Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В широком смысле под резидентством юридического лица понимается его принадлежность к налоговой системе определенного государства, пребывание на учете и выплачивание налогов. Режим «налогового резидентства» юридических лиц в Налоговом кодексе РФ был введен в 2014 году с принятием 24 декабря закона № 376-ФЗ .

Сравнение налогового и валютного резидентства РФ

Критерии налогового резидентства:

  • Проживание в РФ 183 дня и более
  • Наличие постоянного жилища в РФ в виде
    • собственности на жилое помещение или
    • постоянной регистрации по месту жительства
  • Наличие центра жизненных интересов в РФ в виде
    • местонахождения семьи или
    • местонахождения основного бизнеса или
    • местонахождения работы

Критерии валютного резидентства:

  • Граждане РФ, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве год и более
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в России

За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

(№ 13) Важные даты и сроки взаимодействия с ФНС — уведомления, отчеты и уплата налогов для цифровых кочевников и релокантов

Предлагаю ознакомиться с самыми важными датами и сроками взаимодействия с ФНС и держать их в голове чтобы не попасть на штрафы.

  • Уведомление об открытии (закрытии) изменении реквизитов, счета в иностранном банке или иной финансовой организации (брокере, страховом счете, пенсионном и т.д.) — в течение 1 месяца с момента совершения действия;

  • Отчет о движении денежных средств по иностранным счетам — до 1 июня года следующего за отчетным периодом;

  • Подача декларации 3-НДФЛ — до 30 апреля года следующего за отчетным периодом;

  • Уплата НДФЛ — до 15 июля года следующего за отчетным периодом;

  • Уведомление об участии в иностранных организациях (доля более 10%) — в течение 3 месяцев с даты учреждения;

  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК) — до 20 марта (для юридических лиц) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

Читайте также:  Отключение радиоточки через МФЦ

Не ФНС и отдельная тема, но напишу тут, уведомление о получении ПОСТОЯННОГО ВНЖ или второго гражданства подается в течение 60 дней в случае если Вы находитесь за пределами территорий РФ и в течение 30 дней если Вы находитесь в РФ.

Прошу обратить внимание на слово — ПОСТОЯННОЕ ВНЖ, то есть не имеющее срока давности, если ВНЖ временное, подавать уведомление не нужно.

Налоговое резидентство

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

Валютное резидентство

Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.

Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).

Так, валютными резидентами признаются:

  1. Граждане России;
  2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
  3. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
  4. Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
  6. Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.

Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:

  1. Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
  2. Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
  3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.


Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Читайте также:  Выписка из ЕГРН – официальный документ, подтверждающий право собственности

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

Определение налогового резидентства юрлиц

НК устанавливает четкий перечень компаний налоговых резидентов РФ (ст.246.2 п.1):

  • российские компании;
  • иностранные компании, которые признаются налоговыми резидентами РФ в соответствии с договором об избежании двойного налогообложения;
  • иностранные компании, место управления которых находится в РФ (главный офис, штаб-квартира и т.д.).

Учитывая вышеизложенное статус налогового резидента РФ получают:

  • российские ООО, ОА и другие формы ведения деятельности, которые зарегистрированы в соответствии с российским корпоративным законодательством;
  • филиалы, постоянные представительства, которые располагаются за рубежом, однако их материнские компании зарегистрированы в РФ.

Отдельного внимания заслуживает вариант с «местом управления». Под последним подразумевается выполнение хотя бы одного из следующих условий:

  • исполнительный орган компании находится в РФ;
  • руководство компании управляет ее деятельностью из России.

Образно говоря, налоговый статус компании определяется исходя из юрисдикции, где:

  • находится главный офис/штаб-квартира;
  • располагается совет директоров или другой орган, осуществляющий фактическое управление компанией;
  • находятся финансовые департаменты, бухгалтерия, персонал;
  • компания зарабатывает больше всего прибыли.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ

Для того чтобы подтвердить резидентство, формируется пакет документов и направляется в инспекцию.

По результатам рассмотрения выдается одна из следующих бумаг:

  • справка, оформленная согласно форме, рекомендуемой в РФ, подписанная должностным лицом, скрепленная гербовой печатью.
  • если предусмотрено, то оформление происходит по правилам и формам, действующим в иностранном государстве, для которого выдается бумага. Такой вариант возможен только тогда, когда оно уведомило российскую сторону о наличии таких форм.

Выдается всего лишь 1 копия справки, кроме случаев:

  • когда по закону другой страны необходимо 2 и больше экземпляров (если компетентные органы своевременно уведомили своих российских коллег);
  • когда заявителю требуется справка для каждого контрагента, то она выдается по количеству последних.

Можно получить подтверждение за предыдущие годы. Для этого необходимы соответствующие документальные подтверждения. Если срок составляет более 3 лет (например, за 4-й год от текущего), то дополнительно направляются письменные свидетельства уплаты налога (к примеру, декларация с отметками о принятии и квитанции об уплате).

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Когда необходимо подтверждать статус налогового резидента

Необходимость в подтверждении статуса налогового резидента может появиться как у физических, так и у юридических лиц. Это касается следующих случаев:

  1. Организация реализует товар или оказывает услуги иностранной фирме. В этом случае справа о статусе потребуется иностранной компании для того, чтобы избежать двойного налогообложения.
  2. Физлицо реализует продукцию, оказывает услуги лицу, которое находится и зарегистрировано за границей. Если физлицо является резидентом РФ, то налог партнера будет ниже.
  3. Предприниматель получил доход в виде дивидендов от иностранной компании. Чтобы не платить налог в иной стране, ему нужно будет предоставить справку о статусе.
  4. Иностранный гражданин трудится на территории РФ и за свой труд получает оплату. Для того, чтобы иностранцу не уплачивать налог в своей стране, ему потребуется справка резидента РФ.
  5. Лицо, имеющее доход от ведения деятельности на территории РФ, покупает, реализует, строит недвижимость в ином государстве, то для избежания двойного налогообложения потребуется получить справку.
Читайте также:  Оспаривание отцовства в делах о взыскании алиментов

Справка о налоговом резидентстве

Справка о налоговом резидентстве и юридических и физических лиц является документальным подтверждением того, что определенное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование справки — «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».

Такой статус требуется для того, чтобы определить обязательства лица по уплате налогов в бюджет той или иной страны. Для определения данного статуса учитывают пребывание лица в России на протяжении 183 дней в течение одного года. Такой срок не прерывается, если лицо менее 6 месяцев находится не в РФ по причине лечения, обучения, работы или оказания услуг.

Для получения данной справки в налоговый орган необходимо направить заявление. Ранее оно составлялось в свободной форме, но с декабря 2017 года данное заявление составляется по утвержденной ФНС форме (КНД 1111048). При этом в документе указывается следующая информация:

  • наименование организации (если заявление подает физлицо/ИП, то ФИО);
  • период времени, за которые заявителю необходима справка (за прошлый год, за несколько лет);
  • причина выдачи справки (например, она необходима при применении двусторонних международных договоров или для иных целей);
  • время пребывания лица в РФ;
  • основания, по которым лицо считается налоговым резидентом РФ;
  • данные о документе, удостоверяющем личность (в случае отсутствия ИНН).

Налоговыми резидентами РФ признаются люди, пребывающие на территории страны в указанный выше срок, а также получающие вознаграждение за исполнение трудовых и прочих обязанностей, оказанные услуги, проведенную работу и прочие законные действия в пределах государства. Данное положение присутствует в ст. 208 НК (п.1). В данном случае не имеет значение, зарубежная или отечественная компания будет выплачивать вознаграждение. К внутригосударственным доходам также относят пособия и пенсии, которые предусмотрены действующим отечественным законодательством. Налоговый резидент может осуществлять рабочую и иную законную деятельность, оказывать услуги за пределами страны. В этом случае его доходы считаются как поступающие от источников, находящихся за границей государства.

Отличие налогового резидента от нерезидента — понятие и определение статуса

Для чего существует необходимость в юридическом определении этих терминов? Прежде всего отметим, что эти понятия применяются в нескольких различных сферах:

  • Одна из них — это налоговая сфера. Здесь речь идёт, вообще говоря, о том, где происходит в наибольшей степени получение доходов: в РФ или за её пределами. Во втором случае ставки налога будут существенно выше.
  • Есть также понятие валютных резидентов и нерезидентов. Здесь речь идёт о валютном контроле над операциями в валюте. Для резидентов необходимо не только подчиняться определённым правилам в этой сфере, но и сдавать соответствующую отчётность на регулярной основе.
  • Эти термины также применяются и в ряде других случаях. Одним из таких примеров могут быть вопросы наследства и некоторые другие юридические сферы.

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *