63. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «63. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.

Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

Сельскохозяйственные земли

Если рассматривается юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства, обязательно нужно упомянуть такое понятие как сельскохозяйственные земли. Под данную категорию земель подходят участки, использующиеся для удовлетворения нужд сельского хозяйства нашей страны. К особенностям земель описываемой категории можно отнести то, что они являются средством для получения жизненно необходимых продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и так далее. Таким образом, сельскохозяйственные земли являются базовым средством производства в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные земли подразделяются на несколько категорий: неудобья (земли, неудобные для занятия растениеводством, скотоводством и так далее); земли, для размещения сельскохозяйственных объектов; угодья (участки, необходимые для определенных сельскохозяйственных целей). На данный момент имеется ряд ограничений, которые устанавливают некоторые требования к сделкам, основным предметом которых является земля:

  1. Если земли были заражены токсичными химикатами или биогенными загрязнениями, они исключаются из оборота.
  2. Нельзя совершать сделки с собственностью, которая предоставлена государством или частными лицами для временного пользования.
  3. После использования предоставленных земель, их качество должно постоянно повышаться, а не ухудшаться.

Гражданско-правовые последствия самозахвата земли

Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:

  1. Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
  2. Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
  3. Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.

Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.

Понятие земельного правонарушения

Определение 1
Земельное правонарушение — это опасное и незаконное социальное действие, которое нарушает земельное законодательство, влечет за собой негативные последствия или создает угрозу их наступления и карается законом.

Действия или бездействия такого рода являются посягательством на землю. Объективно все земельные общественные отношения, предусмотренные законодательством, формируются на основе земли в ее юридическом смысле.

Объективная сторона земельного правонарушения связана с тем или иным противоправным деянием, совершенным вопреки земельному законодательству.

Субъектами земельных правоотношений являются физические лица (граждане и должностные лица) и юридические лица.

Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования

Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:

  1. По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
  3. В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
  4. Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
  5. Дело передаётся в суд.
  6. В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
  7. В трёхдневный срок уведомляется виновник.

Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.

В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.

Что понимается под земельными правонарушениями

Земельные правонарушения представлены действиями, запрещенными законом или бездействием относительно земель и земельных участков.

Они состоят из нарушений прав граждан на земельные участки. Земельные правонарушения характеризуются также действиями или бездействием должностных лиц, проявляющиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении или нарушении возложенных на них государством обязанностей и функций в сфере обеспечения земельного законодательства.

Итак, земельное правонарушение является общественно опасным, противоправным деянием, нарушающим земельное законодательство, влекущее за собой негативные последствия и создающее угрозу возникновения таких последствий.

Предмет посягательства при земельных правонарушениях состоит из земли, земельного участка или земельных прав граждан.

Земельное правонарушение включает в себя элементы, характеризующие совершенное деяние как правонарушение. Совокупность этих элементов, состоящая из: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, является составом правонарушения.

Советы юриста лицам, пользующихся землёй

Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.

Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:

  1. Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
  2. Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
  3. Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
  4. В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельное правонарушение – это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Оно является основанием для мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.

Читайте также:  Налоговый вычет за платные медицинские услуги

Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:

• объект – земельные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права;

• субъекты – юридические и физические лица, в том числе должностные. При этом правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица, не имеющие прав на землю, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;

• объективная сторона – противоправное поведение, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия (так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является; субъектами земельных правонарушений могут быть проектные организации, разрабатывающие мелиоративные проекты, застройку населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и интересам государства, физических и юридических лиц);

• субъективная сторона – характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него.

Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений, оно устанавливает только границы правомерного поведения.

В зависимости от объекта можно выделить несколько видов земельных правонарушений.

1. Правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством). В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК самовольным строительством признается строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такое самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет. Для отдельных случаев самовольного строительства существует порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, если есть возможность предоставить данный участок лицу, осуществившему застройку (решение принимает исполком).

2. Правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель. К ним относятся использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.

3. Правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна также дисциплинарная ответственность. Кроме этого, земельным правом признается существование земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:

1) посягающие на отношения рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК). Они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды (гл. 26 УК) и включают:

* уничтожение плодородного слоя почвы;

* невыполнение правил рекультивации земель;

* загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

иное незаконное повреждение земель.

Такие преступления наказываются штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

2) за самовольное занятие земельного участка. Ст. 386 УК относит это деяние к преступлению против порядка управления (гл. 33), а фактически такое преступное деяние нарушает и отношения по управлению землями, и отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Это наказывается штрафом или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность часто предполагает административную преюдицию, т. е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания совершило такое же деяние (кроме квалифицированных составов «порча земель»).

Административная ответственность за земельные правонарушения наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе административных нарушений РБ (КоАП). Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены – ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель – ст. 53, несвоевременный возврат временно занимаемых земель – ст. 54, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства – ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель – ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований – ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т. д. – ст. 47 КоАП).

Читайте также:  Помощник генерального директора код по окпдтр

Должностные лица привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель – ст. 56, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования или собственности на землю – ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – ст. 167 КоАП).

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства является одним из основных методов правовой охраны земель

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение земельного правонарушения.

Земельное правонарушение — это конкретное действие или бездействие, которое противоречит нормам земельного законодательства.

В земельном законодательстве различаются:

  • дисциплинарные правонарушения — дисциплинарные проступки (например, пахота не поперек, а вдоль склона; повреждение сельхозтехники);
  • административные правонарушения — административные проступки (складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава посевов);
  • уголовные преступления — уголовно наказуемые деяния (в форме действия или бездействия);
  • гражданские правонарушения — деликты (причинение имущественного вреда).

Общественно опасные правонарушения, предусмотренные в Уголовном кодексе РФ, называются преступлениями, за них назначается уголовное наказание.

Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются на карательные (наложение штрафа, изъятие земельного участка), правовосстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу), компенсационные (возмещение вреда).

Правовые санкции за земельные правонарушения содержатся в актах как земельного, так и ряда других отраслей права. Для применения санкций, содержащихся в актах административного, уголовного, гражданского, трудового законодательства, необходимо, чтобы нарушение земельного законодательства было одновременно и нарушением правовых норм соответствующей отрасли права.

Типичные разновидности земельных правонарушений


В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:

  • самовольное присвоение, занятие надела земли;
  • ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
  • эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
  • нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
  • порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
  • неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
  • самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
  • незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
  • нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
  • пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.

В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:

  • нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
  • несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
  • безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
  • пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
  • противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
  • несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
  • невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
  • прочие правонарушения.

Признаки земельного правонарушения

  • Противоправность – действие, признаваемое правонарушением всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность – психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.

Уголовная ответственность – наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением.

Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Существует три группы составов «земельных» преступлений:

  • Носящие экологический характер – имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы, например “Порча земли”;
  • Носящие экономический характер – имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект, например “регистрация незаконных сделок с землей”;
  • Посягающие на землю как объект государственного управления – например, самоуправство (совершение действий с землей, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином).

Административная ответственность – наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

В частности КоАП установлена ответственность за:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  • За самовольную уступку права пользования землей и самовольную мену земельного участка;
  • За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы;и др.

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена гражданским законодательством. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Гражданская ответственность применяется при соблюдении четырех условий:

  • Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению;
  • Противоправное поведение виновных лиц;
  • Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями;
  • Вина.

Дисциплинарная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *