Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим работы (труда и отдыха) водителя в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Распространенные вопросы
В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа. Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов. Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа. Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит. Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает.
Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании – 10 тысяч рублей.
В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом. Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях). Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.
Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.
При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.
Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.
Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.
Соблюдение нормирования труда и отдыха по ЕСТР
Продолжительность управления
- Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
- Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
- Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
- Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
- Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
- Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
- Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.
Перерывы на отдых
- Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
- Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
- Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
- На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
- Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
- При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.
Продолжительность отдыха
- Продолжительность каждодневного отдыха между сменами на специальных стоянках должна быть не менее 11 часов. Время, отведенное на отдых, может быть увеличено с целью компенсации недостающего времени на еженедельный отдых или сокращено в случае его избытка. (например, в связи с простоем автотранспорта).
- Если на протяжении каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два или более водителей, каждый из них обязан воспользоваться правом на отдых в течение 8 непрерывных часов.
- В дни, когда продолжительность отдыха соответствует нормам, прописанным в первом пункте, его можно разделить на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 часов, но один из них должен быть не меньше 8 последовательных часов. Минимальная продолжительность отдыха в данном случае возрастает до 12 часов.
- Еженедельный период отдыха должен наступать после каждого шестого 24-часового рабочего периода, начинающегося по окончании предыдущего еженедельного периода покоя.
- Водитель может позволить себе не более 3-х сокращенных ежедневных перерывов между двумя любыми еженедельными промежутками полноценного отдыха.
- Водители в составе экипажа из двух и более человек вправе воспользоваться еженедельными перерывами на отдых, длительностью не менее 45 непрерывных часов, который должен быть организован перед ежедневным междусменным перерывом на отдых или сразу после такового. При необходимости этот отрезок времени может быть сокращен до 36 часов, если стоянка организована в месте приписки ТС или до 24 непрерывных часов — в любом другом месте. Если по какой-либо причине продолжительность отдыха сокращается, она должна быть компенсирована эквивалентным временем до конца третьей недели, наступающей за данной.
- Отдых, используемый в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, должен быть приурочен к очередному периоду покоя, длящемуся не менее 9 часов.
- Еженедельный период отдыха, должен начинаться по завершении шести суток, начинающихся после окончания предшествующего еженедельного периода бездействия. Если еженедельный промежуток отдыха захватывает обе недели, то он может быть засчитан к каждой из них поочередно.
- График сменности водителей должен быть составлен таким образом, что при подсчете общего рабочего времени нерабочие дни, предназначенные для еженедельного непрерывного отдыха, приходились на разные дни недели, при этом количество дней в каждом из месяцев должно соответствовать количеству полных недель данного месяца или превышать их число.
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ
Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.
В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:
1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.
2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.
3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.
4. Простои, в которых водитель лично не виноват.
5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.
6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.
7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.
8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.
Режим работы водителей
В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.
2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
3. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц).
Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
4. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
6. В состав рабочего времени водителя включается:
а) время управления автомобилем;
б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов.
При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.
8. После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
9. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
10. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.
11. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
III. Время отдыха
1. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:
а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
б) ежедневный отдых;
в) еженедельный отдых;
г) отдых в праздничные дни;
д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).
е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.
Режим рабочего времени и отдыха на автотранспорте
“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2007, N 7
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ОТДЫХА НА АВТОТРАНСПОРТЕ
В настоящее время в связи с происшедшими изменениями в автомобильной промышленности, в дорого- и градостроении режим рабочего времени и времени отдыха для данных работников должен быть детально пересмотрен с привлечением всех заинтересованных сторон, и в том числе Минздравсоцразвития России.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников в сфере автотранспорта регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автотранспорта , данные особенности должны учитываться при составлении графиков работы (сменности) водителей.
———————————
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автотранспорта, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 N 15.
Согласно п. 2.3.1.9 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте , утвержденных Постановлением от 12.05.2003 N 28 Министерства труда и социального развития РФ, при направлении водителя в рейс работодатель обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС, исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. Такие графики составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
Расчет рабочего времени и отдыха работников, занятых осуществлением грузоперевозок, обязательно согласуется с нормативами, принятыми в трудовом законодательстве.
Чтобы вести контроль и учет времени, проведенного за рулем, в машинах оборудуются специальные устройства – тахографы.
В случае нарушения норм, предусмотренных приказом Минтранса, работодателю грозит штраф в размере 1-3 тысяч рублей, вне зависимости от формы организации – частный предприниматель или юрлицо. Исключение – перевозки, организуемые частными лицами, с использованием личного грузового транспорта, где не действуют требования трудового законодательства. Однако, схожий график управления транспортным средством рекомендуется применять и в частных целях, как оптимальный вариант организации грузоперевозки с учетом активности и усталости водителя.
Крайне не рекомендуется нарушать установленные нормы, так как их несоблюдение может привести к печальным последствиям, возникновению аварийных ситуаций из-за усталости и невнимательности водителя.
Время управления авто
Ранее уже упоминался тот факт, что положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей регулирует любые периоды, связанные с рабочими обязанностями сотрудника. Отдельно стоит поговорить о времени, которое водитель тратит конкретно на управление автомобилем. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.
Если речь идёт о перевозке пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной, превышающей 9,5 метра, максимальный период управление ТС сокращается до 8 часов. Данное правило также учитывается, когда составляется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, транспортирующих крупногабаритные, длинномерные или тяжеловесные грузы.
Увеличение времени управления транспортным средством допускается в следующих случаях.
- Суммированный учёт времени допускается при управлении пригородными или городскими автобусами.
- Увеличение смены до 10 часов допускается не чаще двух раз в неделю при использовании суммированного учёта рабочего времени. За 2 недели длительность управления автомобилем не должна превышать 90 часов.
Можно сделать вывод о том, что водители пригородных, городских и грузовых транспортных средств отличаются самыми загруженными рабочими днями. При этом верхний предел в плане времени управления ТС устанавливается не всегда. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене длительностью в 12 часов.
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»* (далее -Трудовой кодекс Российской Федерации).
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
*Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3.
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
О предрейсовом осмотре подробнее
Очень важно в качестве предупредительной меры по предотвращению ДТП проводить предрейсовый медицинский осмотр для определения наличия у водителей медицинских противопоказаний или ограничений к управлению автомобилем. Такие медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат. Если предрейсовый медосмотр осуществляется на основании договора с медицинским учреждением, оно должно иметь лицензию на данный вид деятельности.
На практике часто возникает вопрос: нужно ли организации или учреждению, занимающимся эксплуатацией транспорта, получать лицензию на проведение предрейсовых осмотров своих водителей? По мнению некоторых судов, иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной (Постановления ФАС ПО от 05.07.2007 N А12-2901/07, ФАС ВВО от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13). В своих решениях судьи ссылаются на Методические рекомендации, утвержденные Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» (далее — Письмо Минздрава России), согласно которым осмотр могут проводить только медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат, а учреждения здравоохранения — лицензию. Однако указанный документ носит лишь рекомендательный характер, его цель — помочь работодателю правильно организовать предрейсовые осмотры как один из важных аспектов обеспечения безопасности дорожного движения.
Другие суды считают, что раз ни в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ни в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, ничего не сказано о том, что медицинская деятельность, осуществляемая для собственных нужд организации, не подлежит лицензированию, поэтому в случае проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей организацией, не имеющей соответствующей лицензии, она может быть привлечена к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ФАС СКО от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А).
Предрейсовые медицинские осмотры нужно проводить перед началом рабочей смены водителей в соответствии с Методическими рекомендациями, приведенными в Письме Минздрава России. Для их осуществления необходимо выделить специальное помещение, состоящее не менее чем из двух комнат (комната для проведения осмотров и комната для отбора биологических сред) и оснащенное:
- медицинской кушеткой;
- письменным столом, стульями, настольной лампой, шкафом для одежды, вешалкой для верхней одежды, напольным ковриком, сейфом;
- прибором для определения артериального давления (2 шт.), термометром (3 шт.), стетофонендоскопом (2 шт.);
- прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.);
- алкометром (2 шт.), экспресс-тестами на алкоголь и наркотики (10 шт.);
- другими предметами.
Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств
Приказ от 7 июня 2010 года № 340
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2010 г. под № 811/18106
(извлечение)
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте статьей 18 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» и с целью организации безопасного труда и эффективного контроля за работой водителей колесных транспортных средств
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (прилагается).
3. Признать
утратившим силу приказ Министерства транспорта Украины от 17.01.2002 № 18 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 04.02.2002 под № 97/6385.
4. Настоящий приказ вступает в силу
со дня его официального опубликования, кроме пункта 6.1 Положения, утвержденного настоящим приказом, который вступает в силу для:
нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью свыше 500 км, перевозок опасных грузов —
с 01.06.2012;
перевозок грузов колесными транспортными средствами с полной массой свыше 12 тонн —
с 01.06.2013;
перевозок грузов колесными транспортными средствами с полной массой от 3,5 тонны до 12 тонн —
с 01.06.2015.
Министр К. Ефименко
Утверждено приказом Министерства транспорта и связи Украины 07.06.2010 г. № 340
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2010 г. под № 811/18106
I. Общие положения
1.1. Это Положение разработано в соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Европейским соглашением по работе экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), Кодексом законов о труде Украины и законами Украины «Об автомобильном транспорте», «О дорожном движении».
1.2. Настоящее Положение устанавливает особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — водители) и порядок его учета.
1.3.
Требования настоящего Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров или/и грузов колесными транспортными средствами (далее — ТС).
1.4.
Настоящее Положение не распространяется на перевозку пассажиров или/и грузов, которые осуществляются:
физическими лицами за собственный счет для собственных нужд без использования труда наемных водителей;
во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;
для нужд Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, а также Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерства здравоохранения Украины;
сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки выполняются тракторами или другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий.
1.5. В настоящем Положении термины употребляются в следующем значении:
автомобильный перевозчик
— физическое или юридическое лицо, которое осуществляет на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров или/и грузов транспортными средствами (далее — Перевозчик);
отдых
— непрерывный период времени, который водитель может использовать по своему усмотрению;
график сменности
— документ, определяющий начало и конец рабочей смены на каждый день календарного месяца, а также выходные дни;
сменный период управления
— суммарная продолжительность периодов управления за рабочий день (смену);
сменный перерыв
— суммарная продолжительность перерывов за рабочий день (смену);
ночное время
— период суток с 22 часов до 6 часов;
подготовительно-заключительный период
— время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;
рабочая смена
— период работы водителя согласно графику сменности;
рабочее место водителя
— место за рулем ТС или место, где он осуществляет исполнение своих обязанностей, определенных трудовым договором;
рабочее время водителя
— время, в течение которого водитель обязан исполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
тахограф
— контрольное устройство, устанавливаемое на ТС для отражения и регистрации информации о движении ТС;
неделя
— период времени с 00.00 часов в понедельник до 24.00 часов в воскресенье;
ежедневный отдых
— междусменный отдых водителя в течение суток;
еженедельный отдых
— отдых водителя на неделю.
II. Рабочее время
2.1.
В рабочее время водителя включаются:
а) сменный период управления;
б) подготовительно-заключительный период;
в) время простоев не по вине водителя;
г) время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);
ґ) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;
д) время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);
е) время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;
є) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом;
ж) другое время, предусмотренное законодательством Украины.
2.2.
Учет рабочего времени водителя
Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.
- Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.
- Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.
При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.
В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:
- пассажирских перевозках в городе или пригороде,
- перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.
Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.
Бывают и отдельные ситуации. В некоторых случаях длительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Это – ситуации, когда водитель-дальнобойщик осуществляет междугородную перевозку. Тогда он вынужден двигаться дальше – чтобы добраться до места, в котором у него получится отдохнуть.
Еще такие исключения действуют для тех автомобилистов, которые работают на пригородных или же городских маршрутах. Также такое рабочее время может быть установлено водителям, которые выполняют перевозки для организаций коммунальных служб, например, для больниц, клиник и лечебниц, для аварийных служб, телеграфной и почтовой связи и т.д. Это допускается еще тогда, когда человек осуществляет транспортировку груза особой важности (для органов местного самоуправления, например). Подобные условия могут быть предоставлены перевозчикам, работающим на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских ТС.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.