Понятие «правовая информация» сквозь призму теории права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие «правовая информация» сквозь призму теории права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Из истории развития компьютерных правовых систем

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций привело к тому, что появилась возможность использовать их в работе с законодательной информацией. В 70-х годах ХХ века на Западе были предприняты первые попытки использовать информационные технологии для сбора, систематизации и хранения больших объемов правовой информации. В это время появились первые компьютерные справочные правовые системы (СПС), которые решали поставленные задачи. Они представляли собой электронные картотеки, в которых пользователь мог найти все интересующие его реквизиты документа (дату документа, полное название, номер, название принявшего органа и т.п.)

Первая электронная картотека в Европе была создана в 1967 году в Бельгии. Она называлась CREDOC и была результатом совместного труда университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В эту систему была включена информация о документах внутреннего и международного права, парламентские материалы. Чтобы получить интересующие сведения о правовой информации, пользователю нужно было обратиться в специальное информационное бюро, заказать документы, а потом получить адресный ответ (ожидание ответа могло доходить до восьми дней).

Созданная в Австрии в 1986 году система юридической информации RDB, насчитывала на 1993 год более 1 000 000 документов (среди них более 150 000 судебных решений), содержала полные тексты входящих в нее документов.

В 1982 году министерством юстиции Финляндии была создана система FINLEX, содержащая информацию о судебных решениях и судебной практике. Она имела возможность работать с документами в диалоговом режиме с терминалов, установленных в библиотеках. Это сделало систему более доступной для всех желающих. Первые электронные картотеки не были полнотекстовыми (не содержали полного текста документа). Это было их недостатком, так как довольно часто пользователю нужно было ознакомиться не только с реквизитами документа, но и с полным его тестом.

В США первая полнотекстовая правовая система LEXIS (она до сих пор — одна из самых известных и популярных в стране, и называется теперь LEXIS-NTXIS) стала результатом совместной деятельности коллегии адвокатов штата Огайо и фирмы DATA Corp. Ее создание началось в 1967 году. В настоящее время есть доступ к этой базе в глобальной сети INTERNET.

На сегодняшний день практически все экономически развитые страны мира имеют справочные правовые системы (их количество — более 100 по некоторым оценкам). Назовем некоторые из них:

СТРАНА

НАЗВАНИЕ СПС

США

LEXIS-NEXIS, WRU, WESTLAW, JURIS, ELITE

Великобритания

PRESTEL, POLIS, LEXIS

Италия

ITALGUIRE

Бельгия

CREDOC

Германия

Система Бундестага, LEXINFORM

Финляндия

FINLEX

Франция

IRETIV, SINDONI

Правовая информация опосредованного правового значения

Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.

По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.

По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.

Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.

Вывод 3

Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.

По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам. Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования. Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.

В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.

Понятие и структура правовой информации

Ранее было подмечено, что деятельность в рамках права, как вид реально существующих общественных отношений, требует четкого регулирования, и должен, в обязательном порядке, объективным образом отражаться в норме права.

Замечание 1

Вышеуказанные отношения в обществе стают актуальным предметом для регулирования, когда имеют место предпосылки необходимости в правовом обеспечении.

Сами нормы права, как вид действительности права, а также, как модель регулирования, должны отражать абсолютно все жизненные ситуации. Также, подобные нормы должны проектировать ситуации, которые являются не абстрактно мыслимыми, а реально возможными. Поэтому, объективное отражение жизни, как свойство информации в виде категории, должно показывать себя в виде адекватного отражения правовой действительности в норме права. Адекватная информация отображается, в том числе, и в высоком качестве законодательных документов и подзаконных актов, которые не имеют дефектов.

Транспарентность информации, как вид, была определена как вольный обмен информацией и абсолютно свободное отображение действительности в сознании человека. В случае если обмен информацией, как отдельный процесс взаимодействия материальных и нематериальных объектов, является свободным от результатов отражения всех объектов, предметов и жизненных явлений в сознании человека, тогда транспарентность, как таковая, исходит из ее целевой значимости.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

  • к нормативным правовым актам, затрагивающим права,
    свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (ч. 4 ст. 8 Закона об информации).

Информация как объект гражданских правоотношений — произведения науки и литературы, другие формы, отображающие информацию (например, карты, фотографии и т.п.), а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты, свидетельства).

Массовая информация — информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям.

Официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой или иной правовой деятельности.

Обязательно представляемая документированная информация — обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

Государственная тайна — защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством РФ.

Коммерческая тайна (информация, составляющая коммерческую тайну) — научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, включая ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом.

Информация о гражданах (персональные данные) создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (права на труд, на жилище, на отдых, медицинское обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, па свободу слова и многое другое) и выполнением обязанностей (например, воинской обязанности) и представляется как сведения о себе (персональные данные) разным субъектам. Документированной информацией здесь являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах, банковские записи и т.п.

Научно-юридическая информация — сведения, содержащиеся в юридических монографиях, статьях, справочниках, комментариях, докладах на юридические темы и т.п.

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры: зачем заключать и как составлять
  • Перевод жилого помещения в нежилое в 2021 году
  • Предварительный договор купли-продажи квартиры: зачем заключать и как составлять
  • Перевод жилого помещения в нежилое в 2021 году
  • Как зарегистрировать дом на садовом участке и нужно ли это делать
  • Как объединить кредиты в Сбербанке в один
  • Всероссийский открытый урок
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Информатика
  • Математика
  • Геометрия
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Алгебра
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика

Презентация на тему: Правовая информация и ее структура

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, связанная с правом (материалы подготовки, обсуждения и принятия законопроектов, учета и упорядочивания их и т.д.).

Некоторые из них придерживаются взглядов, что благодаря юридической обработке информации в СПС даже неподготовленный пользователь сможет сам без помощи специалистов разбираться в сложных ситуациях, другими словами, такие разработчики считают, что СПС в значительной мере смогут заменить юриста и аудито­ра. Позиция специалистов компании «Консультант Плюс» по этому во­просу более сдержанная.

Понятие свойств правовой информации вмещает в себя качественные параметры, которые определяют ее развитие. Подобные параметры правовой информации исходят из следующих категорий свойств информации:

  • адекватность;
  • транспарентность;
  • системность;
  • устойчивость.

Обстоятельный анализ возможностей и ограничений при работе с СПС далеко не случаен. Ясное понимание реальных возможностей справочных правовых компьютерных систем, их роли и предназначения очень важно как для грамотного и эффективного их использования, так и для правиль­ной стратегии их развития.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

Выделяются следующие виды субъектов в этой области.

1. Граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства.

2. Организации:

• библиотеки;

• архивы;

• музеи;

• информационные центры и другие информационные структуры;

• информационные фонды;

• центры анализа информации;

• информационные агентства, другие органы массовой информации;

• другие организации – собственники и владельцы информационных ресурсов.

3. Органы государственной власти:

А) федеральные органы государственной власти:

– Федеральное Собрание РФ;

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– Президент РФ, Администрация Президента РФ;

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ;

– Высший Арбитражный Суд РФ;

– Правительство РФ;

Б) федеральные министерства, ведомства, комитеты; органы государственной власти субъектов РФ:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– органы судебной власти; органы местного самоуправления.

Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее – информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т. п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

Предмет информационного права – часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением информации, а также общественные отношения, связанные с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых информационных технологий и технологий передачи информации в системах и сетях коммуникации, а также связанные с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, включая в себя юридическую ответственность субъектов в названных областях.

Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации.

Процесс информатизации – организационная форма создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацией прав субъектов.

Основные направления предмета информационного права:

• изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

• исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;

• исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;

• исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

• изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц – участников информационных правоотношений, юридических фактов;

• изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;

• исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;

• изучение источника информационного права – информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;

• систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;

• разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;

• исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права. Правовая информатика – наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе).

Объектами исследования в правовой информатике выступают:

1) информация в правовой системе как объект особого рода. Изучаются мотивация, основания и цели создания и использования информации; особенности и юридические свойства информации; проблемы оценки количества и качества информации, роль информации в принятии юридических решений;

2) информационные процессы – процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;

3) информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии и средства их обеспечения, в том числе АИС, базы и банки данных, их сети, другие информационные технологии, используемые для правовых целей; создаваемые на основе средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

Классификация информации

1. По источнику создания:

  • недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
  • правовая (нормативная и ненормативная) – создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
  • неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

2. По степени доступа:

  • свободного доступа (открытая) (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов);
  • ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

3. По кругу лиц:

  • массовая (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы);
  • индивидуальная (является объектом гражданских прав).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Правовая информация – источник и основание юридической деятельности

Но если раньше от научного открытия до его бытового применения проходили многие годы, то сегодня это время значительно сократилось. Это обусловлено факторами экспотенциального развития общества, когда многие тенденции развития приобретают не линейное ускорение, а по экспоненте.

Как уже упоминалось выше, сущность информации определяется ее природой, которая проявляется в свойстве отражения полученных образов, на основе которых человек адаптируется к окружающей его обстановке. Заметим, что правовое регулирование либо саморегулирование поведения человека также основано на этом принципе, о чем подробнее будет сказано ниже.

Под правовой нормой принято понимать общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.1996 № 781 -11 ГД).

Специальные исследования информационной концепции права провел Ю. В. Кудрявцев, который подробно остановился на природе правовой информации и изложил в своей работе ее основные положения (107).

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Массовая информатизация бизнеса приводит к формированию огромных массивов информации о деятельности субъектов реального сектора экономики.

Правовая информация и ее свойства

Правовая норма рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым правовая норма рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

В США первая полнотекстовая правовая система LEXIS (она до сих пор — одна из самых известных и популярных в стране, и называется теперь LEXIS-NTXIS) стала результатом совместной деятельности коллегии адвокатов штата Огайо и фирмы DATA Corp. Ее создание началось в 1967 году. В настоящее время есть доступ к этой базе в глобальной сети INTERNET.
Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее вмешиваются электронно-вычислительные машины, в частности автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые виды носителей правовой информации.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (РФ) от 11.11.1996 № 781-II ГД).

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.

Из всех реквизитов самым главным при поиске является порядковый номер, затем идет дата, а затем все остальные реквизиты.

Специальные исследования информационной концепции права провел Ю. В. Кудрявцев, который подробно остановился на природе правовой информации и изложил в своей работе ее основные положения (107).

Основные понятия и определения информатики. Информатика, кибернетика, Общая теория систем и системный анализ.

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.

Особенность данных индивидуально-правового характера, имеющих юридическое значение. Основная характеристика официальных и неофициальных законных сведений.

Акты обладают неодинаковой юридической силой, зави­сящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и от его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юриди­ческой силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

Для этого нам необходимо обратиться к пониманию информации как категории, поскольку правовая информация является ее разновидностью.

Акты обладают неодинаковой юридической силой, зави­сящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и от его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юриди­ческой силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

Для этого нам необходимо обратиться к пониманию информации как категории, поскольку правовая информация является ее разновидностью.

Пока информация находится в памяти человека, она иде­альна. В случае же ее переноса на материальный носитель (на бума­гу, в компьютер и т.д.) информация не материализуется, она оста­ется идеальной для субъектов ее использующих. Является матери­альным лишь носитель информации.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 № 305 была введена государстйенная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер. С 15 мая 1992 г.

До начала 1970-х гг. прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» практически не использовалось. Заметим, что термин «информация» до недавнего времени вообще не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной деятельности постепенно стали появляться термины «информация», «информационная сфера», «информационные процессы» и др.; в систему правовых знаний также были привнесены новые понятия, связанные с информацией.

  • информация — это не любые сведения, а лишь те, которые несут нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;
  • информация существует вне ее создателя, это отчужденное от него знание;
  • информация является сообщением, она выражена на определенном языке в виде знаков;
  • информация неисчерпаема, она может иметь неограниченное число пользователей, использоваться неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной.

Сообщение может быть записано на материальном носителе, таким образом, оно является формой передачи информации и может распространяться в каналах общественной коммуникации, воспроизводиться без участия автора, быть доступным для неограниченного круга субъектов. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

Она конструируется субъектом в соответствии с его потребностями, интересами, целями. Перенос информации на материальный носитель не материализует ее. Материален лишь носитель информации. Идеальный характер информации усложняет процесс правового регулирования информационных отношений, ограничивает возможность распространения на информацию института вещной собственности. Несмотря на то что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения).

Получение информации не может обеспечить полный объем вещных прав на нее — владение, пользование и распоряжение. Право собственности распространяется только на материальный носитель информации. При этом приобретатель получает возможность пользоваться и распоряжаться информацией, но и поставщик информации имеет возможность пользоваться этой же информацией, даже если договором будет установлено ограничение на ее распространение.

Также не всякая информация подпадает под понятие «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Перечень таких сведений определяет ст. 1225 ГК РФ.

Эти моменты поставили перед юристами задачу сформулировать особый правовой режим информации. Законодатели попытались выйти из положения, применяя термин «обладатель информации», сформулировав особый правовой режим информации, который нашел свое отражение в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (далее по тексту Закон «Об информации»).

Законом предусмотрено использование понятия «обладатель информации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне. Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя.

В Гражданском кодексе термин «обладатель» означает наличие каких-либо прав, а также материализованных свидетельств таких прав. Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Ограниченность данного в законодательстве определения информации заключается в том, что качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение как объекта правоотношений, является ее потребительская стоимость, т.е. значимость для конкретного субъекта. Ценность информации не может ставиться в зависимость от стоимости ее носителя. Она выражается в стоимостных характеристиках тех последствий, которые следуют за получением информации.

1. общая информация о состоянии законности и правопорядка:

  • заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;
  • судебная, уголовная и прокурорская статистика;
  • информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);
  • социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2. информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3. информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;

4. информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные

решения и т.п.);

5. информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

  • криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
  • криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
  • Нормативные правовые акты федерального уровня
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральные конституционные законы Российской Федерации
  • Федеральные законы Российской Федерации
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
  • Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
  • оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты
  • оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-
  • наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

Шпаргалка по информационному праву.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона об информации информационные технологии (ИТ) — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Основными свойствами ИТ являются целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени. Рассмотрим данные свойства.

Можно классифицировать информационные технологии с различных точек зрения. Например:

— Информационные технологии можно различать по типу обрабатываемой информации. Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов технологии в основном ориентирована на работу с информацией определенного вида. Модификация элементов, составляющих информационные технологии, дает возможность образования новых технологий в различных компьютерных средах.
— Информационные технологии можно разделить на обеспечивающие (ОИТ) и функциональные (ФИТ).

Обеспечивающие технологии — это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях. При этом они могут обеспечивать решение задать разного плана и разной степени сложности. ОИТ могут быть разделены по классам задач, в зависимости от класса ОИТ используют разные виды компонентов и программных средств. При объединении ОИТ по предметному признаку возникает проблема системной интеграции, т.е. приведение различных технологий к единому стандартному интерфейсу.

Функциональные информационные технологии (ФИТ) — это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).

Информационные технологии классифицируются по типам пользовательского интерфейса. Можно выделить системный и прикладной интерфейс.

Прикладной интерфейс связан с реализацией функциональных информационных технологий. Системный интерфейс — это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой.

Можно классифицировать информационные технологии по степени их взаимодействия между собой. Например, дискретное и сетевое взаимодействие; взаимодействие с использованием различных вариантов обработки и хранения данных; распределенная информационная база и распределенная обработка данных.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных законодательством;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Информация в правовой системе

28 октября 2011

Вершинин А.П.

д.ю.н., профессор,

генеральный директор Президентской

библиотеки имени Б.Н. Ельцина

(статья первоначально опубликована в

журнале «Правоведение»

№ 10 за 2010 год)

Электронный Свод законов и правовая информатизация в России

В последнее время все чаще привлекает к себе внимание вопрос о необходимости создания Свода законов Российской Федерации. Общая систематизация российского законодательства была одной из первоочередных задач в связи с правовыми реформами и распространением информационных технологий в 90-е годы XX в. Некоторое ослабление внимания на практике к Своду законов Российской Федерации в конце прошлого — начале нынешнего века сопровождалось, тем не менее, широким изучением проблем систематизации законодательства. С учетом опыта 90-х годов, новых исследований и на основе новейших информационных технологий, а также накопленной в электронной среде правовой информации могут быть определены перспективы правовой информатизации Российской Федерации, в целом, и формирования Свода законов Российской Федерации в электронном виде, в частности.

Необходимость начать подготовку к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации — официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов Российской Федерации была признана в 1995 году в целях реализации положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.

На первом этапе подготовки к изданию Свода законов Российской Федерации Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации необходимо было осуществить инвентаризацию всех действующих, формально не отмененных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжавших действовать на территории Российской Федерации.

  • Очень хорошая работа. Спасибо)))

    Марина 2012-06-23

  • Все выполнено в соответствии с моими требованиями. Спасибо!

    Азат 2012-07-07

  • Очень толковый автор, должен признаться.

    Анна 2012-07-15

1. По источнику создания:

  • недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
  • правовая (нормативная и ненормативная) – создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
  • неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

2. По степени доступа:

  • свободного доступа (открытая) (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов);
  • ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

3. По кругу лиц:

  • массовая (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы);
  • индивидуальная (является объектом гражданских прав).

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

Классификация информационных правоотношений может проводиться на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. При этом вместе с моделью информационной сферы удобно использовать матрицу информационных правоотношений.

Строки матрицы обозначают информационные процессы, осуществляемые в соответствующих областях модели информационной сферы, которые объединены в группы по особенностям их осуществления и участвующим в них субъектам. Столбцы обозначают элементы информационного правоотношения — право, ограничение права, обязанность, ответственность.

Таким образом, одна строка матрицы как бы представляет структуру конкретного правоотношения, «разложенного» по составным элементам, возникающего при выполнении действий над информацией или иным информационным объектом конкретного вида и формы представления. Это позволяет проводить детальный анализ информационных правоотношений, возникающих в конкретных информационных процессах при обращении информации конкретного вида и формы представления.

Рассмотрим основные группы информационных правоотношений.

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления,

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ — это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

  • информационно-правовые нормы международных актов;
  • информационно-правовые нормы Конституции РФ;
  • нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
  • информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *