В Беларуси рассмотрят новое повышение пенсионного возраста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Беларуси рассмотрят новое повышение пенсионного возраста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как предлагают поднять пенсионный возраст в бизнес-союзе

Жанна Тарасевич считает, что принятых в 2017 году мер недостаточно, что Беларуси нужна еще одна пенсионная реформа. «Нам придется возвращаться к очередной реформе. Будет это через год или два — сказать сложно, потому что меняется экономическая ситуация, — считает руководитель БСПН. — Но мы будем стоять перед выбором — нужно либо проводить реформу, либо увеличивать обязательные отчисления из фонда оплаты труда, либо нам придется снижать размеры пенсий. Потому что, скорее всего, из-за дефицита ресурсов фонда бюджет должен будет дотировать фонд, чтобы выплачивать пенсию хотя бы на уровне 40% от средней зарплаты».

Бизнес-союз выступает за увеличение пенсионного возраста до 63 лет не только для мужчин, но и для женщин. Но постепенно, в течение 10−15 лет.

— С момента разработки нашей концепции пенсионной системы прошло почти 10 лет. Конечно, нужно проводить дополнительные исследования, от чего-то отказываться либо какие-то пункты прописывать более четко. Но мы считаем предложения вполне жизнеспособными и хотим обсудить их с населением и услышать их мнение, — считает Жанна Тарасевич.

По ее мнению, в Беларуси также нужно выравнивать долю отчислений от работников и работодателей. Сейчас это 1% и 34% (столько платят работник и наниматель соответственно).

— Потихоньку мы должны прийти к соотношению 50/50. Это не значит, что уже завтра нужно забирать с зарплаты работников 14%, можно добавлять по 0,5−1% в год. Тогда у нанимателя будет заинтересованность выплачивать более высокую заработную плату, а у работников — получить в будущем более высокую пенсию.

Жанна Тарасевич обращает внимание на то, что в Беларуси пенсии не сильно дифференцированы. «У кого-то низкие, у кого-то высокие заработные платы, а при выходе на пенсию размер пособия не намного отличается друг от друга. Получается, что пенсии почти не зависят от отчислений, которые осуществлялись, когда человек работал», — говорит руководитель БСПН.

Зачем повышать пенсионный возраст?

Продолжительность жизни увеличивается во всём мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодёжи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Есть три типичных решения: менять пенсионную систему, увиливать пенсионный возраст или два варианта сразу.

Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.

Другие страны (например, Литва и Польша) не только повысили пенсионный возраст, но и создали систему пенсионных накоплений, где работник обеспечивает не только сегодняшних пенсионеров, но и себя в будущем. Беларусь тоже пришла к этому: со следующего года вступит в силу указ «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Условия назначения пенсии в 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.

Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:

– 63 года – для мужчин;

– 58 лет – для женщин.

Соответственно, право на пенсию получат

– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;

– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.

Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.

Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.

Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).

Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.

Читайте также:  Сколько промилле допустимо на рабочем месте в воздухе не за рулем

Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).

Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Школьное питание 2023

Согласно постановлению №917 от 27 декабря 2022-го Совета министров вот что изменится в правилах школьного питания в Беларуси. Часть из пунктов вступает в силу с 1 января 2023-го, а другая – с 6 января. В любом случае, к началу третьей четверти ( а это 9 января) новшества уже будут действовать.

Среди них, к примеру, то, что оплачивать питание детей их родители либо законные представители будут не позже, чем 25 числа месяца. Деньги нужно будет класть на текущий счет в банке учету бюджетных и других госсредств организаций. Всю технологию, как и счета, определят учредители учреждений образования или исполкомы в областях и Минске.

Постановление также указывает: коль образовалась задолженность по оплате школьного питания, то ее будут взыскивать. Зато при отсутствии школьник на занятиях (согласно предварительному письменному или устному информированию родителями (представителями) у ребенка не учтут такие дни.

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100
Читайте также:  Сотовый телефон группа основных средств в 2023 году

на сегодня на завтра
1 USD 2,9275 0,0000 2,9275
1 EUR 3,1415 0,0000 3,1415
100 RUB 3,6680 0,0000 3,6680
10 PLN 6,9769 0,0000 6,9769
100 UAH 7,9263 0,0000 7,9263

Кто и когда получит право на пенсию?

Сегодня, после поднятия пенсионного возраста, мужчины могут уходить на заслуженный отдых в 63 года, женщины – в 58 лет. При этом минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту к 2025 году возрастет до 20 лет.

Для того, чтобы получать трудовую пенсию по возрасту, нужно соблюсти три требования: к возрасту, к трудовому (общему) стажу, к страховому стажу. Если все эти требования соблюдены, престарелый гражданин будет ежемесячно получать пенсию, размер которой зависит от того, сколько взносов было уплачено в ФСЗН.

Так как не у всех хватает страхового, а порой и трудового стажа, то государство доплачивает некоторую сумму.

Сегодня минимальная пенсия по возрасту – 85,37 рублей. К ней полагается доплата размером в 275,10 рубля. Итоговая сумма – 360,47 рублей. То есть на день пенсионеру по возрасту на еду, лекарства, одежду, обувь и прочие траты государство выделяет от 12 рублей.

В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:

  • в 50 лет — женщины;
  • в 55 — мужчины.

До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.

Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:

  • с 53 лет — женщины;
  • с 58 — мужчины,

а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:

  • мужчинами — 63 годов;
  • женщинами — 58.

Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.

Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж

К данной категории относятся пенсии:

  1. По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
  2. По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
  3. Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
  4. Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.

Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.

Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

  • граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
  • инвалиды;
  • дети, которые остались без кормильца;
  • дети-инвалиды.

Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:

Социальная пенсия Размер
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) 110% БПМ
инвалидам с детства II группы 95% БПМ
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) 85% БПМ
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) 75% БПМ
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья
первой 80% БПМ
второй 85% БПМ
третьей 95% БПМ
четвертой 110% БПМ

На сколько вырастут пенсии в мае?

В соответствии с указом Президента от 23 апреля 2019 года №156 «О повышении пенсий» с 1 мая в Беларуси вырастут трудовые пенсии. Их средний размер теперь составит Br411,5, средний размер пенсии по возрасту – Br418,4. Однако процент увеличения пенсии в результате перерасчета у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров стажа работы и величины заработка до обращения за пенсией, а также установленных к пенсии надбавок, повышений и доплат.

В результате перерасчета с 1 мая 2019 г. размеры трудовых пенсий, по оценке, увеличатся в среднем на 6,3 процента. Средний размер трудовых пенсий составит 411,5 белорусских руб., средний размер пенсии по возрасту – 418,4 белорусских руб.

Указанные надбавки, повышения и доплаты, а также минимальные трудовые и социальные пенсии пересчитываются с 1 мая, но уже в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Минимальный размер пенсии по возрасту (с учетом доплаты) составит Br229,05. Социальные пенсии разным категориям людей с инвалидностью варьируются от Br168,02 до Br246,42, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста (которые не получают трудовую пенсию) будут выплачивать Br112,01.

Ежемесячная доплата к пенсиям неработающих пенсионеров составит для людей в возрасте 80 лет и старше Br56,01, для людей в возрасте от 75 до 80 лет – Br42,01. Надбавка для инвалидов первой группы составит Br56,01, пенсионеров, достигших 80-летнего возраста, – Br28,01.

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей:

  • героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда,
  • блокадников,
  • бывших узников фашистских концлагерей,
  • инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий).
Читайте также:  Основные санитарные требования к торговому предприятию и его работникам

О перерасчете пенсий и пособий с мая 2023 года

В связи с изменением бюджета прожиточного минимума и произведенной корректировкой фактического заработка пенсионеров с 1 мая 2023 года произведен перерасчет трудовых, социальных и минимальных трудовых размеров пенсий, а также надбавок и повышений к ним, размер которых зависит от бюджета прожиточного минимума.

На 01.05.2023 бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденный Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, составил 352,13 руб.

В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» минимальный размер пенсии по возрасту на 01.05.2023 составил 88,03 руб. (25 процентов бюджета прожиточного минимума).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту у женщин при стаже 20 лет и 25 лет — у мужчин с учетом установленной правительственной доплаты на 1 мая 2023 года составил 376,89 руб.

С мая текущего года увеличены размеры социальных пенсий по возрасту, инвалидности, детям-инвалидам, размеры которых также зависят от бюджета прожиточного минимума.

Так, размер социальной пенсии по возрасту с 1 мая 2023 года составил 176,07 руб. (50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума);
социальной пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет:
1 степень — 281,70 руб.;
2 степень — 299,31 руб.;
3 степень — 334,52 руб.;
4 степень — 387,34 руб.

Размер социальной пенсии по инвалидности (при неполучении трудовой пенсии) составил:
инвалидам 1 группы, в том числе инвалидам с детства — 387,34 руб.;
инвалидам с детства 2 группы — 334,52 руб.;
инвалидам 2 группы, детям в случае потери кормильца — 299,31 руб.;
инвалидам 3 группы — 264,10 руб.

Размеры доплат к пенсиям гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, в возрасте 75 лет и старше с мая 2023 года составили:
лицам, достигшим возраста 75 лет — 66,02 руб. (75 процентов минимального размера пенсии по возрасту). Данный размер доплаты к пенсии производится до достижения пенсионером возраста 80 лет;
пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста — 88,03 руб. (100 процентов минимального размера пенсии по возрасту).

Надбавка к пенсии на уход для инвалидов 1 группы составит 88,03 руб., пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста — 44,02 руб.

Размер пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся по заключению ВКК в постоянном уходе, с мая 2023 года назначается в размере бюджета прожиточного минимума — 352,13 руб., по уходу за двумя и более лицами — 120 процентов бюджета прожиточного минимума, или 422,56 руб.

Также с 01.05.2023 изменились и размеры некоторых детских пособий. Так, единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило 3521,30 руб., а при рождении второго и последующего детей — 4929,82 руб.

Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, составило 352,13 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет составляет:
с I и II степенью здоровья до исполнения ребенку 18 лет и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку возраста 3 лет — 352,13 руб.;
с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку возраста 3 лет — 422,56 руб.

Когда будет повышение?

Власти страны следят за тем, чтоб реальная покупательская способность населения в стране не снижалась. Естественно, в связи с огромным рядом событий, не всегда хороших, произошло снижение реальной пенсии Белорусов, поэтому рост является просто обязательным, но это не значит, что пенсии не будут увеличиваться в своих суммах, хотя индексация пенсий в Беларуси будет.

В декабре прошлого года появились новости по поводу того, что бюджет Беларуси предполагают рост пенсионных выплат, в частности трудовых пенсий до 581 рублей, что в пересчете на американскую валюту равно 228 американских долларов. Сложно сказать точно, когда будет повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября, но такая информация есть.

Интересный факт! На сегодняшний день в Беларуси действует солидарная пенсионная система. Это совсем не значит, что люди будут зарабатывать столько, сколько откладывают. Граждане платят взносы, из которых оформляются пенсии нынешним пенсионерам. И индивидуальный коэффициент заработка на текущий момент практически не оказывает влияние на размер будущей пенсии. Это создает определённые проблемы, потому что если человек становится перед выбором: честная зарплата или большие деньги в конверте, то в основном отдается предпочтение именно второму варианту, хотя старшее поколение больше предпочитает официальное трудоустройство.

Радует только то, что в настоящее время Беларусь решает проблемы пенсионной системы, что называется «в моменте». Поэтапно увеличивается пенсионный возраст, а также растёт страховой стаж, необходимый для выплаты пенсий. Это создает ряд определённых проблем, есть риск попасть пенсионную ловушку, но без потерь кардинальным образом проблемы решить не получается, и это нужно учитывать обсуждая повышение трудовых пенсий в 2022 году в Беларуси.

Будет ли повышение трудовых пенсий в Беларуси с 1 декабря 2021 года

Но если зарплату работодатель, по возможности, может повысить в любой момент, чтобы работники «не разбежались», не ушли на другую работу, то пенсии повышаются властями, исходя из финансовых возможностей государства, да и пенсионерам «деваться» некуда.

При этом сегодняшние власти, для которых пенсионеры — это главная электоральная опора, следят, чтобы реальная, по своей покупательной способности, пенсия не снижалась хотя бы к прошлому году.

Падение реальной пенсии к прошлому году — это первое необходимое условие повышения пенсий. Второе – когда текущая инфляция полностью «срезает» предыдущее повышение.

Единственное в 2021-м повышение пенсий в Беларуси было два месяца назад, в сентябре: средняя по стране назначенная пенсия всех категорий выросла тогда на 6,4%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *