Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Особенности сторон иска
Несмотря на кажущуюся простоту, у такого земельного иска есть нюансы:
- истец: собственник, арендатор государственного или муниципального участка (срок договора аренды более 5 лет), гражданин с правом пожизненного наследуемого владения. А также лицо с правом постоянного бессрочного пользования земельным участком.
- ответчик: правообладатель земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ (в принципе, тот же круг лиц, что и истец). Также ответчиком может быть СНТ, потребительский кооператив.
- третье лицо: истец может привлечь Управление Росреестра, кадастрового инженера, правообладателей иных смежных участков, которые согласовали акт. На стадии подачи иска достаточно Управления Росреестра.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Особенности сторон иска
Несмотря на кажущуюся простоту, у такого земельного иска есть нюансы:
- истец: собственник, арендатор государственного или муниципального участка (срок договора аренды более 5 лет), гражданин с правом пожизненного наследуемого владения. А также лицо с правом постоянного бессрочного пользования земельным участком.
- ответчик: правообладатель земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ (в принципе, тот же круг лиц, что и истец). Также ответчиком может быть СНТ, потребительский кооператив.
- третье лицо: истец может привлечь Управление Росреестра, кадастрового инженера, правообладателей иных смежных участков, которые согласовали акт. На стадии подачи иска достаточно Управления Росреестра.
Как подать исковое заявление об установлении границ земельного участка
Госпошлина по такой категории дел составляет 300 руб. для физических лиц и 6000 для организаций. Некоторые судьи могут оценить такой иск как подлежащий оценке (крайне редко). Споры рассматривает районный суд. Действует исключительная подсудность – по месту нахождения земельного участка.
С октября 2021 г. истец сам обязан направить иск и документы к нему участникам дела. Поэтому в суд документы он предоставляет в единственном экземпляре.
Суд рассматривает дело по общим правилам гражданского процессуального законодательства РФ. При этом истец должен быть готов к судебным расходам. Речь идет об экспертизе. Когда суд сочтет ее необходимой, а истец откажется от ее проведения, суд может отказать в удовлетворении требований. Ведь необходимы специальные познания, которых для рассмотрения иска об установлении границ земельного участка может быть недостаточно.
Претензия кадастровому инженеру: Образец
От квалификации специалиста по инженерных изысканиям зависит, поставят ли вашу недвижимость на госучет. Поэтому к выбору подрядчика нужно подходить ответственно. Даже незначительная ошибка может привести к отказу в регистрации и вызвать пограничные споры. Подавать претензию кадастровому инженеру необходимо в таких случаях:
- Незаконная прирезка соседних соток и увеличение площади надела за счет неправильной установки границ;
- Отказ в возврате денежных средств после неправильно произведенных замеров;
- Непрофессионализм — ошибки в бланках или расчетах;
- Отказ в регистрационных действиях Росреестром из-за неточностей в межевом деле;
- Игнорирование процедуры согласования границ с соседями;
- Отказ вносить исправления после обнаружения ошибок.
Как доказать границы земельного участка без межевания
В случае ущемления прав землевладельца, необходимо найти подтверждение, что параметры надела установлены правильно. Если нет возможности провести повторные кадастровые исследования, найти сведения о территории можно в таких документальных источниках:
- Правоустанавливающие и правоподтверждающие бумаги на надел;
- Ситуационные планы из БТИ и материалы топографических съемок;
- Фотопланы местности, подтверждающие фактический размер и форму землевладения;
- Землеустроительное дело, картографические материалы лесничества, генпланы застройки территории;
- Показания свидетелей.
Постановление АС Московского округа от 20.07.2016 No Ф05-9957/2016 по делу No А40-189908/15
В этом деле суд отклонил доводы Росреестра, отказавшего заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались.
Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в данном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.
Принятие судом решения об определении границ земельного участка
На чем основывается решение суда:
- Данные из документов, подтверждающих право на землю, либо из иных документов, определяющих местоположение границ участка при его образовании.
- При отсутствии вышеуказанных сведений используются данные о местоположении границ в проекте межевания территорий, который был осуществлен в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
- Если в данном плане нет сведений о границах рассматриваемого объекта, но земля используется более 15 лет, то границами территории считаются действующие в этот промежуток времени.
- В ином случае помогает информация о наличии фактических природных и искусственных объектов (вплоть до столбов и заборов), относительно которых определялись границы ранее и их можно уточнить таким образом в настоящее время.
Спорные моменты, на которые суд обращает внимание при принятии решения:
- различие положения границ в кадастровой документации и в свидетельстве на право собственности, а также разница в документации и фактическом нахождении границ;
- присутствие строений соседа на территории истца, появившихся после неправильных кадастровых работ;
- установленные на территории истца ограждения соседа и т. д.
Для разрешения этих моментов лучше приобщить к документам заключение специалиста по землеустройству и строительству.
Разумеется, для вынесения решения суд не будет самостоятельно измерять существующие границы. Это будет доверено кадастровому инженеру в рамках судебной землеустроительной или строительно-технической экспертизы.
В соответствии с заключением экспертов, на основании сведений кадастрового органа и с соблюдением интересов сторон суд может:
- установить границу по фактически сложившемуся порядку землепользования;
- установить границу по межевым планам кадастра;
- установить границу в соответствии с выводами экспертизы.
При вынесении решения суд будет учитывать и оценивать:
- вероятность ошибки кадастра или ЕГРН;
- целевое назначение земельного участка;
- границы смежных участков, с целью недопущения нарушения прав и интересов других лиц;
- размеры земельных участков сторон с целью выявления возможного занижения или превышения минимального размера участка в документах по сравнению с реальным положением дел;
- длительность владения земельным участком каждой из сторон.
Несмотря на необходимость соблюдения установленной законом процедуры, организация работ не представляет особенной сложности, если все сделать правильно.
Начинать следует с подготовки, предусматривающей:
- подбор необходимого комплекта документов;
- согласование дат работы кадастровых инженеров;
- уточнение отдельных деталей;
- оповещение соседей и согласование с ними вопросов относительно доступа на пограничную территорию.
Непосредственно работы включают:
- визит кадастрового инженера и проведение съемок;
- измерения участка.
На завершающем этапе:
- анализируется полученная информация;
- владелец получает на руки документ по итогам выполненных работ;
- составляется межевой план земельного надела.
Иск об установлении границ земельного участка
В совместном постановлении Пленума ВАС РФ и ВС РФ № 10/22, постановлении Пленума ВАС РФ № 54 упоминается иск об установлении границ земельного участка, отнесенный к искам о правах на недвижимое имущество.
В отказном определении тройки ВАС РФ № ВАС-7498/13 поддержан вывод нижестоящих судов о том, что иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по таким искам является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
- Тройкой ВАС РФ в определении № ВАС-14592/13 был поддержан вывод нижестоящих судов, что в случая наличия споров о границах смежных земельных участков, такой спор не может быть разрешен посредством иска о признании права отсутствующим, так как такой иск может быть заявлен лишь в отсутствии иных способов защиты нарушенного права.
- Сформулированные в названных определениях ВАС РФ правовые позиции (несмотря на то, что определения отказные), по сути, отражают практику арбитражных судов различных округов по этому вопросу.
- Но при изучении этой практики я для себя не смог найти ответы на некоторые вопросы.
Практически для всех земельных исков до обращения в суд заинтересованное лицо осуществляет определенные действия. Речь идет об обращении к кадастровому инженеру.
Именно он в соответствии с законом осуществляет кадастровые работы. То есть готовит межевой план на земельный участок.
Такое лицо определяет границы земельного участка, его точки. И суд часто требует определить эти точки еще на стадии предъявления иска в суд.
В деле об установлении сервитута, к примеру, кадастровый инженер определяет границы сервитута, предварительные. Причем по иску об установлении границ земельного участка может быть назначена землеустроительная экспертиза.
И в итоге границы могут “скорректироваться”.
Как правильно составить иск
Для благоприятного исхода дела важно правильно определить его подсудность. Иск
подается по месту расположения спорной территории.
Также в таких делах решающее значение имеет исковая давность. Если он превышен, то суд вправе отказать. Имеет смысл заранее рассчитать законный период, чтобы не попасть впросак.
Для земельных споров законодательством установлен срок 3 года. Точка отсчета для каждого конкретного случая своя. Если речь об установлении границ земельного надела, то решающий момент тот, когда истец узнал об установлении спорных границ. Это может быть новый забор или залив фундамента.
Закон также предусматривает ряд исключительных случаев, когда срок давности может быть восстановлен для истца:
- долгое отсутствие по рабочим делам (затянувшаяся командировка);
- прохождение службы в армии;
- одна из сторон проходит лечение в мед учреждении.
Важное условие – обстоятельство должно быть зафиксировано за полгода до истечения срока давности.