Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение государственного контракта в рамках 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта
Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе
Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.
Исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта
Гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, именуется контрактом. Контрактами и сейчас в соответствии с нормами Закона о размещении заказов называются договора, заключаемые учреждениями. В этом положения Закона о контрактной системе и Закона о размещении заказов схожи. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как и ныне действующее законодательство о размещении закупок, основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о контрактной системе (с 2014 года), Закона о размещении заказов и других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере закупочной деятельности. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, со следующего года должны соответствовать Закону о контрактной системе, а сейчас — Закону о государственных закупках. В определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти наделены правом принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в части деятельности по организации закупок и заключению контрактов в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе и Законом о государственных закупках. С 2014 года таким правом наделяются субъекты РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в обусловленных Законом о контрактной системе случаях. Рассматриваемые нами сейчас положения содержатся в ст. 2 Закона о контрактной системе и ст. 2 Закона о размещении заказа.
Расторжение контракта
Пунктом 8 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а в случае одностороннего отказа от исполнения контракта — в соответствии с гражданским законодательством. Аналогичная норма содержалась в п. 8 ст. 9 Закона о размещении заказа. Прежде чем принять решение об одностороннем расторжении контракта, заказчик должен провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций. Если по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, он может быть расторгнут. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия решения, должно быть размещено в единой информационной системе и направлено поставщику (подрядчику, исполнителю):
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте;
- телеграммой;
- посредством факсимильной связи;
- по адресу электронной почты;
- с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Заказчик имеет право производить экспертизу в отношении результатов исполнения контракта. Если по результатам экспертизы окажется, что ТРУ не соответствуют условиям контракта, заказчик может отказаться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке.
Закон не предусматривает, каким образом должна проводиться проверка в конкретном случае.
Предполагается, что экспертиза может быть как сплошной, то есть касаться всего объёма поставки, так и выборочной, то есть результаты проверки части товара будут распространяться на всю партию. А также проверяется не только само качество, но и при необходимости — комплектность, соответствие ГОСТам, ТУ, регламентам. Проверяется в том числе и подлинность предоставляемых поставщиком сопутствующих документов.
Некоторые предметы поставок могут быть корректно оценены только после их окончательной реализации (например, топливо). В таком случае эксперт имеет право опираться на отзывы потребителей.
Расторжение контракта по соглашению сторон
Расторгнуть обязательства по взаимному согласию возможно в порядке, предусмотренном ч.8 ст.95 44-ФЗ. Однако законодательство ничего не сообщает о самой процедуре и правилах ее осуществления. Чтобы понять, как правильно поступать в данном случае, следует обратиться к ГК РФ и вникнуть во все детали.
Гражданское законодательство разрешает расторгнуть обязательства по обоюдному согласию, даже если такая возможность не была заранее оговорена в тексте контракта (ч.1 ст.450 ГК РФ). В 44-ФЗ также ничего не говорится о том, что это условие обязательно нужно указывать в контракте. Поэтому, если заказчик ссылается на невозможность прекратить действие контракта из-за невнесения этого условия в текст, он ошибается и действует неправомерно.
Обязательства могут быть расторгнуты только в ряде случаев, о которых говорится в ст.451 ГК РФ. Обстоятельства, послужившие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они возникли ранее, то стороны и вовсе не заключали бы контракт.
- Исполнитель не в состоянии выполнить договор по независящим от него причинам (форс-мажор): наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и т.п. Форс-мажорными называются обстоятельства, которые отрицательно влияют на работоспособность оборудования, машин, средств связи и др.
- Заказчик больше не нуждается в оговоренных товарах или работах.
- Выполнение обязательств невозможно из-за влияния факторов со стороны.
- Заказчик не получил деньги из государственного бюджета, из-за чего не в состоянии оплатить поставки или работы.
- Заказчик не выбрал все количество товара в оговоренный срок.
- Исполнитель не может выполнить обязательства в указанный срок, а заказчик не против отказаться от контракта.
Судебная практика по расторжению договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ
Подрядчик считает, что имеет право на односторонний отказ от контракта, но не всегда с ним соглашается суд.
Пример 1. Подрядчик должен был осуществить строительство школы. Но после получения от заказчика функциональных требований к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций, разработанных Минобрнаукой совместно с Минстроем, подрядчик направил письмо заказчику. В нем он указал на необходимость расторжения контракта, так как данные функциональные требования не содержались в условиях торгов. Данные требования увеличивают стоимость работ и сроки ее выполнения.
Суд встал на сторону заказчика и посчитал необоснованным односторонний отказ от исполнения договора подряда. Суд отметил, что работы должны выполняться качественно и в соответствии с действующими нормами и правилами. В п. 2.2 контракта отмечено, что состав и объем работ определяются, в том числе и техническим заданием (Приложение № 1 к контракту). В Приложении 1 указано, что подрядчик при проектировании обязан руководствоваться, в том числе действующим законодательством РФ. Поэтому ссылка подрядчика на отсутствие в документации функциональных требований несостоятельна (Постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 года №Ф06-13912/2016).
Пример 2. Подрядчик пытался взыскать ущерб, причиненный ему при расторжении контракта – расходы на экспертизу, расходы по выдаче банковской гарантии, расходы по возмещению банку в порядке регресса денежных средств.
Подрядчик после осмотра объекта работ, уведомил заказчика о том, что требуется проведение дополнительных работ, не учтенных в сметной документации. Не получив одобрения от заказчика, отказался от исполнения контракта.
Вместе с тем, суд отметил, что истцу была представлена вся необходимая техническая документация, которая получила положительное заключение, она не имела дефектов, которые бы препятствовали выполнению работ.
В связи с этим суд посчитал необоснованным отказ подрядчика от исполнения договора подряда и отказал во взыскании ущерба (Постановление АС Северо-Западного округа от 11 декабря 2015 года по делу №А56-6324/2015).
При определении законности одностороннего отказа от исполнения договора строительного подряда суды нередко обращают внимание на правильность оформления данной процедуры.
Пример 1. Суд признал обоснованным односторонний отказ подрядчика от контракта. Подрядчик после того, как приступил к работам на объекте совместно с заказчиком и эксплуатирующей организацией обнаружил замечания, которые не позволяют выполнить работы в соответствии с проектной документацией. Кроме того, заказчик не оформил порубочный билет (данная обязанность лежит на заказчике в соответствии с региональным законодательством).
В течение нескольких месяцев подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой согласовать изменения проектной документации и оформить порубочный билет. Несмотря на многочисленные обращения подрядчика госзаказчик не представил необходимые документы.
Учитывая данные факты, суд посчитал правомерным односторонний отказ от исполнения договора подряда (Постановление АС Северо-Западного округа от 06 декабря 2021 года по делу №А56-8997/2015).
Пример 2. Подрядчик обратился в суд с иском о расторжении контракта по причине того, что заказчиком была представлена непригодный локально сметный расчет. После начала работ подрядчик обнаружил, что при составлении сметы заказчик не изучил фактическое состояние объекта работ. А технология, предложенная заказчиком, не позволит качественно сделать работы. Обо всех этих фактах подрядчик уведомил заказчика, но заказчик настаивал на проведении работ без каких-либо изменений.
Суд посчитал позицию подрядчика обоснованной и подтвердил законность расторжения контракта (Постановление АС Уральского округа от 30 мая 2021 года №Ф09-1833/17).
Взаимодействие с заказчиком при исполнении госконтракта может быть несколько иным, чем в частном секторе, из-за действующих правил и процедур. Вот несколько советов по общению с заказчиком в госконтракте:
- Ознакомиться с регламентом: убедиться, что вы понимаете соответствующие законы, нормативные акты и процедуры, которые применяются к госконтрактам.
- Четко определить роли и обязанности сторон: это поможет избежать недоразумений и споров во время исполнения договора.
- Регулярно общайтесь с заказчиком: держите его в курсе состояния проекта и любых потенциальных проблем, которые могут возникнуть.
- Быстрое реагирование на запросы заказчика может способствовать укреплению доверия и улучшению отношений.
- Быстрое решение возникающих проблем.
- При возникновении спора соблюдайте процедуры разрешения споров, установленные договором и Федеральным законом № 44-ФЗ и Федеральным законом № 223-ФЗ.
- Ведение точных и полных записей: всех сообщений, транзакций и решений, связанных с договором. Это может быть полезно в случае любых споров или проверок.
Важно сохранять профессиональное и уважительное поведение при общении с заказчиком и всегда стремиться к взаимовыгодному исходу, соблюдая при этом действующие регламенты и процедуры по госконтрактам.
Несколько советов для общения с клиентом в письменной форме:
- Используйте ясный и лаконичный язык: пишите в ясной и сжатой форме, используя простой язык, который понятен заказчику.
- Включить все соответствующие сведения: убедитесь, что ваша корреспонденция включает все соответствующие сведения, такие как даты, имена и конкретные сведения о договоре и его выполнении.
- Поддерживать профессиональный тон: профессиональный и уважительный тон во всей переписке, избегая любого языка, который может быть воспринят как конфронтационный или неуважительный.
- Подтверждение важной информации в письменной форме: такой как изменения в договоре или другие ключевые решения, для обеспечения того, чтобы обе стороны знали и согласовывали условия.
- Вести учет всей переписки: включая электронные письма, письма и телефонные разговоры, поскольку они могут потребоваться в случае споров или проверок.
- Последующие меры в связи с важными действиями: принятыми в переписке, для обеспечения того, чтобы они осуществлялись в соответствии с достигнутыми договоренностями.
- Использовать официальные каналы: такие как письмо или электронная почта, чтобы обеспечить признание переписки.
Следуя этим советам ваша переписка с заказчиком будет понятна, профессиональна и эффективна при исполнении госконтракта.
Отвечать на требования и указания заказчика может быть непросто, но важно обращаться с ними профессионально, чтобы обеспечить исполнение контракта в согласованном виде.
Несколько советов по реагированию и оспариванию претензий по госконтракту:
- Ознакомьтесь с договором: убедитесь, что вы понимаете условия договора, включая любые положения, связанные с претензиями, требованиями и инструкциями.
- Внимательно изучите претензию и оцените, являются ли они действительными и соответствуют ли они договору.
- Ответьте в письменной форме на претензии заказчика четким и кратким объяснением вашей позиции.
- Использование доказательств в поддержку своей позиции: если вы не согласны с претензиями клиента, предоставьте доказательства в поддержку своей позиции, такие как фото-видео документы или экспертные заключения.
- Следовать процедуре разрешения споров: если вопрос не может быть решен посредством переписки, следовать процедуре разрешения споров, изложенной в договоре и Федеральном законе № 44-ФЗ и Федеральном законе № 223-ФЗ.
Передача товаров, результата работ или услуг по госконтракту требует детального и точного процесса, чтобы все стороны были удовлетворены результатом. Для обеспечения плавной передачи обслуживания можно выполнить следующие шаги:
- Подготовить необходимую документацию, включая акт приемки и другие необходимые документы.
- Запланировать проведение приемки работ, в котором примут участие представители заказчика и поставщика.
- Провести тщательную проверку — убедиться, что товары, результаты работ или услуг соответствуют спецификациям и требованиям, изложенным в договоре.
- Подписать акт приемки — после завершения проверки и согласия всех сторон.
Важно следовать надлежащей процедуре передачи, чтобы избежать споров или недоразумений о качестве товара, результате работ или услуг, поставленных по госконтракту.
Ответ на отказ заказчика подписать документы может зависеть от конкретных обстоятельств дела и положений госконтракта. Однако некоторые общие шаги, которые можно предпринять:
- Пересмотр контракта и его положений для определения обязательств обеих сторон в отношении подписания документов.
- Общение с клиентом, чтобы понять причины отказа и попытаться решить проблему путем переговоров.
Если переговоры не увенчаются успехом, обратиться за юридической консультацией для определения последующих шагов, которые могут включать обращение в суд или другие механизмы разрешения споров.
Документируйте все факты отказа заказчика подписывать документы, а также переписку и попытки их разрешения спора!
Промежуточная приемка — это процедура, при которой заказчик принимает часть работ, выполненных по государственному контракту.
Целью промежуточной приемки является подтверждение того, что выполненные работы соответствуют требованиям контракта и позволяют поставщику получить оплату за выполненную часть.
Для выполнения промежуточной приемки по государственному контракту необходимо выполнить следующие шаги:
- Подготовка промежуточной приемочной документации: подготовка необходимых документов, таких как отчет о выполненных работах, результаты испытаний и акты, подтверждающие промежуточную приемку.
- Уведомить заказчика о намерении запросить промежуточную приемку и предоставить необходимые документы.
- Организовать осмотр: организовать осмотр выполненных работ для подтверждения их соответствия требованиям договора.
- Утверждение результатов промежуточной приемки: заказчик подтверждает, что выполненные работы соответствуют требованиям договора.
- Получение платежа: после утверждения промежуточной приемки, поставщик имеет право на получение оплаты за часть выполненных работ.
Соглашение о расторжении государственного контракта
Соглашение о расторжении контракта является наиболее выгодным вариантом по урегулированию разногласий, которые возникли между сторонами контракта.
Соглашение оформляется в письменном виде. В данном документе отражается:
- дата его заключения и место
- между какими сторонами заключено соглашение
- о чем заключено соглашение, т.е. о расторжении контракта
- также в соглашении могут быть прописаны иные условия, например, возврат подрядчиком аванса, оплата Заказчиком выполненных работ, уплата неустоек и т.п.
- следует отразить отдельным пунктом в соглашении, когда такое соглашение вступает в силу и в скольких экземплярах оно составлено
- естественно такой документ должен в конце содержать подписи уполномоченных лиц сторон
Таким образом, соглашение о расторжении контракта заключается в письменной форме и может содержать помимо условия о расторжении иные условия, связанные с расторжением контракта.
В случае расторжения контракта по соглашению, стороны смогут договориться обо всех условиях, связанных расторжением. Кроме того, когда контракт расторгнут по соглашению, исполнитель не будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), что является важным для дальнейшего участия в большинстве закупок, где предъявляется требование об отсутствии в РНП.
Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223
Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.
ФЗ 223 | ФЗ 44 |
Цели законов. | Цели законов. |
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. | Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области. |
По закону заказчиками являются: | |
|
|
Составление плана. | Составление плана. |
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. | Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки. |
Типы закупки. | Типы закупки. |
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы. |
|
Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.
С 01.07.2019 г. 44-ФЗ дает основания, по которым допускается изменение существенных условий в государственных контрактах по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Что меняется | Условия | НПА |
Любые существенные условия. | При соблюдении следующих условий:
· контракт заключен не менее чем на 1 год; · стоимость обязательств — не менее 100 млн. руб. (п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.); · работы невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам; · изменение не приведет к увеличению срока исполнения или суммы более чем на 30%. Изменить существенные условия можно после письменного обоснования. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации. |
п.8 ч.1 ст.95 закона № 44-ФЗ |
Объем или виды выполняемых работ. | Цена уменьшается или увеличивается на 10% в обе стороны. Возможность отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у ЕП. | п.п.«в» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Срок исполнения контракта. | Меняется только 1 раз, новый срок не должен превышать изначального срока.
Обязательства невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине исполнителя. Если виноват исполнитель, то на него налагается штраф (пени, неустойка), и он должен предоставить ОИК на новый срок. Срок действия банковской гарантии должен не менее чем на 1 месяц превышать измененный срок исполнения обязательств (ч.3 ст.96 44-ФЗ). |
п.9 ч.1 ст.95 44-ФЗ |