Как составить административное исковое заявление?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить административное исковое заявление?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Стороны административного иска

Это стороны самого административного дела — административный истец и административный ответчик (ст. 38 КАС РФ).

Административный истец – это тот, кто сам подает иск в защиту своих прав, свобод и интересов, или тот, в чьих интересах подан административный иск.

Административными истцами могут быть граждане, компании, а также общественные объединения и религиозные организации – в том числе те, что не являются юрлицами. Также подавать административные иски имеют право органы госвласти, другие госорганы, органы местного самоуправления, органы и организации, которые имеют отдельные государственные или другие публичные полномочия, должностные лица – но только в случаях, предусмотренных в КАС РФ.

Административный ответчик – это тот, кому вы предъявляете требование по спору. Если иск подает административный истец, который осуществляет контрольные или другие публичные функции, ответчиком будет лицо, которому адресован иск.

Административными ответчиками могут выступать, например, органы госвласти, другие госорганы, муниципальные органы, должностные лица, госслужащие и муниципальные служащие. Административными ответчиками могут быть и граждане – но лишь в случаях, которые прописаны в КАС РФ.

Оставление административного искового заявления без рассмотрения

Рассмотрение дела не всегда заканчивается итоговым решением суда. В некоторых случаях (например, если вы не выполнили обязательный досудебный порядок или попросту не подписали административный иск), суд может оставить административный иск без рассмотрения.

Основания для этого перечислены в ст. 196 КАС РФ. Их перечень открытый. Так что суд может оставить ваш иск без рассмотрения и в других ситуациях, которые упоминаются в КАС РФ.

Суд выносит определение, которым заканчивается производство по административному делу. В определении суд:

  • указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного иска без рассмотрения,
  • приводит способ их устранения,
  • разрешает вопросы о возможности возврата госпошлины и о распределении судебных расходов между сторонами.

Понятие и элементы административного иска. Виды административных исков

1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск — категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие «административный иск». Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.

Административный иск — обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

О чем еще стоит знать?

В настоящее время гражданам доступна подача административного искового заявления через интернет. Сделать это можно на официальном сайте суда, в который планирует обратиться истец.

В каких случаях суд вправе отказать в принятии заявления?

  1. Если административное исковое заявление было подано не по подсудности/подведомственности;
  2. Если иск в защиту интересов гражданина подает лицо, не наделенное таким правом.
  3. Если из текста заявления не следует, что административный ответчик нарушил своими действиями права истца.
  4. Если уже имеется вступившее в силу решение суда о споре между этими сторонами по данному вопросу.
  5. В иных случаях, предусмотренных законодательством

При отказе в принятии заявления судья должен вынести определение с указанием его причины. Истец же вправе обжаловать данный отказ.

Сроки, о которых стоит помнить заявителю:

  1. 3 месяца — этот промежуток времени законодатель устанавливает для обращения в суд с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать, что его права были нарушены.
  2. 2 месяца — предельный срок рассмотрения дела в суде (за исключением случаев, предусмотренных законодателем).
  3. 10 дней — этот срок дается лицу для подачи иска, если его права были нарушены:
    • органами, которые рассматривают вопросы, связанные с проведением публичных мероприятий (митингов, шествий и т. п.);
    • управлениями Федеральной службы судебных приставов;
    • органами, которые принимают решения об отставке глав муниципальных образований.

Адвокат по составлению административного иска в Екатеринбурге

Отметим, что все судебные документы, в том числе и административное исковое заявление, должны быть оформлены определенным образом. От правильности их оформления зависит и дальнейшее рассмотрение дел. Административное заявление суд не должно иметь нарушений, в противном случае его не примут к дальнейшему рассмотрению.

Для того чтобы получить удовлетворительные судебные решения по административным исковым заявлениям, нужно не только правильно оформить документ, но и перечислить в нем адекватные, грамотно аргументированные требования и претензии к ответчику. Но в любом случае само решение по поданному исковому заявлению всегда будет зависеть от исхода судебного процесса. Наш совет – давайте вместе с нашим профессиональным адвокатом добиваться положительного исхода дела.

Порядок подачи и рассмотрения административного иска

Подача и рассмотрение указанных выше материалов в суде выполняется согласно утверждённой государством схеме, приведённой ниже:

  1. Ходатайство установленной формы подаётся лично заявителем или его доверенным лицом в канцелярию судебного органа либо посредством «Почты России».
  2. В течение 3 дней судья принимает решение об открытии административного производства.
  3. Назначается дата судебного разбирательства, в ходе которого выслушиваются обе стороны процесса, и, при необходимости, суд переносит слушанья на другую дату, затребовав от участников процесса дополнительные данные для принятия решения.
  4. После рассмотрения дела в деталях, орган судебной власти выпускает и зачитывает вердикт по данной ситуации.

О чем еще стоит знать?

В настоящее время гражданам доступна подача административного искового заявления через интернет. Сделать это можно на официальном сайте суда, в который планирует обратиться истец.

Читайте также:  Как отказаться от права собственности на земельный участок?

В каких случаях суд вправе отказать в принятии заявления?

  1. Если административное исковое заявление было подано не по подсудности/подведомственности;
  2. Если иск в защиту интересов гражданина подает лицо, не наделенное таким правом.
  3. Если из текста заявления не следует, что административный ответчик нарушил своими действиями права истца.
  4. Если уже имеется вступившее в силу решение суда о споре между этими сторонами по данному вопросу.
  5. В иных случаях, предусмотренных законодательством

При отказе в принятии заявления судья должен вынести определение с указанием его причины. Истец же вправе обжаловать данный отказ.

Сроки, о которых стоит помнить заявителю:

  1. 3 месяца — этот промежуток времени законодатель устанавливает для обращения в суд с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать, что его права были нарушены.
  2. 2 месяца — предельный срок рассмотрения дела в суде (за исключением случаев, предусмотренных законодателем).
  3. 10 дней — этот срок дается лицу для подачи иска, если его права были нарушены:
    • органами, которые рассматривают вопросы, связанные с проведением публичных мероприятий (митингов, шествий и т. п.);
    • управлениями Федеральной службы судебных приставов;
    • органами, которые принимают решения об отставке глав муниципальных образований.

Как судья приобщает ходатайства

Статья 154 КАС РФ гласит, что ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.

Однако, на самом деле всё происходит не так. Никого судья, как правило, не спрашивает и никаких определений о разрешении ходатайства не выносит.

Просто судья говорит: “Ходатайство приобщается к делу” или “В удовлетворении заявленного ходатайства отказано” и возвращает вам ваше ходатайство.

Поэтому надо постараться убедить судью, что удовлетворение вашего ходатайства будет способствовать правильному и объективному рассмотрению дела.

Борьба с бездействием местной власти

Если бездействие местных чиновников привело к нанесению материального или морального ущерба гражданину, в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства он имеет право подать иск к органу власти.

К примеру, из-за длительного отсутствия капитального ремонта многоквартирного дома, находящегося в коммунальной собственности, обвалившийся балкон травмировал прохожего. Здесь имеются все основания для подачи иска о признании противозаконным бездействие органа государственной власти. Безусловно, из этого следует возможность предъявления требований о материальной и моральной компенсации.

Судебное признание бездеятельности чиновников незаконным — достаточно сложная процедура. Для успеха в её реализации гражданину потребуется приложить немало усилий. Это касается не только соответствия искового заявление требуемой форме и сроку подачи его на регистрацию, но также и соблюдение порядка внесудебного урегулирования конфликта, без чего иск может быть отклонен или оставлен без движения.

Порядок проведения внесудебного урегулирования спора изложен в ст. 218 КАС РФ (с дополнениями и изменениями, принятыми в 2022 г.). Пункт 3 этой статьи четко обозначает, что перед подачей в суд необходимо обязательно попытаться достигнуть досудебного урегулирования.

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

Читайте также:  Госпошлина постановка на учет автомобиля 2023 для юридических лиц

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

После официального оглашения решения суда, истцу и ответчику дается месяц на подачу апелляции, после чего решение является обязательным для исполнения. Подача искового заявления несложная процедура, но все же требующая определенных юридических знаний. Рекомендовано обратиться за помощью к специалистам, адвокатам, которые квалифицируются на ведении административных дел.

Не стоит забывать о том, что в отдельных случаях предусмотренных законодательством, в суде могут участвовать лица, имеющие соответствующие права, в частности высшее юридическое образование. Поэтому перед подачей, необходима консультация специалиста, который не только поможет в оформлении, но и представит ваши интересы в суде.

Предъявление заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться:

  1. лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы;
  2. общественное объединение — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом;
  3. прокурор в пределах своей компетенции, а также органы государственной власти, муниципальные органы и их должностные лица(*), полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части;
  4. ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования, по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ либо компетенцию избирательной комиссии — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Обжалование нормативных актов и разъяснений

Нормативными актами являются документы общего характера – постановления, распоряжения, которыми устанавливаются правила общего характера. Например, постановление о порядке заключения договора граждан с органами о социальном найме. В некоторых субъектах местные власти, принимая их, выходят за рамки полномочий.

Региональные законы полностью или частично оспариваются в судах субъектов (верховные, краевые, областные, городские городов федерального значения). Закон разрешает передать подобные споры в юрисдикцию Конституционного суда. Некоторые регионы создают у себя уставные суды.

К разъяснениям относят в основном письма. В них органы власти разъясняют порядок применения действующего законодательства. Граждане и организации, считая толкование неправильным, вправе обратиться в суд.

Порядок рассмотрения предусматривает приобщение копии документа, указаний его реквизитов. Имело место обращение по поводу этого документа или нет, не так важно. Истец обязан доказать, что акт не только противоречит Конституции и иным законам, но непосредственно затрагивает его интересы.

Например, акты налоговой службы оспаривают налогоплательщики, чьи интересы оными затрагиваются. Это ключевой момент в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного акта или разъяснения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *