Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПФР или НПФ: в чем разница, плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Как формируются пенсионные накопления?
Наша пенсия делится на две части – страховую и накопительную. До 2014 года страховую часть пенсии – 16% от дохода сотрудников – работодатель в обязательном порядке перечислял в ПФР на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а еще 6% перечислял на личный счет работника в ПФР, или НПФ. Эти деньги (6%) до сих пор находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина и будут выплачиваться ему после выхода на пенсию. На отчисления в накопительную часть пенсии действует мораторий с 2014 по 2021 год, в этот период все 22% отчислений идут на страховую пенсию.
Подробнее – читайте статью «Заморозка пенсионных накоплений: что это значит?».
Пример расчета размера накопительной пенсии
Сумма средств пенсионных накоплений (ПН) на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на дату подачи заявления об установлении выплаты составляет 365 000,00 рублей. Страховая пенсия по старости (СП) застрахованного лица составляет 12 780,00 рублей.
Страховая пенсия по старости назначена застрахованному лицу в 2023 году. Условия для изменения ожидаемого периода выплат отсутствуют.
Вопрос: в каком размере застрахованному лицу будет назначена накопительная пенсия (НП)?
Расчет осуществляется согласно статье 6 и статье 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»:
1. Определяем расчетный размер накопительной пенсии (НП):
НП = ПН/Т, где Т – ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в 2023 году он составляет 264 месяца).
НП = 365 000,00/264 = 1 382,57 рублей в месяц
2. Определяем совокупный размер пенсии (П):
П = СП+НП
П =12 780,00 + 1 382,57 = 14 162,57 рублей в месяц
3. Определяем долю (Д) накопительной пенсии в совокупном размере пенсии:
Д = НП/П*100
Д =1 382,57/14 162,57*100% = 9,76%,
Ответ: расчетный размер накопительной пенсии составил более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, поэтому застрахованному лицу будет назначена накопительная пенсия в размере 1 382,57 рублей в месяц пожизненно Указанный размер пенсии подлежит ежегодной корректировке.
ВНИМАНИЕ! Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», расчет Т (ожидаемый период выплаты накопительной пенсии) осуществляется с учетом пункта 3 статьи 7 и пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Что выбрать – накопительную или страховую пенсию?
Единственно правильного ответа на этот вопрос не существует. Каждый должен и может сделать выбор сам. Но выбор должен быть разумный и обдуманный. Для этого необходима информация о том, в чем состоит различие между этими двумя видами пенсий.
Начнем с самых азов. По российским законам работодатель обязан платить в ПФР 22% размера оклада каждого своего работника. Из этой суммы 6%, составляют так называемый солидарный тариф, то есть, идут в бюджет, из которого складываются фиксированные пенсионные государственные выплаты, а 16% — на формирование личной пенсии данного работника.
- Если потенциальный пенсионер выбрал страховой вариант – все 16% остаются на его лицевом счете. О того, сколько средств на нем накопиться до конца трудовой деятельности, будет зависеть размер пенсии.
- Если выбран смешанный тариф – 10% кладется на лицевой счет в ПФР, а остальные 6% — в НПФ или УК (управляющую компанию) для формирования накопительной пенсии.
- Кроме того, накопительную часть пенсии гражданин может дополнительно увеличить самостоятельно. Например, на счет накопительной пенсии можно положить материнский капитал, или просто делать добровольные отчисления в НПФ.
- Но естественно, за счет того, что ежемесячная пенсионная выплата дробится на две части, размер страховой пенсии уменьшается. Ведь в ПФР поступает, при грубом подсчете, на треть меньше средств.
Есть два ключевых момента, отличающих страховую пенсию от накопительной:
- Накопления страховой пенсии ежегодно индексируются государством. То есть, размер страховой пенсии всегда привязан к прожиточному минимуму. Если он возрастает вдвое с момента, когда началось формирование страховой пенсии, выплата станет вдвое больше. Накопительные пенсии не индексируются. То есть, при удачном вложении, сумма прирастает. При неудачном – остается «замороженной». Грубо говоря, если вы вложили в НПФ материнский капитал в 2013 году, когда он составлял около 300 тыс. руб., в 2022 на вашем счету по прежнему лежит 300 000 рублей, хотя сам маткапитал на сегодняшний день составляет уже 450 тысяч. И в 2050 (при неудачной деятельности ПНФ) эта сумма также останется неизменной. То есть, пенсионной пользы от нее будет мало.
- С другой же стороны, если человек формирует только страховую пенсию, а затем умирает, не получив из ПФР и десятой доли того, что ему предполагалось выплатить, эти деньги «пропадают» — просто остаются в бюджете. Остаток накопительной пенсии получают наследники. По закону или по завещанию – это уже на выбор владельца накопительного пенсионного счета.
Размер средств пенсионных накоплений
Он зависит от двух факторов:
- Количества средств на счету
- Выбранного режима выплат
Размер накопительного счета – вещь глубоко индивидуальная, поэтому обсуждать его мы не будем. Что касается режимов, то их предусмотрено три:
- Единовременная выплата
- Срочная выплата
- Бессрочная выплата
Единовременная выплата возможно лишь при определенных условиях:
- Если гражданину не положена страховая пенсия из-за недостатка стажа работы или баллов ИПК
- Если сумма на счету слишком маленькая (менее 5% от установленной)
- При наличии некоторых обстоятельств (в случае получения инвалидности это можно сделать даже раньше, чем наступит пенсионный возраст)
Сроки выплаты пенсионных накоплений
Обращаться за выплатой пенсий можно сразу же, как наступит ее срок, то есть, исполнится нужное количество лет. Но делать это вовсе не обязательно. После наступления пенсионного возраста можно обратиться за пенсией в любое время. Тем более, что в ПФР предусмотрены бонусы для тех, кто не спешит воспользоваться «правом на заслуженные отдых».
Это так называемый премиальный коэффициент, на который умножается сумма страховой пенсии. Каждый год «просрочки» увеличивает его. Накопительная пенсия, соответственно, тоже увеличивается.
Если же вы «уже дозрели» до пенсии, нужно подать в ПФР заявление и пакет документов. Он минимален – паспорт и СНИЛС. Правда, ПФР может счесть, что информации недостаточно. В наше время это не редкость, поскольку трудовая деятельность тех, кто сейчас выходит на пенсию, протекала в период, когда требования ПФР неоднократно изменялись. Тогда вам скажут, какие документы необходимо донести дополнительно.
Обратиться в ПФР можно:
- Лично
- По почте
- Через личный кабинет на официальном сайте ПФР
Что такое пенсионные резервы
Статья 14. Формирование выплатного резерва негосударственного пенсионного фонда
1. Включению в выплатной резерв подлежат:
1) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого устанавливается накопительная пенсия, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», за исключением средств пенсионных накоплений, за счет которых установлена срочная пенсионная выплата;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица позднее дня, с которого установлена накопительная пенсия, исходя из которых произведена корректировка ее размера в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», за исключением средств пенсионных накоплений, которые учтены при корректировке размера срочной пенсионной выплаты в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, в случае, если соответствующему застрахованному лицу установлена срочная пенсионная выплата;
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, отраженный на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица после установления накопительной пенсии, исходя из которого произведена корректировка ее размера;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) сумма средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, которые продолжают (возобновляют) работу и (или) иную деятельность, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после установления им накопительной пенсии, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица за период, истекший со дня назначения накопительной пенсии либо со дня последней корректировки ее размера, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», и исходя из которых произведена корректировка размера накопительной пенсии;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) сумма гарантийного восполнения, направленная в выплатной резерв в целях приведения выплатного резерва в соответствие с требованиями достаточности, установленными Центральным Банком Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
2. Активы (ценные бумаги и денежные средства), составляющие средства пенсионных накоплений в сумме, определяемой в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава пенсионных накоплений, не включенных в резервы, в состав выплатного резерва в срок, установленный Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» для передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям. В выплатной резерв не могут быть переданы ценные бумаги, оцениваемые по стоимости, отличной от рыночной.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Средства, указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи, подлежат зачислению в состав выплатного резерва не позднее двух месяцев после осуществления корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом в году, следующем за годом назначения застрахованному лицу накопительной пенсии.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Средства, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава средств пенсионных накоплений в состав выплатного резерва не позднее одного месяца с даты корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Что такое накопительная пенсия и из чего она состоит
Страховая, социальная, накопительная — все это виды пенсий в России. Про страховую, или пенсию по старости, знают примерно все — это пособие, которое выплачивается по достижении пенсионного возраста. Размер выплат формируется исходя из величины официального заработка и страхового стажа гражданина. Показатели переводятся в баллы, а баллы умножаются на рублевое значение (в 2019 году это 87,24 рубля).
Социальная пенсия — это пособие, назначенное тем гражданам, которые по каким-либо причинам не могут претендовать на страховые выплаты (не работали официально, не накопили нужное количество баллов, не хватает стажа). Размер фиксирован и в 2019 году составляет 5283,84 рубля.
Накопительная пенсия — это совершенно иной инструмент выплат по старости лет. Гражданин самостоятельно делает пенсионные накопления и формирует определенный фонд, который в будущем дополнит основное страховое пособие. Логика проста: отчисляя деньги сейчас, вы обеспечиваете себе достойную (более-менее) старость. Накопительная пенсия — это всего лишь дополнение к страховой ее части. Но эти накопления точно не будут лишними для тех, у кого пенсионное пособие — это основной источник дохода.
На размер страховых взносов повлиять никак нельзя, ну разве что работать дольше (не уходя на пенсию) и зарабатывать больше. Пенсионные накопления — это индивидуальная инициатива каждого человека. Вы можете отчислять взносы или вообще их не делать, ведь в итоге каждый получит ту прибавку, которую сам и накопил.
Вот что отличает накопительную пенсию от страховой:
- Пенсионные накопления — это не проценты, не коэффициенты и не баллы. Взносы делаются в рублях и возвращаются адресату тоже в рублях. При наступлении определенного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, по новому закону) гражданин получает дополнительную пенсию ровно в том размере, в котором он ее накопил. Величину отчислений вы определяете сами. Однако прежде чем начать формировать такую пенсию, подайте соответствующее заявление в ПФР.
- Пенсионные накопления — это инвестиция. Получить дополнительную часть можно только за счет программ государственного софинансирования (действовали до 2015 года включительно), материнского капитала (пенсионное пособие матери — одна из целевых статей его расхода) или же дополнительных страховых взносов. Размер выплат не фиксирован, вы сами определяете величину отчислений. Если гражданин участвует в программе государственного софинансирования и самостоятельно вносит деньги в размере от 2000 до 12 000 рублей, то такие взносы автоматически удваиваются. Вносить можно и больше (и даже меньше 2000), но такие отчисления удваиваться уже не будут.
- Накопительная пенсия не индексируется. Но ее можно увеличить на определенный процент. Схема аналогична банковскому депозитному счету — вы перечисляете деньги с целью накопления, а держащая их организация начисляет за это проценты, которые ежегодно идут в пользу вашей пенсии. Есть еще и специальные пенсионные программы: специалисты вашего негосударственного фонда разрабатывают и согласовывают с вами алгоритм, по которому вложенные деньги будут не просто храниться на счете, но работать и приносить вам дополнительный доход. Но такая схема, как и любая другая инвестиционная программа, имеет определенные риски. В результате вы можете не приобрести, а потерять все свои дополнительные взносы.
И еще один важный нюанс: если гражданин накопил дополнительную пенсию, он вправе передать ее по наследству. Это еще раз подтверждает абсолютно добровольный характер таких отчислений.
Раньше программа формирования дополнительной поддержки будущих пенсионеров существовала на государственном уровне. Работодатели отчисляли на накопительную пенсию 2% для мужчин, родившихся в период с 1953 по 1966 года, и для женщин, которые родились с 1957 по 1966 год. Программа перестала действовать с 2005 года.
Для всех, кто родился с 1967 года и позже, действовало другое направления — работодатели платили в ПФР 6% на дополнительную часть обеспечения пенсионеров. Эта программа также прекратила свое существование, но немного позже — в 2013 году. С 2014 года страхователи (они же работодатели) отчисляют в ПФР только обязательные взносы на страховое обеспечение пособия. Дополнительную часть теперь формируют сами граждане — из личных средств и в неограниченном размере.
Получение средств пенсионных накоплений правопреемниками
Если гражданин, у которого были пенсионные накопления, умер до назначения ему накопительной пенсии либо срочной пенсионной выплаты, средства пенсионных накоплений, за исключением средств материнского капитала, выплачиваются его правопреемникам.
В случае смерти пенсионера после назначения ему срочной пенсионной выплаты его правопреемники могут получить остаток средств пенсионных накоплений, не выплаченный умершему в виде срочной пенсионной выплаты.
Остаток средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и дохода от их инвестирования, не выплаченный умершему в виде срочной пенсионной выплаты, подлежит выплате правопреемникам, имеющим право на получение дополнительных мер государственной поддержки.
Начисленные суммы срочной пенсионной выплаты или накопительной пенсии, причитавшиеся гражданину в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, могут быть выплачены проживавшим совместно с ним нетрудоспособным членам семьи или при отсутствии этих лиц наследоваться на общих основаниях.
При этом гражданин при жизни вправе в любое время подать заявление в ПФР (НПФ), в том числе в форме электронного документа, и определить конкретных лиц и доли средств, которые должны быть выплачены этим лицам в случае его смерти.
Если заявления не будет, средства гражданина будут распределены между родственниками одной очереди в равных долях.
Обратите внимание! С пенсионных накоплений уплачивать НДФЛ не нужно.
НПФ для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам формирует:
1) пенсионные резервы (для обеспечения платежеспособности перед участниками);
2) пенсионные накопления (для обеспечения платежеспособности перед застрахованными лицами).
Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
1) пенсионных взносов;
2) дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
3) целевых поступлений.
Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами определяется уполномоченным федеральным органом.
Пенсионные накопления формируются за счет:
1) досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;
2) средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменения рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;
3) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;
4) средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном порядке Законом «О негосударственных пенсионных фондах»;
5) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой фонд в соответствии с Законом «О негосударственных пенсионных фондах» и еще не переданных в Пенсионный фонд РФ или другие фонды.
Кому положена накопительная пенсия
Начиная с 01.01.2015, накопительная и страховая части российской пенсии разделены. Накопительная не тратится на текущие выплаты, а собирается на личном счете плательщика. Накопления положены следующим категориям:
- Работающим гражданам, родившимся в 1967 г. и позже, из уплаченных работодателем взносов в ПФР с 2002 по 2014 г.
- Мужчинам и женщинам, родившимся с 1953 по 1966 г. и с 1957 по 1966 г. соответственно. Речь о суммах, которые работодатели отчисляли на накопительную пенсию.
- Тем, кто принял участие в Программе софинансирования пенсий.
- Тем, кто использовал материнский капитал для формирования своей пенсии.
Зачем власти заморозили накопительную часть пенсии
По официальной версии, озвученной для прессы, целью заморозки стало избавление системы от мошенников. Некоторые недобросовестные предприниматели использовали накопления в качестве источника дешевых денег. Предприниматели покупали НПФ, а полученные от вкладчиков средства инвестировали в рискованные проекты. В результате несколько таких частных фондов стали банкротами. Государство вернуло номинальную часть накоплений обманутым вкладчикам, но не инвестиционный доход, который был положен за это время.
Эксперты утверждают, что в 2013 г. бюджет ПФР насчитывал триллионный дефицит. Отчисления от трудоспособных граждан не могли покрыть сумму выплат, положенных пенсионерам. Чтобы исправить ситуацию, накопительную часть заморозили, а новые отчисления направили в страховую часть. Спустя несколько лет повысили пенсионный возраст.
С какого года формируется накопительная часть пенсии
Лица, рожденные в 1966 году и раньше, имеют средства только по страховой части.
У лиц младших поколений сформировались накопления за период работы с 2002 по 2013 год, которая на настоящий момент либо отнесена на страховую часть, либо передана в НПФ.Категория молодых работников, устроившихся на работу впервые после 2015 года, все же имеет право на выбор в пользу накопительной части. Для этого необходимо успеть определиться в течение 5 лет с момента первичного начисления на зарплату страховых взносов. Но если к моменту принятия решения лицу нет 23 лет, то для него срок выбора продлевается до 31 декабря года, в котором ему исполнится 23.
Источником пополнения пенсионных накоплений на данный момент могут быть:
- страховые взносы на ее финансирование;
- дополнительные страховые взносы;
- взносы государства в форме софинансирования;
- материнский капитал;
- положительные результаты инвестирования НПФ.
Какой вариант пенсионных накоплений выбрать
Кому больше подходит страховой вариант пенсионных накоплений? Людям, которые привыкли действовать по проверенным годами схемам, без лишних волнений и рисков для своих инвестиций в благополучную старость. В данном случае подразумевается, что отчисления в размере 16 %, которые регулярно делает работодатель из фонда зарплаты персонала, будут храниться в госбюджете до тех пор, пока гражданин не достигнет возраста, дающего право на получение пенсии.
Это стандартная государственная схема пенсионных выплат в старости. Она рассчитана на людей, которые не стремятся слишком глубоко вникать в суть вопроса и искать дополнительные варианты для собственной выгоды.
Главное преимущество страховой пенсии – гарантии государства на ее ежегодную индексацию. Об этом следует помнить, определяясь с вариантом накоплений.
От вашего выбора в пользу страховой или накопительной пенсии зависит также, сколько в итоге пенсионных баллов вы наберете. Остановившись на варианте только страховой пенсии, максимум, на который можно рассчитывать, – 10 балов. Вариант комбинации страховой и накопительной пенсии даст вам, самое большое, 6,25 баллов.
Минусами страховой пенсии принято считать следующее:
- ее невыгодно формировать частным предпринимателям и тем, кто работает неофициально: страховая пенсия – это процент от официального заработка;
- на объеме страховых взносов негативно сказывается незаинтересованность работодателя в росте отчислений, из-за которой он оформляет сотрудников на минимальную ставку;
- право распоряжения средствами на пенсионном счете наступает лишь после достижения гражданами пенсионного возраста;
- величина государственной пенсии с учетом низкой доходности не «дотягивает» до размера стандартного прожиточного минимума в России.
Принципиальная разница между ПФР и НПФ
Каждый россиянин трудоспособного возраста рано или поздно задается вопросом: куда лучше всего перечислять пенсионные накопления, в государственный ПФР или в частные организации, негосударственные фонды?
Пенсионный фонд РФ – это масштабная федеральная государственная структура, которая существует уже почти сто лет и занимается оказанием широкого спектра услуг в сфере соцобеспечения. Власть заинтересована в стабильной и непрерывной работе фонда, который является одним из ключевых в государственной казне. Делать свои пенсионные накопления посредством ПФР – подходящий вариант для граждан с высоким уровнем доверия руководству и готовностью принимать любые создаваемые им нормативные акты.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это частная компания, не связанная с правительством, кроме как обязательствами выполнения действующих в стране законов. Подобные организации – некоммерческие, они наделены правом принимать взносы граждан и в установленное время, при достижении нужного возраста, выплачивать своим клиентам накопления.