «места повышенного риска»;
- принадлежность к политически значимым лицам или публичным деятелям;
- наличие деловых контактов с государственными, международными и правительственными компаниями.
Теперь субъекты финмониторинга имеют больше ответственности за прозрачность финоперации и поэтому применяют риск-ориентированный подход, чтобы присвоить степень рискованности каждому клиенту. Это значит, что чем выше степень, тем тщательнее будут проверять все операции такого клиента. И, возможно, увеличится доля отказов в предоставлении услуг лицам с репутацией, которая получила повышенную степень рискованности. Но подход уменьшает риски для тех компаний и предпринимателей, которых могут использовать для нелегальной деятельности без их ведома.
Разработка и обновление Правил внутреннего контроля
Правила разрабатываются в соответствии с законодательством РФ и утверждаются ИП или руководителем организации. Их можно разрабатывать самим, привлечь специалистов-практиков или использовать шаблоны Правил внутреннего контроля в сети Интернет. Требования к Правилам внутреннего контроля (ПВК) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667.
Правила должны регламентировать организационные основы, устанавливать ответственных лиц, их обязанности, порядок действий, определять сроки выполнения обязанностей. Разработка правил должна регламентировать процедуры управления рисками, документального фиксирования сведений (информации) по вопросам ОД/ФТ, сохранения конфиденциальности сведений о мерах ОД/ФТ и своевременного направления их в уполномоченный орган.
Правила содержат программы (разделы): организации внутреннего контроля, идентификации клиентов; изучения клиента; оценки риска; выявления операций; документального фиксирования информации; приостановления операций клиента, порядка действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подготовки и обучения сотрудников; проверки осуществления внутреннего контроля; хранения информации.
В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере либо внесения соответствующих изменений правила приводятся в соответствие с ними не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативно-правовыми актами.
Отказ в совершении операции
Организации и ИП вправе отказать в совершении операции клиента (п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ), в случае если у его работников возникают подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ, а клиент не представляет необходимые для фиксации информации документы. Исключение составляют только операции по зачислению денег.
В этом случае клиента необходимо проинформировать о причинах отказа в совершении операции и направить информацию в Росфинмониторинг (п. 13 ст. 7 закона № 115-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209.
Организации и ИП обязаны рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции (п. 13.4 ст. 7 закона № 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 № 55). Если сомнения устранены, информация о таком решении направляется в Росфинмониторинг.
Перечень операций, подлежащих обязательному контролю
— Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);
Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:
— Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц. При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;
— Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;
— Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;
— Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);
— Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);
— Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.
Законы о финансовом мониторинге
Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения».
В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).
Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.
Функции ФМ в банковской сфере
Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:
- Обеспечение финансовой безопасности организации.
- Контроль внешних и внутренних операций на основании ежедневных отчётов.
- Регистрация транзакций.
- Проверка анкет клиентов на причастность к террористическим и криминальным группировкам, идентификация сторон денежных транзакций.
- Создание «чёрного списка» клиентов, подозреваемых в нелегальных сделках.
- Предотвращение потенциальных правонарушений.
- Контроль за соблюдением законодательных актов и инструкций.
- Проверка документов, подтверждающих законность денежных средств и финансовых сделок.
- Взаимодействие с ФСФМ России.
- Обучение сотрудников финансового учреждения по вопросам ФМ.
Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?
У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:
1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?
2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?
3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?
4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?
Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.
В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”) банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.
Финансовый мониторинг — это выявление денежных операций по отмыванию доходов и финансированию терроризма
Однако американский автор Джефри Робинсон указывает, что это не так.
Он говорит, что термин «отмывание денег» (англ. money laundering) впервые был употреблен британской газетой The Guardian во время Уотергейтского скандала в связи с незаконным финансированием избирательной кампании Ричарда Никсона.
В условиях глобализации для отмывания денег часто используются офшоры — страны «налогового рая», в банковских системах которых обеспечивается анонимность и конфиденциальность бенефициаров. Уголовная ответственность предусмотрена за: совершение финансовой операции или заключение соглашения со средствами или другим имуществом, полученными вследствие совершения общественно опасного противоправного действия, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, а также совершение действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких средств или другого
Что будет, если финмониторинг посчитает операции сомнительными
Необязательно фирма или ИП, к которым направлено внимание финмониторинга, осуществляют нелегальные сделки. Банк проверяет клиентов в первую очередь для себя, в целях безопасности. Возможно, решил перестраховаться. Для подтверждения информации, которую вы предоставляли изначально, служба может потребовать дополнительно принести документы или попросить более детально объяснить цели, на которые направлена оплата. А может и ничего не просить, просто заблокировать расчетный счет без предварительных уведомлений и объяснений. Финмониторинг имеет право без ведома владельца передавать собранную информацию в налоговую или Центробанк. Обладает полномочиями перенаправлять сомнительные платежи в ЦБ, откуда их будет достать впоследствии очень проблематично.
Важно! Информацию в банк могут передавать лица, в обязанности которых не входит осуществлять за вами контроль. Но на них налагается ответственность, если они укрыли информацию, которая стала известна им при оказании вам услуг. Например, если нотариус работал с документами фирмы и обнаружил в них неладное, он обязан это сообщить.