Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП по ОСАГО – понятный порядок действий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Что делать сразу после ДТП?
ПДД различны для аварий без жертв и с ними. Для первого варианта возможна простая процедура оформления без вызова инспекторов — оформление европротокола. Документ оформляется в трех экземплярах: два — для участников ДТП и один — сотрудникам полиции. Участники происшествия могут не уведомлять полицию об аварии (п.2.6.1 ПДД РФ). Для этого им необходимо написать расписки об отсутствии претензий к другой стороне. Во втором случае вызываются сотрудники ГИБДД. Общие правила для аварии:
- немедленно остановиться, не учиняя препятствий для других автомобилей;
- узнать есть ли травмы у других;
- осмотреть транспорт;
- включить аварийку и выставить специальный предупреждающий знак;
- зарегистрировать подробности и последствия автомобильного столкновения.
Цели и основания проведения
Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, обладающие транспортом, обязаны проводить служебное расследование ДТП по следующим причинам:
1. Результаты вносятся в журнал учета дорожно-транспортных происшествий. Этот и другие документы по аварийным ситуациям могут запросить УГАДН в случае внеплановых и плановых проверок БДД в организации.
2. Рассмотрение аварии помогает предотвращать аналогичные инциденты в будущем, становится примером в формировании мер безопасности для предупреждения ДТП.
Требования об учете и анализе происшествий с участием транспортных средств закреплены в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Положения о служебном расследовании ДТП регламентированы Приказом Минтранса РФ № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом».
Положение о служебном расследовании ДТП
Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.
1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:
- обстоятельства, предшествующие происшествию;
- причины происшествия;
- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
- последствия происшествия;
- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
- недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.
ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.
2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.
2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.
2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.
2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.
2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:
- осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
- уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.
Что делать в первую очередь
После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.
Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.
Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают ПДД, спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.
В процессе служебного расследования потребуется выяснить:
- обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
- причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
- последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
- лиц, причастных к автоаварии;
- недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.
ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.
Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.
Алгоритм действий для пассажиров при ДТП
Лица, сопровождающие водителя, обычно не имеют с собой полиса и прочих документов. Их причастность к делу о столкновении посредственная. Как участники они могут даже не свидетельствовать против своих родственников, управлявших транспортным средством. Если пассажир оказывается пострадавшим, следует понимать, что следователь просто обязан будет направить на медицинское освидетельствование и потом ознакомить с результатами работы врачей. При рассмотрении вопросов о причинении материального ущерба необходимо будет готовиться к подаче гражданского иска с требованием возмещения вреда имуществу.
Обращение с транспортным средством требует соблюдения правил оформления выезда и езды по дороге. После столкновения каждому из участников законодателем отводится особая роль, следуя которой можно избежать ненужной ответственности и в скором времени восстановить свое авто за счет предоплаченной страховки.
Нововведения, касающиеся процедуры оформления аварии, принимаются не так часто. Последние позволили автолюбителям, попавшим в ДТП, оформить все самостоятельно, не вызывая ГИБДД. Это значительно упростит жизнь людям, которые попали в аварию по случайности.
По новым правилам, участники происшествия могут оформить его по Европротоколу даже при наличии разногласий. О них требуется дополнительно указать внутри бланка. Отсутствие пострадавших – главное условие оформления произошедшего. При этом максимальная сумма ущерба каждого автомобиля, позволяющая воспользоваться Европротоколом, возросла до 100 тыс. руб. Для Москвы и Санкт-Петербурга, включая их области, при наличии кнопки ЭРА-ГЛОНАСС предельная стоимость повреждений составляет 400 тыс. руб.
Важно! Несмотря на новые правила, никто не запрещает вызывать ГИБДД даже при случайных авариях, которые не принесли значительного ущерба.
Получение страхового возмещения
Порядок действий для пострадавших при ДТП по ОСАГО после оформления аварии на месте связан с подготовкой документов и передачей их в страховую компанию. В течение 5 дней пострадавший обязан лично передать автостраховщику письменное заявление на получение страховой выплаты, к которому приложить:
- копию паспорта собственника автомашины;
- ПТС и регистрационное свидетельство техники;
- водительские права человека, управлявшего транспортным средством в момент столкновения;
- европротокол или справку ГИБДД (в зависимости от способа оформления столкновения). Европротокол рекомендуется дополнить фото, сделанными на месте аварии. Справка ГИБДД дополняется протоколом об административном правонарушении и справкой об отказе в возбуждении уголовного дела;
- действующий полис обязательного автострахования.
На предприятиях, где используются авто, регулярно проводятся мероприятия, направленные на минимизацию опасностей во время движения. За поддержание БДД (безопасности дорожного движения) несут ответственность руководители данных организаций и транспортных отделов, а также специалисты по охране труда.
План мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения имеет отношение к здоровью водителей и техническому состоянию всех транспортных единиц и включает:
- предрейсовый и/или послерейсовый медицинский осмотр водителей ТС;
- технический осмотр автомобилей перед выпуском в рейс;
- планирование дальнейшего техобслуживания, регулярный контроль за состоянием ТС;
- разработка положений о проведении инструктажей персонала по безопасности дорожного движения;
- составление оптимального графика проведения инструктажей для сотрудников предприятия;
- отправка водителей, диспетчеров, автомехаников, автослесарей и других работников на регулярные курсы повышения квалификации.
Нюансы действий водителя после оформления ДТП
Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:
- обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
- ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
- после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
- если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
- если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.
И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.
Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях
Основные причины смерти в ДТП:
– травмы, не совместимые с жизнью – 20%
– задержка скорой помощи – 10%
– неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.
Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.
Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.
Обеспечение безопасности на месте ДТП.
1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.
2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.
3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:
«03» в России – служба скорой помощи
«01» в России – пожарная служба, но через нее всегда можно вызвать скорую помощь и службу спасения
Последовательность оказания помощи при ДТП.
1. Вызываем скорую помощь.
2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.
Действия при ДТП без пострадавших
Согласно последним изменениям в руководящих документах, закон предоставляет водителям возможность самостоятельно принимать решения в случаях, если при ДТП действия виновного адекватные. Когда нет пострадавших и инициатор столкновения соглашается покрыть стоимость восстановительных работ своему оппоненту, можно обойтись без вызова сотрудников ГИБДД. Вариантов здесь два. Первый – обратиться за помощью в службу аварийных комиссаров (если нет времени и уверенности в своем страховщике), они и приедут быстро и уже на следующий день выплатят ожидаемую сумму на ремонт. Второй вариант – зафиксировать столкновение в формате европротокола и тщательно продумывать свои действия в страховой после ДТП.
В редких случаях спорщикам предлагается разъехаться, для того чтобы не мешать движению и свои доводы представлять в отделении местной инспекции. Вне зависимости от ситуации на месте происшествия важно убедиться в том, что каждый из водителей имеет право управления транспортным средством и страховку гражданской ответственности.
Потребовалось вызвать сотрудника ГИБДД
Но если в происшествии участвовали несколько транспортных средств, повреждения серьёзные и есть пострадавшие, то необходимо вызывать автоинспектора.
Он должен:
- Осмотреть и огородить место аварии. Сохранить её следы.
- Собрать информацию об участниках и опросить очевидцев.
- Описать повреждения автомобилей.
- Провести медицинскую экспертизу на наличие у участников в организме алкоголя и наркотиков.
- Составить протокол осмотра и схему места аварии, обязательно в присутствии двух понятых или участников ДТП.
- Фото и видео-фиксация аварии.
- Собрать пояснительные записки от участников ДТП.
- Освободить дорогу от повреждённых транспортных средств.
- Вынести постановление, в котором говорится о наказании.
Знак аварийной остановки
Далее нужно установить знак аварийной остановки. Согласно правилам он выставляется на таком расстоянии от места происшествия, чтобы другие водители смогли своевременно узнать об опасности, поэтому четких указаний, в скольких метрах от ДТП он должен быть установлен, нет.
Как правило, считается, что в городе расстояние от ДТП до знака должно составлять не менее 15 метров, а на трассе — не менее 30. Если видимость на дороге плохая, то знак нужно выставлять еще дальше. «Экономить» на расстоянии в данном случае не нужно, помните, что другим водителям необходимо достаточно времени, чтобы замедлиться, особенно если это скоростная трасса или оживленная дорога.
Если установить аварийный знак неверно, это может привести к новому ДТП. Есть несколько неочевидных ситуаций, которые необходимо пояснить:
- если ДТП произошло сразу за поворотом, то знак устанавливается перед поворотом;
- когда столкновения происходит в начале спуска, то знак ставится до пригорка на подъеме;
- если авария произошла на перекрестке, а автомобили занимают несколько полос, ставятся два знака с обеих сторон, чтобы предупредить водителей, двигающихся в разных направлениях.
Если аварийного знака под рукой не оказалось, его необходимо заменить любым другим предметом, желательно, чтобы он был ярким, а лучше светящимся или со светоотражателем. Нужно отметить, что установка такого заменителя все-таки будет считаться нарушение ПДД, к тому же в темное время суток в нем будет мало смысла.