Какой транспортный налог на электромобили?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой транспортный налог на электромобили?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.

Как рассчитывается сумма налога

Размер платежа зависит от трех основных показателей:

  • мощности транспортного средства в л. с.;
  • года выпуска автомобиля;
  • региона, в котором зарегистрировано ТС.

Налоговый Кодекс устанавливает базовую ставку на каждую единицу мощности, в зависимости от общего показателя для автомобиля. Чем мощнее средство передвижения, тем выше ставка.

Мощность электрокара в л. с. Базовая ставка в НК РФ за 1 л.с.
до 100 2,5
100–150 3,5
150–200 5
200–250 7,5
более 250 15

Застройщиков обяжут оснащать жилые комплексы зарядными устройствами для электромобилей

Также застройщиков хотят обязать оснащать новые жилые комплексы зарядными устройствами для электромобилей. Инициатива пока касается только Москвы. Инициатором стала партия «Зеленые». Представители фракции считают, что к 2028 году зарядные устройства для электрокаров должны быть на всех подземных парковках города.

С 4 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года решением совета ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) на территории стран ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения) обнулены таможенные пошлины на ввоз электромобилей для физических и юридических лиц. Речь идёт о категории «отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями» (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).

Сумма, назначаемая к уплате за ввоз электромобиля в Россию и его растаможку, складывается из нескольких видов обязательных взносов:

  1. Сбор за оформление, размер которого является фиксированной величиной и напрямую зависит от стоимости ввозимого транспортного средства.
  2. Таможенная пошлина (ОТМЕНЕНА ПО 31.12.2021 г.) Также автовладелец должен оплатить:
    • НДС;
    • акциз, формируемый исходя из мощности установленного электродвигателя.

    Льготы для владельцев электрокаров

    Федеральное законодательство не предусматривает преференций по транспортному налогу для электрокаров. Однако региональные власти вправе по своему усмотрению устанавливать послабления.

    Льготы по транспортному налогу могут быть актуальными как для граждан, так и для юрлиц. Как правило, льготы носят социальный характер и рассчитаны на нетрудоспособных людей, пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. В зависимости от норм регионального законодательства послабления выражаются в:

    1. Полной отмене внесения платежа.
    2. Оплате по сниженному тарифу.

    В 2021 г. ряд субъектов страны отменил транспортный налог на электротранспорт. Налог не взимается:

    • в Москве и МО;
    • Калужской области;
    • Липецкой области;
    • Республике Кабардино-Балкарии;
    • Амурской области;
    • Курской области;
    • Иркутской области.

    Транспортный налог на электромобили в Санкт-Петербурге, Тюменской области также не действует.

    Помимо отмены взимания транспортного налога на электромобиль в Москве для владельцев действуют следующие льготы:

    1. Платить за парковку не нужно. Даже если стоянка предполагается на территории платной парковки.
    2. Зарядить аккумулятор можно бесплатно от сети зарядных устройств МОЭСК.
    3. Снижена таможенная пошлина на ввоз.

    Оплата транспортного налога на электромобиль по регионам

    Каких-то принципиальных отличий в регламенте оплаты транспортного налога на электромобили нет. Главное – это то, что ставки устанавливаются в рамках действующего законодательства, но каждый регион имеет право «двигать» это диапазоны согласно своим требованиям. Поэтому лучше уточнить данный вопрос в налоговой инспекции своего населенного пункта. Конечно, ФНС пришлет уведомление о начисленном налоге по почте или в личный кабинет налогоплательщика. Но при желании можно уточнить расчет самостоятельно.

    Особенность формулы в том, что налог рассчитывается на основании мощности двигателя, но переводится он в кВт. Например, ставки для легкового автомобиля представлены в таблице.

    до 73,55 кВт 2,5 рубля
    73,55 кВт -110,33 кВт 3,5 рубля
    110,33 кВт — 147,1 кВт 5 рублей
    147,1 кВт — 183,9 кВт 7,5 рублей
    от 183,9 кВт 15 рублей

    Как рассчитать налог на Тесла?

    Для самостоятельного исчисления необходимо перевести показатель мощности двигателя, измеряемого в киловаттах, в принятые для расчетов лошадиные силы: 1 кВт соответствует 1, 3596 л. с., следовательно, 1 л. с. будет равна 0, 7355 кВт. Налог будет равен произведению мощности на региональную ставку налогообложения.

    Для точного расчета можно воспользоваться онлайн калькулятором на этой странице по такому алгоритму:

    1. Найдите свой регион.
    2. Вид своего автомобиля – легковой, грузовой или пассажирский.
    3. Переведите показатель мощности аккумулятора в лошадиные силы, это значение подставьте в соответствующую строку.

    Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам

    Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.

    Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2021 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.

    Кто вправе не платить налог на транспорт?

    В 2021 году, как и ранее, ТН относится к региональным (местным) сборам, поэтому условия предоставления льгот также индивидуальны. Они регулируются муниципальным законодательством. Если говорить о федеральных нормах, от оплаты транспортного налога освобождены владельцы машин с массой от 12 тонн (при условии, если владелец компенсирует повреждения, которые наносятся покрытию).

    Кроме того, государство освобождает от налогов хозяев следующего транспорта:

    • Автомобилей небольшой мощности (до 100 «лошадей»), которые предназначены для людей с инвалидностью, и купленные через организации соцзащиты.
    • С/х транспортных средств, а именно тракторов, комбайнов, грузовых машин и прочей техники.
    • Угнанных машин (при наличии подтверждающего документа с полиции).

    В регионах от уплаты транспортного налога могут освобождаться граждане, которые относятся к льготной категории. В этот перечень входят военные пенсионеры, ветераны ВОВ, многодетные родители, ликвидаторы ЧАЭС, инвалиды и так далее.

    Владельцам электрокаров важно понимать, что это полностью независимый транспорт, который нуждается в регистрации, оформлении полиса и оплате налога.

    Интересная инициатива

    Власти в разных странах по-разному стимулируют покупку электрокаров, так в большинстве европейских стран вводится либо льготная ставка по налогу, либо авто вообще не облагается налогами, как в Беларуси. Другие государства стимулируют льготное кредитование для покупателей электрокаров, как в Норвегии. В Германии и Франции намерены запретить авто с ДВС до 2040 года, а в Норвегии — к 2025 году.

    В России же это пока имеет исключительно популистский характер. Учитывая, что на начало текущего года в пользовании россиян находилось немногим больше 3,5 тысяч таких машин, министерство энергетики РФ с гордостью заявило о том, что к 2021 году на дорогах страны будут ездить порядка 200 тысяч электрокаров, во что даже самые оптимистичные эксперты верят с трудом.

    Ответственность за нарушение правил

    За предоставление неверных сведений на автовладельца налагается штраф в размере 2 500 рублей, который в некоторых случаях сопровождается конфискацией груза. При задержании гражданина за незаконное пересечение границы ему назначается наказание в виде выплаты суммы, в 3 раза превышающей стоимость электромобиля.

    Санкция за уклонение от уплаты таможенных взносов размером от 1 до 3 млн рублей предусматривает штраф в 50 000 рублей или лишение свободы сроком на 2 года.

    Ответственность за ввоз нерастаможенного электромобиля на территорию РФ не предусматривается, если:

    • у собственника имеется вид на жительство в другой стране;
    • осуществляется перевозка авто из стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, Киргизия);
    • машина зарегистрирована в другом государстве или оформлено разрешение на временный ввоз.

    Срок нахождения не прошедшего регистрацию электромобиля ограничен правовыми нормами. При прохождении таможенного оформления в полном объёме, завершающей стадией является постановка транспортного средства на регистрационный учёт в ГИБДД.

    Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам

    Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.

    Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2018 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.

    Действующее законодательство о налоге на электромобили и перспективные законы

    На сегодня транспортный налог на электромобили в России не установлен. Налогоплательщиком, согласно ст. 357 НК, признается то лицо, на которое зарегистрирован электрокар. Для электрокаров применяется стандартный перечень нормативных документов, которые применяются по отношению к обычным автомобилям, работающим от двигателя внутреннего сгорания. Перечень правовых актов из налогового кодекса РФ:

    1. П. 1 ст. 359;
    2. ст. 360;
    3. ст. 361;
    4. ст. 358.

    Пункт первый ст.359 определяет налоговую базу. В пп.1.1. говорится, что налоговая база зависит от мощности двигателя транспортного средства, а в п.2 — о том, что определение налоговой базы происходит для каждого отдельно взятого технического устройства для перевозки. Мощность рассчитывается в лошадиных силах, а единица измерения — киловатт-час.

    Примерные значения для разных типов авто приведены в таблице.

    Мощность (кВт), вид авто Размер налоговой ставки (руб., коп.)
    Грузовики
    макс. 73,55 2 руб. 50 коп.
    73,55 – 110,33 4 руб.
    110,33 – 147,1 5 руб.
    147,1 – 183,9 6 руб. 5 коп.
    183,9 8 руб. 50 коп.
    Автобусы
    макс. 147,1 5 руб.
    мин. 147,1 10 руб.
    Легковой автотранспорт
    макс. 73,55 2 руб. 50 коп.
    73,55 – 110,33 3 руб. 50 коп.
    110,33 – 147,1 5 руб.
    147,1 – 183,9 7 руб. 50 коп.
    мин. 183,9 15 руб.

    В п. 1 ст. 358 НК РФ говорится о том, что автомобили и иные механические средства передвижения являются объектами, подлежащими налогообложению. Ст. 360 определяет сроки уплаты налогов. Основной налоговый период — это год (12 месяцев, 365 дней), а отчеты ведутся по кварталам.

    Платят ли транспортный налог владельцы электромобилей

    НК РФ определено, что лицами, освобожденными от уплаты налога на транспорт, являются:

    • участники, инвалиды и ветераны ВОВ, в том числе и узники концлагерей и гетто;
    • герои СССР и РФ, граждане, имеющие Ордена Славы различной степени;
    • инвалиды и ветераны – участники боевых действий;
    • инвалиды 1 и 2 группы;
    • участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получившие дозу облучения;
    • участники испытаний ядерного и термоядерного оружия;
    • пенсионеры, получающие государственную пенсию (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, если стаж заработан в условиях Крайнего Севера, то, соответственно 55 и 50 лет);
    • один родитель или опекун многодетной семьи;
    • один родитель или опекун ребенка-инвалида;
    • собственники угнанных машин;
    • обладатели транспорта, чья мощность меньше 70 л.с.

    Все эти категории не оплачивают налог на автомобили мощностью до 100 л.с., если количество сил в автомобиле больше, то налогом облагается разница мощностей.

    Перечень транспортных средств, не облагаемых налогом:

    1. Весельная лодка;
    2. Сегвей, велосипед и скутер;
    3. Техника сельскохозяйственного назначения;
    4. Вертолеты и самолеты санитарных и медицинских служб;
    5. Морские буровые установки и суда, плавучие платформы;
    6. Транспортные средства, принадлежащие компании, которая осуществляет пассажирские и грузовые морские, речные и авиаперевозки;
    7. Корабли, включенные в Российский международный реестр судов.

    Если электромобиль и его обладатель не относятся ни к одной из этих категорий, то транспорт облагается налогом.

    От чего зависит размер налога

    Электрокары становятся всё популярнее. В начале 2021 года в России на учёте в ГИБДД стояло около 2 тыс. таких экономных автомобилей. По этой причине вопрос размера транспортного налога (ТН) на Теслу очень важен.

    Знаете ли вы? Генеральным директором автомобильной компании Tesla является миллиардер Илон Маск, но идея создания транспортного средства с экономным расходом зародилась у Мартина Эберхарда. Со стартапом Эберхард обратился к Маску, который и вложился в проект. Сооснователи компании Tesla — Джеффри Брайан Штробель и Иэн Райт.

    Поскольку электромобиль Тесла не определяется как отдельная категория транспортных средств, налог является стандартным. О ставке ТН говорится в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Тесла относится и к грузовым, и к легковым авто, в зависимости от мощности двигателя. В связи с этим налоговая база начисляется несколькими методами. Существуют некоторые показатели, влияющие на размер налога.

    Интересная инициатива

    Власти в разных странах по-разному стимулируют покупку электрокаров, так в большинстве европейских стран вводится либо льготная ставка по налогу, либо авто вообще не облагается налогами, как в Беларуси. Другие государства стимулируют льготное кредитование для покупателей электрокаров, как в Норвегии. В Германии и Франции намерены запретить авто с ДВС до 2040 года, а в Норвегии — к 2025 году.

    В России же это пока имеет исключительно популистский характер. Учитывая, что на начало текущего года в пользовании россиян находилось немногим больше 3,5 тысяч таких машин, министерство энергетики РФ с гордостью заявило о том, что к 2020 году на дорогах страны будут ездить порядка 200 тысяч электрокаров, во что даже самые оптимистичные эксперты верят с трудом.

    Сегодня правительство применяет лишь две меры для стимулирования граждан к покупке электрокаров:

    1. Бесплатные парковочные места на платных парковках. Но не на каждой такой парковке можно встать, ибо должен быть соответствующий знак о бесплатной стоянке для электрокаров.
    2. Бесплатная зарядка машины. Опять же, мера есть, но далеко не на каждой заправочной станции она присутствует.

    Коротко об инфраструктуре для электрокаров в России

    Сегодня отдельных заправочных станций для электрокаров в России не так много. Одна единственная компания «Автодром» занимается созданием подобных мест по всей стране и за минувший год ей удалось запустить 22 АЗС для электрокаров. Тем не менее, известные организации, которые предоставляют бензин на своих заправках, начали устанавливать и зарядки для машин с электронными двигателями. Среди них Татнефть, Роснефть, ТНК и другие.

    Ранее власти планировали построить и ввести в эксплуатацию множество подобных заправочных пунктов на всех трассах федерального значения по всей стране. Планировалось, что каждые 20 км будет стоять заправка или зарядочный пункт с возможностью пополнить заряд электроэнергии в вашем авто. Как сегодня обстоят дела с этим, пока не известно.

    Коротко об инфраструктуре для электрокаров в России

    Сегодня отдельных заправочных станций для электрокаров в России не так много. Одна единственная занимается созданием подобных мест по всей стране и за минувший год ей удалось запустить 22 АЗС для электрокаров. Тем не менее, известные организации, которые предоставляют бензин на своих заправках, начали устанавливать и зарядки для машин с электронными двигателями. Среди них Татнефть, Роснефть, ТНК и другие.

    Ранее власти планировали построить и ввести в эксплуатацию множество подобных заправочных пунктов на всех трассах федерального значения по всей стране. Планировалось, что каждые 20 км будет стоять заправка или зарядочный пункт с возможностью пополнить заряд электроэнергии в вашем авто. Как сегодня обстоят дела с этим, пока не известно.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *