Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная компания повредила груз: что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором
Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.
Договор перевозки:
- перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
- перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
- перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор аренды транспортного средства:
- предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
- арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
- арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
- арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.
Договор фрахтования:
- предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
- оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
- фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
- фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
- фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.
Договор транспортной экспедиции:
- предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
- как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
- экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
- договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:
- клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
- цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
- экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Как происходит компенсация через суд
Предположим, что транспортная компания, которая была нанята, чтобы перевести груз, по своей вине повредила его или испортила. Но в досудебном порядке компенсировать ничего не хочет. Или же условия компенсации не соответствуют требованиям пострадавшей стороны. Тогда возникает вопрос, что делать в такой ситуации.
Здесь требуется решать вопрос через суд. От пострадавшего потребуется подать иск с арбитражный суд. Только важно учитывать, что правила в отношении подобных претензий к перевозчикам жёсткие. Иск подаётся только по месту расположения транспортной компании. С этим пострадавшему грузовладельцу или грузоотправителю придётся смириться, если он находится или проживает далеко от расположения грузоперевозчика.
В иске нужно обязательно детально описать обстоятельства при обнаружении потери или порчи. Далее идут ссылки на документы, в которых предусматриваются основания не только утраты, но и величины причинённого ущерба.
Особенности подачи и рассмотрения претензии
Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.
В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.
Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.
Может помочь страхование груза
Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.
Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.
Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.
Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:
- Товарно-транспортная накладная (ТТН);
- Налоговая накладная;
- Расходная накладная;
- Акт приема-передачи груза;
- Договор страхования;
- Договор перевозки;
- Договор экспедирования.
Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.
Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.
Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:
- Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
- В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
- Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.
Кто несет ответственность за повреждения при доставке?
С самой простой точки зрения перевозчик несет ответственность за груз, когда он забирает на перевозку товар у продавца. Покупатель берет на себя ответственность, когда подписывает документ о получении посылки после доставки, заявляя, что груз находился в хорошем состоянии, когда он его получил.
Решение проблемы полной ответственности в любой ситуации потребует дополнительной страховки. Другой тезис заключается в том, что в целом ответственность ограничивается прямой стоимостью груза, поскольку она не может включать потерю будущей прибыли, убытки, понесенные из-за задержек, или большинство других видов убытков, которые непосредственно не связаны со стоимостью груза.
Для поставок в пределах России перевозчик несет ответственность за стоимость продукта, указанную в коносаменте. Для международных перевозок могут существовать ограничения ответственности, если это специально не оговорено в договоре перевозки.
Когда товар попадает в руки покупателя, покупатель может отказаться от него, если обнаружит повреждение. В этом случае они немедленно сообщают продавцу, и тогда это обычно становится проблемой между продавцом и перевозчиком. За большую часть ущерба несет перевозчик, если только перевозчик не утверждает, что упаковка была некачественной.
В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.
Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;
Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.
Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.
Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.
Ответственность экспедитора и перевозчика за повреждение (утрату) груза при ДТП
Если ДТП произошло по вине водителя – перевозчика, ответственность полностью лежит на транспортной и (или) экспедиторской компании. В случаях, когда перевозчик признается невиновным в ДТП, в результате которого был поврежден или утрачен груз, ответственность все равно лежит на перевозчике или экспедиторе, в соответствии с указанными выше положениями закона.
Дорожно-транспортное происшествие не может быть признано следствием непреодолимой силы, непредвиденной ситуацией и прочим форс-мажором, хотя судебная практика показывает, что бывают и такие ситуации, однако бремя доказывания лежит на перевозчике: он должен доказать, что подобную ситуацию не мог предвидеть и сделал все возможное во избежание порчи/утраты груза. Типичные аварии, лобовое столкновение со встречным автомобилем не являются той самой — непредвиденной ситуацией.
Страховое возмещение стоимости утраченного груза
Перевозка грузов автотранспортом в большинстве случаев связана со страхованием ответственности перевозчика или экспедитора. Договор страхования груза является безусловным основанием для возмещения ущерба в результате утраты или повреждения груза. Однако страховые компании неохотно осуществляют страховые выплаты, всегда затягивают сроки и зачастую, пытаются снизить размер этих выплат.
Не исключение ситуации, когда страховщик пытается всячески снять с себя ответственность за страховой случай, оставляя грузоперевозчика и грузополучателя 1 на 1 с возникшей проблемой. Потерпевшая сторона может потерять время, выясняя степень ответственности перевозчика, которое может стоить сумме взыскания страховой выплаты. Многие обращаются с иском в суд к перевозчику или экспедитору, а затем получают отказ по причине ненадлежащего ответчика.
Наличие договора страхования груза может стать только дополнительной причиной обратиться за помощью к квалифицированному юристу, ведь страховая компания будет всячески пытаться понести минимальные финансовые потери.
Документальное подтверждение порчи груза
Повреждённый груз — это, чаще всего, длительный и неприятный процесс разбирательств. Ситуаций, при которых груз был повреждён или утерян — множество. Если причиной повреждения груза стало ДТП, в котором перевозчик не виновен, то ответственность за отсутствие сохранности перевозимого товара всё равно ложится на него.
В некоторых ситуациях вина автоперевозчика неоспорима, но есть моменты, при которых перевозчик может воспользоваться так называемой презумпцией невиновности. Цель перевозчика в такой ситуации — доказать, что порча или недостача товара является следствием внешних обстоятельств, которые он не мог предотвратить или на которые не мог повлиять. Каждый отдельный случай — это конкретные доказательства, и чем их больше, тем выше вероятность доказательства своей непричастности.
Одним из сопроводительных документов, прилагаемых к грузу, является CMR-накладная. В ней можно указать все замечания по качеству, состоянию, выявленные повреждения и прочие нюансы принятого груза.
Также обязательно необходимо зафиксировать повреждения, выявленные во время выгрузки при помощи составления акта и внести точную информацию об:
- количестве или размерах повреждённого груза;
- виде повреждений (описать их);
- местах повреждений (упаковка или сам товар, указать где конкретно).
При необходимости, водитель имеет право внести свои правки, после чего, готовый акт подписывается водителем и иными лицами, составляющими акт. Копии оригинального акта остаются у каждой из сторон. Наличие акта указывается в CMR-накладной. Такая отметка проставляется во всех экземплярах CMR. Данные в двух документах не должны отличаться, вся информация должна быть идентичной и максимально подробной.
Акт составляет по установленным требованиям, и также должен содержать краткое описание обстоятельств, которые послужили основной причиной боя или повреждения груза. Не стоит забывать указывать дату и место составления акта, ФИО и должности всех составителей акта.
Современный кодекс предполагает полную или частичную ответственность перевозчика за несохранность груза. Это определенная мера воздействия, которая применяется к компаниям и водителям, если их действия вышли за установленные договором рамки. Ответственность перевозчика грузов устанавливается только в рамках современного законодательства. Это мера воздействия, которая состоит из возмещения контрагенту или заказчику всей стоимости причиненного ущерба. Стоит отметить, что ответственность за перевозку может быть отрегулирована не только на уровне законодательства, но также индивидуальной договоренностью сторон, прописанной в договоре. Среди основных правил возмещения ущерба в деньгах при перевозке можно отметить:
- Степень ответственности перевозчика за сохранность груза встречается полная и частичная, то есть ограниченная в силу определенных моментов.
- Перевозчик, не исполнивший свои обязательства, несет полную возложенную на него ответственность строго во всех случаях, за исключением тех, которые произошли по причине непредвиденных или непредотвратимых обстоятельств. Подобные ситуации обязательно должны быть подтверждены документально.
- Современным законодательством предусмотрена возможность восполнения ответственности вне зависимости от виновности. Говоря иными словами, если договор или база законодательства не подразумевает чего-то иного, принцип стопроцентного возмещения средств полностью срабатывает на автоматическом уровне.
В качестве дополнения степень ответственности, возложенной на фирму за полное нарушение правил перевозки или частичное сохранение перевозимого товара, регулируется законом в привязке к категории используемых автомобилей.
Особенности возлагаемой ответственности
Чтобы полностью избавиться от возложенной ответственности, перевозчик, что использует разные виды транспортных средств, обязательно должен соблюдать определенные условия по перевозке. При выполнении работ все зависит от особенностей груза, а также от установленных на тот или иной момент норм законодательства. Например, для многих перевозчиков, чтобы полностью освободиться от вероятной материальной ответственности и от полноценного возмещения ранее причиненного ущерба не хватит просто привести, как доказательство условия, перечисленные выше. В таких ситуациях компания доказывает, что условие стало основанием для невозможности грамотного обеспечения полноценной сохранности товара.
Очень часто компания-перевозчик работает по правилу установки ответственности, которую несет фирма от момента погрузки товара и до его выгрузки. Исключением могут стать ситуации, когда перевозчик доказал, что все необходимые меры, направленные на предотвращение порчи товара, были предприняты или что, наоборот, их принятие было по какой-то причине невозможно.
Хитрые пункты в договорах с экспедиторами
Однако означает ли это, что из-за такого «пробела в правовом регулировании» грузоотправителю и/или грузополучателю не разрешено требовать компенсации от перевозчика, который взял на себя обязательство погрузить, закрепить или разгрузить груз?
В изданном в 1945 году «Справочнике корректора» с подробными рекомендациями, как избежать опечаток, перед титульным листом разместили… список опечаток! Те, у кого есть дети, наверняка читали «Вредные советы» Г. Остера.
Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.
Одно из значений слова «санкция» — мера воздействия, обычно запретительная, которая применяется к нарушителю. Мы ежедневно слышим об экономических санкциях, их применении, усилении, последствиях.
Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать.
Применительно же к рассматриваемому случаю это означает, что собственником груза, перевозимого по договору перевозки, может являться либо грузоотправитель, либо грузополучатель (в зависимости от условий договора, заключенного между указанными лицами).
Если груз был поврежден, то плата за его перевозку не взимается.
По смыслу ч. 4 ст. 8 Устава лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с законодательством РФ.
Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает.
В заключении ООО «Р» указало, что примененная транспортная упаковка сборных транспортных пакетов была недостаточно прочной и не соответствовала вышеуказанным стандартам, перевозчик неэффективно выполнил крепление прижимными ремнями.
В статье я поверхностно затрону основные проблемы перевозочного процесса, дам рекомендации, как избежать очевидных ошибок. Текст опирается не законодательство и судебную практику на сентябрь 2018 года, в т.ч.
Договор о перевозке грузов: особенности и условия
Любой договор грузоперевозки предполагает обязанность перевозчика доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. При этом оплачивать услуги перевозчика может как отправитель, так и получатель. Кроме того, любая из сторон может совмещать свои функции с функциями перевозчика, например, продавец может доставить его своими силами покупателю. При заключении договора грузоперевозки большую роль играют отраслевые нормативные акты в сфере перевозчика. Именно они влияют на общие условия, а также на ответственность сторон по договору перевозки.
Так, к примеру, при транспортировке на автомобиле необходимо при заключении договора обратить внимание на требования Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 (УАТ) и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. Железнодорожная перевозка регулируется Уставом железнодорожного транспорта (УЖТ), а в воздушной — самую важную роль играют требования Воздушного кодекса. Поэтому, при составлении договора и определении, какая предусмотрена ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов, важно не противоречить требованиям этих документов. Об этом же сказано в статье 784 ГК РФ, что:
Существенные условия для конкретных видов перевозки определяются уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.