Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика и черты президентской и парламентской республик». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данной форме правления особая роль отводится президенту. В его руках сосредоточены все полномочия. Отличительной особенностью является разделение властей – исполнительная сосредоточена в руках первого лица, а законодательная – парламент.
Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:
- Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
- Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
- Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.
Отличие республики от монархии
При монархической форме правления верховная власть сосредотачивается в руках монарха, хотя во многих современных монархиях короли и императоры осуществляют лишь формальные, представительские функции, фактически не участвуя в управлении страной. Еще одной отличительной чертой монархии является передача власти по наследству, но в некоторых случаях король может определить себе преемника из числа собственных приближенных, а не родственников, что пусть и нечасто, но встречалось в истории.
В условиях функционирования абсолютной монархии любые решения главы государства, пусть даже абсурдные, обязательны к исполнению, что невозможно в республике. Естественно, в конституционных монархиях, близких по форме государственного устройства к парламентским республикам, подобное в принципе невозможно, так как в них законы проходят длительную процедуру принятия в парламенте, где депутаты могут изменять и дополнять их.
Что известно о парламентской республике?
Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.
Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:
- избрание главы государства парламентским большинством;
- президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
- правительство находится под контролем парламента.
Прежде чем рассказывать о том, чем отличается президентская республика от парламентской, необходимо выделить основные факты о президентской форме правления.
Мнения: несогласных с президентом не оказалось
Судя по небольшому опросу, проведенному «Правдой.Ру», дискуссии о том, должна ли Россия стать парламентской республикой, в ближайшее время не предвидится.
«В нынешней форме криминально-буржуазной, когда нет устойчивой политической системы, когда каждый день появляются новые партии, когда рвут на части страну и каждый пытается аул, а то и республику превратить в самостоятельное государство, нужна сильная исполнительная вертикальная власть», — полагает политик.
«В данном случае я согласен, если президентская власть имеет соответствующие полномочия и может урезонить и сепаратизм, и наглость, и корыстолюбие некоторых местных деятелей, то это, скорее, благо и лучше этого придерживаться. Но есть еще одна сторона: любая исполнительная власть, если ее не контролировать или сопьется, или проворуется, или с ума сойдет. Поэтому усиление контроля народных представителей, избранников — обязательное условие оздоровления обстановки. На данном этапе переход полностью к парламентской республике с этой жуткой неустойчивой многопартийностью может разнести страну», — подчеркнул Геннадий Зюганов.
«Я абсолютно согласен, потому что большая страна, разные национальности, разные религии. Конечно, должен быть избранный человек, как во всех нормальных странах, который руководит энное количество лет», — сказал он.
«Сейчас во всей этой ситуации есть гораздо более острые моменты. Сама перестройка Конституции, мне кажется, гораздо более острым и важным моментом. Суть не в том, парламентская или президентская. Суть в том, на мой взгляд, что наша Конституция — одна из лучших в мире. И я против ее перекройки — вот что важно», — сказала она.
«Насколько я могу судить, каждая попытка перейти к парламентской форме правления или к чему-либо хотя бы отдаленно ее напоминающему, немедленно оборачивалась явно катастрофическими последствиями. Так было, например, в Смутное время. Самой жуткой его частью по всем дошедшим до нас сведениям была семибоярщина. Так было, когда пытались ограничить правление Анны Иоанновны. Она, конечно, далеко не подарок и вошла в историю как одна из худших правительниц. Но известные нам кондиции, то есть условия, предложенные для ее правления, показывают, что если бы эти кондиции были исполнены, то было бы гораздо страшнее. Так было во время Временного правительства, так было при всех попытках коллективного руководства в советское время, когда каждый раз это руководство оборачивалось разбродом и шатанием», — отметил он.
«Я совершенно уверен, что ни сейчас, ни в каком обозримом и вообразимом будущем нам парламентская форма правления не пригодится. Да, у парламента должны быть очень широкие полномочия. Хотя бы потому, что на любой сложный вопрос нужно смотреть с разных точек зрения. Но принимать решение все-таки должен один человек. Потому что каждый вариант решения неизбежно имеет некий набор достоинств и некий набор недостатков, в разных вариантах решения эти наборы разные. И пытаясь совместить достоинства из всех вариантов, мы неизбежно совместим недостатки из всех вариантов«, — подчеркнул Анатолий Вассерман.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Чем отличается президентская республика от парламентской? Понятия и примеры
В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.
Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.
Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.
- Формы правления
- Парламентская республика: форма правления государств с развитой демократией
- Монархия: понятие, виды. Виды монархии как формы правления
- Республиканская форма правления: ее сущность и история
- Смешанная республика – грани форм правления
- Признаки демократического государства. Современные демократические государства
- Чем президентская республика отличается от парламентской?
Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.
Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.
Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.
Идет антиспам и антибот проверка…
Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.
Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:
- избрание главы государства парламентским большинством;
- президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
- правительство находится под контролем парламента.
Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.
Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:
- парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
- в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
- в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.
В вопросе о том, чем отличается президентская республика от парламентской, разобраться не так уж и сложно. Теперь же стоит поговорить об основных моментах, которые присутствуют в ровной степени как в президентской, так и в парламентской форме правления. Здесь стоит выделить следующие основные моменты:
- должность главы государства присутствует в странах как того, так и иного типа;
- при обоих устройствах действует парламент, а формируется он народным голосованием;
- в обоих случаях парламент формирует правительство, хоть и немного различными способами.
Стоит также отметить, что существует и третья форма правления: так называемая смешанная республика.
Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.
Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.
В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть. Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.
В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.
Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.
Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д. Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом. Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.
Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.
Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие характеристики, которые следует перечислить:
- исполнительная власть полностью принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр или канцлер;
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатуру выдвигает большинство лидеров сформированной коалиции;
- президент избирается не народом, а парламентом (или специальной коллегией);
- все акты президента действительны только в том случае, если они подписаны президентом совета или компетентным министром.
- любая ответственность за действия правительства лежит на его начальнике;
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Особенности правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Президентская и парламентская республика отличия
Президентская | Парламентская | Смешанная |
Президент (глава государства) избирается населением | Президент ( глава государства) избирается и контролируется парламентом | Президент ( глава государства) избирается населением. |
Глава правительства — президент | Глава правительства – премьер –министр (ключевая роль в управлении). | Глава правительства – премьер-министр. |
Правительство назначается президентом | Правительство формируется парламентом. | Правительство назначается президентом. |
Правительство несёт ответственность перед президентом | Правительство несёт ответственность перед парламентом. | Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом. |