Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.
Неординарные комиссии
Поскольку принципы отбора компаний на комиссии по легализации налогов и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».
В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.
Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.
Не так давно появились комиссии по миграции бизнеса. На них налоговики вызывают руководителей и требуют объяснений – зачем компания уходит в другой регион. Цель таких комиссий – удержать добросовестных налогоплательщиков и не пускать в регион компании с нехорошей «налоговой историей».
Нормативное регулирование комиссий
Сразу оговорюсь, что термин «комиссия по легализации налоговой базы» существовал в письме ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4–15/14490@, которое, в свою очередь, было отменено письмом ФНС России от 7 июля 2020 г. № БС-4–11/10881@.
С тех пор иных писем, утверждающих работу данных комиссий, ФНС России не издавала, что означает отсутствие их легального нормативного закрепления.
Однако связи с тем, что данный термин уже прочно вошел в обиход, то для простоты восприятия автор будет продолжать пользоваться им и далее.
Вызов на такую комиссию приравнивается судами к даче пояснений в рамках подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ. В своих решениях они последовательно придерживаются следующей аргументации: решения по результатам комиссий носят рекомендательный характер, направлены на самостоятельную оценку налоговых последствий с учетом предъявленных налоговым органом фактов, неисполнение указанного предложения не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика; налоговые органы не возлагают на налогоплательщика незаконно какие-либо обязанности, обязательных предписаний ему не выдают (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2019 г. № Ф08–8113/2019 по делу № А32–4274/2019, постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2019 г. № Ф05–16131/2019 по делу № А41–394/2019 и т.д.).
Поэтому и обжаловать вызовы на такие комиссии бесполезно.
Как проходят комиссии? Какими методами пытаются воздействовать на налогоплательщика? Могут ли на комиссиях присутствовать полицейские?
Беседа проводится в формате интервью, во время которого директору или бухгалтеру могут показать экран компьютера, на котором красным цветом отмечены разрывы по НДС в программе АСК НДС-2 в цепочке его контрагентов (зачастую это вообще 2-5 и т.д. по счету звено), заявляют, что они работают с однодневками с целью незаконного уменьшения налогообложения, что у налоговой есть серьезная доказательственная база; затем будут убедительно предлагать подать уточненные декларации и доплатить налоги с предупреждением о предстоящем назначении выездной проверки, если этого не сделать. Разумеется, будут упомянуты и многочисленные проблемы с правоохранительными органами.
Возможен и вариант, когда представитель этих самых органов будет присутствовать на заседании комиссии и всем своим внешним видом (а то и словом) весьма красноречиво намекать на всю серьезность ситуации. Правомерно ли это?
Автор данной статьи считает, что нет.
Налоговые органы по закону не уполномочены проводить оперативно-розыскные мероприятия. Тем более, что начиная с 09.03.2022г. уголовное дело по налоговым преступлениям следователи СК РФ могут возбудить только на основании материалов, полученных из налоговой инспекции (Федеральный закон от 09.03.2022 №51-ФЗ внес изменения в ст. 140, ст.144 УПК РФ.). Прежний порядок наделял их данным правом и без участия налоговиков, лишь на основании имеющихся у них материалов. Это могли быть заявления от бывших сотрудников или конкурентов, информация оперативников, публикации в СМИ. Теперь же непременным условием для возбуждения дела является вступившее в законную силу решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и неисполнением им в течение двух месяцев требования об уплате налогов. А дать поручение на проведение ОРМ сотрудникам полиции налоговый орган не может в принципе.
В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.
Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.
Сотрудничество с инспекцией по труду
Следует сказать, что эта структура чаще других органов идет на контакт с ИФНС и быстро реагирует на запросы, предоставляя нужные сведения о выполненных проверках, их сроках и основаниях.
Они особенно актуальны в случаях, когда у налоговой службы есть сведения о выплате зарплат «в конвертах».
Вопросы о производственных тонкостях
В последнее время они часто задаются на комиссиях. Налоговики интересуются изношенностью активов, проблемами отрасли, технологическими особенностями производства.
Инспекторам необходимо понимать специфику сферы деятельности предпринимателя. Это помогает оценить достоверность сведений, предоставляемых хозяйствующим субъектом. Кроме того, такие знания пригодятся и при проверке другого плательщика, которая, вполне вероятно, проводится в это же время.
Если в тех или иных мерах, принимаемых предпринимателем в процессе производства, не скрывается стремление уклониться от налоговых обязательств, то разъяснить тонкости процесса в интересах самого субъекта.
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана.
По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить.
По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
- если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
- у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
- по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
- деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Получить приглашение на комиссию может любая компания. И совсем не обязательно, что на заседании налоговики потребуют доплатить налоги или взносы. Возможно, инспекторы просто предупредят представителей организации о рисках работы с одним из контрагентов (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2019 по делу № А33-3112/2019).
Тем не менее есть компании, шансы которых получить «пригласительный» наиболее высоки (они перечислены в Письме ФНС России). В зоне риска те, у кого:
- есть недоимка по НДФЛ или взносам;
- отчисления по НДФЛ за год уменьшились на 10%;
- отчисления по взносам за год снизились, но количество работников не изменилось;
- количество работников за год уменьшилось на 30%;
- зарплата ниже…
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана.
По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить.
Как себя вести на налоговой комиссии
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.
Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.
Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.
К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:
- работа сотрудников на условиях неполной занятости;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы;
- временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.
Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.
Кого вызовут на комиссию?
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:
- заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года ;
- имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;
- имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
- налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.
При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;
- выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
- предприниматели:
ФНС в письме от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12722@ дала следующие разъяснения:
Целью работы комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы (далее — комиссия) является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость (далее — НДС), налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.
Уведомлению о вызове на комиссию должно предшествовать получение информационного письма. В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. В информационном письме необходимо предложить налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке, установленном статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др. Также в информационном письме налогоплательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (с учетом изменений и дополнений).
Региональная межведомственная комиссия по налогам: особенности работы
Межведомственная налоговая комиссия в регионе может учреждаться как инструмент:
- увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта, во внебюджетные фонды;
- снижения неформальной занятости граждан.
Комиссия наделяется правами:
- по запросу документации из различных органов власти — в том числе ФНС (по задолженностям работодателей в различные бюджеты и иным нарушениям), Трудинспекции (по задолженностям выплаты зарплаты), Минтруда (по трудоустройству граждан), ФССП (по взысканию задолженностей в бюджеты);
- по приглашению на комиссию должностных лиц от различных органов;
- по приглашению на комиссию налогоплательщиков и плательщиков страхвзносов.
Что директор может делать и каковы последствия различных действий
Инспекция, как правило, не назначает предпроверочный анализ, пока не пообщается с директором компании. Поэтому её цель — заполучить руководителя для разговора на комиссии. Значит ли это, что приходить ни в коем случае не надо? Вариант «не приходить» существует, но не все так однозначно.
Не приходить. Весомые основания:
- у одного из сотрудников компании обнаружен КОВИД, поэтому директор теперь тоже в зоне риска;
- руководитель контактировал с КОВИДным больным, поэтому самоизолировался;
- у директора есть признаки КОВИДа: нет обоняния, поэтому ему лучше прекратить все контакты и самоизолироваться.
Какие могут быть последствия? Или вас будут вызывать и дальше, но потом отстанут, или передадут материалы по вам на предпроверочный анализ, а там и до включения в план выездных проверок недалеко.
Пойти. Идти одному нет смысла, надо идти с адвокатом. Почему нет смысла идти одному? Потому, что адвокат:
- оценит серьёзность аргументов инспекции;
- выяснит, кто инициатор вызова директора на комиссию: территориальная инспекция (ИФНС) или управление (УФНС);
- спрогнозирует, что будет дальше;
- предложит варианты действий.
Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика
Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обусловлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом № ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг |
Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов: – анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15); – контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16); – динамика численности и заработной платы (приложение 13); – динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7) |
Ежемесячный мониторинг | Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17) |
Развитие судебной практики по вопросам обжалования решений комиссий по легализации объектов налогообложения
22 апреля 2019 года Арбитражный суд Московской области вынес решение по делу ООО «Производственно-строительная компания Пластметалл» (далее – «Общество», дело № А41-394/2019).
Как следует из решения, в отношении Общества было проведено заседание комиссии по легализации объектов налогообложения. Заседание проводилось в рамках предпроверочного анализа. По его результатам налоговой инспекцией был составлен протокол, согласно заключительной части которого Обществу было предложено произвести расчет сумм налогов, которые Общество признает необоснованной налоговой выгодой, и представить предложения по корректировке суммы налогов к уплате за соответствующие периоды в соответствии со ст. 81 НК РФ.
Действия налоговой инспекции были обжалованы Обществом в вышестоящем налоговом органе, который оставил жалобу Общества без удовлетворения.
Суд, рассмотрев заявление Общества о признании не соответствующим закону решения комиссии, оформленного протоколом, а также о признании не установленной презумпции вины Общества в получении необоснованной налоговой выгоды, принял решение прекратить производство по делу и отказать Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа.
В обоснование своей позиции суд указал на следующее:
- Решение комиссии, состоящей из должностных лиц налогового органа, оформленное протоколом, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ, так как оно не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении Общества, не влечет для него каких-либо правовых последствий и его исполнение не обеспечено мерами государственного принуждения. Соответственно, данный акт не затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
- Решение комиссии по своей правовой природе является процессуальным документом, фиксирующим результаты заседания комиссии, и носит информационный характер.
- Действующее налоговое законодательство содержит нормы об обязанности налоговых органов в рамках установленной законом процедуры доказывать виновность налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и оформлять результаты такой процедуры надлежащим образом. В данном случае процедура доказывания налоговым органом наличия вины налогоплательщика, проведенная налоговой инспекцией в установленной законом форме, отсутствует.
Применительно к решению вышестоящего органа суд, ссылаясь на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указал на то, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде только в том случае, если оно представляет собой новое решение либо была нарушена процедура его принятия, или если вышестоящий налоговый орган вышел за пределы своих полномочий.
Специалисты налоговой практики Dentons имеют значительный опыт представления интересов клиентов в налоговых спорах. Мы будем рады оказать вам всестороннюю поддержку как на этапе проведения предпроверочного анализа, так и непосредственно в ходе налоговых проверок (включая поддержку при подготовке ответов на требования налоговых органов, представление интересов компаний при проведении осмотров и выемки, сопровождение процедуры допроса сотрудников) и споров с налоговыми органами (включая рекомендации по формированию правовой позиции, представление интересов в спорах с налоговыми органами на досудебной стадии и в суде).