Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если виновник не застрахован по ОСАГО! Кто возмещает ущерб?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того как в вас въехали выясняется, что у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, то есть купленный за копейки и конечно же его нет в базе РСА. В такой ситуации вам придется взыскивать деньги с виновника ДТП, как раньше, по старинке когда не было полисов страхования.
Что грозит участникам при «обоюдке»?
Всё то же, самое, если бы авария была обычной с одним виновником. Административная ответственность в любом случае будет грозить за допущенное нарушение Правил. А вот гражданская – как мы выяснили – будет уже частичная по степени виновности в аварии.
Давайте в удобном табличном виде взглянем на различия стандартного происшествия от ДТП с обоюдной виной.
Ответственность | Стандартная авария | Обоюдное происшествие |
---|---|---|
Административная | Постановление выпишут тому участнику, кто виновен в ДТП (например, въехал в зад впереди двигавшегося авто). | Постановления выписывают всем участникам. |
Гражданская, если никто не обращался в суд | Причинитель вреда или его страховая компания возмещает ущерб потерпевшему. | Все водители являются одновременно не только виновниками, но и отчасти потерпевшими. Поэтому частично и получают возмещения – в равных долях по количеству участников. |
Гражданская, если суд установил степень обоюдной виновности | — | Каждый потерпевший получает выплату по степени своей невиновности. К примеру, если суд установил вашу вину в 20%, то вы получите 80% от рассчитанной компенсации ущерба. |
Судебная практика при обоюдной вине водителей изобилует самыми разными случаями. Приведем несколько примеров.
Пример первый:
Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле, превысил допустимую скорость и врезался в задний бампер машины, двигающейся впереди. В ходе выяснения деталей происшествия выяснилось, что гр. Петров, находившийся за рулем пострадавшего авто, разговаривал по мобильному телефону без специальной гарнитуры, т. е. держал телефон в руке. Таким образом, оба водителя нарушили ПДД.
Суд в результате расследования установил, что вина гр. Петрова не могла спровоцировать конкретное ДТП, следовательно, вина за аварию полностью ложится на гр. Иванова.
Вина не была признана судом обоюдной. Поэтому гр. Петрову будет выплачено возмещение за причиненный ущерб в полном объеме.
Пример второй:
Гр. Сидоров, двигаясь на машине по автотрассе со значительным превышением скорости, врезался в стоящий на дороге автомобиль. В результате выявления обстоятельств ДТП выяснилось, что гр. Капин (водитель стоящей машины) остановил ТС из-за поломки автомобиля, но не выставил знака аварийной остановки и не включил аварийные огни.
Следовательно, в произошедшем ДТП виновны обе стороны происшествия. Гр. Сидоров превысил скорость, а гр. Капин не выполнил действия, предписанные при аварийной остановке на дороге.
Суд установил, что вина водителей в данной ситуации различной степени, причем вина гр. Сидорова гораздо выше. Если бы он двигался с допустимой скоростью, то успел бы вовремя остановиться. Суд установил степень вины: гр. Сидоров — 70%, гр. Капин —30 %.
Пример третий:
Гр. Птицын выехал на перекресток со второстепенной дороги, и затормозил, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Гр. Гришин ехал на авто по главной дороге со значительным превышением скорости. Подъезжая к перекрестку, он не успел затормозить и врезался в автомобиль гр. Птицына.
В итоге судебного разбирательства действия обоих водителей были квалифицированы как действия, непосредственно приведшие к столкновению, и установлена равнозначная степень вины (50%/50%).
Что значит обоюдная вина?
Как мы говорили выше при обоюдной вине каждый из участников ДТП признается виновным в той или иной степени, то есть каждый нарушил ПДД и в той или иной мере несет ответственность. Но скажу вам что не все так просто, ведь если каждый водитель нарушил ПДД, это еще не значит, что нарушение имело отношение к возникновению ДТП. Один из участников мог нарушить ПДД и именно это повлекло возникновение ДТП, а второй мог так же нарушить ПДД, но такое нарушение на не имеет отношение к возникшему ДТП.
К примеру один воитель не предоставил преимущество второму авто и выехал со второстепенной дороги не предоставив преимущество, а водитель ехавший по главной дороге был лишен водительского удостоверения. В итоге оба нарушили ПДД, но виноват все равно водитель не уступивший дорогу, не смотря на то, что второй водитель был без прав, а первый нарушил ПДД и нарушение имеет прямое отношение к возникшему ДТП и здесь вина не будет обоюдно, просто водителя без прав оштрафуют за его нарушение.
Но бывает, что скажем один из водителей поворачивал на лево через двойную сплошную, а второй обгонял его через вторую сплошную и произошло столкновение и в такой ситуации уже реально говорить об обоюдной вине в ДТП.
Как получить выплаты по Европротоколу?
От чего зависит их решение?
Страховая организация решает вопрос о выплате компенсации опираясь на достаточно большое количество факторов. Во избежание различных неприятных инцидентов, участникам ДТП следует заранее узнать по какой причине СК может отказать в выплате компенсации.
Чаще всего СК отказывает в выплате компенсации в следующих случаях:
- один из водителей, который был участником ДТП не вписан в полис автогражданской ответственности;
- один из водителей в момент ДТП находился в наркотическом или же алкогольном опьянении;
- страховая организация оппонента или же один из участников ДТП подал заявление об обжаловании решения суда;
- виновный в ДТП скрылся с того места где произошло ДТП.
К примеру, если в вашу машину въехала дочка собственника другого авто, при этом девушка не была вписана в полис автогражданской ответственности, СК возможно попытается отказать вам в принятии от вас документов на выплату.
ВАЖНО! В данной ситуации необходимо напомнить страховой организации о том, что существует ст.14 п.1 «Закона об ОСАГО».
В данной статье говориться о том, что право требования переходят к гражданину причинившему вред потерпевшему, т.е. к непосредственному виновнику ДТП. Поэтому согласно данной статьи СК обязана произвести выплату компенсации ущерба пострадавшей стороне.
Неопределенность, в первую очередь, заключается в самой формулировке «обоюдная вина». Дело в том, что этот термин в правовых документах не имеет четкого определения и трактуется индивидуально в каждом отдельном случае. Само же понятие «вина» в данном случае означает, что один либо несколько участников дорожного движения умышленно либо непреднамеренно создали предпосылки для аварии. При этом возможны три сценария развития событий:
- Вина одного из водителей настолько очевидна (и это обстоятельство зафиксировано в протоколе ГИБДД), что страховая компания однозначно оплачивает возмещение ущерба пострадавшей стороне.
- Определить виновного не представляет возможным вследствие невозможности восстановления полной картины ДТП. Выяснить степень вины каждого из них может только суд, в том числе и на основании протоколов, оформленных на месте происшествия представителем службы ГИБДД.
- Нарушителями правил дорожного движения признаны одновременно оба водителя. В отношении каждого выписываются протоколы. Именно этот сценарий считается обоюдной виной в ДТП и предполагает выплату по ОСАГО, причем, на «обоюдку» претендуют оба водителя.
Однако даже в этом случае может возникнуть необходимость в судебном разбирательстве, поскольку степень виновности может быть различной. Приведем простой пример: в транспортное средство, стоящее на красный свет светофора, врезается другая автомашина. Очевидно, что налицо несоблюдение дистанции и виновность ее водителя не вызывает сомнения. Впоследствии, однако, оказывается, что лицо, находившееся за рулем неподвижной машины, было под воздействием алкоголя. Естественно, данный водитель попадает под административную ответственность и на определенный срок лишается права на вождение автомобиля, но он не может быть признан виновным в конкретном дорожном происшествии.
Что делать, если страховщик отказывается платить
СК должна рассмотреть заявление и сообщить о решение в течение 20 календарных дней. Отказ составляется в письменной форме и с обязательной обоснованной мотивировкой.
При несогласии с решением водитель вправе обжаловать его – сначала через руководство компании, а затем в суде.
Основными причинами для отказа со стороны СК являются:
- существенное нарушение правил страхования (предоставление подложных документов, управление автомобилем другим лицом);
- несоблюдение или неправильное оформление ДТП.
Злоупотребления, связанные с обоюдной виной
Понять степень нарушения каждого можно исходя из составления общей картины произошедшего.
Бывает, что один из водителей указывает, что все произошло из-за действий второго, целенаправленно умалчивает факты, снимая себя ответственность, либо пытаясь разделить ее с другим лицом.
На недобросовестные действия указывает несколько признаков:
- когда столкновение очевидно, но одно из лиц может настаивать на общей ответственности, чтобы разделить компенсацию вреда с другим гражданином и возместить 50% от объема нанесенных повреждений;
- если видны явные нарушения только второго автолюбителя, то первый может скрыть свои «косяки» (превышение скорости, проезд перекрестка на «красный», выезд на чужую полосу и т. п.), чтобы возместить все.
Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП
Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.
Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.
Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?
Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.
Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.
Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).
Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.
Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.
В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:
- какое правило было нарушено;
- какая ответственность предусмотрена за это законом.
Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.
Что такое обоюдная вина
Страховым случаем по программе ОСАГО признается имущественный ущерб (транспорту, грузу, иным вещам и предметам), а также вред здоровью и жизни граждан. Для получения выплат автовладельцы должны выполнить следующие действия:
- зафиксировать все обстоятельства аварии в официальных документах – извещении о ДТП по схеме европротокола, акте и протоколе с участием ГИБДД;
- незамедлительно после столкновения уведомить свою страховую компанию, а в течение следующих 5 дней подать извещение о ДТП;
- представить автомашину для осмотра экспертом, представить документы о характере и степени вреда здоровью;
- подать заявление о выплате компенсации.
При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП. Для этого можно использовать протокол о нарушении ПДД, составленный сотрудником ГИБДД, схема аварии с указанием траектории движения машин и места первого удара, европротокол.
Обоюдная вина водителей может следовать из следующих обстоятельств:
- нарушение ПДД со стороны обоих автовладельцев, подтвержденное протоколами ГИБДД;
- Европротокол, в котором стороны признают обоюдную вину в столкновении;
- схема расположения машин после аварии, указывающая на взаимное нарушение или пренебрежение правил движения;
- письменные и вещественные доказательства (показания очевидцев, записи камер фото- и видеофиксации).
Что значит обоюдка при ДТП
Данное понятие не является официальным, поскольку отсутствует в любых законодательных актах и кодексах. Оно является разговорным и используется для объяснения событий, происходящих в ходе разбирательств по поводу виновности в ДТП каждой из сторон.
Обоюдной виной принято называть ситуации, в которых каждый участник ДТП в какой-то мере нарушил правила дорожного движения, что и привело в итоге к столкновению. Причем в этот список могут входить такие требования, как остановка в своей полосе в случае обнаружения опасности, и недопустимость маневрирования. Если пострадавший водитель инстинктивно допустил выезд на встречную полосу, ему уже может быть вменено нарушение ПДД, и вина будет обоюдной.
Итак, понятие обоюдной вины можно охарактеризовать следующим образом: это ситуация, при которой группа разбора ДТП пришла к выводу о солидарной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия каждой из сторон. В таком случае оба водителя (или больше двух, в зависимости от количества участников) получают свой собственный протокол о правонарушении и признаются виновными в совершении административного проступка.
Какие могут быть нюансы
Существует несколько возможностей, при которых обоюдная вина может как сыграть на руку, так и оказаться серьезной проблемой.
- Уменьшение собственных расходов. В случае, когда становится явно видно, что лимит страховки не покрывает восстановление автомобиля пострадавшей стороны, можно попытаться добиться признания обоюдной вины, если есть какие-то зацепки, свидетельствующие о данном факте. Не лишним будет извлечение записи с видеорегистратора или камер наблюдения, которая сможет доказать, что водители виноваты в ДТП в равной степени. Это позволит избежать уплаты суммы сверх лимита страховки из своего кармана, да еще и даст право требовать какого-то размера компенсации для восстановления собственного автомобиля.
- Отмена вердикта об обоюдной вине. Иногда решение о солидарной ответственности в произошедшем ДТП может быть в корне неверным. Это происходит в том случае, если непосредственно перед столкновением, водителем было нарушено какое-то требование правил дорожного движения, но данное нарушение не могло повлечь за собой произошедшие последствия. Довольно часто группа разбора трактует любое происшествие как причастие к совершению ДТП, но этот факт можно оспорить. К примеру, подобной ситуацией может быть игнорирование требования пропустить пешехода на пешеходном переходе, после чего сразу же происходит столкновение с другим участником, нарушившим правила, касающиеся приоритета пересечения перекрестка. Выходит, что, хоть нарушение и имело место быть, оно никоим образом не могло повлиять на факт ДТП, поэтому вина должна полностью лежать на другом водителе. Это позволит доказать собственную невиновность, и получить компенсацию в полном объеме.
- Состояние водителя не должно влиять на вердикт службы разбора. Еще одним ярким примером того, как ситуацию преображают для вынесения обоюдки в том случае, когда ее нет, являются проблемы управления автомобилем в нетрезвом виде. Зачастую выпившего водителя принято винить во всех совершенных ДТП, но в некоторых обстоятельствах он может оказаться пострадавшей стороной. Так происходит, если машина просто стояла на дороге, к примеру, на запрещающий сигнал светофора, и в нее врезался другой водитель. У стоявшего в крови может быть обнаружен алкоголь, после чего часто признается обоюдка в ДТП. Но при этом фактического нарушения ПДД, которое могло бы повлечь за собой ДТП, с его стороны не было. Такой вердикт должен быть однозначно оспорен, при этом штраф и изъятие водительского удостоверения сохраняются как правомерные.
Существует еще множество спорных ситуаций, связанных с обоюдной виной за совершение ДТП. Отчасти они связаны именно с отсутствием данного понятия в официальных документах. Из-за этого группа разбора происшествия всегда принимает решение на основании собственных оценочных суждений, которые не всегда бывают верными. Но эти бреши в законодательстве можно использовать и для собственной выгоды, если необходимо частично сбросить с себя ответственность и для этого есть все основания.
Что такое обоюдная вина
Нормативные акты не содержат понятия «обоюдной вины». Это исключительно разговорное выражение. Ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40 содержит информацию о происшествии, в котором ответственными являются все участники. По сути, это и есть обоюдка при ДТП (каждый водитель является и пострадавшим и виновником).
Обязательным условием признания виновным является наличие причинно-следственный связи между происшествием и виновными действиями автоводителя.
Например, один из участников находился в состоянии алкогольного опьянения и стоял при красном сигнале светофора, а другой – въехал в бампер его машины, так как не соблюдал дистанцию. С одной стороны, каждый из участников нарушил ПДД, с другой – в аварии виноват только второй. Данная ситуация не считается аварией с обоюдной виновностью.
Закон не предусматривает особых методов оформления происшествия при наличии у водителей взаимной вины. Участники должны действовать в общем порядке. То есть вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара. При обоюдной виновности нельзя оформить европротокол.
Когда вина признается обоюдной
Не так давно понятия «обоюдной вины» в законодательстве не существовало. Понятие это является профессиональным термином. Инспекторы Госавтоинспекции и сотрудники страховых компаний используют его для классификации случаев, когда оба участника аварии являются нарушителями. Если виновными в происшествии стали оба участника происшествия, на каждого из них инспекторами Госавтоинспекции составляется отдельный протокол. Есть определенный регламент, который должен соблюдаться при составлении протокола.
Что должно содержаться в этом документе:
- правило движения, которое было нарушено водителем;
- тип наказания, применяемого к нарушителю.
Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики
Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.
Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.
Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.
Порядок оформления аварии
Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:
- Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.
В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)
- Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
- Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
- По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
- Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.
Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.
При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.
В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:
- Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
- Протокол, в котором должны быть отражены:
- схема расположения автомобилей;
- расстояния от отсчетных точек;
- описание повреждений;
- объяснения водителей, очевидцев.
- Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.