Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ответчик активно возражал против удовлетворения иска. Свою позицию виновник ДТП аргументировал тем, что оформление ДТП в порядке европротокола само по себе предполагает согласие потерпевшего с максимальной суммой страхового возмещения. В связи с этим пострадавший не может предъявлять дополнительные требования к причинителю вреда.

Если страховщик требует доплату по КАСКО?

Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.

В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.

Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.

Виды возмещения при ДТП

Пострадавший вправе взыскать все виды ущерба, включая физический, финансовый и моральный. При возмещении материального ущерба после ДТП виновник платит за:

  • ремонт и покупку запчастей;
  • приобретение авто аналогичной марки, модели и технического состояния;
  • эвакуацию машины и независимую экспертизу;
  • судебные издержки.

Вред здоровью – это различные травмы, обострение хронических и появление новых заболеваний в результате аварии. Возмещение ущерба здоровью после ДТП подразумевает компенсацию:

  • стоимости лекарственных препаратов;
  • расходов на хирургическое вмешательство, реабилитацию, санаторное лечение;
  • утраты заработка в период нетрудоспособности.

Моральный ущерб после ДТП возмещают только через суд. Таким образом потерпевший компенсирует негативные психо-эмоциональные последствия аварии: стресс от ухудшения здоровья, гибели близких людей и т. п. Подать на моральный ущерб после ДТП можно, даже если виновный добровольно компенсировал материальный вред.

Взыскание разницы износа с виновника – это законно?

В большинстве рассматриваемых случаев требования потерпевшего к виновнику о выплате износа, к сожалению или счастью, будут законны. После выплаты от страховщика потерпевшему может не хватить денег на ремонт, поэтому и возникают претензии к виновнику ДТП. Но с чего бы вдруг платить виновнику, если его ответственность застрахована по ОСАГО?!

Дело в том, что даже в случае оформления ДТП по европротоколу, когда, казалось бы, водители пришли к соглашению о размере ущерба, потерпевший может потребовать с виновника доплатить. Судебная практика по взысканию износа в таком случае разная, но в теории, требования к виновнику могут быть предъявлены вполне законно. Ведь европротокол – это урегулирование страхового случая в рамках ОСАГО в пределах определенного лимита. То есть и договариваются водители только про возмещение ущерба по правилам ОСАГО.

Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта.

Выплаты от страховщика может не хватить на ремонт как потому, что он неправильно все посчитал и выплатил, так и потому, что по закону он не обязан платить больше.

Можно ли и как избежать выплаты?

Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.

Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.

Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!

Почему именно “удается убедить суд“, а не иначе?

Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.

Читайте также:  Риски без юриста. Договор подписан неуполномоченным лицом

Некоторые судьи путают понятия “фактический ущерб” и “фактические расходы” и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.

Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.

Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и Услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Некоторые особенности взыскания

Виновник ДТП обязан возместить материальный ущерб при дорожно-транспортном происшествии, при этом учитывается степень износа автомобиля. Установка новых деталей рассматривается Верховным судом как неправомерное улучшение машины за счет виновного лица.

Взысканию подлежит также УТС транспортного средства (утрата товарной стоимости) – в случае, если она может быть рассчитана. Для получения точной оценки повреждений следует обратиться в независимое экспертное агентство.

Моральная компенсация подлежит взысканию лишь при причинении вреда жизни и здоровью.

Возмещаются:

  • утраченный заработок;
  • затраты на лечение;
  • потеря кормильца.

Если ДТП оформлено по Европротоколу

В случае оформления дорожного инцидента по Европротоколу и восстановления авто по КАСКО, тогда с виновного водителя истребуют разницу между стоимостью восстановительных работ и 100 тысячами рублей, поскольку это максимальная выплата в таких условиях.

Чтобы избежать подобного, лучше взять с пострадавшего расписку, что при превышении расходов по максимальной величины по Европротоколу он не будет требовать возместить затраты с виновного водителя.

Внимание! Расписку лучше попросить написать и в том случае, если достигнута договорённость вообще не оформлять дорожный инцидент. Иногда происходило так, что нечестный собственник автомобиля брал с виновного оговоренную сумму, а после этого подавал документы своему страховщику. Последний позже направлял виновному требование компенсировать ущерб.

Как проверить законность требований по суброгации по ОСАГО

Не исключены случаи, когда страховые компании идут на хитрости, чтобы заработать на виноватом водителе. Поэтому все имеющиеся документы следует с особым вниманием изучить. Лучше всего заручиться помощью профессионала, это позволит избежать ошибок, позволяющих не производить оплату.

Иногда указываются неправдивые сведения в отношении величины ущерба, поскольку страховщику не составит труда получить те показатели, которые ему выгодны. В первую очередь следует проверить следующее:

  • Все ли запчасти из списка были заменены;
  • Является ли обозначенная стоимость запчастей и восстановительных работ реальной;
  • Соответствуют ли обозначенные повреждения конкретному дорожному происшествию;
  • Обозначена ли каждая деталь только один раз (иногда запчасти вписывают несколько раз).

Лучше всего обратиться к профессионалу, который проверит все сделанные расчёты. При наличии ошибочных сведений, которые разительно отличаются от реальных, их необходимо записать на бумаге. Документ сможет послужить основанием для конструктивного общения со страховщиком, а также пригодится в суде, если дело дойдёт до разбирательства.

Учитывается ли износ сейчас?

На данный момент все спорные вопросы разрешил Конституционный суд. Он разложил по полочкам все спорные моменты по вопросам взыскания ущерба без износа.

До этого суд принимал желание автовладельца выбрать качественные детали или увеличить сумму выплат за необоснованное обогащение, и выплаты назначались только с учётом износа по единой разработанной ранее методике.

Постановление №6-П, вступившее в силу в марте 2017 года, определило порядок назначения страховой суммы, запретив использовать расчёты с учётом износа автомобиля, так как полученная сумма была недостаточной для покрытия убытков. Принятые нормы позволили устранить ущерб в полном объёме за счёт компании-страховщика.

Читайте также:  Как получить электронный полис ОМС

Теперь данные нормы перестали противоречить ГК РФ. Даже Федеральный закон «Об ОСАГО» и Единая методика не имеет прямых указаний на запрет расчёта суммы компенсации без учёта износа. То есть если суммы выплат по договору ОСАГО не достаточно для восстановления автомобиля, то недостающую сумму должен восполнить виновник аварии.

Для того чтобы правильно понять расчёт и методику выплаты разницы в стоимости восстановления, лучше рассматривать реальную ситуацию. Возьмём случай, когда произошло ДТП с участием 2-х автомобилей, у каждого из которых заключен договор обязательного страхования ОСАГО.

В первую очередь сотрудник ГИБДД или же аварийный комиссар заполняет все документы по аварии, которые вы обязаны отнести в собственную страховую компанию для подачи заявления на получение компенсации.

И так, в результате проведённых расчётов и восстановлении автомобиля, выплат не хватает. Что делать дальше?

Далее обращаемся в независимую экспертизу, где проводят полноценную оценку ущерба по общеизвестным единым критериям. Заполняют все документы с обозначением расчётов и стоимости восстановления автомобиля.

С этими документами обращаемся в суд с гражданским иском в отношении виновника аварии, будет открыто дело, где будут рассмотрены все документы с расчётами от страховой компании и независимого эксперта. В результате рассмотрения будет назначена сумма дополнительной компенсации, которую уже обязан выплатить виновник аварии.

Виновный так же будет извещён о вашем иске в суд и приглашён для участия в заседании.

Назначенная сумма может быть выплачена пострадавшему любым удобным способом. В случае отказа от выплат долг может быть переведён на рассмотрение судебных приставов.

Обязательно сохраняйте все полученные документы от страховой компании и от суда.

Износ автомобиля не должен учитываться судом, но сумму причинённого ущерба суд может снизить. Это делается на основании использования новых деталей в ремонте авто.

Оценка ущерба узлов и деталей, которые имеют нормальный и регулярный износ может быть снижена, так как они должны периодически меняться владельцем при эксплуатации авто вне зависимости от факта аварии.

Если виновник документально представит доказательства о соразмерном уменьшении стоимости ремонта, например если использовать детали другого производителя или менее дорогостоящие услуги по восстановлению, то сумма выплат может быть также снижена.

Возмещение ущерба после ДТП возможно через страховую компанию по программе ОСАГО либо с непосредственного виновника аварии. Предъявить требования ко второму водителю можно при недостаточности страховой выплаты, отсутствии у него полиса ОСАГО, а также по иным основаниям. Возмещение ущерба, причинённого в ДТП, возможно в добровольном или судебном порядке.

Если вам предстоит взыскание ущерба от ДТП, обратитесь за помощью к нашим юристам. Мы окажем услуги по оформлению документов, расчету суммы исковых требований, представим ваши интересы в судебных и иных учреждениях. Проконсультироваться по всем вопросам, связанным с взысканием вреда, можно по телефонам, указанным на нашем сайте, либо через форму обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Законом об ОСАГО в новой редакции, закреплено, что страховщик не будет выдавать наличных средств на восстановление авто потерпевшему, а направит на ремонтные работы. Их стоимость устанавливается исходя из степени износа поврежденных компонентов автомобиля и не может превышать 400 тыс. руб. Причем, чем старше автомобиль, тем меньше страховщик выделит средств на ремонт (ст. 12 Закона об САГО).

Но реально отремонтировать поврежденные детали за эти деньги невозможно, пострадавшему приходится оплачивать новые агрегаты из собственных средств. Поэтому взыскание ущерба целесообразно рассчитывать от разницы между суммой фактически затраченных владельцем денежных средств и выделенных страховой компанией.

Пострадавший собственник имеет право в судебном порядке взыскать сумму переплаты. Для этого потребуются справки от страховщика о выделении средств на ремонт и бригадира сервисного центра о действительной стоимости полного восстановления авто.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 10 03. 2017 г. № 6-П).

Срок исковой давности по регрессу

При проверке законности иска важен срок давности по регрессу ОСАГО. Страховые часто затягивают подачу требований, в надежде, что человек забудет о происшествии и не будет возражать при наличии расхождений с реальными фактами. Поэтому иногда они могут пропустить сроки подачи искового заявления в суд.

Когда страховая компания взыскивает компенсацию с виновника ДТП за пределами сроков исковой давности, можно оспорить иск на этом основании.

По требованиям, вытекающими из договоров страхования риска ответственности при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, страховые компании могут подать иск в течение трех лет (п. 2 ст. 966 ГК РФ). Срок начинает течь с момента осуществления выплаты.

По договорам в порядке суброгации страховая компания взыскивает средства вместо пострадавшего лица. В этом случае действует общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ). Однако отсчитывается он с момента аварии, а не выплаты денег.

Читайте также:  Фиктивный брак для гражданства России! Наказание, риски и последствия

Если мою машину повредят, что мне делать?

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

Обоснование Комментарий
ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части. Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2021 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об ОСАГО», основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании. Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО.
Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины. Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового.
Согласно ФЗ «Об ОСАГО», водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании. В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ «Об ОСАГО», устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации.

Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.

Как возместить ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Если вашему автомобилю причинен вред, а у виновника отсутствует полис ОСАГО, обязанность по возмещению ущерба несет он. Можно попробовать договориться с ним на месте ДТП, в обязательном порядке закрепив устные договоренности подписанием с ним соглашения, в котором будет прописана не только сумма, но и порядок выплат.

В том случае, если виновник оспаривает предъявляемые к нему материальные требования, вам также необходимо будет обратиться в экспертную организацию для оценки суммы нанесенного ущерба, а после получения экспертного заключения обратиться в суд, подав исковое заявление. Помимо отчета об оценке стоимости восстановительного ремонта, необходимо предоставить следующие документы: постановление ГИБДД о произошедшем ДТП; документы, подтверждающие, что поврежденное имущество является собственностью потерпевшего. Вы также можете требовать возмещения расходов на экспертизу, затрат на представителя в суде, компенсацию морального ущерба.

В случае нанесения вреда здоровью потерпевшего российское законодательство возлагает обязанность возмещения ущерба на Российский союз автостраховщиков. Лицу, обладающему правом на получение компенсационной выплаты, либо его наследникам, необходимо направить в РСА заявление со всеми подтверждающими документами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *