Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо знать предпринимателю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.
Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.
Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.
Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.
Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.
Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.
Что меняется в порядке уплаты налогов с 2023 года
С 2023 года вступают в силу масштабные поправки в НК РФ, полностью меняющие порядок и сроки уплаты в бюджет подавляющего большинства налогов и страховых взносов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП), применение которых станет обязательным как для организаций и ИП, так и для граждан.
В соответствии с изменениями каждой компании будет открыт свой собственный счет (единый налоговый счет), с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы. Средства на ЕНС будут перечисляться не в качестве того или иного налога, а именно в виде единого налогового платежа – без конкретизации налоговой обязанности.
Не в качестве единого налогового платежа в бюджет будут вноситься (новая редакция абз. 4 п. 1 ст. 58 НК РФ):
- государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ,
- НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента.
Кроме того, исключение сделано для самозанятых плательщиков налога на профессиональный доход и плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Указанный налог и сборы можно будет уплачивать как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 58 НК РФ).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 января 2023 года меняется порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и страховых взносов.
2. Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП).
3. Каждой компании будет открыт ЕНС, с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы.
4. Деньги на ЕНС будут поступать в виде ЕНП – без конкретизации налоговой обязанности.
5. Налоговые органы будут самостоятельно производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов.
6. Обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП.
7. Применение ЕНС обязательно для организаций, ИП и граждан, но для некоторых налогоплательщиков сделано исключение, и они могут уплачивать свои платежи как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками.
Для всех прочих плательщиков вводится безальтернативная уплата налогов и страховых взносов путем перечисления ЕНП на единый налоговый счет. Поступающие на счет денежные средства будут формировать сальдо единого налогового счета. На этом же счету будет учитываться и совокупная налоговая обязанность компании-плательщика в денежном выражении. Налоговики самостоятельно станут производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов. Списание денег с ЕНС в указанных целях будет производиться с соблюдением следующей последовательности (новая редакция п. 8 ст. 45 НК РФ):
- погашение налоговой недоимки начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- уплата налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с момента возникновения обязанности по их уплате;
- уплата пеней;
- уплата процентов;
- уплата штрафов.
Порядок списания налогов при ликвидации
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.
На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .
Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации
Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?
Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).
- Единый налоговый платёж — это новый способ уплаты налогов и сборов. ЕНП для юридических лиц и ИП с 2023 года является обязательным. Нет бизнеса, который от него освобождён. Есть лишь платежи, которые под него не подпадают.
- В виде ЕНП нужно платить почти все налоги, авансы по ним, сборы, страховые взносы, пени, проценты и штрафы. Но есть платежи, которые в него не входят. Например, ЕНП не распространяется на взносы на травматизм, которые ежемесячно платят абсолютно все работодатели.
- Деньги, перечисленные в виде ЕНП, попадают на ЕНС. Оттуда их распределяет налоговая в особом порядке.
- Инспекции нужно сообщить о том, сколько налогов и взносов насчитала компания. Для этого помимо налоговой отчётности придётся подавать специальные уведомления. А в некоторых случаях — распоряжения на зачёт переплаты.
- В 2023 году действуют переходные положения — разрешено платить налоги и взносы по старым правилам, то есть индивидуальными платёжными поручениями, как раньше. Но если хоть раз подать уведомление по одному налогу, то старый способ уплаты больше применять будет нельзя, причём по всем платежам.
- Установлен единый срок подачи отчётных форм — 25 число, а также единый срок уплаты налогов — 28 число. Но это распространяется не на все обязательные платежи. И даже не на все платежи, входящие в ЕНП. Рекомендуем уточнять сроки в Налоговом кодексе.
- Если после уплаты налогов на спецсчёте останутся деньги, их можно будет вернуть. Возврат делают по заявлению в течение десяти рабочих дней.
А теперь давайте разбираться более подробно.
Что такое единый налоговый счёт
ЕНС — это спецсчёт компании в Казначействе. Единый налоговый счёт с 2023 года есть у каждого плательщика. На него будут зачисляться все суммы, переведённые в виде ЕНП. Когда настанет день уплаты налога, он спишется с ЕНС автоматически. Это очень приближённое описание новой системы — на самом деле всё сложнее, и есть много нюансов.
Единый налоговый счёт с 2023 года для ИП и организаций — это обязательное нововведение. Отказаться от перечисления налогов через него невозможно.
Как любой счёт, ЕНС состоит из приходной и расходной частей. В приходной части ЕНС отражаются все налоговые поступления, которые перечисляет компания. То есть все суммы, которые она отправит в бюджет в виде ЕНП.
В 2023 году зачисляться на налоговый счёт будут и другие суммы. Все платежи, направленные в рамках переходного периода по индивидуальным платёжкам, также попадут на ЕНС.
В расходной части этого счёта будет формироваться совокупная налоговая обязанность плательщика. Это все обязательства — налоги, сборы, взносы, пени, штрафы, проценты, госпошлины, — которые он должен заплатить на сегодняшний день.
Срок предъявления (направления) требования об уплате налога, пеней, штрафов
Как уже упоминалось ранее, согласно п. 1 ст. 45 НК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В данном случае НК под «требованием» понимает строго формализованный документ, исходящий от налогового органа, который в силу п. 1 ст. 69 НК представляет собой письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, пеней, а также об обязанности уплатить, указанную в нем сумму в установленный срок.
Письменное извещение об обязанности уплатить штраф также направляется в форме требования (п. 3 ст. 103.1 НК).
Требование об уплате налога, пеней, штрафа должно содержать сведения о сумме, подлежащей уплате, начисленной на момент направления требования, сроке ее уплаты, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога (штрафа) и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Общий порядок и особенности исполнения налоговой обязанности
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).
Комментарии к ст. 45 НК РФ
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае если налогоплательщик не имеет возможности самостоятельно уплатить налог, то на основании статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
КС РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица, следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
Следовательно, при уплате, например, государственной пошлины за государственную регистрацию договора по отчуждению недвижимого имущества организацией физическому лицу в платежных документах должно быть указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно организацией и физическим лицом за совершение в отношении их юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, и именно за счет их собственных денежных средств.
Пунктом 4 статьи 45 НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Приложение. Расчет прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципального предприятия
Приложение
к Положению о порядке перечисления
части прибыли муниципальных предприятий в бюджет
Ромодановского городского поселения
Показатели для расчета
По данным плательщика
Налоги и иные обязательные платежи
Сумма прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (стр. 1 — стр. 2)
Размер части прибыли, %
Сумма отчислений от прибыли, подлежащая перечислению в бюджет (стр. 3 x стр. 4)
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Что такое обязательные платежи в бюджет
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 186-ФЗ, от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 22.12.2020 N 447-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 219-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)
До утверждения в установленном порядке федеральных стандартов применяются нормативные правовые акты, изданные до 02.12.2014 (ФЗ от 01.12.2014 N 405-ФЗ).
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Налоги и отчеты ИП на ОСН
Налоги. Предприниматели на общей системе налогообложения платят два основных налога:
Налог | Ставка | Срок уплаты |
---|---|---|
НДФЛ | Считается от прибыли ИП. |
13% — для прибыли меньше 5 млн рублей в год;
15% — с части прибыли, превышающей 5 млн рублей
до 25 июля — авансовый платеж за полугодие;
до 25 октября — авансовый платеж за 9 месяцев;
до 15 июля следующего года — налог за истекший год за минусом авансовых платежей
10% — цены детских товаров и некоторых продуктов питания;
0% — цены товаров на экспорт
На общей системе налогообложения предприниматели могут платить и другие налоги. Например, если у ИП в собственности есть автомобиль, то он должен уплачивать транспортный налог.
Отчетность ИП на ОСН. У предпринимателей на ОСН больше всего отчетности по сравнению с другими налоговыми режимами.
Комментарий к ст. 45 НК РФ
1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
При этом законодательством о налогах и сборах может быть возложена обязанность по уплате налога и сбора на других лиц в случаях:
1) предусмотренных НК РФ (статьей 24, п. 2 статьи 45 НК РФ), налоговые агенты обязаны исчислять и удерживать налоги и сборы;
2) смерти физического лица или объявления его умершим обязанность уплатить поимущественные налоги (в пределах наследственного имущества) возлагается на наследника (п. 3 статьи 44 НК РФ);
3) если обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять его имуществом (п. 1 статьи 51 НК РФ);
4) если обязанность по уплате налогов и сборов лица, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет средств недееспособного лица (п. 2 статьи 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится:
— взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса.
При этом взыскание налога с налогоплательщика-организации (налогового агента — организации) производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты — федеральный, региональный или местный (внебюджетные фонды — ПФР, ФСС и пр.) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом или налоговым агентом — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога;
— взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 47 и 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица (налогового агента — физического лица) производится по иску налогового органа (таможенного органа) и только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом настоящим Кодексом предусмотрено, что взыскание налога с организаций не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
а) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами.
В этом случае взыскание налога налоговым органом возможно только путем обращения с иском в арбитражный суд;
б) юридической квалификации статуса характера деятельности налогоплательщика (установление налоговым органом иной организационно-правовой формы налогоплательщика-организации, иных видов деятельности организации, не предусмотренных ее уставом, и т.п.).
Споры о взыскании сумм налогов и сборов, не уплаченных в связи с юридическим статусом и характером деятельности организации, подлежат судебному рассмотрению.
Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества (в том числе денежных средств) налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).
2. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк, в котором у налогоплательщика (плательщика сбора) открыт банковский счет, платежного поручения (иного платежного документа) на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика — при уплате налога в безналичной форме.
При этом срок по уплате налога для целей налогообложения истекает не в 24 часа последнего дня, а в тот час, когда прекращаются соответствующие операции в банке последнего дня истечения срока по уплате налога.
В соответствии со статьей 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации (органе местного самоуправления, банке и т.п.), то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок, то есть если документы либо денежные суммы (для уплаты налогов и сборов) были сданы на почту или телеграф до 24 часов последнего срока уплаты налогов и сборов, то срок не считается пропущенным.
Налогоплательщик-фрилансер
В категории физ. лиц существуют виды налогоплательщиков, в отношении которых закон предусматривает дополнительные требования по налогообложению. О некоторых стоит упомянуть особо.
Фриланс становится все более популярным способом самозанятости. И если кому-то это дело начинает приносить заметный доход, появляется повод задуматься о налогообложении. Фискальные органы службу свою знают, и лучше не дожидаться момента, когда они заметят вас самостоятельно.
На практике, время для этого наступает, когда месячный доход достигает 50 тыс. руб. При таком размере затраты на легальное индивидуальное предпринимательство в различных его формах перестанут быть неподъемными. В Российской Федерации у фрилансера есть несколько методов вносить в гос. бюджет свою лепту.