Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам ребенка в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.
«Законодательная шапка»
В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.
«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».
Дополнительная нагрузка
Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.
Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Какие есть варианты рассмотрения обращения
Здесь многое зависит от формата поданного документа. Это может быть предложение, заявление или жалоба. В первом случае речь идёт о конкретных рекомендациях гражданина по части совершенствования законодательства в области защиты прав ребёнка:
- Заявление – это просьба подателя о помощи в реализации защиты интересов несовершеннолетнего. Сюда же относятся сообщения о несоблюдении правовых актов, недобросовестной работе муниципальных органов и нарушении конституционных прав ребёнка.
- Жалоба – это аргументированная критика отдельных служб и конкретных лиц так или иначе препятствующих реализации законных интересов несовершеннолетнего. Во всех случаях омбудсмен рассматривает документ и даёт ответ по существу вопроса.
При обычном обращении принимает во внимание предложения подателя и разъясняет возможность или невозможность их реализации. На основании заявлений и жалоб уполномоченный организует проверки, о результатах которых также сообщает гражданину лично в письме или другим образом (СМИ, отчёты о проделанной работе на веб-портале омбудсмена и т.п.).
По каким причинам могут вернуть жалобу
Если обращение содержит нецензурные или оскорбительные выражения, разного рода угрозы в отношении любых лиц, то уполномоченный имеет полное право оставить такие жалобы без ответа. В письме обязательно должно быть указано ФИО подателя и почтовый адрес для ответа, иначе его также проигнорируют.
В случае, когда обращение включает в себя вопрос, на который омбудсмен уже давал письменный аргументированный ответ, и при этом в нём не приведены новые доводы, то омбудсмен вправе отказаться от последующей переписки с гражданином.
Если ответ подателю по существу вопроса предполагает разглашение государственной тайны, то уполномоченный в письменной форме сообщает о невозможности рассмотреть обращение, сославшись на соответствующие статьи.
Основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России
Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.
В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:
- Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
- Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
- При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
- При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.
Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.
Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.
Основные и особые права ребёнка в РФ
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.
Известно, что подать заявление может как родитель, так и опекун. При этом факт подачи заявления не означает, что документ будет рассмотрен. Описанная на бумаге проблема должна быть действительно критичной, иначе заявление будет передано в другую инстанцию. К тому же следует учитывать, что Москва и Московская область — это федеральный центр, а здесь работает главный детский омбудсмен.
Итак, как нужно составлять заявление? Для начала следует обратиться в ближайший комитет по защите детских прав. Вначале указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и прочее. Затем происходит непосредственное изложение проблемы. На бумаге предложено несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, ущемление прав на получение образования, ограничение прав на свободу и многое другое. Можно выбрать любой пункт или указать свой.
Отличие от других правозащитных органов
При выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка Уполномоченный вправе обратиться в суд, компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка.
Кроме вышеозначенной деятельности, Уполномоченный готовит предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка, а также привлекает к совместной работе квалифицированных специалистов и создает экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекает к сотрудничеству неправительственные организации.
В своей деятельности Уполномоченный и его представители тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями.
В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите их прав и законных интересов. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры довольно сложна и не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого из них — в случае необходимости он может самостоятельно обратиться за помощью. В силу этого Уполномоченный имеет возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим.
Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.
Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть, по сути, комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах.
Задачи региональных омбудсменов
Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:
- анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
- работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
- содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
- подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
- обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
u0412 2003 u0433u043eu0434u0443 u043eu043au043eu043du0447u0438u043bu0430 u041fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au0438u0439 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0435u0434u0430u0433u043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0443u043du0438u0432u0435u0440u0441u0438u0442u0435u0442 u043fu043e u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 «u041fu0435u0434u0430u0433u043eu0433-u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433».
u0412 u0441u0444u0435u0440u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0435u043au0442u043eu0432 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043du0430u0447u0438u043du0430u043bu0430 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0432u043eu043bu043eu043du0442u0435u0440u0430 u0432 u043fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au043eu0439 u0434u0435u0442u0441u043au043eu0439 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u043du043eu0439 u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u0435, u0432 u0434u043eu043cu0435 u043cu0430u043bu044eu0442u043au0438.
u0412 2015 u0433u043eu0434u0443 u0410u043du043du0430 u041au0443u0437u043du0435u0446u043eu0432u0430 u0441u0442u0430u043bu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0434u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440u043eu043c u0432u0441u0435u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u0438 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0439 u043fu043e u0437u0430u0449u0438u0442u0435 u0441u0435u043cu044cu0438. u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u044f u043au043eu043eu0440u0434u0438u043du0438u0440u0443u0435u0442 u0443u0441u0438u043bu0438u044f u041du041au041e u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044du0444u0444u0435u043au0442u0438u0432u043du044bu0445 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043c u0432 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0430u0445 u0441u0435u043cu044cu0438.
9 u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u044f 2016 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0430 u0423u043fu043eu043bu043du043eu043cu043eu0447u0435u043du043du044bu043c u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u043fu0440u0430u0432u0430u043c u0440u0435u0431u0435u043du043au0430, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0432u043au043bu044eu0447u0435u043du0430 u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432 u0440u0430u0431u043eu0447u0435u0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u043au0435 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u043e u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu043c u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0438 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u043eu0440u0438u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu0445 u041du041au041e.
u041du0430u0433u0440u0430u0434u044b u0437u0430 u0434u0435u043bu0430 u043cu0438u043bu043eu0441u0435u0440u0434u0438u044f: u043cu0435u0434u0430u043bu044c u0420u0443u0441u0441u043au043eu0439 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0426u0435u0440u043au0432u0438 “u0417u0430 u0431u043bu0430u0433u0438u0435 u0434u0435u043bu0430”, u043eu0440u0434u0435u043d u043fu0440u0435u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0433u043e u0421u0435u0440u0433u0438u044f u0420u0430u0434u043eu043du0435u0436u0441u043au043eu0433u043e.
Деятельность региональных детских омбудсменов
Разобрав на примере деятельности уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, необходимо уделить немного внимания региональным омбудсменам. В 1998 году Минтруда предложило проект, согласно которому была образована должность уполномоченного по делам детей в регионах России. В то время процедура осуществлялась при содействии ЮНИСЕФ. Все должности постепенно появились в разных уголках страны. Чуть позже должность была утверждена на муниципальном уровне.
Правовой статус региональных омбудсменов в последнее время стал равнозначным. Каждый представитель относился к системе исполнительной власти и назначался на должность главой местной администрации. Изменения произошли в 2011 году. Каждый уполномоченный по правам ребенка получил парламентский статус. В результате повысилась и эффективность их работы.
Следует сразу отметить, что выявление нарушений, связанных с правами несовершеннолетних, не является деятельностью Уполномоченного по правам ребенка. Этим занимается полиция, прокуратура и другие правоохранительные органы. Задача детских защитников в регионах – обеспечить соблюдение интересов детей.
Любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться с заявлением. Как составить и подать заявление Уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций президентского омбудсмена, поэтому запрос должен быть составлен с особой тщательностью. Информацию о форме для заполнения найти сложно, потому что в законодательстве нет необходимых организационно-правовых форм.
Известно, что заявление может подать как родитель, так и опекун. Однако то, что заявление подано, еще не означает, что документ будет рассмотрен. Проблема, описанная в статье, должна быть действительно критической, иначе запрос будет передан в другую инстанцию. Кроме того, следует отметить, что Москва и Московская область являются федеральным центром, и здесь работает главный омбудсмен.
Итак, как подать заявку? В первую очередь нужно обратиться в ближайший Комитет защиты прав ребенка. В первую очередь указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и т.д. Затем идет непосредственное изложение проблемы. На бумаге возникает несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, нарушение права на образование, ограничение права на свободу и многое другое. Вы можете выбрать любой элемент или ввести свой.