Как правильно оформить Европротокол при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить Европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на фактор стресса, рекомендуется действовать в строгом соответствии с требования законодательства, которые в данной ситуации наиболее полно отображены в пунктах протокола. Такое поведение сможет предупредить появление многих проблем и благополучно разрешить возникшие трудности.

Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?

Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!

Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.

И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?

Что делать после заполнения документа

Далеко не всем участникам ДТП известно, что делать дальше уже после составления протокола, и этот информационный пробел ставит их в тупик. В реальности все очень просто — при оформлении дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу оба участника должны обратиться в страховую компанию. Если аварию фиксируют сотрудники полиции, пакет документов страховщику может подать только пострадавший водитель.

Участник ДТП, невиновный в аварии, имеет право обратиться как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника. Кроме Извещения, подается заявление на страховую выплату. К пакету документов прикладываются материалы фото- и видеофиксации.

Страховщик согласовывает с заявителем дату осмотра, при необходимости направляет на независимую экспертизу. Затем выполняются следующие действия:

  1. После проведения расследования страховая компания возмещает ущерб. Для владельцев легкового транспорта таковым является ремонт машины. Пострадавшему лицу выдается направление в аккредитованный сервисный центр. Ремонт грузовых автомобилей может быть заменен денежной выплатой.
  2. Лицо, причинившее ущерб, Извещение о ДТП с приложениями отправляет в страховую компанию, застраховавшую его гражданскую ответственность. Документы можно принести лично, или отправить по почте заказным письмом с уведомлением.

Для того чтобы убедиться в реальности ДТП, страховщик может провести осмотр автомобилей обоих участников. Поэтому в течение 15 дней машину нельзя ремонтировать. При нарушении этого положения, страховая компания может подать в суд регрессный Иск к виновнику.

Аналогичное правило действует, если виновный водитель не предоставил автомобиль для осмотра.

Срок подачи в страховую компанию

Предупредить страховую компанию оба участника аварии должны в кратчайшие сроки. Однако предельный период у них различный. Срок действия Европротокола для пострадавшего лица составляет 15 календарных дней без учета выходных и праздников. При превышении этого времени возмещать ущерб придется в судебном порядке.

Порядок действий, детально объясняющий, что делать и куда идти с Европротоколом после оформления ДТП, а также сроки извещения страховщика для виновника происшествия прописаны в страховом договоре. Несвоевременное извещение страховщика грозит серьезными финансовыми последствиями. Законом установлена ответственность, если Извещение не подано в течение 5 рабочих дней со дня аварии (п.

ж ст. 14 Закона «Об ОСАГО»).

При этом граждане могут выбирать, как известить страховую компанию о ДТП. Это может быть личное посещение ближайшего офиса или отправка почтового уведомления. Если пользоваться услугами почты, то потребуется нотариальное удостоверение подписи на заявлении пострадавшего лица.

Роль аварийного комиссара

Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.

В 2023 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой, вы можете заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено.

Читайте также:  Единое пособие для семей с детьми 2023: что разъяснить работникам

Штраф за неоформление извещения

В 2023 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.

Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.

Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.

В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

Условия оформления европротокола

Воспользоваться процедурой оформления ДТП без участия сотрудников полиции можно только при соблюдении нескольких условий:

  1. Место ДТП — РФ.
  2. В ДТП участвовали только два ТС (в том числе с прицепами) и повреждены только они.
  3. Ничья жизнь и здоровье в ДТП не пострадали.
  4. У обоих водителей ТС, участвовавших в ДТП, оформлены полисы ОСАГО. Убедиться в том, что полис действителен, а указанные в нем данные водителя и реквизиты ТС верны, можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
  5. Если одно из ТС, участвовавших в ДТП, зарегистрировано на территории другого государства, но у владельца такого ТС имеется международный страховой полис «Зеленая карта». Для ознакомления с порядком назначения возмещения по «Зеленой карте» потребуется связаться с представителем РСА.
  6. Если кто-то из участников ДТП признает себя виновником аварии.
  7. Если потерпевший согласен с суммой возмещения, предусмотренной европротоколом.
Читайте также:  Нарушение режима в стационаре: действовать словом или рублем?

Последовательность действий при оформлении ДТП с помощью «Помощника»

Использование цифровой версии облегчает водителям авто процесс заполнения бланка, а страховщикам – получения сведений. Сейчас используются камеры на телефоне, видеорегистраторы, GPS. Поэтому доказать факт и все особенности столкновения легко. Как заполнить Европротокол по ОСАГО через «Помощника»:
Возьмите смартфон и включите передачу данных или подключитесь к сети вай-фай.

  1. Войдите в личный кабинет в приложении.
  2. Укажите данные свои и второго водителя, информацию об авто.
  3. Покажите QR-код человеку для сканирования.
  4. Водитель ознакомится с информацией, проверит правильность личных данных.
  5. С помощью геолокации установите нынешнее местоположение автомобилей.
  6. На листе бумаги ручкой нарисуйте схему аварии с подписями улиц. Дайте машинам названия «А» и «В», согласно тому, кому принадлежат ТС и кто заполняет бланк.
  7. Сфотографируйте схему через приложение.
  8. Сделайте фотографии с места происшествия. Помощник будет подсказывать ракурсы, сколько снимков делать и каких. Не забудьте отдельно сфотографировать не только машины и общую картину, но и каждую поврежденную деталь.
  9. Начните заполнять все поля – место и дата происшествия, кто водители с указанием полных личных данных (ФИО, адрес, телефон и т.д.), свидетели, полная информация о транспортных средствах, кто собственники и непосредственно водители ТС, кто страховщик, место первого удара, полный перечень повреждений, обстоятельства аварии, примечания и подписи.
  10. Если информации для определенных граф нет, поставьте прочерки.
  11. Сфотографируйте бумажный заполненный бланк.
  12. Подпишите его и предложите сделать тоже второму водителю. Для этого предусмотрена кнопка «Подписать». Второй человек подписывает бланк виртуально со своего смартфона.
  13. Получите уведомление о принятии извещения вместе с номером. Его в течение пяти дней сообщите страховой компании.
  14. Желательно обменяться контактами со второй стороной, чтобы связаться в случае возникновения трудностей с получением выплат. Это поможет, если ОСАГО по Европротоколу сумма не устроит людей.

Можно ли оспорить сумму выплаты?

Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).

В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.

Каким образом можно получать компенсацию?

Далее, законом установлено, что вы имеете право получать компенсацию двумя способами. Ранее, до первого сентября 2014 года, вы получали только денежную сумму.

Теперь, законом внесены изменения, что если страховая компания имеет заключенный договор со станциями технического обслуживания, то она вам предлагает, в том числе как вариант, воспользоваться услугами этих станций.

То есть, чтобы вам не деньгами получать, а чтобы вы отремонтировали свою машину в какой-то станции.

Здесь, могу сказать сразу. Здесь, наверное, все таки решение будет оставаться за вами, либо брать деньги, которые вам насчитали, сумму, либо воспользоваться услугами СТО.

В любом случае, кому-то может быть выгоднее взять деньгами, а кому-то может быть выгоднее СТО.

Здесь уже чисто ваше будет решение, то есть закон просто предоставил вам альтернативу. Если раньше этой альтернативы не было, то сейчас она дана.

Что касается так называемого процента износа деталей, подлежащих замене при калькуляции той суммы, которая вам подлежит выдаче в счет возмещения вреда.

До вступления изменений, внесенных вышеуказанным законом, страховщики имели право обесценивать подлежащие замене детали до 80%. Потому что машины бывают разными.

Бывают машины старые пострадали, бывают новые. Но, все мы понимаем, откровенный хлам на дорогах ездит.

Так вот, им запретили на сегодняшний день опускать стоимость детали, подлежащей замене, с учетом износа. То есть, установив планку максимального износа 50%.

Все это влияет в лучшую сторону для того, чтобы вы получили большую компенсацию возмещения вреда имуществу, причиненного в результате ДТП.

Размеры платежей по европротоколу

Выплаты по ОСАГО могут зависеть от нескольких условий, в том числе регионе происшествия. По существующим правилам можно рассчитывать на законные размеры возмещения:

  • имея полис ОСАГО, оформленный до 01.09.2014 года, можно получить только 25 тыс. рублей возмещения. Таких страховых договоров практически не осталось, данная сумма была стартовой при открытии упрощенной схемы извещений;
  • при полисах обоих участников ДТП, полученных позднее указанной даты, гарантировано максимальное возмещение в размере 50 тыс. рублей, кроме некоторых регионов;
  • в Москве, Санкт-Петербурге и областях размер повышен до 400 тыс. рублей, в связи с высокой интенсивностью движения. Страховщикам необходимо предоставить неисправимые факты (видео, фото) для расчета обязательной компенсации. К проверки можно предоставить данные видеорегистраторов участников или свидетелей происшествия.
Читайте также:  Как продлить патент на работу для иностранных граждан в 2023 году

В автошколах стали обучать курсантов правилам заполнения европротокола, что значительно облегчить подачу упрощенного оформления события. Требования объясняются с точки зрения законодательства и практики, проводится обучение составления эскиза места столкновения автомобилей. Подобная практика значительно облегчает гражданам заполнение европротокола в случае необходимости.

Каков порядок заполнения бланка европротокола

Для того чтобы финансовая организация сделала выплату, документ следует корректно заполнить.

Как оформить европротокол:

Лицевая сторона
  • сведения о ДТП: место, дата, количество пострадавших авто;
  • ТС, которые участвовали в аварии: марка и модель, VIN номер, номерной знак;
  • собственник: ФИО и адрес;
  • водители: ФИО, номер прав и дата рождения;
  • страховщик: наименование компании, номер бланка и срок действия;
  • характер повреждений;
  • схема ДТП.
Оборотная сторона
  • обстоятельства ДТП;
  • указать данные ТС, если в ДТП замешено более 2-х авто;
  • может ли ТС передвигаться своим ходом;
  • примечания: важные детали страхового события.

Что собой представляет

Относительно недавно в России стали активно использовать европротокол, который позволяет оформить ДТП в упрощенном порядке, без вызова сотрудников инспекции.

Документ, именуемый европротоколом, представляет собой бланк унифицированной формы, отражающий сведения о:

  1. Дате и месте аварии;
  2. Участниках происшествия;
  3. Автомобилях;
  4. Свидетелях;
  5. Суммах материального ущерба.

Применение европротокола сопряжено с некоторыми особенностями, в частности:

  • Установлены жесткие условия, соблюдение которых обязательно при использовании указанного документа;
  • Действует лимит по суммам возмещения (если возмещения по европротоколу будет не достаточно, потерпевшему придется истребовать разницу в судебном порядке с виновника аварии);
  • Пострадавшая сторона должна уведомить свою страховую компанию не позднее 5 дней с даты происшествия.

Обращение в страховую

После оформления ДТП по унифицированному бланку пострадавшая сторона должна обратиться в свою страховую компанию в течение 5 дней, в противном случае право на страховое возмещение может быть аннулировано.

Алгоритм действий таков:

  1. Наступление ДТП;
  2. Применение европротокола;
  3. Сбор необходимых документов:
  • Бланк о ДТП;
  • Заявление о возмещении убытков;
  • Материалы фиксации ДТП;
  • Заявление о том, что представленная доказательственная база не подвергалась фото-, видеомонтажу;
  • Страховой полис;
  • Удостоверение водителя;
  • Доверенность (при наличии таковой);
  • Паспорт;
  • Регистрационная карточка автомобиля;
  1. Обращение в страховую компанию;
  2. Регистрация обращения;
  3. Проведение проверки и выявление виновника аварии;
  4. Вынесение вердикта;
  5. Выплата страховки.

Что дальше делать после самостоятельного оформления ДТП

В течение 5 рабочих дней как потерпевший, так и виновник должны направить свою часть извещения каждый в свою СК. Сделать это вы можете не только лично, но и почтовым отправлением.

Отправлять нужно заказным письмом, причем с обратным уведомлением, что его вручили, и описью вложения. И также обязательно сохраните почтовую квитанцию. Это будет подтверждением, что вы вовремя направили бланк Европротокола в СК.

Потерпевший при передаче заполненного бланка извещения подает заявление о возмещении ущерба, а также другие документы, которые нужны для получения выплаты, своему страховщику. Если этого не сделать — он останется без выплаты.

Если потерпевший выполняет свои законные обязанности, а виновник аварии нет, первый вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 рабочих дней, как и при любом страховом случае. Учитывайте, что ремонт находится в приоритете над страховой выплатой. В большинстве случаев страховая компания направляет авто на ремонт. Если же у вас есть выбор — оцените оба способа возмещения и выберете подходящий.

Полезный совет. При передаче извещения в СК, попросите сделать его копию, заверить ее печатью страховщика. Возите эту копию с собой, чтобы, пока автомобиль не будет отремонтирован, у сотрудников ГИБДД при встречах с вами не возникало вопросов по поводу того, оформлено ли ДТП, из-за которого получены повреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *