Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно изменениям в законе об ОСАГО, ремонт авто имеет приоритет перед денежным возмещением. Клиент не может выбрать предпочтительный вариант: ремонт или выплата по ОСАГО. Но существуют исключения, когда организация обязана предоставить компенсацию. Они касаются только машин личного пользования и не распространяются на авто, зарегистрированные на юридических лиц.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Если компенсация не покрывает ремонт автомобиля

Если вашу машину повредили, а страховая рассчитала слишком маленькую сумму ущерба, то оставшуюся сумму можно требовать с виновника ДТП. При этом не учитывается износ. Такое положение определено Конституционным судом.

До вынесения данного решения сумма ущерба всегда рассчитывалась с учетом износа. Полное возмещение после ремонта получить было невозможно даже через суд. Теперь виновник обязан вернуть недостающую сумму.

То есть, если пострадавший — вы, то у вас есть возможность получить деньги, необходимые для полноценного ремонта. Если вы виновник аварии, то вам придется доплатить пострадавшему.

Итак, в большинстве случаев у автовладельца нет возможности решить: что выбрать ремонт или перечисление денег по ОСАГО. Но есть ситуации и нюансы, которые позволяют получить финансы полностью или частично. Могут потребоваться досудебное разбирательство или обращение в суд с исковым требованием.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Может ли водитель самостоятельно выбрать СТО?

Нет — выбрать СТО можно только из списка партнеров страховщика. Для этого нужно изучить перечень сервисов, с которыми сотрудничает страховая компания.

Можно ли получить денежную выплату вместо ремонта?

В большинстве случаев ремонт по ОСАГО является приоритетным для всех договоров с 28 апреля 2021 года. Только в некоторых случаях пострадавший сможет гарантированно рассчитывать на выплату:

  • Если стоимость ремонта превышает 400 000 рублей (в случае оформления по справке из ДТП)
  • Если стоимость ремонта превышает более 50 000 рублей (в случае оформления по европротоколу)
  • Если потерпевший получил травмы средней тяжести или тяжкие
  • Если СТО не соответствует требованиям закона
  • Если автомобиль был признан полностью уничтоженным
  • Если потерпевший является инвалидом

Что делать, если СТО отказывается принимать автомобиль?

В этом случае вы можете сменить станцию техобслуживания на другую из списка партнеров или потребовать денежной компенсации.

Правила выплаты страхового возмещения на случай дорожно-транспортного происшествия закреплены ст.12 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002г. Имущественный вред компенсируется на основании заявления потерпевшего. Форма документа утверждена положением Центробанка России № 431-П. В зависимости от последствий аварии к обращению необходимо приложить:

  • копию удостоверения личности;
  • доверенность и иное подтверждение полномочий при подаче заявления представителем;
  • банковские реквизиты для зачисления средств;
  • разрешение органов опеки при признании потерпевшим несовершеннолетнего;
  • извещение о происшествии;
  • протокол или постановление об административном правонарушении;
  • медицинские справки и заключения о причинении вреда здоровью, жизни;
  • документы о прямом родстве с погибшим получателем страховой выплаты;
  • квитанции о расходах на погребение;
  • паспорт транспортного средства;
  • регистрационное свидетельство;
  • отчет оценщика о размере имущественного вреда;
  • чек об оплате услуг независимого эксперта;
  • квитанции на эвакуацию неисправного автомобиля с места ДТП;
  • документы о стоимости хранения машины на специализированной площадке до осмотра страховщиком.
Читайте также:  Имущественный налоговый вычет при строительстве дома: пошаговая инструкция

Потерпевший вправе обратиться в один из филиалов компании, выдавшей полис ОСАГО. Если гражданином был предоставлен не полный перечень документов, его извещают о необходимости дополнения в течение 3 суток. При этом стороны могут перейти на электронный формат обмена сведениями.

Необходимость независимой экспертизы

Эта процедура нужна для того, чтобы точно определить размер ущерба автомобилю. Она может быть заказана как вами, так и страховой организацией.

По закону для расчета суммы можно провести простую оценку нанесенных повреждений или техническую экспертизу. По факту они мало чем отличаются, но имеют одну задачу — посчитать итоговую сумму для возмещения.

Экспертиза по инициативе страховщика называется также независимой, но в реальности это не так. Ведь стороннюю компанию выбирает не собственник авто.

Но вы можете заказать отдельную экспертизу при необходимости доказать недостоверный расчет в досудебном порядке или суде. Так как, в противном случае, иск просто не примут без выполненного расчета.

Недостатки ремонта по ОСАГО

  • Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
  • Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
  • Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
  • Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.

Выплачивают ли деньги по ОСАГО в 2023 году

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:

  • убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
  • расходы на приобретение деталей и восстановление авто.

Порядок проведения описанных выше процедур регламентирует Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года. Он определяет суммы выплат, они зависят от метода оформления дорожно-транспортного происшествия, а также ситуации с возможным прямым возмещением. Положение Банка России №431 определяет правила и порядок оформления документов.

Пострадавший может рассчитывать на возмещение ущерба от каждого страховщика в том случае, если вред причинён из-за действий нескольких водителей, участвовавших в инциденте. Страховой нужно сообщить об аварии в указанные законодательством сроки, также необходимо в точности следовать установленной процедуре.

Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?

17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.

В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.

Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.

Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.

Если компенсация не покрывает все расходы на ремонт

Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 1079 Гражданского кодекса возместить причинённый ущерб обязан виновный в ДТП в том случае, если ему не удастся доказать, что причинённый вред не был вызван злым умыслом потерпевшего либо непреодолимой силой.

Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение. Он может не переживать из-за реальных расходов на ремонт по ОСАГО, поскольку оплату производит страховая компания. Однако на практике подобное случается нечасто.

В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.

Читайте также:  Нужно ли доверенность на легковой прицеп

Когда можно получить денежную компенсацию

Пунктом 16.1 ст. 12 закона № 40-ФЗ предусмотрены случаи, при наступлении которых пострадавший в ДТП водитель получит деньги:

  • тотальная гибель авто;
  • стоимость восстановления превышает максимально установленный лимит – 400 тысяч рублей (100 тысяч по Европротоколу);
  • СК не может организовать восстановление авто на СТО, указанной при заключении договора страхования;
  • потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью;
  • автосервис, с которым у СК заключено соглашение на проведение ремонтных работ, не соответствует установленным требованиям;
  • между страховщиком и потерпевшим заключено соглашение о выплате денежной компенсации;
  • потерпевший является инвалидом, и он указал денежную форму возмещения в заявлении.

Выплаты после выдачи направления на ремонт

На основании пункта 15.1, статьи 12, закона «Об ОСАГО», возмещение ущерба, транспортным средствам, зарегистрированным на территории РФ, но за исключением случаем установленных в пункте 16.1, закона «Об ОСАГО», производится, путем организации восстановительного ремонта.

То есть, в большинстве случаев, будут не выплаты, а направление на ремонт.

Но даже если Вам выдали направление на ремонт, это еще не значит, что обязательно будет ремонт, и не будет выплат деньгами.

Сейчас объясню, почему может не быть ремонта?

В статье все о ремонте по ОСАГО, я подробно рассказывал, что же делать, после того, как страховая выдала направление на ремонт (советую прочитать данную статью, там очень много интересного и полезного, по ремонту ОСАГО).

Так вот, после выдачи направления на ремонт, клиент приезжает в СТО указанное в направлении. По закону, если есть направление, то СТО обязано принять автомобиль на ремонт в день обращения. Но как правило возникают трудности с передачей автомобиля на ремонт в СТО.

Клиенту на СТО банально вешают лапшу на уши, что мы проведем сейчас дефектовку, но далее, мы не примем автомобиль на ремонт, так как нужно согласовать сумму ремонта со страховой, отправляют клиента домой, ждать пока страховая согласует какую-то сумму, или ссылаются на то, что нужно заказать запчасти и нужно опять ждать. Такой сценарий, не вяжется с законом, так как в нем, таких действий не предусмотрено, есть направление и в день обращения, автомобиль должны принять на ремонт, а далее отремонтировать в течение 30 рабочих дней. Все, больше ничего не предусмотрено, никаких «или», «нужно ждать», «нужно согласовывать». Есть направление на ремонт, СТО должно принять авто на ремонт и все.

Так же будьте внимательно и при передаче авто, не подписывайте никаких соглашений, так как это может быть документ, где Вы соглашаетесь произвести доплату за ремонт, соглашаетесь на установку БУ запасных частей, или просто передаете автомобиль на хранение, а не на ремонт. Если Вы подпишете документ, где передаете автомобиль на хранение, то это будет просто хранение, срок ремонта не пойдет, так как у Вас на руках не будет акта приема-передачи автомобиля.

Если Вы понимаете, что авто принимать не собираются, то попросите уполномоченное лицо, написать на направлении, что в приеме автомобиля отказано, так же пусть поставят дату, печать и подпись.

Если в этом оказано, то Ваша задача, зафиксировать, что Вы прибыли по направлению на СТО, предоставили авто, но у Вас не приняли его на ремонт. Зафиксировать это можно при помощи видеозаписи, или акта, составленного со свидетелями, прибывшими с Вами. Подробно об этом написано в статье про ремонт ОСАГО, ссылку на которую я давал выше.

По итогу, у Вас должны на руках быть доказательства, что на СТО, у Вас не приняли автомобиль на ремонт. Со дня, когда у Вас появились такие доказательства, начал идти срок ремонта, который на основании абзаца 2, пункта 15.2, закона «Об ОСАГО», составляет 30 рабочих дней.

Если на СТО отказались принимать автомобиль на ремонт, то все претензии, мы предъявляем страховщику. Отмечу, что в законе нет положения, обязывающего потерпевшего, обращаться в страховую за повторным направлением на ремонт. Если на СТО не приняли автомобиль на ремонт, то это проблема страховой. У Вас есть доказательства, что автомобиль не приняли, а раз Вы обращались на СТО, то с момента обращения, пошел срок в 30 рабочих дней, отведенный по закону на ремонт, как все мы знаем, за нарушение сроков ремонта, предусмотрена неустойка.

Далее делаем независимую экспертизу, в ходе которой устанавливаем сумму ущерба и предъявляем претензию страховой. Отказали, или нет ответа в течение 15 или 30 дней, обращаемся к омбудсмену, он не помог, далее обращаемся в суд, где взыскиваем со страховой всю сумму ущерба, вместе с неустойкой, а также штрафом.

И так, рассчитывать на выплаты, мы можем в случае, если выдано направление на ремонт, то на СТО отказались принимать автомобиль на ремонт.

Читайте также:  Как снять лодку с учета в ГИМС: пошаговая инструкция

Здесь главное, чтобы у Вас были все доказательства, начиная от отказа СТО, далее отказа страховой и немощности омбудсмена. Если есть все эти документы, то обращаемся в суд.

Есть конечно вариант, что омбудсмен все же поможет и если это так, и страховая не станет обжаловать его решение в суде, то выплаты можно получить со страховой, уже на этапе работы омбудсмена.

Как видите, способов получить денежные выплаты по ОСАГО, значительно больше, чем может показаться. Что интересно, в законе перечислены все эти способы, но для того, чтобы в полной мере понимать свои права, в рамках закона об ОСАГО, нужно очень подробно изучить законодательство, а если Вы не юрист, то на это, просто банально может не быть времени.

Страховые пользуются неосведомленностью клиентов, нарушая права, занижая выплаты, отказывая в возмещении, проводя некачественный ремонт, тем самым получая прибыль и наживаясь на доверии клиентов, в отсутствии какой-либо приличной альтернативы для ОСАГО.

ОСАГО это обязательный вид страхования, и я считаю, что страховые чувствуют свою безнаказанность и не хотят отвечать перед клиентами по закону, мы все это видим, и прекрасно понимаем, что с каждым годом, страховые становятся более защищенными с точки зрения закона, у них становится больше возможности законно занизить выплаты, отказать в выплатах, затянуть время возмещения ущерба и любыми другими «законными» способами, заработать на клиентах, не собираясь при этом нести какую либо серьезную ответственность.

Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО

Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:

  • ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
  • выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.

Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.

В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:

  • полная гибель транспортного средства;
  • здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести; смерть пострадавшего;
  • когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.

При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.

Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.

Когда нужна независимая экспертиза?

В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

При этом в 2021 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Внимание

Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Сроки проведения ремонта

В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2021 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.

Внимание

Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *