Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких организациях должен быть специалист по БДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под БДД подразумевают совокупность действий, направленных на сокращение количества аварий, их тяжесть и возможные последствия. Регулируют данную область несколько подразделений: МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт. Некоторые аспекты находятся под юрисдикцией Минздрава и Минобрнауки.
Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности
Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:
- проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
- наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Обязанности специалиста по БДД
- Ключевая обязанность ответственного за безопасность дорожного движения заключается в том, что он персонально обязан вести техническую документацию по использованию автомобилей.
У ТС должны быть диагностические карты техобслуживания, путевые листы с нумерацией, учет которых ведется в журнале. Хранение путевых листов должно быть организовано в соответствии с номенклатурой дел компании.
Важно, чтобы расходы по ГСМ соответствовали летним и зимним нормам выдачи. Если нужно заменить автошины, трансмиссионную жидкость, моторное масло, должна быть сделана соответствующая отметка в журнале по техобслуживанию авто. Кроме того, ответственный за БДД должен составить схему размещения автотранспорта в гараже, а также технологическую карту передвижения ТС по территории компании.
- Следующая важная обязанность ответственного за БДД – контролировать допуск водителей к рейсу.
Многие специалисты допускают ошибку, думая, что если у сотрудника есть водительская справка, которую он всегда носит с собой, значит, его можно допустить к рейсу. В реальности все обстоит иначе. Водительская справка необходима для выдачи гражданину водительского удостоверения. Предварительный медосмотр проводится для того, чтобы выполнить оценку рисков получения профессиональных заболеваний в производственных условиях в организации.
Ответственный за БДД должен следить за тем, чтобы данные требования соблюдались. Служба охраны труда может оказать методическую помощь и осуществить надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Задача ответственного за обеспечение БДД – строго исполнять требования этой службы.
Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения
В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:
- есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
- машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
- у транспортного средства нет государственной регистрации;
- машина не прошла ТО.
Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:
- находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
- не имеют страхового полиса ОСАГО;
- не имеют права управления определенной категорией транспорта.
Какие обязанности выполняет ответственный
Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.
Ключевые обязанности ответственного за БДД:
1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД. Он должен проследить за тем, чтобы каждый кандидат на должность водителя прошел подготовку по охране труда, чтобы у него была нужная категория в водительском удостоверении, и отсутствовали противопоказания по состоянию здоровья. Ответственный за БДД лично контролирует качественное проведение стажировки водителей, отбирает опытных наставников для новичков. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. В случае ДТП Ространснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводили допуск водителя к управлению транспортным средством.
Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД будет отвечать как должностное лицо организации. Также ответственного могут дисквалифицировать и удалить из реестра аттестованных специалистов.
2. Проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Ответственный за БДД должен анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.
3. Проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Ответственный за БДД оказывает методическую помощь и контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету. Для того чтобы не было нарушений в режиме труда и отдыха водителей, ответственный должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля.
4. Ведет техническую документацию по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты технического осмотра. Путевые листы нумеруют, ведут их учет в журнале и хранят согласно номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ рассчитывают согласно летним и зимним нормам выдачи. Каждую замену шин, трансмиссионного и моторного масел регистрируют в журнале технического осмотра транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, транспортно-технологическую схему транспортных потоков по территории организации.
За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе или распоряжении о закреплении ТС. Ответственный за БДД должен проконтролировать соблюдение этих требований.
Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД
Итак, перед вами стоит задача подбора человека на должность специалиста по БДД. Начать следует с оценки квалификации претендента. К данному специалисту выдвигаются законом оговоренные квалифицированные условия:
- наличие высшего образования «Техника и технология наземного транспорта» плюс аттестация для подтверждения профпригодности;
- высшее образование по любому другому направлению плюс профпереподготовка плюс аттестация.
Аттестация бдд происходит согласно Порядка No 106 от 20.03.2017. Аттестацию проводит специальная комиссия.
Требования к ответственному за бдд при лицензировании:
- Претенденту предстоит подать заявку на аттестацию онлайн на официальной страничке в интернете ФБУ «Росавтотранс».
- Следует подготовить документы (заявление, оригиналы и копии паспорта, диплом и его копию, свидетельство о переподготовке и его копию).
- Пройти тестирование в 20 вопросов за 30 минут. Тестирование будет засчитано, если будет насчитано минимум 18 верно данных ответов.
- По итогу успешной проверки знаний оформляется протокол и по запросу на руки может быть выдана выписка из него.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Инженер по безопасности дорожного движения имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Служба безопасности дорожного движения
В связи с бурным ростом количества транспортных средств, увеличением протяженности дорог, увеличением перевозок грузов и пассажиров увеличивается интенсивность дорожного движения, что ведет к росту количества ДТП, в этой связи обеспечение БДД — приоритетная задача как государства, так и отдельно взятого предприятия.
Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии должна быть организована служба (отдел) безопасности дорожного движения. Численность отдела БДД рассчитывается по числу водителей. При численности водителей менее 50 чел. допускается работу по обеспечению БДД возложить на работника, совмещающего эту работу с другими обязанностями, при численности водителей 51–200 чел. численность службы БД должна составлять 1 чел., при численности водителей 201–500 чел. должно быть 2 человека, при численности водителей свыше 500 чел. – должно быть 3 человека, а при численности водителей свыше 750 чел. – на каждые 250 чел. водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.
Рассмотрим Положение о службе безопасности движения. Положение готово к применению, вам останется только скопировать его. Можно внести свои дополнения, распечатать, утвердить руководством, а после ознакомления сотрудников можно запускать в действие.
1. Общие положения.
1.1. Служба безопасности движения — это структурное подразделение предприятия.
Какая информация включается в должностную инструкцию специалиста
Под должностной инструкцией (ДИ) понимают внутренний документ организации, в котором отражаются права, обязанности, требования к специалисту, занимающему ту или иную должность. Она составляется на основе профстандартов, справочников и иной документации, содержащей требования к квалификации сотрудника.
Должностная инструкция лица, ответственного за БДД, составляется на основе Приказа Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015, закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, утверждается руководителем предприятия и вводится в действие так, как предусмотрено правилами делопроизводства в учреждении.
Нормы трудового законодательства РФ предполагают, что соискатель, претендующий на вакансию ответственного, должен ознакомиться с ДИ до подписания трудового договора. Функции инженера БДД могут быть возложены и на уже работающего сотрудника в любой момент его трудовой деятельности, но ознакомить его с дополнительными правами и обязанностями все равно нужно.
По структуре практически все должностные инструкции одинаковые. ДИ специалиста по БДД — не исключение. Она содержит следующие разделы:
- Общие положения.
- Основные функции.
- Права.
- Ответственность.
1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.
1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;
— правила дорожного движения;
— правила перевозки грузов и пассажиров;
— порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;
— устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;
— организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;
— передовой опыт безаварийной работы водителей;
— методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;
— порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;
— основы изобретательства;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила по охране окружающей среды;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила санитарной, личной гигиены;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Когда нужно проходить аттестацию в УГАДН
Для исключения ДТП в компаниях создаётся служба безопасности дорожного движения (БДД). Организовывать такую службу нужно не всегда. Всё зависит от числа штатных водителей, управляющих автомобилями. Если в фирме трудоустроено до 50 водителей, то просто назначается специалист по БДД. Обычно подобным человеком становится главный инженер, директор или его заместитель.
Все компании и ИП, занимающиеся перевозками или владеющие грузовыми автомашинами, автобусами, даже если этот транспорт используется только для собственных нужд, обязаны иметь штатного специалиста по БДД. Такой человек должен пройти аттестацию по БДД в УГАДН. Специалист по БДД не требуется в следующих ситуациях:
- Нет личных или взятых в аренду машин, фирма пользуется услугами наёмных перевозчиков.
- Собственные автомашины есть, но компания сдаёт их в аренду. В этом случае ответственность за дорожную безопасность ложится на плечи арендатора.
Специалист по БДД реализует полный спектр задач по дорожной безопасности в компании. Он обязан решать такие вопросы:
- Решает, допускать водителей к управлению автотранспортными средствами или нет. Сотрудник контролирует наличие у каждого водителя прав, своевременное прохождение профессиональной подготовки, организацию стажировок, медосмотров, инструктажей.
- Разрабатывает и организует мероприятия, обеспечивающие исправную работу автотранспорта и исключающие вероятность аварии.
- Контролирует, как соблюдается режим труда и отдыха персонала. Ответственный сотрудник обязан знать нормативы учёта рабочего времени сотрудников, своевременно проводить медосмотры.
- Ведет тех.документацию по эксплуатации автотранспортных средств.
Общая информация и особенности составления документа
Ч. 2 ст. 20 Федерального закона №196 от 10 декабря 1995 года утверждает, что организация при эксплуатации транспортных средств должна иметь в своем штате такого работника, который будет отвечать за БДД. Должности могут быть названы так: специалист по БДД, инженер по БДД.
Обязательным условием должно быть прохождение таким работником аттестации согласно нормам приказа Минтранса №106 от 20 марта 2017 года. В результате такого мероприятия работник получает право занимать указанную должность.
То, какими знаниями и навыками должен обладать такой специалист, прописано в ч. 16 приказа Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года. Именно эту информацию можно использовать для составления должностной инструкции.
Внимание! К составлению бумаги нужно подходить со всей ответственностью. Документ может быть использован в суде при решении споров между работодателем и работниками.
Ответственный за безопасность дорожного движения
Если организация занимается перевозкой грузов или пассажиров, то в штате обязан быть ответственный за безопасность дорожного движения. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо.
Если организация не ориентирована на коммерческие перевозки, то закон не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответственного человека из числа работников или нанимает со стороны.
К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Специалисту по обеспечению БДД запрещено:
1.Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истекшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории.
2. Принуждать водителей нарушать ПДД либо поощрять данные действия.
Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:
— трудовое законодательство, его основные положения;
— законы, которые нацелены на БДД;
— основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение;
— основные правила и нормы технического использования транспортных средств;
— способы учёта и планирования автомобильных перевозок;
— методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.
Ответственный за БДД должен уметь:
— проводить анализ причинно-следственных связей нарушения ПДД, совершения ДТП водителями;
— доносить информацию до водителей, инженерно-технических работников и руководства организации о причинах дорожно-транспортных пришествий и об аварийной обстановке в целом по предприятию;
— устанавливать обстоятельства и причины ДТП, выяснять какие пункты правил были нарушены и каковы причины не соблюдения требований ПДД;
— разрабатывать проекты, обеспечивающие БДД при перевозке людей, опасных и крупногабаритных грузов;
— проводить занятия для водителей, разъясняя им особенности управления автотранспортом и обслуживания авто в разных погодных условиях.