Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовая или социальная? Как назначается пенсия, объяснила профсоюзный юрист». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ближайшие 5-10 лет пенсионного возраста достигнет самая большая возрастная группа. А трудоспособное население будет уменьшаться. Если сейчас на 100 трудоспособных приходится около 22 человек старше этого возраста, то к 2030 году их будет 32, а в 2050 – 40. Но проблема не в том, что пенсионеров станет много, а в устаревшей пенсионной системе. В новых демографических условиях она просто не работает. Фонд соцзащиты населения не справляется с обеспечением доходами актуальных пенсионеров, а субвенции из бюджета с каждым годом увеличиваются. Но так не может продолжаться бесконечно – бюджет не резиновый.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Страна закрыта для мигрантов, но с легкостью отпускает своих граждан
Если бы не иммиграционные потоки, в странах Европы демографический рост был бы отрицательным. Эта проблема актуальная и для Беларуси.
По официальной статистике, в 2018 году всего 15 тысяч человек эмигрировали из Беларуси. При этом Евростат сообщает о 138 тысячах белорусов, впервые получивших в том же году разрешение на проживание в ЕС. Эти данные отличаются 9 раз. А количество уезжающих на учебу и работу, которых белорусская статистика не видит, – еще выше.
При этом Беларусь никак не компенсирует эти потери и остается достаточно закрытой даже для мигрантов из «братских» стран. Правила получения белорусского гражданства или вида на жительство строже, а процесс более забюрократизирован, чем в США или в большинстве стран Евросоюза.
Как раз приезжие трудоспособные граждане могли бы внести свою лепту в белорусскую экономику. Главные плюсы иммиграции, по мнению экспертов, – это самый быстрый способ увеличения населения, который дает возможность управляемого изменения качественной структуры населения.
Увеличить число новых жителей было бы возможно при реализации соответствующей экономико-ориентированной миграционной политики и создании более простых условий для привлечения в страну интересующих групп, облегчении для них условий легализации своего статуса и получения вида на жительство или гражданства.
История населения Беларуси
Год | Население | Прирост населения |
---|---|---|
1951 | 7 721 719 | N/A % |
1952 | 7 688 063 | -0.44 % |
1953 | 7 678 568 | -0.12 % |
1954 | 7 691 831 | 0.17 % |
1955 | 7 725 674 | 0.44 % |
1956 | 7 777 178 | 0.67 % |
1957 | 7 843 087 | 0.85 % |
1958 | 7 919 076 | 0.97 % |
1959 | 8 000 761 | 1.03 % |
1960 | 8 083 721 | 1.04 % |
1961 | 8 164 939 | 1.00 % |
1962 | 8 242 429 | 0.95 % |
1963 | 8 316 895 | 0.90 % |
1964 | 8 390 770 | 0.89 % |
1965 | 8 467 102 | 0.91 % |
1966 | 8 546 784 | 0.94 % |
1967 | 8 629 213 | 0.96 % |
1968 | 8 712 612 | 0.97 % |
1969 | 8 795 307 | 0.95 % |
1970 | 8 874 966 | 0.91 % |
1971 | 8 950 593 | 0.85 % |
1972 | 9 022 073 | 0.80 % |
1973 | 9 090 366 | 0.76 % |
1974 | 9 156 224 | 0.72 % |
1975 | 9 220 886 | 0.71 % |
1976 | 9 284 726 | 0.69 % |
1977 | 9 347 881 | 0.68 % |
1978 | 9 410 426 | 0.67 % |
1979 | 9 473 400 | 0.67 % |
1980 | 9 537 533 | 0.68 % |
1981 | 9 603 272 | 0.69 % |
1982 | 9 669 895 | 0.69 % |
1983 | 9 736 882 | 0.69 % |
1984 | 9 803 535 | 0.68 % |
1985 | 9 869 304 | 0.67 % |
1986 | 9 933 597 | 0.65 % |
1987 | 9 996 076 | 0.63 % |
1988 | 10 053 989 | 0.58 % |
1989 | 10 102 780 | 0.49 % |
1990 | 10 137 679 | 0.35 % |
1991 | 10 156 000 | 0.18 % |
1992 | 10 157 544 | 0.02 % |
1993 | 10 144 657 | -0.13 % |
1994 | 10 121 596 | -0.23 % |
1995 | 10 092 817 | -0.28 % |
1996 | 10 061 141 | -0.31 % |
1997 | 10 026 978 | -0.34 % |
1998 | 9 989 528 | -0.37 % |
1999 | 9 947 026 | -0.43 % |
2000 | 9 897 893 | -0.49 % |
2001 | 9 841 269 | -0.57 % |
2002 | 9 778 396 | -0.64 % |
2003 | 9 712 309 | -0.68 % |
2004 | 9 647 760 | -0.66 % |
2005 | 9 589 131 | -0.61 % |
2006 | 9 539 298 | -0.52 % |
2007 | 9 498 550 | -0.43 % |
2008 | 9 466 609 | -0.34 % |
2009 | 9 442 926 | -0.25 % |
2010 | 9 426 816 | -0.17 % |
2011 | 9 417 924 | -0.09 % |
2012 | 9 416 185 | -0.02 % |
2013 | 9 420 300 | 0.04 % |
2014 | 9 427 656 | 0.08 % |
2015 | 9 435 615 | 0.08 % |
2016 | 9 442 548 | 0.07 % |
2017 | 9 447 954 | 0.06 % |
2018 | 9 451 434 | 0.04 % |
2019 | 9 452 511 | 0.01 % |
2020 | 9 450 857 | -0.02 % |
2021 | 9 451 613 | 0.01 % |
2022 | 9 452 369 | 0.01 % |
2023 | 9 453 125 | 0.01 % |
Условия назначения пенсии в 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.
Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:
– 63 года – для мужчин;
– 58 лет – для женщин.
Соответственно, право на пенсию получат
– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;
– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.
Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.
Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.
Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).
Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.
Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).
Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Главная проблема — кто будет обеспечивать пенсионеров
Само по себе уменьшение населения, в том числе трудоспособного, не является проблемой.
— Важно, как живет каждый человек, то есть ВВП на душу населения. Мы знаем примеры маленьких по населению стран, но жители которых живут очень хорошо. Например, в Литве население гораздо меньше, чем в Беларуси, но их ВВП на душу населения выше. Иная ситуация, когда демография накладывается на какие-то структурные проблемы. В нашем случае одна из ключевых проблем в том, что у нас нет накопительной пенсионной системы, а только солидарная. Это значит, что нам важно относительное число пенсионеров к людям трудоспособного возраста. В этом плане старение населения представляет серьезную опасность, потому что непонятно, как мы будем содержать людей на пенсии. Ведь количество пенсионеров будет расти в ближайшие годы, — говорит Лев Львовский.
Уменьшение количества населения, по словам эксперта, будет негативно влиять на ВВП, что тоже может иметь негативные последствия. Есть и другие связанные с этим процессом проблемы, например, при старении населения увеличивается спрос на медицинские услуги. Значит, на государственную медицину надо выделять больше ресурсов. Это подразумевает усиление давления на бюджет.
Но эти эффекты не столь значимые, как вопрос обеспечения пенсиями в связи с изменением соотношения людей трудоспособного возраста и старше него. Именно это в большой степени сказывается на размере нынешних пенсий. А дальше ситуация будет только усугубляться.
— Каждый, кто проведет симуляцию демографических трендов в Беларуси, увидит все наши проблемы на ближайшие 100 лет. В плане негативного влияния для экономики потенциальный кризис нас ждет где-то в середине этого века, когда процесс старения населения приведет к тому, что количество пенсионеров на одного человека трудоспособного возраста увеличится в 1,5 раза. Пик будет в 2055 году, а сейчас же мы находимся в начале восхождения к нему.
Численность трудоспособного населения России по годам
Сравним, как менялось число взрослого населения страны в разные годы. Для удобства представим данные в таблице.
Год |
Трудоспособное население, млн. чел.* |
2010 |
88 359 |
2015 |
85 415 |
2016 |
84 199 |
2017 |
83 224 |
2018 |
82 264 |
2019 |
81 362 |
2020 |
82 678 |
2021 |
81 881 |
Как будет повышаться пенсионный возраст?
Итак, как мы уже кратко рассказали в предыдущем разделе, окончательная редакция принятого ФЗ № 350 предусматривает его поэтапное вступление в силу. Это сделано для уменьшения социального напряжения.
Потому что, представьте себе состояние человека, который собирался на пенсию через несколько месяцев, и вдруг узнал, что его право на «заслуженный отдых» в одночасье отодвинулось на целых пять лет. Как минимум, это бесчеловечно, как максимум – чревато массовыми беспорядками, ведь ежегодно в Росси достигают пенсионного возраста полтора миллиона человек.
В наших условиях этого не произойдет. Самая уязвимая возрастная группа – те, кто, согласно прежнему законодательству, должны были пойти на пенсию в 2022 -2020 годах, выйдут на нее всего на год-полтора позже запланированного срока, поскольку для них предусмотрены льготные условия.
Для большей наглядности предлагаем вашему вниманию сводную таблицу-график. Она демонстрирует корректировку пенсионного возраста в последующие 5 лет.
Время выхода на пенсию по прежнему законодательству |
Увеличение пенсионного возраста (годы) |
Новый пенсионный возраст (женщины/ мужчины) |
Время выхода на пенсию, согласно новому закону |
2019 (январь-июнь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2019 (июль-декабрь) |
2019 (июль-декабрь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2020(январь-июнь) |
2020(январь-июнь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2021(июль-декабрь) |
2020(июль-декабрь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2022(январь-июнь) |
2021 |
3 |
58/63 |
2024 |
2022 |
4 |
59/64 |
2026 |
2023 |
5 |
60/65 |
2028 |
Во сколько лет будут уходить на пенсию учителя и медработники?
Прежнее законодательство позволяло педагогам и медработникам досрочно выйти на пенсию после выработки профессионального стажа. Срок стажа составлял 25 или 30 лет, в зависимости от конкретного места работы учителя или врача. Право на досрочную пенсию и размер стажа новый закон не изменил. Но повышение пенсионного возраста затронуло врачей учителей так же, как остальных. Теперь на досрочную пенсию выйти можно не сразу после окончания выработанного стажа, а через пять лет после того, как он выработан.
Поскольку увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно, пятилетний срок после выработки педагогического или медицинского стажа также не наступает в одночасье. С 2022 по 2022 он будет постепенно увеличиваться от полугода до четырех лет, и лишь в 2023 достигнет установленной ФЗ № 350 отметки в 5 лет.
Как это будет происходить – видно по нижерасположенной таблице
Год окончания срока медицинского или педагогического стажа |
Срок, необходимый для выхода на пенсию после окончания срока стажа |
Год, когда можно выйти на пенсию |
2019 |
0,5 |
2019-2020 |
2020 |
1,5 |
2021-2022 |
2021 |
3 |
2024 |
2022 |
4 |
2026 |
2023 |
5 |
2028 |
Льготы для пенсионеров
Существуют и определенные льготы пенсионерам. Подобные меры применяются из-за социальной уязвимости данной категории. Размер выплат небольшой, поэтому людям на заслуженном отдыхе может понадобиться помощь государства в поддержании уровня жизни и здоровья на оптимальном уровне.
Для получения льгот необходимо предоставлять пенсионное удостоверение, а также документы, подтверждающие определенную принадлежность гражданина. Всем пенсионерам предлагаются следующие виды льгот:
- Скидки в размере 50 % при приобретении билетов на электричку, а также на пригородный автомобильный и водный транспорт. Льгота предоставляется в период с мая и по конец сентября, для снижения расходов во время дачного сезона.
- Льготы при выплатах за ЖКХ услуги. В данном случае площадь не имеет значения, но важно, чтобы на территории пенсионер был зарегистрирован один.
- Не требуется платить налог на недвижимость по капитальному строительству.
При обращении в нотариальную контору предлагается скидка в 50 % при оплате государственной пошлины.
Предусмотрены и определенные скидки для пенсионеров, имеющих инвалидность:
- 90 % скидки предоставляется на лекарства, которые приобретаются в государственных аптеках по рецепту лечащего врача.
- Протезирование в государственных клиниках также предоставляется бесплатно, но при применении недорогостоящих материалов.
- 50 % скидки предоставляется на оплату использования жилых помещений и стоимости техобслуживания.
- Бесплатно предоставляется и специальное медицинское оборудование, которое требуется для реабилитации и нормальной жизнедеятельности.
- В первую очередь предоставляется жилье пенсионерам-инвалидам, имеющим открытую форму туберкулеза.
- По врачебным показаниям может бесплатно предоставляться и санаторно-курортное лечение. При необходимости путевка может предоставляться и лицу, ухаживающему за больным.
- Гаражи и дачи, располагающие не по месту проживания пенсионера, не облагаются налогом.
- Не берется и плата за земельные участки, если на жилой площади не зарегистрированы граждане предпенсионного возраста.
- Для пенсионеров уменьшается и транспортный налог.
Некоторые пенсионеры могут рассчитывать на предоставление дополнительных льгот в зависимости от специфики работы, определенных заслуг и стажа. На льготы могут рассчитывать ветераны войны, герои труда, сотрудники прокуратуры и органов МВД.
Пенсионерам старше 80 лет полагается надбавка в размере 50 % от минимальной пенсии.
Изменений уже с 1 января 2023 года относительно пенсионеров, настоящих и будущих, сразу несколько. Так, отработанное время, за которое надо предоставить справки о заработной плате, вырастет до 29 лет. Впереди еще два года и повышения данного срока до 31 года. А до 19 лет повысится тот минимальный страховой стаж, который нужен для назначения трудовой пенсии.
А вот реформа, затрагивавшая увеличение пенсионного возраста белорусов, уже завершена. Потому с 1 января 2023 года и далее (пока ее продолжение не планируется) пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года.
Теперь о том, что касается конкретных сумм. Так, Федерация профсоюзов Беларуси сообщала, что в 2023-м было запланировано, как минимум, одно повышение пенсии. А еще есть цифра среднемесячной пенсии по возрасту для неработающего пенсионера в 2023 году – это 693 белорусских рубля.
Что касается повышение пенсии в Беларуси (речь о трудовой пенсии), то в Минтруда его также ожидают не менее одного раза в 2023 году. Произойти это может, по словам главы госоргана Ирины Костевич, при росте зарплаты в стране и соответствующим уровнем инфляции. А наиболее оптимистичным на этом фоне выглядит заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, который пообещал повысить пенсии в 2023 году «раза три».
Добавим также, что своим чередом стоит ждать повышения социальных пенсий, повышений, надбавок и доплат к пенсиям. Их, по традиции, пересчитают в соответствии с ростом бюджетом прожиточного минимума, который пересчитывают раз в квартал – с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
Пенсия по возрасту при 10 годах страхового стажа назначается:
- женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
- лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины – не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
- лицам, которые не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, проходили военную службу (или службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам закона о пенсионном обеспечении для военнослужащих. При этом у них должен быть общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
- лицам, которые более 10 лет являются инвалидами I или II группы, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.
С 1 января 2021 года мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам 60 лет, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Кто считается предпенсионером в 2022 году: таблица
Предпенсионеры – это люди, которые скоро выходят на пенсию. Статус предпенсионера присваивается автоматически при достижении определенного возраста.
В зависимости от категории льгот, на которые могут рассчитывать пенсионеры, они получают статус предпенсионера:
за 5 лет до пенсионного возраста – в сфере занятости и труда;
в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин – при оформлении налоговых льгот.
Таблица Предпенсионный возраст для оформления трудовых льгот, женщины
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | |
Пенсионный возраст | 57 | 58 | 59 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
Возраст предпенсионера | 52 | 53 | 54 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 |
Год рождения | 1964-1968 | 1965-1968 | 1966-1968 | 1966-1968 | 1967-1669 | 1967-1970 | 1968-1971 | 1968-1972 | 1969-1973 |
Женщины в 2022 году считаются предпенсионерами, если им 54 года и больше.