Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли Ездить Без Ближнего Света Днем Как ездить ночью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За езду без включенных фар инспекторы штрафуют водителей на 500 рублей (ст. 12.20 КоАП). Эту сумму можно уменьшить ровно наполовину, оплатив автоштраф со скидкой 50% в первые 20 дней после вынесения постановления.
Если фара перестала работать в пути
Как мы уже указали выше, ПДД допускают возможность ехать до места стоянки или ремонта, если неисправность возникла в пути. А перед началом движения Правила обязывают водителя проверить работоспособность машины на все условия Перечня неисправностей.
Потому, если при остановке инспектором ГИБДД вы заявите, что условие, влекущее нарушение, возникло в пути, и вы следуете до того места, где сможете устранить недостаток, то штраф выписывать неправомерно.
А вот если вы едете без фары ночью, то в любом случае штраф правомерен, так как в тёмное время запрещается продолжать движение без работающего в установленном режиме ближнего света. В этом случае по букве закона в 2023 году вы обязаны вызвать эвакуатор либо буксировать автомобиль.
Кроме того, это положение со штрафом за езду без ближнего света распространяется не только на тёмное время суток, но и на условия недостаточной видимости: туман, дождь, снег и другие условия с видимостью дороги менее 300 метров.
Какой свет использовать в тёмное время суток?
Тёмное время суток в ПДД определено как «промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек» (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.
- ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
- габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
- противотуманные фары — только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.
Также в тёмное время суток можно включать при наличии специальную фару-прожектор при условии движения вне населённого пункта и при отсутствии встречных автомобилей.
- в населённых пунктах, если дорога освещена,
- если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
- в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;
Что считается нарушением
Существует множество ситуация, когда необходимо использовать ближний свет:
Время суток | Ситуация |
Темное время суток | В городах, поселках и прочее при наличии дорожного освещения |
Временно за 150 метров перед встречным автомобилем | |
Дневное время | В населенных пунктах |
За пределами населенных пунктов |
Что нужно делать, если фара резко перестала работать
Рекомендуемые действия:
- вызов эвакуатора;
- буксировка другим транспортом;
- ожидание светлого времени суток.
Днем Правила разрешают добраться с негорящей светотехникой до станции техобслуживания или автостоянки.
Если ни один из предложенных вариантов не подходит, автомобилист действует в следующей последовательности:
- Включает аварийную сигнализацию и останавливает транспортное средство на обочине дороги.
- Проверяет работоспособность ДХО, ПФ и габаритных огней.
- В случае исправности световых приборов зажигает все имеющиеся в наличии и начинает движение на низкой скорости в правом ряду. При неработающих габаритах автомобиль требуется убрать с проезжей части (п. 19.4), а при отсутствии такой возможности — обозначить его при помощи знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря (п. 9.11).
Если все бортовое освещение оказалось нерабочим, принимают следующие меры:
- прикрепляют к бамперу подручными средствами либо удерживают в руках фонарь;
- устанавливают на полку у заднего стекла знак аварийной остановки со светоотражателями.
Кто фиксирует правонарушение?
Зафиксировать нарушение может как сотрудник ГИБДД, так и комплексы автоматической фотофиксации. По статистике, в 2021 году подавляющее большинство штрафов за невключенные фары были выписаны автоинспекторами, а камерами – лишь каждый 10й штраф.
В 2021 году появились новые технологии, которые позволили распознавать выключенные фары автоматически, без участия инспекторов. Такая функция есть у камер производства «Астралаб». Это компания обслуживает порядка 1500 камер на территории 12 регионов России. Не исключено, что комплексы с такой функцией появятся по всей территории страны.
Штрафы по ст.12.30 выносят на основании 6 снимков с камеры:
- 2 фото, на которых запечатлен перед машины с разных ракурсов;
- 3 фото сзади в разных ракурсах;
- Фото гос. номеров.
В настоящее время камеры с такой функцией работают на территории Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Тольятти, Симферополя и др. российских городов.
Изменения в правилах ПДД
Изменения в ПДД, которые касаются применения световых приборов, были введены еще в 2010 году. Теперь в любое время суток и при любых условиях видимости на дороге ближний свет всегда должен быть включен. Необходимость в принятии такой поправки в ПДД обусловлена тем, что автомобиль с включенными огнями на дороге более заметен для окружающих, поэтому число аварийных ситуаций, связанных с невнимательностью, сводится к минимуму. А самое главное ожидаемая тенденция подтвердилась на практике и число аварий на дорогах в дневное время суток значительно сократилось.
Однако большинство водителей не выполняют установленные законом требования. Причиной тому может послужить банальная невнимательность, техническая неисправность автомобиля или другой повод. Однако независимо от этого, в случае нарушения водителю грозит наказание.
Штраф за езду с одной фарой
Зачастую на пути разъезжают машины с введенной одной фарой. Вторая либо отсутствует, либо перегорела лампа. Такое движение также будет рассмотрено как правонарушение, на шофера наложится взыскание. Но ситуация будет описана как нарушение запрета применения автотранспортного средства при условиях наличия перечня поломок. Наказание будет предусмотрено согласно статье 12.5 КоАП наложением штрафа 500 рос. рублей согласно обстоятельству выключенного либо грязного светового устройства. Также возможно устное предупреждение.
Несоблюдение списка неисправностей, эксплуатация машины с одним фонарем может послужить причиной аварии, в которой будут виноваты два участника, при условии, что нарушителем выступает один. Такое решение будет выдвинуто, если обнаружится неисправность одной фары у стороны, которая, как бы не нарушила правила езды.
Штраф за выключенные фары ночью
Передвижение на автомобиле в ночное время суток или в условиях недостаточной видимости предполагает использование как ближнего, так и дальнего света.
Важно знать: в случае отсутствия у автомобиля дневных ходовых огней водитель может использовать фары ближнего света. Это обстоятельство можно отнести к категории вынужденных действий. С учетом этого условия вероятность получения штрафной квитанции минимальна. Также при применении ближнего света автомобилист может не предпринимать дополнительных мер при передвижении в темное время суток.
Если ТС располагает исправными дневными ходовыми огнями, водитель при наступлении вечера должен позаботиться о включении ближнего света. При халатном отношении к нормам ПДД собственник ТС получит предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена статьей 12.20 главного административного документа страны.
В темное время суток в пределах города необходимо использовать только ближний свет. Ночная городская улица освещается фонарями, витринами и пр., поэтому дальний свет разрешен только на неосвещенных участках.
При выезде на трассу необходимо переключить свет на дальний, допускается цвет фары в пределах температуры 3000–5400 кельвинов. Включать ближний свет вместо дальнего необходимо:
- Если навстречу движется ТС, расстояние не менее 150 м.
- Если водитель встречного транспорта подает сигнал, что его ослепил свет фар вашего автомобиля.
- При маневре обгона водителю разрешается «поморгать» дальним светом для предупреждения участников движения, п. 19.11 ПДД РФ.
Чтобы увеличить мощность дальнего света, многие автомобилисты устанавливают в галогеновые фары ксенон. Такое переоборудование оптики считается нарушением правил. Если дальний свет превышает параметры цветовой температуры, которая разрешена на дорогах общего пользования (бело-синий свет не более 5600 К, яркость не более 1500 Л), инспектор имеет право предложить водителю открыть капот, чтобы посмотреть, есть ли блок розжига на ксеноновую лампу.
С 01 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА МОЖНО НЕ ВКЛЮЧАТЬ БЛИЖНИЙ СВЕТ ФАР?
В интернете быстро набирает популярность вопрос об отмене обязанности водителей включать ближний свет фар в населенных пунктах в весенне-летний период. По информации различных ресурсов, в Правила дорожного движения внесены изменения, разрешающие не включать, начиная с 1 апреля 2021 года ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении в населённых пунктах в светлое время суток. Как утверждается в публикациях, использование ближнего света фар являлось обязательным с 20 ноября 2010 года и сейчас это правило не действует. Кстати, тогда же в 2010 были внесены многочисленные изменения и усилена ответственность водителей. Стоит напомнить, что по общим правилам, за управление автомобилем с не включёнными осветительными приборами предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Оно и понятно, ведь автомобиль с включенными фарами гораздо заметнее на дороге, что непосредственно влияет на повышение уровня безопасности на дорогах.
Как утверждают авторы своих публикаций, внесение изменений в Правила дорожного движения связано с увеличением светового дня в весенне-летний период, а потому отмена включения фар вполне разумное и обоснованное решение.
Давайте разберемся, действительно ли подобная информация является достоверной, а также более детально рассмотрим ответственность за управление транспортным средством с не включёнными или неработающими (неисправными) внешними световыми приборами.
Проверив официальные источники правовой информации и действующую на конец апреля 2021 года редакцию Правил дорожного движения, изменений, влекущих отмену ближнего света фар в населенных пунктах мы в них не обнаружили. Обязанность включения фар ближнего света или дневных ходовых огней была ранее установлена пунктом 19.5 Правил дорожного движения, который действует и в настоящее время. Данный пункт Правил в последний раз подвергался изменениям 10 мая 2010 года. Этой датой и была введена обязанность использования ближнего света фар всеми без исключения транспортными средствами. До этого момента, использовать световые приборы требовалось лишь при движении на мотоциклах и мопедах; при движении в организованной транспортной колонне; на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения; при организованной перевозке групп детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве); при движении вне населенных пунктов.
Итак, обязанность включать ближний свет фар или использовать дневные ходовые огни в светлое время суток до настоящего момента никто не исключил.
ЕЗДИТЬ БЕЗ СВЕТА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖНО
…но только по территории Приднестровья (не признанной Молдавской Республики) и в период с 01 апреля по 30 сентября. Данное правило установлено указом её Президента и действует с 2021 года. Откуда подобное нововведение нахлынуло на Россию, и кто его массово распространил в мессенджерах остаётся только догадываться, но то что это очередной «фейк» с целью посмеяться над российскими автолюбителями остается фактом.
Последние поправки в ПДД, касающиеся штрафов за езду с отключенным светом, были внесены в конце 2010 года.
Согласно установленных законом правил, водители обязаны осуществлять движение со включенными огнями не только ночью, но и днем, даже при хороших условиях видимости.
Данная поправка была внесена на основании того, что автомобили с горящими фарами заметить на дороге намного проще. Это позволяет существенно снизить риск возникновения аварии.
Как показала статистика, внесение данной поправки позволило снизить численность аварий.
Правила оговоренные в п. №19, касаются:
- Всех механических транспортных средств, в том числе и велосипедов. Что касается применения данного правила к гужевым повозкам, то вышеуказанное правило к исполнению не обязательно, и имеет рекомендательный характер.
- Буксирующего транспорта и прицепов.
Зачем включать фары днем
Получается, что автолюбитель практически ничего не теряет от включенных ходовых огней, поэтому стоит поговорить о том, что он приобретает, кроме сэкономленных на штрафе 500 рублей.
Есть несколько ситуаций, когда автомобиль без обозначения светом фар практически не видно, даже при включенных ДХО или противотуманках. Они не так редки, как кажется.
- В лесу на фоне деревьев автомобиль теряется уже на расстоянии в 150-200 метров – таково восприятие человеческого глаза. Особенно такой эффект можно заметить зимой, когда деревья и землю покрывает ровный слой снега – тогда все объекты на белой простыне кажутся шумом. Конечно, нечасто можно встретить другой автомобиль в густом лесу, и обычно скорость ТС в такой местности невысока. Но все же не стоит экономить 100-300 миллилитров бензина и пренебрегать безопасностью.
- При езде по трассе в пасмурную погоду автомобиль еще заметен на расстоянии 200-300 метров, особенно если он на дороге один. Но стоит появиться другим автомобилям, но с включенными фарами, то он теряется и почти не выделяется на фоне. При увеличении дистанции до 700-900 метров даже ДХО не помогут различить автомобиль.
В целом, включенные огни БС помогают не потеряться в автомобильном потоке и быть увиденным другими водителями при перестроениях. Для пешеходов же время обнаружения автомобиля имеют решающее значение из-за разницы в скорости движения.
Если все же кажется, что не нужно включать фары днем в городе, то вот исследование специалистов, которое поддерживает включение ближнего света. В среднем, вероятность ДТП для водителя снижается на 13 процентов. Эта цифра складывается из множества других: в том числе, шансы наезда на пешехода снижаются на 15%, на велосипедиста – на 10%, лобового и бокового столкновений – на 10%.
Единственное, чем включенный БС плох – сложнее заметить сигналы тормоза в плотном потоке. Этого можно избежать, установив дополнительный стоп-сигнал на заднее стекло.
Когда можно моргать фарами?
Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:
- для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
- если Вас ослепляет встречное транспортное средство.
При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.
Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.
Условия/свет | Светлое время | Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов | Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог | Тоннель | Недостаточная видимость |
---|---|---|---|---|---|
Ближний свет | + | + | + | + | + |
Дальний свет | — | — | + | + | + |
Противотуманные фары | +1 | — | +2 | — | +2 |
Дневные ходовые огни | + | — | — | — | — |
Задние противотуманные фонари | — | — | — | — | + |
Неработающие осветительные приборы
Подобная ситуация – весьма распространённая, но всё же порой противоречивая. Разве виноват водитель в том, что фара не работает из-за перегоревшей лампочки? В общем, нет, но и здесь нелишне помнить о требованиях ПДД.
- Например, пункт 2.3.1 требует проверить исправность автомобиля, в том числе – работают ли фары. Неисправны – ехать нельзя. Если фары выходят из строя в пути, необходимо провести ремонт как можно скорее.
- Кроме того, у ПДД есть приложение о допуске ТС к эксплуатации. Третья часть посвящена работе световых приборов. Пункт 3.3. указывает: если фары не работают или хотя бы просто загрязнены, то движение на таком автомобиле запрещается.
Штрафовать за неисправную фару будут по статье 12.5 КоАПа, по первой части. Правда, наказание от этого не изменится – всё то же предупреждение или 500 рублей штрафа, если не работает фара ближнего света.
Представим ситуацию: автомобиль совсем недавно попал в ДТП, последствия относительно небольшие, но фара гореть перестала. Что делать, если инспектор остановил с претензиями по дороге в автосервис? Необходимо спокойно объяснить ситуацию и по возможности предъявить доказательства. Например, фото- и/или видеосъёмку аварии. В подобных ситуациях вполне можно рассчитывать на понимание сотрудника ГИБДД.