Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальность Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современная железная дорога – развёрнутая сеть производств, требующая специалистов разной категории и квалификации. Большинство железнодорожных профессий предполагает наличие высшего или среднего специального образования, которое получают в профильных институтах, техникумах и колледжах. Одна из основных железнодорожных специальностей «Эксплуатация железных дорог».
Где можно пройти обучение по данной специальности
Основных вузов, готовящих специалистов для работы на железных дорогах России, всего девять.
ГУПСы (университеты путей сообщения) распределены по всем округам России и находятся они в городах Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов, Екатеринбург, Томск, Омск, Иркутск, Хабаровск. Развёрнутая сеть филиалов и институтов, входящих в состав ГУПСов, даёт возможность жителям многих отдалённых областей получить «железнодорожное» образование недалеко от места основного проживания.
Самый крупный железнодорожный вуз «Российский университет транспорта (МИИТ)» расположен в Москве. МИИТ существует с 1896 года и является одним из самых старых учебных заведений данного профиля. Институт в 1993 году получил статус университета, но фирменное сокращение, МИИТ (Московский институт инженеров транспорта), используемое с 1924 года, в названии учебного заведения было сохранено.
МИИТ — основной поставщик квалифицированных кадров для метрополитена Москвы и метрополитенов других городов России.
Обучение в институтах и университетах путей сообщения ведётся на бюджетной (квота, целевые места) и на платной основе. Данные по количеству бюджетных, целевых и платных мест публикуются на официальных сайтах учебных заведений. Самым крупным заказчиком специалистов, оплачивающим целевые места в железнодорожных университетах и институтах, является компания «Российские железные дороги». Ежегодно РЖД отправляет на обучение более 10 тыс. целевиков в Москве, и в других регионах России. В целях стимулирования качественного обучения компания РЖД реализует стипендиальные программы, грантовые проекты для студентов и вузов своего профиля.
В целом в России на редкость развитая железнодорожная сеть. Железной дороги нет только в пяти субъектах РФ:
- Камчатской области;
- Республике Алтай;
- Магаданской области;
- Чукотском автономном округе;
- Республике Тыва.
В остальных субъектах пути проходят даже через небольшие города и некоторые поселки. Поэтому железнодорожные работники востребованы везде.
Самая популярная вакансия – дорожный мастер. Примеры некоторых других вакансий в Москве:
- менеджер отдела логистики (опыт от 3 до 6 лет);
- инженер-проектировщик (опыт от 1 до 3 лет);
- специалист по визуальным коммуникациям (опыт от 1 до 3 лет);
- составитель поездов (без опыта);
- машинист автомотрисы (без опыта);
- машинист мотовоза (без опыта).
Это интересно! Выбираем профессию: как можно стать археологом
В некоторых местах есть возможность работы на железной дороге вахтой. Сколько получают эти работники, зависит от конкретного места работы.
Зарплата зависит от региона и населенного пункта. В крупных городах железнодорожник получает больше. Расценки там примерно такие:
- начальная зарплата на должностях, на которые берут без опыта работы, – 20–30 тысяч рублей;
- зарплата на должностях, требующих 1–3 года опыта, – 30–45 тысяч рублей;
- зарплата на должности руководителя отрасли – от 40 тысяч рублей.
Данная работа в России доступна везде, но в небольших городах оплата труда в этой сфере меньше.
На получении диплома о высшем или среднем специальном образовании обучение не заканчивается. Как в любой другой профессии, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Более того, железнодорожные системы развиваются. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо идти в ногу со временем и знать, как происходит развитие отрасли.
Для этих целей ОАО «РЖД» создаются учебные центры. Актуальную информацию о них предоставляет официальный сайт ведомства. Всего в стране 15 таких учебных центров.
Курсы проводятся для подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации работников. Помимо этого, есть курсы для обучения второй профессии.
Один из важных вопросов – кто может проходить обучение в этих учебных центрах:
- работники ОАО «РЖД»,
- работники, направленные из других учреждений по договору с ОАО «РЖД»,
- лица, заключившие договор с учебным центром.
Техническая эксплуатация подвижного состава
Не многие знают, что техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – это отдельная специальность. В отличие от предыдущей, она преподается и в средних специальных учебных заведениях.
Профессии, которые можно получить после обучения, связаны непосредственно с оборудованием, движущимся по рельсам. Эта специальность обобщенная, предыдущая – узкая.
Кем работать после обучения по этой специальности? Поскольку она более широкая, выбор профессий тоже больше.
Система железнодорожного транспорта имеет структурные подразделения. Выбор следует делать исходя из того, в каком подразделении хочется работать. Например, в метрополитене есть разделения на цеха: электродепо, ремонт, эксплуатация. Каждый цех включает в себя несколько профессий.
Это интересно! Выбор профессии: что нужно знать, чтобы стать стюардессой
Один из самых престижных вузов в данной отрасли – МГУПС (МИИТ). Образовательное учреждение готовит специалистов для работы в сфере железнодорожного транспорта. В программе учреждения есть 64 направления и специальности высшего образования и 32 направления и специальности среднего специального образования.
Учебное заведение включает в себя:
- филиалы 24, находятся они в 22 регионах страны,
- институты – 9,
- академии – 4,
- факультеты – 4,
- колледжи – 3.
Университет готовит кадры для 134 профессий. Обучение проводится по формам обучения: очная, очно-заочная, заочная. По программе бакалавриата вуз предоставляет около 2500 бюджетных и около 4500 платных мест. Стоимость обучения в год – от 53000 тысяч рублей.
Выпускники получают знания не только в области железнодорожных дисциплин, но и в сфере маркетинга, менеджмента и информационных технологий. Это открывает доступ к еще большему кругу профессий.
Кем можно работать после учебы по данной специальности:
- руководитель техобслуживания ЖД транспорта,
- дорожный инспектор ЖД транспорта,
- инженер по безопасности путей,
- логист,
- инженер по осуществлению перевозок и управлению на транспорте,
- логистик,
- руководитель по логистике,
- оператор автоматизированных транспортных линий,
- диспетчер поездов/специалист по диспетчерскому регулированию ЖД перевозок,
- специалист по обслуживанию на транспорте,
- техник интермодальных транспортных решений,
- транспортный планировщик.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО «Российские железные дороги». Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.
Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:
- «подвижной состав железных дорог» по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
- «эксплуатация железных дорог»,
- «системы обеспечения движения поездов» по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
- «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»,
- «технология транспортных процессов».
В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:
- «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»,
- «электроснабжение»,
- «организация перевозок и управление на транспорте»,
- «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»,
- «автоматика и телемеханика на транспорте».
Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.
В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:
- Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
- Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
- Иркутский ГУПС,
- Омский ГУПС,
- Петербургский ГУПС,
- Ростовский ГУПС,
- Самарский ГУПС,
- Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
- Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).
Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.
Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:
- физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- ответственность, надежность и трудолюбие,
- готовность работать посменно,
- коммуникабельность,
- умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
- бдительность и щепетильность в работе,
- хорошая координация движений.
На получении диплома о высшем или среднем специальном образовании обучение не заканчивается. Как в любой другой профессии, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Более того, железнодорожные системы развиваются. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо идти в ногу со временем и знать, как происходит развитие отрасли.
Для этих целей ОАО «РЖД» создаются учебные центры. Актуальную информацию о них предоставляет официальный сайт ведомства. Всего в стране 15 таких учебных центров.
Курсы проводятся для подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации работников. Помимо этого, есть курсы для обучения второй профессии.
Один из важных вопросов – кто может проходить обучение в этих учебных центрах:
- работники ОАО «РЖД»;
- работники, направленные из других учреждений по договору с ОАО «РЖД»;
- лица, заключившие договор с учебным центром.
Описание специальности
Специальность связана с технологией организации и управления перевозочным процессом, грузовой и коммерческой деятельности на железнодорожном транспорте.
Объекты профессиональной деятельности:
- оперативное руководство и управление процессами перевозок, грузовой и коммерческой работой железных дорог;
- разработка технологии работы транспортных объектов
Требования к профессиональным компетенциям по видам деятельности:
организационно-управленческой:
- организовывать перевозки и движение на железнодорожном транспорте;
- составлять документацию и организовывать делопроизводство (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
- обеспечивать обязательное и добровольное страхование рисков при транспортной деятельности и оформлять товарно-транспортную, таможенную, разрешительную и эксплуатационную документацию;
- обеспечивать выполнение перевозок опасных, крупногабаритных, тяжеловесных, скоропортящихся и других специфических грузов;
- обеспечивать выполнение смешанных перевозок грузов;
инженерно-эксплуатационной:
- организовывать эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта;
- осуществлять техническое нормирование транспортного процесса;
- организовывать эксплуатацию автоматизированных систем управления транспортной деятельностью и др.
технико-экономической:
- предъявлять и обосновывать технико-экономические требования к транспортным средствам, формам их приобретения (аренды, лизинга) и выбирать их для выполнения
- конкретных перевозок;
- рассчитывать экономическую эффективность проектных и технологических решений;
коммерческой и маркетинговой:
- исследовать рынок транспортных услуг и удовлетворение спроса на перевозки;
- осуществлять коммерческие операции, включая ведение переговоров и заключение коммерческих договоров, проведение тендеров и конкурсов;
- оценивать эффективность принимаемых решений с учетом конъюнктуры рынка;
проектно-исследовательской и консультационной:
- проектировать технологические схемы перевозок грузов и пассажиров;
- создавать информационные системы управления транспортной деятельностью;
- выполнять технологическое проектирование объектов железнодорожного транспорта;
- моделировать транспортно-технологические и логистические процессы систем доставки;
- осуществлять прогнозирование развития местных и региональных транспортных систем;
Инженер по эксплуатации железных дорог
Безопасность на железнодорожной дороге в значительной степени зависит от инженера по эксплуатации железных дорог.
Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути, земляного полотна, стрелочных переводов, искусственных сооружений и в случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
В своей работе данный специалист руководствуется «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» — важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность РЖД.
Плюсы и минусы работы
Минусы
- Заработная плата становится все меньше и меньше — за последние полгода уменьшилась в среднем на 5000 рублей.
- Большая эмоциональная нагрузка. Стрессовые ситуации, когда приходится делать несколько срочных дел одновременно, и в это время тебя отвлекает начальник.
- 90% времени приходится работать на компьютере. Начал замечать, что зрение постепенно ухудшается (очки пока не ношу).
- Сидячая работа плохо отражается на состоянии здоровья.
- Обилие оргтехники негативно сказывается на состоянии здоровья. В офисе стоит несколько принтеров, которые отравляют воздух своим запахом.
Плюсы
- Выходные и праздники – дома. Можно спланировать свои домашние дела.
- Не надо работать в ночное время. Это большой плюс, особенно для тех, кто знает что это такое.
- Работа непыльная — в основном в офисе.
- Возможность карьерного роста при наличии Зачем нужно высшее образование? Образование и работавысшего образования (кто его не имеет — можно обучаться заочно).
- Есть возможность поработать на новой технике и изучить передовые технологии.
- Есть возможность использовать служебный интернет бесплатно (правда, на личные цели катастрофически не хватает времени).
Специальность 25.05.04 «Эксплуатация железных дорог» и её профили
Современная железная дорога – развёрнутая сеть производств, требующая специалистов разной категории и квалификации. Большинство железнодорожных профессий предполагает наличие высшего или среднего специального образования, которое получают в профильных институтах, техникумах и колледжах. Одна из основных железнодорожных специальностей «Эксплуатация железных дорог».
Данная специализация является программой высшего образования и предполагает подготовку кадров, которые обеспечивают техническое обслуживание и эксплуатацию систем железнодорожного транспорта. Будущая квалификация , присваиваемая выпускнику института по данной специализации: инженер путей сообщения.
Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.
В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.
На получении диплома о высшем или среднем специальном образовании обучение не заканчивается. Как в любой другой профессии, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Более того, железнодорожные системы развиваются. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо идти в ногу со временем и знать, как происходит развитие отрасли.
Для этих целей ОАО «РЖД» создаются учебные центры. Актуальную информацию о них предоставляет официальный сайт ведомства. Всего в стране 15 таких учебных центров.
Курсы проводятся для подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации работников. Помимо этого, есть курсы для обучения второй профессии.