Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научить ребенка (подростка) правильно распоряжаться деньгами?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В младших классах ученики покупают сладости, игрушки, а некоторые часть денег откладывают, например, на планшет. В средней и старшей школе подростки платят за телефон, покупают косметику, подарки, канцелярию и кое-что из одежды. Чтобы сделать шаг вперёд и научиться ответственно пользоваться деньгами, нужно взять одну из статей расходов под свой контроль.
Углубите знания в области финансов
Мы включили в список проверенные десятилетиями бестселлеры по управлению деньгами и несколько современных пособий, выпущенных издательством «Альпина Паблишер».
📗 Идеи книги «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона легли в основу разных пособий по управлению финансами. На примере ситуаций из жизни древних торговцев автор рассказывает о правилах использования денег.
📘 «Думай и богатей» Наполеона Хилла впервые издана в 1937 году. Более 80 лет книга входит в число бизнес-бестселлеров и рассказывает, как добиться успеха в любом деле.
📗 В книге «Kakebo» отражена японская система ведения семейного бюджета. Она помогает разобраться, почему не хватает денег, и содержит практичный инструмент учёта семейных финансов — «Паспорт kakebo».
📙 Авторы Гэри Бельски и Томас Гилович предлагают читателям ответить на вопросы и найти решения в различных ситуациях, а затем анализируют их. Книга «Психологические ловушки денег» поможет разобраться с шаблонами неэффективного мышления и научиться принимать рациональные решения.
📗 В «Основах финансовой грамотности» инвестор Артём Богдашевский рассказывает, как учитывать расходы и получать пассивный доход с помощью облигаций.
Попробуйте проследить, сколько денег вы тратите на импульсивные покупки вместо того, чтобы купить что-то существенное, как часто вы покупаете продукты «с запасом», которые потом портятся и идут на выброс. Не бойтесь рассказать об этом ребенку, посмотрите вместе, какие именно вещи и продукты были куплены необдуманно, и посчитайте, сколько денег вы на них потратили.
Например, вы купили себе еще одни джинсы, когда в вашем гардеробе их и так пять, и они до сих пор висят в шкафу с биркой, или вы взяли в магазине пять йогуртов, срок годности которых заканчивается через три дня, и вам пришлось их выбросить. Такой анализ поможет определить, на какие статьи расходов тратится большая часть денег.
При этом следить за бюджетом — это привычка, для которой нужен инструмент. Самый удобный вариант — мобильное приложение, где можно посмотреть траты к концу месяца. Заходить туда перед каждой покупкой быстро надоест, поэтому нужно взять за правило открывать его раз в неделю для контроля, например.
Помогите подростку вместо абстрактной цели «хочу накопить за полгода много денег» поставить конкретную задачу: «отложить 50 тыс. рублей для покупки приставки». Далее посчитайте бюджет и определите количество времени, которое потребуется для ее осуществления.
Не забудьте, что на покупку нужно заложить средства с небольшим запасом, так как продукты и вещи имеют свойство расти в цене. Если вы в ближайшем будущем собираетесь совершить крупную покупку, например, машину или недвижимость, то вовлеките ребенка в процесс.
Покажите ему на собственном примере, что ставить цель «купить машину за 1,5 миллиона» при условной заработной плате в 80 тыс. бессмысленно. Целесообразнее ориентироваться на более дешевый сегмент и спрогнозировать рост цен по рынку.
Если средств все равно не хватает, то можно взять кредит — это нормальная практика. Главное — рассчитывать свой бюджет и не просрочивать платежи.
Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?
Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.
В промежутке между 7-10 годами ваше чадо способно контролировать свой бюджет и совершать несложные процедуры по его приумножению. Именно в этом возрасте необходимо ввести такое понятие карманных денег. Для этого договоритесь с малышом о конкретной сумме, которую вы будете ежедневно ему выдавать. Соответственно, эти деньги он без труда сможет потратить на личные нужды.
В то же время следует обсуждать расходы малыша и говорить, как правильно распределять свои финансы. В 7-10 лет он может обосновать свои растраты, сравнивать стоимость идентичных товаров, выбирать приемлемую цену и экономить. В перспективе 7-10-летние дети способны откладывать часть карманных денег с последующим их накоплением на среднесрочный период (не более 1-3 месяцев).
Размер суммы в первую очередь зависит от бюджета семьи. Но даже если ваши возможности велики, спешить не стоит. Начинайте с небольших сумм. Определите, сколько денег ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Подростку можно выдавать деньги раз в неделю или даже раз в месяц — это подведет их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».
Вы можете обговорить, какие расходы ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. Например, подросток вполне может оплачивать себе сам проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. Участие ребенка в оплате собственных расходов принесет много пользы в освоении финансовых навыков.
Можно поинтересоваться у других родителей в классе, сколько в среднем они выдают на карманные расходы своим детям. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.
Какая сумма нужна подростку
Если деньги малышам дают не все родители, то для подростков этот вопрос решен — карманные деньги им давать надо. Остается договориться о сумме. У подростков разнообразные потребности, денег им требуется больше, чем младшему школьнику. Решение о количестве карманных денег принимается исходя из семейного бюджета, хотя чрезмерные суммы могут приучить ребёнка к бездумным тратам.
Деньги подросткам следует давать из расчета их расходов на еду в школе, проезд, оплату мобильной связи, походы в кино, кафе, подарки на день рождения друзьям.
Многие родители дают необходимый минимум, считая, что на развлечения подростки уже могут заработать сами. Подработку для 15-летних найти не так просто, но к заработанным самостоятельно деньгам отношение будет более осознанное.
Статистика разных стран
В каждой стране существуют свои традиции, сколько давать ребенку на карманные расходы. Сумма зависит от того, какой доход в семье, а также род ители сами устанавливают планку финансовых поступлений подростку.
Сколько карманных денег дают детям в разных странах (по результатам статистических данных американской компании TNS ):
Основным источником дохода у подростков являются, конечно же, родители или родственники. Старшеклассники, как правило, стараются найти подработку, чтобы иметь собственный доход.
Подростки из разных стран тратят полученные деньги по-разному. Например, европейских подростков родители учат экономить, поэтому они обычно откладывают часть суммы. Школьники из России, Украины, Беларуси часто тратят все, что получили.
Куда уходят карманные деньги
Современные мальчики и девочки предпочитают тратить деньги в интернет-магазинах. Подростки из разных стран приобретают модную одежду, обувь, аксессуары в интернете. Старшеклассники стараются отложить часть карманных денег, чтобы приобрести новый гаджет: мобильный телефон, планшет, ноутбук. Естественно, собирать приходится долго, поэтому обычно родители добавляют недостающую сумму из семейного бюджета. Девочки тратят карманные деньги на украшения, косметику, бижутерию.
Такое поведение может свидетельствовать о том, что ребенок не ценит труд родителей, не знает цену деньгам, либо суммы уходят на запрещенные препараты (алкоголь, никотин и т.д.). Возможно, вашему сыну нравится девочка, и он покупает ей подарки, чтобы привлечь внимание. В любом случае, нужно поговорить с сыном или дочерью и выяснить, какой мотив движет к неоправданным тратам.
Лайфхаки, как не тратиться на мелочи
Записывай каждую свою трату. Это поможет тебе увидеть необязательные расходы и посчитать деньги, потраченные зря.
В следующий раз, когда тебе сильно захочется приобрести новые кроссовки или очередной модный аксессуар, отложи покупку на пару дней. Эмоции улягутся, и ты сможешь принять взвешенное решение.
Посчитай, сколько денег в месяц дают тебе родители. Постарайся сразу отложить не менее 10% от этой суммы, чтобы они не превратились в лишние шоколадки.
Ты когда-нибудь зарабатывал деньги сам? Представь, сколько времени придется работать, чтобы купить, например, еще один свитшот. Такая мысль делает трату менее приятной.
Действует, если тебе дают карманные деньги на месяц вперед. Возьми четыре конверта, рассортируй деньги на четыре недели. К концу недели конверты не должны пустеть. Клади остаток в общую копилку.
Заведи банковскую карточку и расплачивайся ей. Банковские приложения позволяют следить за расходами и планировать траты в личном кабинете.
Как только у ребенка появляются деньги, появляется связанное с ними ощущение риска. Это не хорошо и не плохо, просто факт.
Предупредите о них ребенка, чтобы не попасть в неприятности:
- если кто-то вымогает у школьника деньги, угрожая ему, семье или друзьям, то необходимо обратиться за помощью к взрослым;
- если предлагают вложить деньги куда-то, чтобы через неделю получить двойную прибыль, — не стоит вестись, лучше поделиться информацией с родителями;
- если кто-то из друзей занимается незаконными делами за деньги и зовет с собой подзаработать, то соглашаться не стоит. А нужно — что?… Правильно, рассказать родителям или учителю.
1. Покажите пример планирования и накопления
Делитесь с детьми своими планами долгосрочных покупок. Например, идеей этим летом пристроить веранду к дому на даче, планами купить более вместительный автомобиль, решением купить новый телевизор. Расскажите, что это важная трата, но на неё невозможно найти денег сразу, придётся откладывать. Если ребёнок разделит привлекательность планов, можно рассказывать ему, какая часть суммы уже накоплена.
2. Приобретите копилку
Для того чтобы не растерять и не растратить отложенное, маленьким детям лучше купить копилку. Так у них появится конкретное место, куда они будут откладывать свои накопления. Выдавать карманные деньги следует мелкими купюрами, для того чтобы ребёнок мог визуально распределить имеющиеся средства и сопоставить со своими желаниями.
Как не дать подростку сесть на шею
Лимит на карманные деньги всегда нужно обговаривать на берегу. Вы должны изначально понимать, что тех средств, которые вы даете подростку, хватает на закрытие его нужд. Если с каждым месяцем эти суммы растут, то вы опять упускаете контроль.
Тем не менее, сумма карманных денег с возрастом ребенка может увеличиваться:
«У подростка растут обязанности, поэтому мы не можем давать ему столько денег, сколько давали в 5 классе. Например, подростки сами покупают себе одежду, могут ходить на занятия по подготовке к ЕГЭ, у девочек появляется своя статья расходов на косметику. Это тоже нужно учитывать».
Майя пояснила, что деньги — это важно для подростка, так как они тоже помогают в межличностных отношениях. Сходить компанией в Макдоналдс, угостить друга пирожком, купить девочке шоколадку — согласитесь, не всем понравится друг, который вечно ест и развлекается за чужой счет.
На что подросток может потратить деньги
Для школьников собственные финансы и банковские карты – своеобразный атрибут взрослой жизни. Но одновременно с этим они становятся и поводом для тревоги со стороны родителей. Ведь отследить расходы подростка им в этом случае практически невозможно.
По закону дети могут самостоятельно распоряжаться своими финансами уже с 14 лет. В этом же возрасте им можно заводить собственные дебетовые карты и открывать вклады в банках. В некоторых из них родители могут попросить выписку по карте или написать заявление на закрытие счета, если, по их мнению, ребенок неразумно тратит деньги. Но такая практика встречается довольно редко.
Эта сфера пока практически не регулируется законодательством. И ответственность за финансовую жизнь ребенка полностью лежит на родителях. Только они могут выстроить с подростком доверительные отношения и научить его правильно обращаться с деньгами.
Искать возможности для заработка стоит тогда, когда не хочется уменьшать расходы, либо если при экономии не хватает денег. Но прежде чем найти какую-либо подработку, поразмыслите, увеличить ли срок накоплений или найти аналог нужного товара, но по меньшей цене. Таким образом, можно и не искать работу.
Еще один вариант – попросить больше денег на карманные расходы. Но зарабатывать что-то самому это приятнее и порой интереснее. Так вырабатывается самостоятельность, и повышается уверенность в себе.
Если родители будут давать больше денег подростку или сами купят нужную вещь – то это плохо. Ведь в таком случае новая игрушка быстро надоест ребенку, потому что он не прилагал усилий для ее покупки. И вскоре начнет просить у родителей что-то другое.
Поэтому найти работу подростку – хороший вариант увеличить доходы. Но есть один нюанс, работать можно с 16 лет. Другой вариант, работать ребенку с 14 лет, только при согласии родителей.
Эти советы помогут облегчить процесс накопления денег для подростков:
• Отложенные деньги обязательно прячьте, ведь если вы их часто видите, появляется соблазн их потратить.
• Если есть возможность, иногда прогуляйтесь вместо поездки на городском транспорте. Это поможет немного сэкономить.
• Прежде чем купить что-либо подождите 2-3 дня. Это касается крупных покупок. Бывает такое, что через пару дней вам не захотите покупать желаемую вещь.
• Берите с собой столько денег, сколько вам нужно на день. Если взять крупную сумму, то как правило, потратятся все деньги.
• Не переусердствуйте, не нужно ограничивать и отказывать себе во всем. Иногда балуйте себя. Процесс накопления должен быть приятным.
• Начните изучать азы финансовой грамотности, это облегчит вам жизнь и поможет грамотно распоряжаться деньгами.