Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на недвижимость в 2021 году: когда и как платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льгoты пo нaлoгy нa имyщecтвo бывaют фeдepaльными, ycтaнoвлeнными oтдeльным кaтeгopиям гpaждaн и в oтнoшeнии oтдeльныx видoв имyщecтвa, и ycтaнaвливaeмыми мecтными и peгиoнaльными влacтями. Нaпpимep, нa фeдepaльнoм ypoвнe пpинятo ocвoбoждeниe oт yплaты нaлoгoв для Гepoeв Coвeтcкoгo Coюзa. 3нaчит, люди, oблaдaющиe этим звaниeм, бyдyт ocвoбoждeны oт yплaты нaлoгa, нeзaвиcимo oт мecтa житeльcтвa в пpeдeлax Poccии. A члeны мнoгoдeтныx ceмeй, y кoтopыx в coбcтвeннocти ecть нecкoлькo oбъeктoв нaлoгooблoжeния, ocвoбoждaютcя oт yплaты нaлoгa пo oднoмy из тaкиx oбъeктoв нa cвoe ycмoтpeниe – нo тoлькo нa тeppитopии Кpacнoдapa. Пoтoмy чтo тaкaя льгoтa пpeдycмoтpeнa мecтным зaкoнoдaтeльcтвoм.
Cтaтья 400 Нaлoгoвoгo кoдeкca PФ гoвopит, чтo физичecкoe лицo, кoтopoмy нa пpaвe coбcтвeннocти пpинaдлeжит нeдвижимoe имyщecтвo, пpизнaвaeмoe oбъeктoм нaлoгooблoжeния, oбязaнo зaплaтить зa нeгo нaлoг. К физичecким лицaм cтaтья 11 НК PФ oтнocит гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, инocтpaнныx гpaждaн и лиц бeз гpaждaнcтвa.
Индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли тoжe oтнocятcя к физичecким лицaм, нo oблaдaющим ocoбым cтaтycoм, пocкoлькy oни в ycтaнoвлeннoм пopядкe пpoшли peгиcтpaцию, пoзвoляющyю зaнимaтьcя пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocтью. Te индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли, кoтopыe иcпoльзyют имyщecтвo в пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти и пepeшли нa иcпoльзoвaниe cпeциaльныx нaлoгoвыx peжимoв, ocвoбoждeны oт yплaты имyщecтвeннoгo нaлoгa физичecкиx лиц. Пpaвдa, c oгoвopкoй: дaннoe пpaвилo нe пpимeняeтcя aвтoмaтичecки, ИП нaдo бyдeт пoдтвepдить, чтo пpинaдлeжaщий eмy oбъeкт нeдвижимocти иcпoльзyeтcя пo нaзнaчeнию.
3a нecoвepшeннoлeтниx нaлoгoплaтeльщикoв нaлoги плaтят зaкoнныe пpeдcтaвитeли – poдитeли, ycынoвитeли или oпeкyны. Taкoe дeлeгиpoвaниe oбязaннocти пo oплaтe нaлoгa cвязaнo c тeм, чтo y peбeнкa нeт coбcтвeннoгo дoxoдa. Пoэтoмy ecли coбepeтecь oфopмлять кaкyю-либo нeдвижимocть нa cвoиx нecoвepшeннoлeтниx дeтeй, бyдьтe гoтoвы плaтить нaлoги зa ниx.
Нaлoгoвый кoдeкc гoвopит, кaк зaплaтить нaлoги:
💵 чepeз oтдeлeниe бaнкa, в тoм чиcлe чepeз плaтeжныe тepминaлы, пpинaдлeжaщиe бaнкaм, и oнлaйн-кaбинeты;
💵 чepeз личный кaбинeт нa caйтe ФНC Poccии или нa caйтe гocycлyг, или пpocтo нa caйтe нaлoгoвoй бeз вxoдa в личный кaбинeт;
💵 чepeз кaccy мecтнoй aдминиcтpaции либo чepeз opгaнизaцию фeдepaльнoй пoчтoвoй cвязи, ecли в вaшeм нaceлeннoм пyнктe нeт бaнкa.
B дpyгиx мecтax, включaя плaтeжныe тepминaлы, нe пpинaдлeжaщиe бaнкaм, oплaчивaть нaлoги нeльзя.
Нe oбязaтeльнo плaтить нaлoг личнo, этo мoжeт cдeлaть вaш зaкoнный или yпoлнoмoчeнный пpeдcтaвитeль. Нo в этoм cлyчae нyжнo пpocлeдить, чтoбы из плaтeжныx дoкyмeнтoв былo виднo, чтo cooтвeтcтвyющaя cyммa yплaчeнa зa вac. Для этoгo в пoлe квитaнции «ИНН плaтeльщикa» нyжнo впиcaть вaш ИНН, a в пoлe «Плaтeльщик» yкaзaть ФИO лицa, кoтopoe фaктичecки внocит зa вac плaтeж. B этoм cлyчae нaлoгoвaя coчтeт, чтo oбязaннocть пo yплaтe нaлoгa иcпoлнили имeннo вы.
Ecли бyдeтe плaтить нaлoг нa квapтиpy чepeз интepнeт, пpoщe вceгo этo cдeлaть чepeз личный кaбинeт нa caйтe нaлoгoвoй. Bo вклaдкe «Нaчиcлeнo» мoжнo yвидeть инфopмaцию o вcex зaдoлжeннocтяx и нaчиcлeнияx. Нaжмитe бoльшyю cинюю кнoпкy «Oплaтить нaчиcлeния» и выбepитe yдoбный для вac cпocoб oплaты. Cepвиc пpeдлaгaeт нa выбop мнoжecтвo бaнкoв, a тaкжe плaтeжи чepeз QIWI Кoшeлeк и Poбoкaccy.
Объекты налогообложения
Налоговым кодексом РФ в качестве объектов налогообложения определены:
-
единый недвижимый комплекс;
-
квартира, комната или иного рода жилое помещение;
-
жилой дом (к данной категории может быть причислено любое жилое строение, возведенное на территории, выделенной под личное подсобное или дачное хозяйство, занятие огородничеством или садоводством);
-
гараж или парковочное место;
-
недостроенный недвижимый объект;
-
прочие здания, строения и помещения, в том числе коммерческая недвижимость, если речь идет о юридических лицах – налогоплательщиках.
Налоговые вычеты и льготы, позволяющие уменьшить налог на недвижимость
Отметим, что действующим законодательством предусмотрены определённые налоговые вычеты и льготы, которые позволяют уменьшить общую сумму налога на недвижимость, подлежащего уплате в бюджет. Так, для каждого вида помещения или строения предоставляется налоговый вычет, который уменьшает общую площадь жилья, облагаемого налогом. Так Налоговый Кодекс РФ предусматривает возможность получения плательщиками налоговых вычетов, размер которых зависит от типа недвижимости:
-
стоимость 50 квадратных метров площади – для дома;
-
стоимость 20 квадратных метров площади – для квартиры;
-
цена 10 квадратных метров – для комнаты;
-
1 миллион рублей – для недвижимого комплекса с жилыми помещениями.
Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога
1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
5. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Срок начисления налога на имущество физических лиц в России выяснили. И до какого числа придется внести денежные средства в казну государства, тоже. А можно ли не платить?
Да, но на свой страх и риск. У налогов есть так называемая исковая давность. Как только она истекает, начисления в виде штрафов и налогов сгорают.
На сегодняшний день она составляет 3 года. Это значит, что налоги и штрафы, начисленные более 36 месяцев назад, оплачивать нет никакой необходимости. Обратный отсчет времени начинается с самого начала, если государственные органы обнаружили какое-либо имущество или нашли место жительства должника.
Как уже было сказано, в условиях современных возможностей и технологий бегать от налогов и штрафов проблематично. Скрываться придется очень долго. Фактически это невозможно.
Кто может не платить налог на имущество физических лиц в России
Всего по налогу на имущество физлиц есть три группы льгот:
- федеральные льготы, которые установлены отдельным категориям граждан,
- федеральные льготы, которые установлены для отдельных видов недвижимости,
- местные льготы, которые могут устанавливать органы местного самоуправления.
Льготники, которые не платят налог на имущество физлиц (первая группа льгот) — это:
- Все российские пенсионеры (по любому основанию, в том числе по инвалидности).
- Герои СССР или РФ, обладатели ордена Славы трех степеней.
- Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.
- Участники различных войн и ветераны боевых действий.
- Пострадавшие во время аварии в Чернобыле, на ПО Маяк или от ядерных испытаний в Семипалатинске (если государство признало их право на социальные гарантии).
- Бывшие и действующие военные с выслугой от 20 лет.
- Член семьи военнослужащего, потерявшие кормильца.
- Участники подразделений особого риска, которые непосредственно участвовали в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий на ядерных объектах.
- Родители и супруги военных и госслужащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей.
Сообщение отдела налогообложения физических лиц Управления
02.07.2010
В главном законе нашего государства – Конституции Российской Федерации сказано, что каждый гражданин страны обязан уплачивать установленные действующим законодательством налоги.
Имущественные налоги физических лиц являются одними из основных налогов, пополняющих бюджеты республики и поселений муниципальных образований. К ним относятся транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц.
Налоги на имущество принадлежат к числу древних, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В значительной степени за счет них финансируются социальные проблемы на местах и они составляют значительную долю доходов местных бюджетов.
В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья, увеличивается количество граждан, приобретающих жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности по уплате налога на имущество физических лиц. Такая же ситуация и с земельными участками, транспортными средствами, приобретаемыми гражданами в собственность, т.е. на собственников данного имущества возлагается обязанность уплачивать соответственно земельный и транспортный налоги.
Исчисление имущественных налогов физическим лицам производится налоговыми органами на основании сведений, поступающих от регистрирующих органов (ГИБДД, БТИ, Управлений Росрегистрации и Роснедвижимости), а также от органов муниципальных образований. В связи с тем, что указанные регистрирующие органы при ведении базы данных по имущественным объектам и их собственникам (владельцам) применяют различные программные продукты, отличные от программы, используемой налоговыми органами, при приеме-передаче сведений возникают различные проблемы, в т.ч. технического характера, влияющие на полноту и своевременность передачи сведений для налогообложения и др., которые могут повлиять на корректность исчисления сумм налогов.
В случае, если Вы сомневаетесь в правильности сведений, указанных в налоговом уведомлении, необходимо обратиться в налоговый орган, который направил уведомление, для получения разъяснений по вопросам правильности исчисления.
По результатам исчисления налоговыми органами направляются в адрес налогоплательщиков налоговые уведомления, в которых отражаются объект налогообложения, налогооблагаемая база, ставка налога и подлежащая к уплате сумма налога.
После получения налогового уведомления, рекомендуем оплачивать налоги в любых отделениях Сбербанка (др. кредитных организациях) по платежному документу, приложенному к уведомлению, и в случае отсутствия в населенном пункте кредитных организаций — в администрациях сельских поселений по квитанциям формы № 1, а также в почтовых отделениях.
Напоминаем, что о сроках уплаты транспортного и земельного налогов физическими лицами за – не позднее за исключением Северобайкальского и Муйского районов – где сроки по земельному налогу установлены ежегодно не позднее 01 сентября и Кабанского, Тункинского, Окинского районов- где сроки по земельному налогу установлены не позднее 01 февраля ежегодно. Сроки уплаты налога на имущество физических лиц за установлены повсеместно на территории РФ согласно федерального законодательства в два срока равными долями — .
При несвоевременной уплате, на сумму неуплаченного налога ежедневно, в соответствии со статьей 75 НК РФ начисляется пеня. К недоимщикам применяются меры по принудительному взысканию имущественных налогов: материалы передаются в Мировые суды для выдачи судебного приказа, далее направляются для принудительного взыскания в подразделения УФССП по РБ, что влечет за собой излишние денежные затраты, такие как госпошлина за рассмотрение дел в суде и суммы исполнительского сбора в пользу ССП.
Опыт прошлых лет, когда инспекторы лично вручали уведомления населению, вновь используется в работе налоговой службы. Такая мера стала необходимостью в связи с участившимися случаями жалоб налогоплательщиков о фактах неполучения налоговых уведомлений об уплате имущественных налогов.
Особое внимание граждан просим обратить на то, что сотрудники налоговой службы, пришедшие к вам для вручения налоговых уведомлений, обязаны предъявить служебное удостоверение в развернутом виде, чтобы вы смогли прочитать ФИО сотрудника. Также, информируем, что налоговые инспектора не вправе принимать налоговые платежи. Эту обязанность можете выполнить только Вы сами. Поэтому, просим проявить бдительность и ни в коем случае не передавайте свои денежные средства для оплаты Ваших налогов посторонним лицам. В случае, если представившийся визитер предлагает Вам быть посредником при оплате Ваших налогов, имейте в виду, перед Вами не сотрудник налоговой службы, а мошенник, желающий воспользоваться Вашим же незнанием законодательства.
В целях упрощения доведения до сведения налогоплательщиков информации о задолженности физических лиц, на официальном сайте Управления ФНС России по Республике Бурятия: работает система – «Узнай свою задолженность». Для авторизации налогоплательщика и получения информации необходимо заполнить реквизит ИНН плательщика в выпадающем меню. При наличии задолженности по уплате налогов и пени для удобства налогоплательщиков существует возможность формирования платежного документа с указанием всех реквизитов (КБК, ОКАТО и другие).
Налоговыми органами республики в текущем году также, как и в прошлом году, организована доставка налоговых уведомлений с привлечением органов муниципальных образований и альтернативных Почте России организаций, через кадровые службы министерств, ведомств, организаций, а также собственными силами. Следует отметить, что сложившаяся практика на протяжении ряда лет по доставке налоговых уведомлений через Почту России свидетельствует о низкой эффективности доставки, при которой не оправдываются финансовые затраты налоговых органов.
Мероприятия по доставке налоговых уведомлений Налоговыми органами проводятся , в основном, в вечернее время и выходные дни, когда большинство граждан находится дома.
Поэтому не нужно удивляться, если Вас посетили представители налоговых органов для вручении извещения о необходимости уплаты задолженности по налогам. Если вы не согласны с суммами налога и пени, предъявленных Вам к уплате, то можете обратиться в МРИ по месту своего жительства (регистрации), где Вам предоставят полную инф-ию по всем интересующим вопросам.
Уважаемые налогоплательщики, в преддверии сезона отпусков убедительно просим Вас своевременно (т.е. досрочно, не дожидаясь наступления сроков уплаты) уплатить суммы имущественных налогов, за счет которых жители нашей республики получают социальные гарантии, пенсии, пособия, а также выплачивается заработная плата работникам бюджетной сферы.
По всем возникающим вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты имущественных налогов, а также в случае если вы не получили до 01 июля налоговые уведомления на уплату налогов за имущество, находящееся у Вас в собственности (владении ) необходимо обращаться в налоговые органы по месту нахождения объекта имущества, можно по контактным телефонам:
— МРИ № 2 (тел.«Гор.линия» 21-65-21, 29-73-26, 21-92-20),
— МРИ № 1 (тел.«Гор.линия» 41-72-58) .
Надо сказать, что налоги на имущество физических лиц принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны во многих развитых странах мира. Вопрос налогообложения жилья стал наиболее актуален после демонополизации роли государства в жилищной сфере. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. В связи с развитием института приватизации значительно возросло количество собственников жилья, которые являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Комментарий к Ст. 44 НК РФ
Налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут быть предоставлены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (льготы по налогам и сборам).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Налогоплательщик (плательщик сборов) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Вопрос: Когда возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц у собственника объекта долевого строительства?
Когда возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц у собственника объекта долевого строительства?
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах, а обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Закон N 2003-1 связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности. Право собственности на недвижимое имущество возникает у физического лица с момента государственной регистрации соответствующих прав на это имущество (ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), а именно: разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Как рассчитывается сумма налога на имущество?
Ставку по имущественному налогу могут меняться ежегодно, все зависит от решения руководство конкретного субъекта Российской Федерации. Следить за ситуацией нужно самостоятельно, для этого, например, можно обратиться в налоговую службу населенного пункта или района, где расположена налогооблагаемая недвижимость. При этом, вы не высчитываете, сколько должны заплатить государству – это делает Федеральная налоговая служба, однако важно не забыть уточнить итоговую цифру.
До 2020 года были установлены единые ставки для всех налогоплательщиков Росси. Изменения и переход на региональную дифференциацию произошли из-за решения определять коэффициент в зависимости от кадастровой стоимости. Из-за этого увеличилась налоговая ставка на имущество в целом.
Чтобы узнать кадастровую стоимость жилплощади или другой недвижимости, воспользуйтесь Единым госреестре недвижимости. Найти нужный объект можно по кадастровому номеру в разделе «Справочная информация». После этого он вводиться в соответствующую графу на вкладке Фонда данных кадастровой оценки.
Комментарий к Ст. 399 Налогового кодекса
1. Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» раздел X Налогового кодекса РФ (НК РФ), устанавливающий перечень местных налогов и сборов, дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц», вступившей в силу с 1 января 2015 года.
Для налоговой системы России налог на имущество физических лиц не является новым явлением. До принятия главы 32 НК РФ налогообложение имущества физических лиц регулировалось Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», введенным в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2004-1.
Вопрос о принятии новой главы НК РФ, регулирующей налогообложение имущества физических лиц, рассматривался уже достаточно давно.
В пределах территории муниципального образования имущество представляет собой центральный объект налогообложения. Поскольку в России методы налогообложения имущества не подвергались кардинальной ревизии с момента их первоначального введения (с 1992 г.), проблемы мобилизации доходов в местные бюджеты на фоне всевозрастающего дефицита собственных налоговых доходов к концу 1990-х годов стали проявляться особенно остро.
В 2003 году в рамках реформирования федеративных отношений и местного самоуправления был принят Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении), который дифференцировал компетенцию и полномочия представительных органов местного самоуправления муниципального образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район) по решению вопросов местного значения.
В целях обеспечения реализации реформы местного самоуправления проводимая в середине 2000-х налоговая реформа, нацеленная на разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы и мобилизацию доходов в местные бюджеты, должна была затронуть систему налогов на имущество и внести в механизмы их исчисления значительные перемены, направленные на приведение методов налогообложения имущества в соответствие с уровнем развития и интенсификации социально-экономических отношений.
11 мая 2004 года группой депутатов в Государственную Думу РФ был внесен законопроект N 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», которым предлагалось установить местный налог на недвижимость.
Предполагалось, что налог будет введен для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. По замыслу разработчиков проекта местный налог на недвижимость должен был заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.
Законопроектом N 51763-4 устанавливались общие принципы оценки недвижимого имущества для целей налогообложения, которые направлены на приближение оценки недвижимости к рыночной стоимости объектов недвижимости с применением методов массовой оценки на основе анализа рыночных цен.
Предполагалось, что органами местного самоуправления будут установлены учетные характеристики объектов недвижимости, принимаемые во внимание при оценке, функциональные обязанности различных органов за ее проведение, форма уведомлений об оценке и порядок взаимодействия с лицами (собственниками недвижимости), а также порядок привлечения на конкурсной основе профессиональных оценщиков для проведения необходимых работ. Методические рекомендации по оценке недвижимости для целей налогообложения местным налогом на недвижимость по замыслу разработчиков проекта должны были утверждаться Правительством РФ.
Как следовало из законопроекта N 51763-4 (статья 389 НК РФ), предлагалось ввести единый налог на недвижимость, объектом которого являлись бы как наземные объекты недвижимого имущества (помещения, квартиры, жилые дома, гаражи, иные строения и сооружения), так и земельные участки, расположенные под объектами недвижимости либо выделенные под строительство указанных объектов.
Однако выбор раздельной (наземные объекты недвижимости и земельные участки, расположенные под ними, являются объектами разных налогов) или единой системы налогообложения недвижимости (как предлагалось в первоначальной редакции законопроекта N 51763-4) зависит от развитости организационно-информационных основ оценки недвижимого имущества для целей налогообложения.
Главенствующей информационной основой в системе налогообложения недвижимости в международной практике выступает государственный кадастр недвижимости. Такие признаки государственного кадастра недвижимости, как достоверность и актуальность сведений о зарегистрированном объекте недвижимости, непосредственным образом влияют на эффективность процесса по взиманию налога на недвижимость с действующего правообладателя на основе стоимостных показателей, соотносимых со сложившимися ценами на рынке недвижимости. Результаты официальной оценки недвижимости заносятся в государственный кадастр недвижимости с условием их периодической актуализации по истечении определенного периода времени (как правило, каждые 5 — 8 лет). При этом инициатором переоценки недвижимости в соответствии с происходящими ценовыми изменениями выступает местный уровень власти, поскольку объем собранных доходов от взимания налога на недвижимость напрямую влияет на формирование доходной части местных бюджетов и, следовательно, на финансовые возможности органов местного самоуправления.
При наличии единой методики налоговой оценки земельно-имущественного комплекса, состоящего из земельного участка и находящихся на нем строений, налогообложение разными налогами утрачивает смысл, поскольку в отношении земельно-имущественного комплекса возникает единая налоговая база, исчисленная по единой методике налоговой оценки. Единая налоговая база как центральный элемент в системе налогообложения недвижимости логически приводит к целесообразности применения единого налога на недвижимость.
Однако в России в 2004 году имелись принципиальные различия в методике оценки объектов недвижимого имущества и земельных участков. Наземные объекты недвижимого имущества (помещения, квартиры, жилые дома) оценивались на основе восстановительной стоимости 1991 г. с последующим исчислением на ее основе (с учетом корректирующих (увеличивающих) коэффициентов) инвентаризационной стоимости, а земельные участки на основе кадастровой стоимости. Поскольку оценочные показатели — инвентаризационная стоимость и кадастровая стоимость — определяются разными государственными органами или ГУПами (например, ГУП МосгорБТИ, ГУП «Моск. обл. БТИ») и с использованием совершенно разных по своей сути оценочных методик, то возможность консолидации налогообложения недвижимости единым налогом исключена. Кроме того, в 2004 году отсутствовала нормативно-правовая база для проведения кадастровой оценки недвижимости.
Ставки налога на имущество в 2021 году
Величина предельной ставки налога на имущество организаций, рассчитываемой от среднегодовой стоимости имущества в 2021 году не может превышать 2,2% и не может опускаться ниже 0,1%. При расчете налога от кадастровой стоимости ставка налога имеет предел 2%.
В случае если на территории субъекта РФ установлен налог, законодательные органы субъектов вправе дифференцировать налоговые ставки от 0,1% до 2,2% (в зависимости от категории налогоплательщиков или имущества, выступающего объектом налогообложения).
Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году — от 0,1 до 0,2%.
Кроме того, НК предусмотрены льготы для некоторых организаций (статья 381). Для применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по имуществу, подпадающему под действие льгот. Если в вашем регионе не установлены налоговые ставки на имущество следует применять ставки, указанные в статье 380 НК РФ.
Декларация по налогу на имущество 2021 года
Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. №
С 2011 года форма декларации постоянно менялась. На 2021 год ФНС утвердила новый бланк, порядок его заполнения и электронный формат (приказ от 14.08.2019 № СА-7-21/405). Новую форму необходимо будет применять для отчетности за 2019 год.
Бланк декларации по налогу на имущество изменили незначительно. Новый бланк учел отмену ежеквартальных деклараций по налогу на имущество. В верхней части титульного листа и остальных разделов поменяли штрихкоды. В разделе 1 добавили новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев (строки 021-027). В разделах 2 и 3, где считают годовой налог по недвижимости со среднегодовой и кадастровой стоимостью, авансовые платежи больше отражать не надо. Также в декларацию дополнительно внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.
Структура новой формы декларации за 2019 год, которую сдавали в 2020 году, при этом осталась прежней:
- титульный лист;
- раздел 1 («Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»);
- раздел 2 («Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»);
- раздел 2.1 («Сведения о недвижимом объекте, аванс с которого был рассчитан в предыдущем разделе»);
- раздел 3 («Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая (инвентаризационная) стоимость»).
Объекты налогообложения
Налог уплачивается исключительно на имущество, занесенное в государственный реестр и считающееся частной собственностью. 401 статья НК РФ дает исчерпывающий список объектов:
- частные дома.
- расположенные в многоквартирных домах квартиры. Общедомовая территория, относящаяся к коллективной собственности, при этом в расчет не принимается.
- части жилых помещений или комнаты.
- места для стоянки авто, в том числе гаражи.
- здания, строительство которых не завершено.