Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по косвенным налогам: как сдавать в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2023 года основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20% (п. 1 ст. 184 НК-2023). Одновременно отменяется право местных Советов депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль (п. 10 ст. 184 НК-2023).
Декларацию по косвенным налогам собираются изменить
ФНС уже подготовила поправки в форму декларации по косвенным налогам при импорте товаров в РФ с территории ЕАЭС. Проект приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Будет изложен в новой редакции Раздел 1 «Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортируемых на территорию РФ с территории государств-членов Евразийского экономического союза».
Декларацию дополнят новым разделом 1.1 «Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных резидентом СЭЗ на территорию СЭЗ Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза».
Эта поправка связана с ратификацией протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС (Федеральный закон от 1 мая 2022 г. № 117-ФЗ). Внесены изменения для резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон России, которые функционируют по состоянию на 1 июля 2016 года, и границы которых полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС. Им установлены правила уплаты и исчисления НДС на дату принятия товаров на учет при их импорте из стран ЕАЭС на территорию СЭЗ.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
Изменения для физических лиц-резидентов
В п.1 ст. 320 НК внесено изменение, исключающее ссылку на п.2 ст. 320 НК и п. 2 ст. 320 НК, предусматривающий ставку ИПН по доходам физлиц в качестве дивидендов в 5%. Такие изменения предусмотрены с целью применения к доходу в качестве дивидендов ставки ИПН в 10% и уравнивания ставки ИПН по любым типам доходов (зарплата, предпринимательская деятельность, имущественный доход и пр.).
Читайте статью как увеличить порог по доходу до 288 млн. тенге и не платить НДС.
Изменен и дополнен подпункт 7 п. 1 ст. 341 НК, вступающие в силу 01. 01. 2023 г.
Предусмотрено использование корректировки доходов в качестве дивидендов, полученных непосредственно по ценным бумагам, находящихся на момент начисления дивидендов в списке официальных фондовых бирж, включая МФЦА, действующих на территории Казахстана, при условии, что торги велись на бирже в полном соответствии с установленными критериями Правительства РК.
Изменен и дополнен подпункт 8 п. 1 ст. 341 НК, вступающий в действие 01. 01. 2023 г.
Данными поправками предусмотрено освобождение от обложения дивидендов, полученных от юридических лиц-резидентов за календарный год и не превышающих 30 тысяч МРП (что в 2023 году составит 95400000 тенге). Свыше данной суммы дивиденды облагаются налогом в установленном порядке. Норма распространяется на все субъекты бизнеса, независимо от категории (малое, среднее, крупное или микропредпринимательство). Кроме этого, упрощен порядок использования корректировки методом исключения определенных условий для ее применения (срок владения, конкретная принадлежность к недропользованию и пр.).
Акцизы: новые товары и рост ставок
Оба эксперта обращают внимание на изменения в в списке подакцизных товаров. Итак, С 2023 года подакцизными товарами являются:
1) Нефть (п. 73 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.17 ст. 150 НК-2023);
2) Электронные системы курения и системы для потребления табака. В законе об изменениях приводятся соответствующие определения этих товаров (п. 73 и 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.15 ст. 150 НК-2023, п. 12 и 13 приложения 1 к НК-2023);
3) Табак нюхательный, который введен в группу табачные изделия. По нему также устанавливается ставка акциза (п. 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.8 ст. 150 НК-2023, подп. 9.1 приложения 1 к НК-2023).
— Введение новых подакцизных товаров обусловлено необходимостью соблюдения положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, заключенного в Москве 3 ноября 2022 года, — уточняет Татьяна Дайлид. — И обратите внимание, что в ситуации, когда электронные системы курения ввезены на территорию Беларуси в 2022 году, при их дальнейшей реализации в 2023-м акцизы исчислять не нужно (подп. 1.3 ст. 147, ч. 2 п. 4 ст. 160 НК-2023, разъяснение МНС).
Также есть изменения в ставках акцизов. Часть остались прежними, а некоторые увеличены.
Ставки не изменились:
- на автомобильный бензин и дизельное топливо;
- газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве автомобильного топлива.
Решено уменьшить ставки на газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автомобильного топлива.
Ставки увеличены:
- на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт синтетический, спирт этиловый денатурированный, спирт этиловый ректификованный технический;
- крепкие алкогольные напитки;
- вина плодовые крепленые марочные;
- вина фруктово-ягодные натуральные, сидры фруктово-ягодные;
- вина натуральные, в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие;
- слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов и сидры (за исключением фруктово-ягодных);
- пиво, пивной коктейль и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки);
- спиртосодержащую продукцию;
- все табачные изделия (причем по табачным изделиям, предназначенным для потребления путем нагревания, и сигаретам ставка акцизов будет увеличиваться ежеквартально);
- жидкости для электронных систем курения;
- нетабачные никотиносодержащие изделия;
- судовое топливо;
- масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания.
Изменения в работе с НДС
Налог на добавленную стоимость получил достаточно много изменений. Мы рекомендуем плательщикам налога тщательно изучить все новации законодательства по НДС, а ниже обратим внимание на некоторые из них.
Определение налоговой базы НДС
1. Налоговая база НДС = разница между ценой реализации и ценой приобретения при передаче в лизинг (в части контрактной стоимости) или при реализации транспортных средств (согласно приложению 25 к НК-2023) приобретенных без НДС у физлиц. Это правило распространено на ситуации, когда транспортные средства были приобретены у физлиц по посредническим договорам. Указанная корректировка закрепляет положения, изложенные в письме МНС № 2−1−9/Ми-00370.
Существенно изменилось законодательство по земельному налогу:
- Начиная с налогового периода 2023 года земельный налог исчисляют не сами организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях).
- Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период, которые имеются в налоговых органах.
- Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.
- Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях). Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.
Как правильно заполнить
Порядок, как заполнить декларацию об уплате косвенных налогов, аналогичен тому, что применяется в отношении других налоговых отчетов:
- в документе заполняются только те разделы, которые напрямую касаются деятельности налогоплательщика, и по которым были осуществлены фактические операции;
- во всех незаполненных полях ставятся прочерки;
- фальсификация сведений запрещена;
- исправления на бумаге, использование корректора, выход за границы ячеек, порча страниц скрепляющими инструментами не допускается;
- декларация заверяется руководителем или иным ответственным лицом, которому доверено вести отчетность.
Форма состоит из титульного листа и трех разделов. Лицевую часть и первый раздел заполняют все налогоплательщики акцизов. Информация в остальных блоках проставляется по мере необходимости.
Налоговики разъясняют, куда подается декларация по косвенным налогам, — отчет направляется в территориальную инспекцию Федеральной налоговой службы. Подают декларацию в ИФНС по месту постановки на учет или по месту нахождения (в таком случае на титульном листе указывают код 400). Заполненная и проверенная отчетность подается одновременно с пакетом документов, удостоверяющих факт осуществления импортных операций. Вот какие бумаги предоставляют вместе с результирующим отчетом:
- выписка с расчетного счета, подтверждающая движение денежных средств;
- соглашение между импортером и поставщиком;
- вся товарно-транспортная первичка (накладные, счета-фактуры);
- агентский или поручительский договор;
- заявление по косвенным налогам;
- заявление о перечислении в бюджет НДС и акцизов;
- иные документы по требованию ИФНС.
Декларацию предоставляют в электронной форме. Все сопроводительные документы направляются в инспекцию в отсканированном виде. Если инспектор потребует бланки для сверки, придется довезти в отделение ИФНС оригиналы документов, легализующих ввоз товаров.
Межбюджетные трансферты в качестве компенсации
Договором предусмотрено предоставление РФ РБ межгосударственных бюджетных трансфертов в качестве компенсации белорусской стороне от реализации в России так называемого налогового маневра, в результате которого Беларусь оказалась вынуждена покупать российскую нефть по ценам, близким к мировым. Размер данных трансфертов будет вычисляться на основании формулы, учитывающей цену нефти URALS, сложившуюся на международных рынках, а также коэффициенты, которые отражают объем поставок нефти и корзину нефтепродуктов, производимых белорусскими НПЗ. Трансферты будут производиться ежемесячно в долларах США на счет Минфина в Нацбанке. Решение данного вопроса однозначно является победой белорусской дипломатии, однако нам еще предстоит узнать цену достигнутого компромисса.
Отметим, что перечисление трансферт российской стороной прямо увязывается с исполнением белорусскими партнерами обязательств по заключенному Договору в части соблюдения требований к ставкам и порядку взимания косвенных налогов, а также полноты и своевременности предоставления информации в информационную систему. Иными словами, РФ оставляет за собой право отказаться от перечисления трансферт в случае выявления нарушений, допущенных РБ.
Отчет направляется в Федеральную налоговую службу. Подают бланк в инстанцию по месту постановки на учет или по месту нахождения (в таком случае на титульном листе указывают код 400). Заполненная и проверенная декларация по косвенным налогам подается одновременно с пакетом документов, удостоверяющих факт осуществления импортных операций. Вот какие бланки предоставляют вместе с результирующим отчетом:
- выписка с расчетного счета, подтверждающая движение денежных средств;
- соглашение между импортером и поставщиком;
- все товарно-транспортные регистры (накладные, счета-фактуры);
- агентский или поручительский договор;
- заявление по косвенным налогам в 2021 году;
- заявление о перечислении в бюджет НДС и акцизов;
- иные документы по требованию ИФНС.
Из чего состоит декларация
Декларация по косвенным налогам включает в себя:
— титульный лист; — раздел 1 «Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию РФ с территории государств – членов Таможенного союза»; — раздел 2 «Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию РФ с территории государств – членов Таможенного союза»; — приложение к декларации «Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара».
Особенности заполнения разделов и приложения специальной декларации по косвенным налогам приведены в Порядке, утвержденном приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.
Титульный лист и раздел 1 декларации обязаны представить все организации:
— которые в отчетном месяце приняли на учет товары, ввезенные в Россию из стран – участниц Таможенного союза (независимо от того, облагаются эти товары НДС или нет); — у которых в отчетном месяце наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.
Итоговая сумма НДС, рассчитанная к уплате в бюджет, по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается по строке 030 раздела 1 декларации. Она должна соответствовать сумме налогового вычета, отраженного по строке 190 раздела 3 общей декларации по НДС. Если организация ввозила в Россию подакцизные товары, дополнительно нужно заполнить раздел 2 и приложение к декларации.
Алгоритм заполнения заявления
При оформлении заявления используйте следующий алгоритм:
- Скачайте форму заявления с нашего сайта, кликнув по картинке ниже:
- По каждому договору поставки заполните отдельное заявление.
- Информацию о ввезенных по разным накладным однотипных товарах отразите в разных строках табличной части раздела 1.
- Воспользуйтесь подсказками при заполнении отдельных граф раздела 1:
- Раздел 2 не заполняйте (это обязанность налоговиков), но обязательно включите его в состав документа.
- Раздел 3 заполните только в том случае, если товар реализован покупателю через комиссионера (поверенного или агента) или если реализация товаров не облагается косвенными налогами по законодательству страны-продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория страны-продавца.
С построчным заполнением налоговых и иных отчетов помогут разобраться публикации:
- «Как правильно заполнить раздел 2 в расчете 6-НДФЛ?»;
- «Порядок и образец заполнения формы 85-К (нюансы)»;
- «Образец заполнения формы 4-ФСС».
Налоговая база косвенного налога
При рассмотрении общего случая налоговая база косвенного налога определяется на основе стоимости приобретенных товаров. Если речь идет о товарах, являющихся результатом выполнения работ по договору, стоимостью определяется цена сделки, подлежащей уплате одной из сторон поставщику за товар. При этом налоговую базу могут увеличить отдельные расходы (если иное не предусмотрено включением этих расходов в цену сделки), например такие как:
- страховая сумма;
- затраты на доставку товара;
- стоимость упаковки, в том числе стоимость упаковочных материалов.
Важно! В налоговую базу по косвенным налогам включается сумма акцизов, которые подлежат выплате по подакцизным товарам.
При реализации или получении подакцизных товаров налоговая база определяется, как:
- расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров;
- объем реализованных подакцизных товаров в естественном виде;
- комбинированная налоговая ставка, включающая ставку в процентах и твердом выражении.
Структура доходов бюджета Швейцарии
НДС
(29,1%)
----------¬ Прямые
¦ ¦ налоги
¦ ¦ (23,6%)
¦ ¦----------¬
¦ ¦¦ ¦ Таможенные
¦ ¦¦ ¦ пошлины Налоговые
¦ ¦¦ ¦ (14,9%) Расчетный сборы
¦ ¦¦ ¦----------¬ налог (12,3%)
¦ ¦¦ ¦¦ ¦ (10,1%) ----------¬
¦ ¦¦ ¦¦ ¦----------¬ Прочие ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ Гербовые налоги ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ сборы (5,5%) ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ (4,5%) ----------¬¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦----------¬¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
+---------++---------++---------++---------++---------++---------++---------+
Данные, представленные на рисунке, показывают существенную роль НДС в формировании доходов бюджета Швейцарии, на долю которого приходится 29,1% всех доходов. Данный налог в Швейцарии введен только 01.01.1995 (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми системами ЕС. В этой стране НДС — это налог на всеобщее пользование и потребление. Он взимается на всех стадиях производства и распределения, с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. При этом существуют три вида ставок НДС:
- стандартная — 6,5%;
- специальная — 3% (на услуги в гостиничном секторе);
- пониженная — 2% (для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции).
К косвенным налогам в Швейцарии также относятся и таможенные пошлины, которые взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам.
Сроки уплаты НДС-2023
НДС за IV квартал 2022 г. перечисляйте не позднее 30 января, 28 февраля, 28 марта 2023 г.
НДС за 2023 г. перечисляйте:
- за I квартал – не позднее 28 апреля, 29 мая и 28 июня 2023 г.;
- за II квартал – не позднее 28 июля, 28 августа и 28 сентября 2023 г.;
- за III квартал – не позднее 30 октября, 28 ноября и 28 декабря 2023 г.;
- за IV квартал – не позднее 29 января, 28 февраля и 28 марта 2024 г.
Далее смотрите все сроки уплаты НДС, касающегося 2023 года, в таблице:
1-й платеж за 4 кв. 2022 г. – 30.01.2023 |
2-й платеж за 4 кв. 2022 г. – 28.02.2023 |
3-й платеж за 4 кв. 2022 г. – 28.03.2023 |
1-й платеж за 1 кв. 2023 г. – 28.04.2023 |
2-й платеж за 1 кв. – 29.05.2023 |
3-й платеж за 1 кв. – 28.06.2023 |
1-й платеж за 2 кв. – 28.07.2023 |
2-й платеж за 2 кв. – 28.08.2023 |
3-й платеж за 2 кв. – 28.09.2023 |
1-й платеж за 3 кв. – 30.10.2023 |
2-й платеж за 3 кв. – 28.11.2023 |
3-й платеж за 3 кв. – 28.12.2023 |
1-й платеж за 4 кв. – 29.01.2024 |
2-й платеж за 4 кв. – 28.02.2024 |
3-й платеж за 4 кв. – 28.03.2024 |
Отступления от общего правила свободной торговли в ЕАЭС
В соответствии с действующей методологией ЕАЭС отступление от общих правил свободной торговли проявляется в трех формах: барьеры, изъятия и препятствия .
Кабытов П.П. Государственные закупки в условиях Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. N 5 (66). С. 104 — 109.
С точки зрения правомерности использования указанных ограничений выработанная практика ЕАЭС позволяет сделать следующие выводы:
- использование торгово-экономических барьеров странами-участницами при торговле с другими странами-участницами запрещено;
- применение изъятий допускается при наличии соответствующего положительного решения, в противном случае изъятие трансформируется в форму барьера или ограничения ;
Ажекбаров К.А. О барьерах в Евразийском экономическом союзе // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары. 2016. N 3 (37). С. 3 — 5.
- ограничения используются на практике ввиду законодательной непроработки отдельных норм, при соответствующем изменении законодательства ЕАЭС они трансформируются либо в изъятия (если официально допускаются), либо в барьеры.
Согласно последнему отчету ЕЭК все страны — участницы ЕАЭС имеют более 40 отклонений от правил свободной торговли (рис. 3).
Перечень налогов и сборов в КНР довольно велик. Основными можно считать:
- подоходный налог (из доходов физических лиц и прибыли коммерческих субъектов);
- НДС;
- акцизные сборы;
- сборы, связанные с покупкой и использованием имущества: за владение недвижимостью, за приобретение жилья и коммерческих помещений, за покупку автотранспорта и его использование, на переход права собственности и прирост стоимости земли;
- дополнительные сборы за ведение деятельности: сбор за городское строительство, за выделенные под застройку участки сельхозназначения, за использование территорий городов, ресурсные платежи за разработку месторождений;
- специфические взносы: налог на закупку для переработки табачного листа, сбор с плательщиков НДС на образование);
- гербовый сбор.
Нужно учитывать, что в Китае действует несколько десятков экономических зон, на территории которых внедрены льготные условия налогообложения и таможенные преференции. Кроме того, есть еще специальные административные районы (САР) Гонконг, Тайвань и Макао, налоговая система которых утверждается внутренним законодательством САР в рамках идеи «одна страна – две системы».