Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЭРА-ГЛОНАСС снова станет обязательной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автозаводы смогут до конца 2021 года не устанавливать на автомобили в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). У производителей такого оборудования возник дефицит комплектующих. После решения проблем с поставками автозаводы обяжут доустановить систему, но эксперты предупреждают, что проконтролировать это будет сложно, пишет «Коммерсантъ».
Приказ Министерства транспорта №55 от 09.03.2010
Приказ устанавливает исчерпывающий перечень типов автотранспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:
I. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров: 1. Транспортные средства категории «М2». 2. Транспортные средства категории «М3».
II. Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов: 1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III. 2. Транспортные средства категории FL. 3. Транспортные средства категории OX. 4. Транспортные средства категории AT. 5. Транспортные средства категории MEMU.
Таким образом, установка аппаратуры ГЛОНАСС обязательна для:
- Автобусов категорий М2 и М3.
- Грузовых автомобилей, используемые для перевозок опасных грузов.
Как видно, в перечень не попали легковые автомобили и грузовики, кроме перевозящих опасные грузы.
Чего ждать после 1 июля 2020 года
Может возникнуть впечатление, что чиновники, вносящие постоянные правки в законы, стремятся запутать как можно большее количество людей, но, очевидно, что такая активность обусловлена подготовкой к масштабным изменениям, которые скоро затронут все транспортные произойдёт в будущем, неизвестно, но, если правительство не примет к июлю дополнительных постановлений, для владельцев автобусного парка пока складывается вполне понятная картина:
- Во-первых, с 01.07 заново вступит в силу пункт 4 ПП РФ от 02.04.2012 №280, согласно которому все автобусы и маршрутки, имеющие 8 и более мест для пассажиров, придётся оснащать системой ГЛОНАСС. Без этой процедуры транспортной компании или ИП просто не удастся получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Кроме этого, из того же самого пункта следует закономерный вывод – с 1 июля все действующие перевозчики, в парке которых есть ТС, попадающие под требования закона, должны будут подключить их к ГЛОНАСС.
- Во-вторых, одновременно с этим заново начнёт работать ПП от 13 февраля 2020 года №153. Это «технический» документ, где описан порядок подключения к ГЛОНАСС.
- В-третьих, напомним, с марта 2020 года лицензию необходимо получать также на перевозки по договору или при доставке своих сотрудников служебным транспортом.
Здесь возникает очевидное противоречие: с одной стороны, обновлённый закон ФЗ №99 ясно даёт понять, что лицензия на такие перевозки нужна и точка, а с другой – в ПП от 02.04.2012 №280 в самом названии документа отмечено, что подобная деятельность как бы выносится за рамки лицензирования.
Как вся эта конструкция будет работать в будущем, смогут ответить только сами чиновники, но варианта здесь всего два:
- первый – из ПП №280 уберут «исключительный» статус ТС, предназначенных для доставки сотрудников предприятия или лиц по договору, т.е. обяжут их владельцев подключаться к ГЛОНАСС в общем порядке;
- второй – уточнят лицензионные требования по видам транспортных средств.
Вероятно, будет реализован именно первый вариант, поскольку все действия правительства говорят о том, что оно намерено в результате подключить к ГЛОНАСС абсолютно все транспортные средства. Плюс ко всему, габаритный транспорт с большим количеством пассажирских мест является источником повышенной опасности и часто становится фигурантом аварий с многочисленными жертвами.
Законодатели долго обсуждали величину штрафов за отсутствие системы ГЛОНАСС, но в итоге утвердили следующую градацию для коммерческого общественного транспорта:
- 2 500 руб. – на работника;
- 5 000 руб. – на должностное лицо;
- 50 000 руб. – на юр. лицо.
Но тут есть один нюанс – теоретически, штраф может быть наложен не только за сам факт эксплуатации ТС без подключения к ГЛОНАСС, но и за игнорирование лицензионных требований, ведь такая перевозка людей является грубым нарушением, которое может повлечь тяжёлые последствия.
Если за подобной деятельностью поймают транспортное средство с 8 и более пассажирскими креслами, штрафы увеличиваются в разы:
- 50 000 руб. – на физ. лицо;
- 100 000 руб. – на ИП;
- 400 000 руб. – на юр. лицо;
- при повторном нарушении – приостановка работы на 90 дней и/или конфискация ТС.
Очевидно, что перечисленные штрафы довольно часто будут выписываться нарушителям одновременно, ведь сам факт поездки без подключения к ГЛОНАСС автоматически выдаёт и нарушение лицензионных требований.
Продление срока выпуска автомобилей без тревожной кнопки
3.2.5. До 30 июня 2022 г. включительно допускается не оснащать устройством или системой вызова экстренных оперативных служб транспортные средства (шасси) категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей), которые изготовлены на таможенной территории Евразийского экономического союза и в отношении которых действуют одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).
Указанные транспортные средства (шасси) должны быть дооснащены устройством или системой вызова экстренных оперативных служб изготовителем транспортного средства (шасси) до 31 декабря 2022 г.
Реализация таких транспортных средств (шасси), выпущенных в обращение с даты вступления настоящего Решения в силу до 30 июня 2022 г. без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, осуществляется при условии обязательного информирования потребителей о необходимости дооснащения транспортного средства (шасси) устройством или системой вызова экстренных оперативных служб и указания в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства) соответствующей информации.
3.2.5. До 31 января 2023 г. включительно допускается не оснащать устройством или системой вызова экстренных оперативных служб транспортные средства (шасси) категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей), которые изготовлены на таможенной территории Евразийского экономического союза и в отношении которых действуют одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).
Указанные транспортные средства (шасси) должны быть дооснащены устройством или системой вызова экстренных оперативных служб изготовителем транспортного средства (шасси) до 31 декабря 2023 г.
Реализация таких транспортных средств (шасси), выпущенных в обращение с даты вступления настоящего Решения в силу до 31 января 2023 г. без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, осуществляется при условии обязательного информирования потребителей о необходимости дооснащения транспортного средства (шасси) устройством или системой вызова экстренных оперативных служб и указания в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства) соответствующей информации.
Если говорить коротко, то основной текст пункта 3.2.5 сохранился, изменения внесены только в даты:
Старая дата | Новая дата | Комментарий |
30 июня 2022 г. | 31 января 2023 г. | до этой даты допускается продажа автомобилей без тревожной кнопки |
31 декабря 2022 г. | 31 декабря 2023 г. | до этой даты автомобили должны быть дооснащены тревожной кнопкой |
30 июня 2022 г. | 31 января 2023 г. | при покупке автомобиля до этой даты покупатель должен быть проинформирован об отсутствии системы ЭРА ГЛОНАСС и о необходимости ее доустановки, информация от отсутствии тревожной кнопки должна быть внесена в эПТС |
Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.
Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.
В перечень сведений о владельце транспортного средства, размещаемых в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», включен ИНН. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе предусмотрено оформление свидетельства в электронном виде, которое направляется на адрес электронной почты владельца транспортного средства в течение 24 часов после идентификации.
Автомобиль растаможен, но ездить без кнопки Кнопка ЭРА-ГЛОНАСС — нельзя
Дефицит с кнопками ГЛОНАСС стал многих заводить в тупик. Так как привезенный автомобиль из-за границы, после растаможки, физическому лицу, требовалось пройти процедуру получения СБКТС и ЭПТС, списать утилизированный сбор, установить кнопку ЭРА-ГЛОНАСС, на последней процедуре появились непреодолимые проблемы с тем, что кнопок нет и поступление даже не планируется. А свободно пользоваться машиной, без прохождения всех процедур — нельзя. Компании, которые занимались установкой таких кнопок, начинали заверять владельцев растаможенных авто, что кнопка должна появится в течении 3-4 недель, другие предлагали установить кнопку по завышенным ценам. Систему экстренного вызова ЭРА-ГЛОНАСС можно было приобрести только на сомнительных сайтах и у спекулянтов за 100000 — 150000 рублей.
Порядок и стоимость подключения к ГЛОНАСС
Выше уже отмечалось, что общий порядок подключения к навигационной системе подробно описан в ПП от 13 февраля 2018 года №153, поэтому мы не станем здесь дублировать положения этого документа. Вместо этого лучше просто опишем краткий алгоритм действий, который должен предпринять владелец «коммерческого ТС»:
- На первом этапе необходимо выбрать компанию, которая продаёт и устанавливает оборудование для подключения к системе. Таких организаций десятки по всей стране, главное проверить, чтобы она распространяла сертифицированные приборы и ПО.
- Далее трекеры устанавливаются в кабины транспортных средств. Крепление осуществляется с поправкой на особенности конструкции машины, т.е. конкретного места, где должна стоять столь необходимая «коробка», нет. Сам трекер состоит из передатчика GPS, приёмника, нескольких разъёмов для дополнительных датчиков и аккумулятора. Кроме этого, поскольку трекер передаёт информацию по сотовым сетям (вследствие чего в «глухих» местах могут быть проблемы со связью), он оснащён картой памяти, на которую «пишутся» резервные данные. Здесь же отметим, что кроме базового функционала ГЛОНАСС заказчик имеет право поставить дополнительные датчики, которые будут следить за частными показателями ТС, например, за расходом бензина, состоянием двигателя и т.д.
- Одновременно с этим на серверах компании устанавливается программное обеспечение, при помощи которого осуществляется мониторинг и сбор информации. Но самое важное во всей системе ГЛОНАСС, ради чего она и внедряется с такой активностью, это корректная трансляция данных в Ространснадзор.
Что касается стоимости ГЛОНАСС «под ключ», то здесь диапазон цен весьма обширный, так как многое зависит от региона, наценки компании, занимающейся внедрением системы, и количества ТС на предприятии («оптом» дешевле).
В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:
- Транспортные средства категории М2, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимально допустимой массой до 5 тонн, например необходимо устанавливать ГЛОНАСС на автобусы
- Транспортные средства категории М3, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с допустимой массой свыше 5 тонн.
- Транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов.
Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы или твердые коммунальные отходы.
Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:
- ТС органов внутренних дел;
- ТС, используемые для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
- ТС, используемые физическими лицами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
- ТС управления делами Президента;
- ТС государственной охраны.
Обязательна ли установка ГЛОНАСС
Обязательна ли установка ГЛОНАСС
Довольно часто у владельцев компаний-перевозчиков и простых автолюбителей возникает вопрос: обязательна ли сейчас установка оборудования ГЛОНАСС на личный легковой автомобиль, автобус, грузовик? Конечно, этот вопрос наиболее важен для руководителей предприятий, содержащих большой автопарк и осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, ведь оснащение всех транспортных средств системой ГЛОНАСС может потребовать значительных расходов. Давайте разберемся, в каких случаях установка навигационного оборудования действительно является обязательной.
Во-первых, необходимо различать две системы: ГЛОНАСС и ЭРА-ГЛОНАСС. Приведем краткие характеристики этих систем спутниковой навигации и ответим на вопрос: установка какой системы является обязательной?
На современном этапе развития спутниковых сетей и навигационных систем в частности появилась возможность при относительно небольших затратах на техническое оснащение определять точное местонахождение объекта и параметры его движения. Все системы спутниковой навигации и позиционирования работают по одному принципу. На объект, в нашем случае – транспортное средство, устанавливается маячок (спутниковый трекер или полнофункциональный терминал, собирающий массу параметров и данных). Это устройство постоянно или с некой периодичностью определяет свои координаты и позиционирует себя при помощи группировки навигационных космических спутников, находящейся на орбите. Для передачи чаще всего используется сеть мобильной связи стандарта GSM.
При помощи спутниковых систем навигации можно решить целый ряд задач:
1. Определение точной геопозиции в любой момент времени.
2. Измерение скорости и вектора движения машины.
3. Маршрут следования.
4. Техническое состояние транспортного средства и проч.
На данный момент в мире функционируют две основные, по-настоящему глобальные системы спутниковой навигации: знаменитая GPS, разработанная в США, и наша российская система ГЛОНАСС. Отечественная разработка сегодня уже практически не уступает конкуренту по покрытию территории и по точности позиционирования.
Автовладельцы должны знать, на каких машинах устанавливается ГЛОНАСС, и когда это обязательно. Не зная эти правила, можно попасть на штрафные санкции. В частности, они предусмотрены при нарушении рассмотренных выше правил. Штрафы взимаются, если установка ЭРА ГЛОНАСС была обязательна, а водитель ее не предусмотрел. Размер выплат:
- водитель 2500 р;
- лицо при должности — 5000 р;
- юрлицо (владелец авто) — 50 000 р.
Что касается обычных граждан, владельцев легковых авто, для них штрафов пока не предусмотрено, поэтому они могут быть спокойны. Но в будущем планируется наказание за следующие нарушения:
- отсутствие системы, если она обязательно должна быть;
- самостоятельное отключение комплекта;
- изменение стандартных настроек, расширение функционала (прослушка);
- установка / применение блоков, которые не разрешены на территории РФ;
- снятие / замена блока по своей инициативе.
Почему ЭРА-ГЛОНАСС не продают водителям?
Проблема действительно есть, но связана она больше не с наличием устройств, а с высокой стоимостью и невозможностью людей приобрести оборудование за эту цену. Мы принимаем большое количество звонков от тех, кому нужно оборудование, но, когда люди слышат ценник, то, мягко говоря, удивляются и идут искать еще варианты.
Терминал ЭРА-ГЛОНАСС – не просто бесполезное требование, он нужен для того, чтобы получить сертификат безопасности транспортного средства, который гарантирует, что машина надежна в эксплуатации. Такое заключение можно получить только в специализированной сертифицированной лаборатории.
И совершенно логично, что если вы привозите б/у машину из-за рубежа, то ее надо полностью проверить, чтобы она была безопасна для использования. Скорее всего вы не захотите ездить на машине, в которой заявлено 8 подушек безопасности, а по факту стоит “заглушка”, которая просто не дает загореться предупреждающей лампочке, оповещающих об отсутствии оных.
Как самостоятельно оснастить ввозимый автомобиль системой Эра-Глонасс
Если ввозится автомобиль без системы вызова оперативных служб, необходимо соблюсти следующую инструкцию:
- Приобрести абонентский терминал у официального партнера АО «ГЛОНАСС».
- Подать заявку в аккредитованную лабораторию, с договором о приобретении абонентского терминала.
- Подать документы в таможенные органы для выдачи паспорта автомобиля.
- Установить абонентский терминал в сертифицированном центре.
- Заполнить форму и предоставить требуемую информацию в ГАИС.
- Предоставить оборудованный Эра-Глонасс транспорт для регистрации в органы ГБДД.
- Получить все необходимые документы.
Процедура установки ЭРА ГЛОНАСС
Если для вас установка ЭРА ГЛОНАСС с 2023 обязательна по закону, то сделать это нужно как можно раньше. Самостоятельно смонтировать оборудование нельзя — работы должны быть выполнены в авторизированном сервисном центре.
Процедура оснащения ввезенных автомобилей системой ЭРА ГЛОНАСС ранее была противоречивой. Сегодня же используется достаточно простой регламент:
- Вы приобретаете терминал для спутниковой навигации и дополнительное оборудование, необходимое для его функционирования и монтажа.
- Мастера сервисного центра монтируют систему и настраивают ее.
- Терминал проходит обязательную идентификацию в системе ЭРА ГЛОНАСС.
- В СБКТС заносится уникальный идентификационный номер установленного устройства.
При растаможке авто процедура может несколько измениться. Вначале сервисный центр вносит в СБКТС сведения об идентификации терминала экстренной связи, после чего владелец на основе СБКТС получает ПТС и забирает машину с таможенного склада. До постановки на учет в ГИБДД (т.е. за 10 суток) необходимо выполнить фактическую установку системы на автомобиль.
Правила установки ЭРА ГЛОНАСС в 2023 году
Существующие нормативные документы делают обязательным оснащение системой ЭРА ГЛОНАСС автомобилей некоторых категорий:
- Всех новых машин, которые выпускаются в обращение на территории Таможенного Союза. Это касается как автомобилей, произведенных в РФ, так и новой техники, импортируемой из других государств. В любом случае, транспортное средство должно быть оснащено оборудованием для спутникового позиционирования и информирования экстренных служб о ДТП. Такие требования содержит п. 5 приложения 4 технического регламента ТС 018/2011.
Обратите внимание! Это касается новой техники, которая получает ОТТС с начала 2017 года. Поскольку действует этот документ не более 3 лет, то до 2023 года возможна продажа новых авто, срок действия ОТТС которых еще не истек.
- Грузовых автомобилей (категория N), которые задействуются для перевозки опасных грузов, и автобусов разной вместимости (категории М2 и М3). Требование это стало актуальным после подписания Постановления Правительства РФ № 153 от 15.02.2019 и его вступления в силу 15.04.2019.
- Автомобилей с пробегом (т.е. подержанных), приобретаемых за границей и ввозимых на территорию РФ. Установка навигационного оборудования и идентификация его в системе ЭРА ГЛОНАСС являются обязательными для получения СБКТС, которое, в свою очередь, требуется для таможенного оформления ввезенной техники.
В первом случае оснащение автомобиля средствами для спутниковой навигации и оповещения о ДТП ложится на плечи производителя либо импортера. Во втором и третьем случае оснащать машину придется ее владельцу — юридическому либо физическому лицу.
Что касается обязательной установки ЭРА ГЛОНАСС с 2023 на все авто с пробегом, то такого требования не содержит ни один из принятых нас сегодняшний день нормативных документов. Потому, если ваше авто не принадлежит ни к одной из трех перечисленных выше категорий, решение о целесообразности оснащения его «тревожной кнопкой» вы можете принимать самостоятельно.
Изменения в ПДД: данные ЭРА ГЛОНАСС и европротокол
Одной из причин, по которой информация об обязательном монтаже ЭРА ГЛОНАСС начала активно распространяться, стали изменения, вступающие в действие с 1 января 2023 года (Федеральный закон №223-ФЗ). Эти изменения затрагивали процедуру оформления ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие может быть оформлено по «европротоколу» при:
- Минимальной сумме ущерба (для пилотных Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 400 тыс. рублей, для остальных регионов — 150 тыс. рублей).
- Отсутствии пострадавших
- Автоматической передаче данных о ДТП из системы ЭРА-ГЛОНАСС в систему ОСАГО.
Месяц плюс еще один год
Уже утвержденные обязательные требования для транспортных компаний по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС вступят в силу только 31 мая 2021 г. Соответствующее постановление №597 от 28 апреля 2021 г. «о внесении изменений в отдельные акты» опубликовано на сайте Правительства России за подписью премьер-министра Михаила Мишустина.
Изменения будут внесены в шесть постановлений, которые были приняты в 2013-2019 гг. Ранее в этих поручениях фигурировали сроки исполнения в апреле-июле 2021 г., или в начале 2021 г. Все эти документы вводят различные правила и требования по обязательному оснащению транспорта аппаратурой ГЛОНАСС. Отсрочка затронула, главным образом, пассажирские автобусы вместительностью более восьми пассажиров и транспорт для перевозки опасных грузов.
Перенос сроков внедрения спутниковой аппаратуры на транспорте является мерой снижения административной нагрузки на транспортную отрасль, «которая оказалась в числе пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции», отмечается в документе.