Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая (бухгалтерская) отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.
Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).
Сдача отчетности в государственные органы
С 2020 года изменились требования для сдачи отчетности. Все юридическое лица обязуются отправлять в налоговую инспекцию электронную форму отчетов. Нововведения не коснулись малого и среднего предпринимательства. Экземпляр документа и аудиторское заключение передаются через оператора электронного документооборота.
Изменения коснулись и бухгалтерских бланков, утвержденных приказом Министерства финансов №66Н. Новая редакция датируется 19 апреля 2019 года.
С помощью номеров ОКУД можно выполнить поиск образцов бланков самостоятельно:
- ОКУД 0710001 – Бухгалтерский баланс;
- ОКУД 0710002 – Отчет о финансовых результатах;
- ОКУД 0710003 – Отчет о целевом использовании средств;
- ОКУД 0710004 – Отчет об изменениях капитала;
- ОКУД 0710005 – Отчет о движении денежных средств.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:
- Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
- Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.
Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.
Что считается упрощённой бухгалтерской отчётностью
Право работать с отчётностью по упрощённой системе есть у отдельных категорий бизнеса, куда входят:
- субъекты малого и среднего предпринимательства;
- некоммерческие организации;
- участники проекта «Сколково».
Основные документы в составе упрощённой бухотчётности:
- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- отчёт о целевом использовании денежных средств (для некоммерческих компаний).
Состав бухгалтерской отчетности предприятий
В соответствии с ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность организации состоит из:
- Бухгалтерского баланса;
- Отчета о прибылях и убытках (о финансовых результатах);
- Отчета о движении денежных средств;
- Пояснительной записки и приложений;
- Аудиторского заключения, если деятельность организации, согласно действующему законодательству, подлежит обязательному аудиту;
- Отчета об изменениях капитала.
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации могут не включать Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств в состав бухгалтерской отчетности.
Помимо типовых форм отчетных документов, любое предприятие может представлять в контролирующие инструкции и дополнительную информацию, если она может оказать существенное влияние на оценку положения организации и принятие экономических решений заинтересованными пользователями отчетности. Дополнительная информация может касаться:
- Динамики значимых экономических и финансовых показателей предприятия за определённый промежуток времени;
- Планов развития предприятия;
- Политики организации в области управления рисками или заемных средств;
- Стратегии долгосрочных инвестиций;
- Природоохранных мероприятий;
- Социальной ответственности организации;
- Деятельности в опытно-конструкторской или научно-исследовательской сфере.
Внесене исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.
Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).
В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Принципы составления отчетности
При составлении финансовой отчетности обычно руководствуются следующими принципами.
Принцип объективности (objectivity principle). Финансовая отчётность должна отражать реальное состояние дел в компании.
Принцип учёта по начислению (accrual principle). Для учёта операций фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и др. Фиксируются все сделки, имеющие потенциальное денежное выражение, однако факт уплаты денег не обязателен.
Принцип соответствия (matching principle). Для учёта операций компании расходы будущих периодов должны быть капитализированы и переведены в издержки по мере получения экономического эффекта. Расходы, выгода от которых уже получена, а оплата будет произведена в будущем, должны быть признаны обязательствами.
Принцип консерватизма. Необходимо минимизировать риск включения в финансовую отчётность излишне оптимистичной информации. Она должна быть тщательно обоснована.
Принцип разумности. Нужно избегать излишней детализации учёта.
Общие правила составления бухгалтерской отчётности
В основе БО лежит набор показателей, индикаторов и обобщенных сведений, отражающих результаты работы предприятия за определенный период. Процесс формирования документов производится с учетом рекомендаций, предусмотренных стандартами ПБУ и ФЗ N №402. При подготовке отчетов бухгалтер должен соблюдать учетную политику оценки имущества и отражения хозяйственных операций, обеспечивать достоверное предоставление данных, а также принимать во внимание, насколько эти показатели являются существенными.
Прежде чем рассмотреть порядок составления отчетности, нужно упомянуть общие правила подготовки отчетов, а именно:
- документы составляются на русском языке в валюте РФ;
- указываемые данные должны быть сопоставимыми с информацией за предшествующий период;
- все цифровые показатели приводятся в тысячах руб. без использования десятичных знаков;
- недопустим зачет между статьями пассивов и активов, убытка и прибыли, за исключением ситуаций, когда такой зачет предусматривается ПБУ;
- в предоставленных бумагах не должно быть помарок и подчисток;
- при отсутствии какого-нибудь значения в соответствующей графе проставляется прочерк;
- показатели с отрицательными значениями указываются в круглых скобках.
Бухгалтерская отчетность для предприятий с УСН
Рассматривая порядок составления бухгалтерской отчетности, стоит отметить, что ООО и некоммерческие организации на УСН могут вести упрощенный учет с подготовкой только годового баланса и отчета о финансовых результатах. Если к этим бумагам требуются пояснения, то они отражаются в дополнительных приложениях.
Чтобы вести учет на «упрощенке», компании надо разработать учетную политику, в которой указано, что она:
- работает на УСН;
- использует бланки форм, установленных приказом Минфина N 106н;
- применяет сокращенный рабочий план счетов;
- определяет порядок документооборота, правила учета и обработки документации.
При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.
При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.
Топ-5 часто задаваемых вопросов
Вопрос № 1. Как долго придется находиться в налоговой, чтобы сдать БО в бумажном виде?
Ответ. Когда БО предоставляется лично, то на ее прием уходит приблизительно четверть часа.
Вопрос № 2. Насколько реально сдать БО по ТКС в праздничный или выходной день?
Ответ. По ТКС отчетность можно сдать в любой день и время суток.
Вопрос № 3. Есть какая-либо возможность узнать, получила ли ИФНС сданную через ТКС БО?
Ответ. Спецоператор связи автоматически фиксирует время, число, месяц и год отправки БО. Отправителю направляется подтверждение, которое в случае возникновения противоречий, имеет юридическую силу.
Вопрос № 4. За несвоевременную сдачу БО установлена ответственность со стороны контролирующих органов?
Ответ. За каждый несданный вовремя отчет в налоговую предусмотрен штраф 200 руб. Понесет админответственность и лицо, по вине которого это произошло.
Если не предоставить БО в статорганы, сумма штрафа еще выше:
- на должностное лицо – 300-500;
- на организацию – 3000-5000.
Вопрос № 5. Может ли малое предприятие, которому разрешено сдавать упрощенную форму БО, оформлять обычную?
Ответ. Да. Решение о том, какую отчетность заполнять и предоставлять, принимает руководство организации.
Законодательными документами предусмотрено составление БО в двух форматах – стандартном и упрощенном. Руководству компании необходимо подойти к их выбору ответственно. Следует четко изучить нормативные акты и послушать мнение специалистов.
Соблюдение норм и правил оформления бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс бывает различных видов, применяемых к разным ситуациям. Для составления регулярного баланса для внутренних потребностей предприятия существуют такие рекомендации и правила:
- учет данных производится с учетом состояния показателей на конкретную дату (сальдовый) или по оборотным периодам (оборотный);
- информация должна отображать учетные либо инвентарные данные;
- количественные показатели отображаются с учетом наценок, амортизации, резервных статей;
- баланс может быть составлен как в полной, так и в сокращенной форме;
- баланс может отражаться в форме соответствия между суммой активов и суммой обязательств и капитала или в форме соответствия между капиталом и разницей между активами и обязательствами;
- баланс может быть оформлен как по одному предприятию, так и по нескольким, примыкающим к нему – филиалах, подразделениях (консолидируемые, сводные балансы);
- также баланс может быть промежуточным, предварительным, окончательным или прогнозным;
- в зависимости от состава бухгалтерской отчетности и порядка составления, баланс может быть объединительным, ликвидационным, вступительным, разделительным.
Отчет о финансовых результатах как форма бухгалтерской отчетности
Отчет о финансовых результатах представляет собой форму бухгалтерской (финансовой) отчетности в которой представлена информация о финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта, утвержденная Правительством форма отчета о финансовых результатов, в отличие от бухгалтерского баланса, формируется и представляет показатели за два отчетных периода. В состав показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятий, согласно отчету о финансовых результатах, входят:
- выручка – денежное выражение объемов реализованной продукции (товаров, работ и услуг) экономического субъекта за отчетный период;
- себестоимость продаж – величина расходов, произведенных в связи с производством и реализацией продукции, а также оказанием услуг, выполнением работ и продажей товаров;
- валовая прибыль – показатель, отражающий разницу между выручкой и себестоимостью;
- управленческие и коммерческие расходы – дополнительные расходы, не входящие в состав себестоимости продукции, но косвенно связанные с ее производствам и реализацией;
- прибыль от продаж – один из важнейших показателей, отражающий разницу между валовой прибылью, коммерческими и управленческими расходами. Является основным источником информации при расчете показателей рентабельности;
- проценты к получению и к уплате – причитающиеся к уплате и к получению дополнительные средства, величина которых регулируется различными видами гражданско – правовых договоров;
- прочие доходы и расходы – расходы и доходы не связанные с основными видами деятельности экономического субъекта;
- прибыль до налогообложения – показатель отражающий величину прибыли экономического субъекта до уплаты нала на прибыль, и иных видов налогов, налогооблагаемой базой которых является данный показатель;
- налог на прибыль – величина налога на прибыль и других видов налогов, налогооблагаемой базой для которых является прибыль до налогообложения;
- чистая прибыль – показатель отражающий величину прибыли предприятия, оставшуюся после уплаты налога на прибыль и подлежащую распределению.
Регулирование бухгалтерского учета в разных странах имеет существенные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.
Дело осложняется с выходом компании на международный рынок. Здесь необходимо руководствоваться и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций явилось одним из решающих факторов возникновения потребности гармонизации учета. Значительные расхождения в национальных правилах учета и составления отчетности оказывают существенное влияние на рынки международного капитала.
Следовательно, встает проблема гармонизации учета на международном уровне. Гармонизация учета ведется по разным направлениям: международным, региональным, национальным. Рассмотрим наиболее важное направление, которое ведет Международная федерация бухгалтеров (IFАС), основанная 7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими организациями из 51 страны, в том числе из Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США. В рамках данной структуры до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет по МСФО), который в настоящее время преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.
В настоящее время в IFАС входят 155 бухгалтерских организаций из 118 стран. С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных международных стандартов финансовой отчетности.
К концу 2006 г. Комитет по МСФО ввел в следующие стандарты (табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Перечень международных стандартов финансовой отчетности.
Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.
В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.
Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;
• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
• административной реформой в России.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):
• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
• создание инфраструктуры применения МСФО;
• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах – Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО – дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFАС выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов ХХI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
Контрольные вопросы и задания.
1. В чем заключается сущность и необходимость бухгалтерской отчетности?
2. Перечислите формы бухгалтерской отчетности.
3. Какие основные требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?
4. Кто подписывает бухгалтерскую отчетность?
5. За какие периоды составляют бухгалтерскую отчетность?
6. Что представляет собой отчетный год?
7. Кому представляют бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке?
8. Назовите сроки представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
9. Какой срок считается датой представления бухгалтерской отчетности?
10. Назовите основные причины необходимости признания МСФО в России.
11. Сколько этапов перехода на МСФО групп российских организаций предусматривает Концепция развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная Минфином России?