Финансовая (бухгалтерская) отчетность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая (бухгалтерская) отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.

Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

Сдача отчетности в государственные органы

С 2020 года изменились требования для сдачи отчетности. Все юридическое лица обязуются отправлять в налоговую инспекцию электронную форму отчетов. Нововведения не коснулись малого и среднего предпринимательства. Экземпляр документа и аудиторское заключение передаются через оператора электронного документооборота.

Изменения коснулись и бухгалтерских бланков, утвержденных приказом Министерства финансов №66Н. Новая редакция датируется 19 апреля 2019 года.

С помощью номеров ОКУД можно выполнить поиск образцов бланков самостоятельно:

  • ОКУД 0710001 – Бухгалтерский баланс;
  • ОКУД 0710002 – Отчет о финансовых результатах;
  • ОКУД 0710003 – Отчет о целевом использовании средств;
  • ОКУД 0710004 – Отчет об изменениях капитала;
  • ОКУД 0710005 – Отчет о движении денежных средств.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:

  • Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
  • Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.

Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.

Что считается упрощённой бухгалтерской отчётностью

Право работать с отчётностью по упрощённой системе есть у отдельных категорий бизнеса, куда входят:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

Основные документы в составе упрощённой бухотчётности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчёт о финансовых результатах;
  • отчёт о целевом использовании денежных средств (для некоммерческих компаний).

Состав бухгалтерской отчетности предприятий

В соответствии с ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность организации состоит из:

  • Бухгалтерского баланса;
  • Отчета о прибылях и убытках (о финансовых результатах);
  • Отчета о движении денежных средств;
  • Пояснительной записки и приложений;
  • Аудиторского заключения, если деятельность организации, согласно действующему законодательству, подлежит обязательному аудиту;
  • Отчета об изменениях капитала.

Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации могут не включать Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств в состав бухгалтерской отчетности.

Помимо типовых форм отчетных документов, любое предприятие может представлять в контролирующие инструкции и дополнительную информацию, если она может оказать существенное влияние на оценку положения организации и принятие экономических решений заинтересованными пользователями отчетности. Дополнительная информация может касаться:

  • Динамики значимых экономических и финансовых показателей предприятия за определённый промежуток времени;
  • Планов развития предприятия;
  • Политики организации в области управления рисками или заемных средств;
  • Стратегии долгосрочных инвестиций;
  • Природоохранных мероприятий;
  • Социальной ответственности организации;
  • Деятельности в опытно-конструкторской или научно-исследовательской сфере.

Внесене исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Читайте также:  Что необходимо знать, чтобы вернуть товар

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Принципы составления отчетности

При составлении финансовой отчетности обычно руководствуются следующими принципами.

Принцип объективности (objectivity principle). Финансовая отчётность должна отражать реальное состояние дел в компании.

Принцип учёта по начислению (accrual principle). Для учёта операций фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и др. Фиксируются все сделки, имеющие потенциальное денежное выражение, однако факт уплаты денег не обязателен.

Принцип соответствия (matching principle). Для учёта операций компании расходы будущих периодов должны быть капитализированы и переведены в издержки по мере получения экономического эффекта. Расходы, выгода от которых уже получена, а оплата будет произведена в будущем, должны быть признаны обязательствами.

Принцип консерватизма. Необходимо минимизировать риск включения в финансовую отчётность излишне оптимистичной информации. Она должна быть тщательно обоснована.

Принцип разумности. Нужно избегать излишней детализации учёта.

Общие правила составления бухгалтерской отчётности

В основе БО лежит набор показателей, индикаторов и обобщенных сведений, отражающих результаты работы предприятия за определенный период. Процесс формирования документов производится с учетом рекомендаций, предусмотренных стандартами ПБУ и ФЗ N №402. При подготовке отчетов бухгалтер должен соблюдать учетную политику оценки имущества и отражения хозяйственных операций, обеспечивать достоверное предоставление данных, а также принимать во внимание, насколько эти показатели являются существенными.

Прежде чем рассмотреть порядок составления отчетности, нужно упомянуть общие правила подготовки отчетов, а именно:

  • документы составляются на русском языке в валюте РФ;
  • указываемые данные должны быть сопоставимыми с информацией за предшествующий период;
  • все цифровые показатели приводятся в тысячах руб. без использования десятичных знаков;
  • недопустим зачет между статьями пассивов и активов, убытка и прибыли, за исключением ситуаций, когда такой зачет предусматривается ПБУ;
  • в предоставленных бумагах не должно быть помарок и подчисток;
  • при отсутствии какого-нибудь значения в соответствующей графе проставляется прочерк;
  • показатели с отрицательными значениями указываются в круглых скобках.

Бухгалтерская отчетность для предприятий с УСН

Рассматривая порядок составления бухгалтерской отчетности, стоит отметить, что ООО и некоммерческие организации на УСН могут вести упрощенный учет с подготовкой только годового баланса и отчета о финансовых результатах. Если к этим бумагам требуются пояснения, то они отражаются в дополнительных приложениях.

Чтобы вести учет на «упрощенке», компании надо разработать учетную политику, в которой указано, что она:

  • работает на УСН;
  • использует бланки форм, установленных приказом Минфина N 106н;
  • применяет сокращенный рабочий план счетов;
  • определяет порядок документооборота, правила учета и обработки документации.

При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

Топ-5 часто задаваемых вопросов

Вопрос № 1. Как долго придется находиться в налоговой, чтобы сдать БО в бумажном виде?

Ответ. Когда БО предоставляется лично, то на ее прием уходит приблизительно четверть часа.

Вопрос № 2. Насколько реально сдать БО по ТКС в праздничный или выходной день?

Ответ. По ТКС отчетность можно сдать в любой день и время суток.

Вопрос № 3. Есть какая-либо возможность узнать, получила ли ИФНС сданную через ТКС БО?

Ответ. Спецоператор связи автоматически фиксирует время, число, месяц и год отправки БО. Отправителю направляется подтверждение, которое в случае возникновения противоречий, имеет юридическую силу.

Вопрос № 4. За несвоевременную сдачу БО установлена ответственность со стороны контролирующих органов?

Ответ. За каждый несданный вовремя отчет в налоговую предусмотрен штраф 200 руб. Понесет админответственность и лицо, по вине которого это произошло.

Если не предоставить БО в статорганы, сумма штрафа еще выше:

  • на должностное лицо – 300-500;
  • на организацию – 3000-5000.

Вопрос № 5. Может ли малое предприятие, которому разрешено сдавать упрощенную форму БО, оформлять обычную?

Ответ. Да. Решение о том, какую отчетность заполнять и предоставлять, принимает руководство организации.

Законодательными документами предусмотрено составление БО в двух форматах – стандартном и упрощенном. Руководству компании необходимо подойти к их выбору ответственно. Следует четко изучить нормативные акты и послушать мнение специалистов.

Соблюдение норм и правил оформления бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс бывает различных видов, применяемых к разным ситуациям. Для составления регулярного баланса для внутренних потребностей предприятия существуют такие рекомендации и правила:

  • учет данных производится с учетом состояния показателей на конкретную дату (сальдовый) или по оборотным периодам (оборотный);
  • информация должна отображать учетные либо инвентарные данные;
  • количественные показатели отображаются с учетом наценок, амортизации, резервных статей;
  • баланс может быть составлен как в полной, так и в сокращенной форме;
  • баланс может отражаться в форме соответствия между суммой активов и суммой обязательств и капитала или в форме соответствия между капиталом и разницей между активами и обязательствами;
  • баланс может быть оформлен как по одному предприятию, так и по нескольким, примыкающим к нему – филиалах, подразделениях (консолидируемые, сводные балансы);
  • также баланс может быть промежуточным, предварительным, окончательным или прогнозным;
  • в зависимости от состава бухгалтерской отчетности и порядка составления, баланс может быть объединительным, ликвидационным, вступительным, разделительным.
Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Отчет о финансовых результатах как форма бухгалтерской отчетности

Отчет о финансовых результатах представляет собой форму бухгалтерской (финансовой) отчетности в которой представлена информация о финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта, утвержденная Правительством форма отчета о финансовых результатов, в отличие от бухгалтерского баланса, формируется и представляет показатели за два отчетных периода. В состав показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятий, согласно отчету о финансовых результатах, входят:

  • выручка – денежное выражение объемов реализованной продукции (товаров, работ и услуг) экономического субъекта за отчетный период;
  • себестоимость продаж – величина расходов, произведенных в связи с производством и реализацией продукции, а также оказанием услуг, выполнением работ и продажей товаров;
  • валовая прибыль – показатель, отражающий разницу между выручкой и себестоимостью;
  • управленческие и коммерческие расходы – дополнительные расходы, не входящие в состав себестоимости продукции, но косвенно связанные с ее производствам и реализацией;
  • прибыль от продаж – один из важнейших показателей, отражающий разницу между валовой прибылью, коммерческими и управленческими расходами. Является основным источником информации при расчете показателей рентабельности;
  • проценты к получению и к уплате – причитающиеся к уплате и к получению дополнительные средства, величина которых регулируется различными видами гражданско – правовых договоров;
  • прочие доходы и расходы – расходы и доходы не связанные с основными видами деятельности экономического субъекта;
  • прибыль до налогообложения – показатель отражающий величину прибыли экономического субъекта до уплаты нала на прибыль, и иных видов налогов, налогооблагаемой базой которых является данный показатель;
  • налог на прибыль – величина налога на прибыль и других видов налогов, налогооблагаемой базой для которых является прибыль до налогообложения;
  • чистая прибыль – показатель отражающий величину прибыли предприятия, оставшуюся после уплаты налога на прибыль и подлежащую распределению.

Регулирование бухгалтерского учета в разных странах имеет существенные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.

Дело осложняется с выходом компании на международный рынок. Здесь необходимо руководствоваться и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций явилось одним из решающих факторов возникновения потребности гармонизации учета. Значительные расхождения в национальных правилах учета и составления отчетности оказывают существенное влияние на рынки международного капитала.

Следовательно, встает проблема гармонизации учета на международном уровне. Гармонизация учета ведется по разным направлениям: международным, региональным, национальным. Рассмотрим наиболее важное направление, которое ведет Международная федерация бухгалтеров (IFАС), основанная 7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими организациями из 51 страны, в том числе из Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США. В рамках данной структуры до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет по МСФО), который в настоящее время преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

В настоящее время в IFАС входят 155 бухгалтерских организаций из 118 стран. С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных международных стандартов финансовой отчетности.

К концу 2006 г. Комитет по МСФО ввел в следующие стандарты (табл. 1.2).

Таблица 1.2.

Перечень международных стандартов финансовой отчетности.

Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.

В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.

Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.

Читайте также:  Бизнес на продаже незамерзайки на дороге

В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.

Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;

• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;

• административной реформой в России.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):

• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

• создание инфраструктуры применения МСФО;

• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.

В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.

Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах – Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО – дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.

В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.

Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFАС выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.

Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.

При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов ХХI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.

Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.

Контрольные вопросы и задания.

1. В чем заключается сущность и необходимость бухгалтерской отчетности?

2. Перечислите формы бухгалтерской отчетности.

3. Какие основные требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?

4. Кто подписывает бухгалтерскую отчетность?

5. За какие периоды составляют бухгалтерскую отчетность?

6. Что представляет собой отчетный год?

7. Кому представляют бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке?

8. Назовите сроки представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

9. Какой срок считается датой представления бухгалтерской отчетности?

10. Назовите основные причины необходимости признания МСФО в России.

11. Сколько этапов перехода на МСФО групп российских организаций предусматривает Концепция развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная Минфином России?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *